"Удар судьбы". Бетховен в Вестфалии. Исторический очерк.
(Очерк под этим названием выставлен на Ю-Тюбе)
Этот материал вначале вышел на немецком в рамках книжки-проекта о происхождении названий улиц вестфальского Гельзенкирхена. В городе 920 улиц и переулочков, и Бетховенштрасе среди них конечно тоже имеется. С чего бы? - возникла у нас тогда мысль. По счастью, краеведение здесь в почете и у города имеется свой особый сайт, на котором мы и нашли первые связанные с пребыванием здесь Моцарта зацепки.
Местное управление культуры книжкой тогда осталось довольно, была даже презентация сборника, сопровождавшаяся небольшой художественной выставкой и игрой на музыкальных инструментах, в том числе пьес Бетховена.
Заметка про Бетховена в немецкой книжке получилась микроскопическая, поскольку улиц в ней было перечислено немало, да и пребывание здесь Бетховена вряд ли повлияло на историю города. Однако собранного к статье и не вошедшего в нее материала нам было жалко - и вначале мы устроили чтение на Ю-Тюбе расширенного варианта по-немецки, а затем и вообще переписали всё заново по-русски, со всеми полуцензарными пикантностями и даже, так сказать, шутками. Поскольку значение Бетховена конечно намного шире, чем проблематика краеведения в Гельзенкирхене, и если уж композитора занесло в вестфальскую глубинку, то об этом вправе в деталях узнать все желающие. К русской передаче на Ю-Тюбе мы снова всё основательно переделали.
Итак... зачем и почему? Что забыл в 1790-м году в Гельзенкирхене Людвиг ван Бетховен, родившийся и проживавший в Бонне, пока не уехал в Вену, получив предложение учиться у Гайдна.
Вообще-то отец Бетховена и сам он мечтали об ученичестве у Моцарта, но тот умер годом позже описываемых здесь событий. Кстати, может показаться интересным, что молодой Бетховена учился не только у Гаййдна, но и у Сальери, правда недолго.
Начать историю лучше с 1264-го года, иначе с местом рождения и проживания нашей Дульсинеи возникнут неясности.
А Дульсинея в Гельзенкирхене конечно имелась, иначе бы вряд ли блестящий двадцатилетний придворный музыкант Людвиг подался почти на год за двести верст от родного дома в Бонне - и не в Гельзенкирхен даже, которого тогда еще не было и в помине, а в так называемую "вольную общину" Буер с тремя церквями и двумя дюжинами улиц, нынче один из районов Гельзенкирхена.
Откуда же взялась Дульсинея?
На северо-западной оконечности Вестфалии - той самой, что Багрицкий в "Птицелове" назвал бузинной, а артисты Никитины донести стихотворение до широкой публики, - на самой границе с Голландией располагается городок Клеве, по-римски Кливия, известный с 1092 года.
С 1226-го по 1275-й в Клеве проживал граф Дитрих, обычно называемый седьмым, а иногда шестым. Исследователь же дворянской старины Краус вообще считает этого Дитриха всего лишь пятым, что, конечно, тоже почетно, но уже как бы не до такой степени. Времена были суровые, кругом царило мрачное средневековье, и даже знатные господа порою сбивались со счета.
Граф Дитрих Седьмой, он же Пятый, активно занимался административной деятельностью. Видимо, он понимал, насколько непродуктивен рабский труд и принимал соответствующие меры. Суть его деятельности состояла в предоставлении городского статуса различным мелким вассальным поселкам. До этого они платили дань графу поголовно, а с приобретением статуса города начинали отчислять ему дополнительный налог от любой своей хозяйственной деятельности.
Статус города означал право иметь крепостной вал, городские ворота и собственную охранную дружину, проводить ярмарки, а также взимать поборы за пользование местными ресурсами, то есть мостами, дорогами, рынками, охотничьими и рыбными угодьями. Часть этих денег отходила графу; таким образом возникли немецкие города Динслакен, Орсой и Бюдерих.
В свите графа среди прочих состоял рыцарь Герлах фон Штюнкеде, ведущий свою родословную от Гвецелино де Штункете, подпись которого в качестве свидетеля фигурирует в 1142-м году в документах аббатиссы Ирментрудис Эссенской.
Этот Герлах, человек заносчивый и гордый, затеял тяжбу с папой своего сюзерена, графа фон Клеве, из-за прав на некое предместье.
При этом он настолько не рассчитал силы, что по суду остался не только без собственности, но и без крыши над головой.
Папа Дитриха Седьмого, тоже Дитрих, потирал руки в предвкушении доходов от отсуженной вотчины Герлаха, а сам Герлах ютился теперь в какой-то каморке у клевского графа.
Однако скоро сюзерен нашел непутевому Герлаху лучшее применение. Ему было поручено возвести замок в упомянутом уже местечке Буер, или Пуира, а затем сделаться его управляющим.
В 1260-м папа Дитрих удалился от дел, а в 1264-м трудами Герлаха фон Штюнкеде в Буере началось строительство: на пологом склоне расположился обширный парк с несколькими сообщающимися водоемами, включая небольшое озерцо, а выше озера стал расти замок Берге, названный так просто в связи в его расположением: "берг" по-немецки гора. Бетховен родится только через пятьсот лет после этих событий - в 1790-м году.
Шлосс Берге, как и обычно в средневековье, множество раз горел, достраивался и перестраивался. Важно другое: юношеская любовь композитора, графиня Мария-Анна-Вильгельмина фон Вестерхольт-Гизенберг (1773-1852) появилась на свет именно в этом замке.
Мария-Анна была ранним ребенком - ее матери на момент родов едва исполнилось 16 лет, и это были уже вторые роды: годом раньше родился брат Мери-Энн Максимильян.
В шлосс Берге юная графиня попала по отцовской линии: замок на тот момент принадлежал Лудольфу Фридриху Адольфу фон Бёнен. В двадцатидвухлетнем возрасте (1769) Лудольф взял в жены двенадцатилетнюю Вильгельмину... а дальше дети, общим числом четверо. От матери, Вильгельмины Фридерики Франциски фон Вестерхольт-Гизенберг, девочка унаследовала титул и замок Вестерхольт. От него до Буера не будет и десяти километров, супруги были соседями.
Летом 1790 года Бетховен "сопровождает", как выражаются биографы, семью Вестерхольт из Бонна в Вестфалию. Скорее всего семейство возвращается из Маннхайма, где отец Марии фон Вестерхольт, Лудольф фон Бёнен, именно в этом году был возведен в графское достоинство. Дорога вдоль Рейна была в те времена безусловно наиболее наезженной и безопасной. Известно также, что с юной графиней Марией фон Вестерхольт Бетховен знаком в 1786 года - тут безусловно работают контакты его покровительницы, Елены фон Бройнинг. Но об этом чуть позже.
В 1790 году Марии исполнилось шестнадцать, Бетховену двадцать.
Он - подающий большие надежды музыкант, которого в 17-летнем возрасте принял в ученики сам Моцарт, хотя дело до ученичества и не дошло.
К двенадцатому году жизни Бетховена отец его настолько поддался зеленому змию, что подростку приходится содержать семью, тринадцатилетним он уже зарабатывает 150 гульденов в месяц, служа "помощником органиста" при дворе боннского курфюрста. Начавшиеся в 1787 году занятия в Вене у Моцарта приходится прервать, поскольку тяжело заболевает и вскоре умирает мать Бетховена. Юноше приходится вернуться в Бонн.
Елену фон Бройнинг, в прошлом супругу тайного советника и лейб-врача кельнского курфюрста, биографы порой называют второй матерью Бетховена, так много она сделала для него в годы его взросления и становления.
С 1785 года Бетховен не только служит учителем фортепиано у детей вдовы Бройнинг - Элеоноры и Лоренца, - он даже остается порой ночевать в доме, а главное, как без пиетета замечают биографы, осваивает здесь столь необходимые для вращения в свете хорошие манеры и впервые для себя всерьез открывает литературу и стихосложение.
Высшему боннскому свету юный музыкант был представлен именно этой дамой.
Источники, не стесняясь в выражениях, сообщают о Лудольфе фон Бёнене, отце нашей гельзенкирхенской Марии, как о пьянице, бездельнике и любителе сладкой жизни. Всем хозяйством в доме заведует мать - эмансипированная Вильгельмина Франциска. Именно она, очевидно, пригласила Бетховена к Вестерхольтам в домашние учителя и концертмейстеры. Бетховен поселяется в графском замке.
Сведения о пребывании Бетховена у Вестерхольтов скупы и отрывочны.
В числе развлечений или, скорее, увлечений пьяницы-графа была музыка: Лудольф фон Бёнен, теперь Вестерхольт, отлично играл на фаготе, брат Марии неплохо владел флейтой, сама она - клавишами. Так что Бетховен не только руководил индивидуальными занятиями, но и устраивал силами домочадцев импровизированные концерты.
Бетховен и раньше влюблялся в своих учениц, то тут его по-настоящему скрутило. Мария отвечала учителю вниманием и сочувствием, но ничем более. Бетховен страдал безмерно. Он, правда, продолжал писать музыку, но скоро и с этим было покончено: графский учитель музыки заваливал свою пассию стихами и письмами. "Нет ничего стабильного в этой жизни, - писал Марии Бетховен. - Всё разрушает время, и верных друзей так немного! Но для тебя, мой дорогой друг, мое сердце всегда останется неизменно любящим...".
Во всяком случае родители Марии действительно были очень заняты, если не заметили, что у них под носом развивается настоящий роман, причем роман с несовершеннолетней, что в те времена, кажется, не играло особенно существенной роли.
Тем временем Бетховен изо всех сил пытался понравиться графскому семейству, писал пьесы для домашнего оркестра, сам ставил их со своими именитыми музыкантами и сам дирижировал на домашних концертах.
Занятия с Марией имели успех: она даже выступила с несколькими фортепианными концертами в Бонне и Мюнстере и сделала себе этим имя у ценителей музыки.
Летом 1791 года графское семейство переехало из Вестерхольта в их второе владение - небольшой замок в самом центре Мюнстера.
В ходе фортепианных занятий учитель и ученица так часто оказывались совсем рядом, что наконец Бетховен не выдержал.
Однажды утром он пишет небольшую пьесу для фортепиано и посвящает ее возлюбленной, а в полдень, встретив Марию в парке, падает перед ней на колени и объясняется в любви.
"Но я, однако, дочь моих родителей", - несколько резко отвечает юная леди, имея в виду социальное неравенство.
В тот же день Бетховен рвет в клочки так и не переданную любимой музыкальную пьесу и вскоре отбывает из Мюнстера в Дюссельдорф. Очевидцы утверждают, что некоторое время он не мог сочинять музыку и даже пробовал утопиться.
Но вскоре текущие события отвлекли молодого человека от тягостных мыслей: он получает от Гайдна приглашение прибыть в Вену.
В апреле 1792-го года Мария выходит замуж за Фридриха фон Эльферфельдта.
В начале ноября 1793-го, после года пребывания Бетховена в Вене, Элеонора фон Бройнинг, дочь его покровительницы и его бывшая ученица, получает письмо, в котором Бетховен, среди прочего, просит прислать ему новую жилетку из заячьей шерсти, связанную ручками этой дамы, "поскольку полученная ранее уже вышла из моды".
Мария фон Вестерхольт проживает в браке долгую жизнь, воспитав четырех сыновей и дочь.
Живописное полотно Йохана Кристофа Ринклаке, созданное предположительно около 1815 года, изображает ее, счастливую и очевидно всеми любимую, в семейном кругу и до сих пор хранится в фамильном музее фон Эльферфельдтов.
А Бетховен уже в 1796 году начинает терять слух, у него постоянный шум в ушах. Он уединяется в небольшом городке Хайлигенштадт, но и это не помогает. Композитор снова близок к самоубийству - и снова преодолевает удар судьбы.
"Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным", - пишет он и продолжает творить - еще долгие тридцать лет.