Светлова Рина : другие произведения.

Физика сознания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этот доклад планируется к выступлению на международной конференции "Сознание как творящая сила Космоса", которая будет проходить в Москве, 2-3 апреля 2011 г. Подробности на сайте http://www.delphis.ru

Этот доклад планируется к выступлению на международной конференции "Сознание как творящая сила Космоса", которая будет проходить в Москве, 2-3 апреля 2011 г. Подробности на сайте http://www.delphis.ru/delphis/content/opisanie

Полная версия статьи на сайте http://merkab.narod.ru

Когда мы говорим о физике, то, прежде всего, понимаем, что говорим о природе или происхождении вещей. Ведь "фюзис" по-гречески означает "природа".  Например, мы говорим "природа материи", это значит, что речь идет о происхождении материи, ее структуре, развитии. Поэтому под "физикой сознания" мы тоже будем понимать происхождение сознания, его структуру и развитие.

Три научных факта, отрицающих существующее представление о реальности

Научные исследования последних лет показали, что концепция сознания предполагает совсем иную физическую реальность, очень далекую о той, что предлагает нам классическая физика. Мне хотелось бы остановиться на трех научных фактах, которые в корне меняют наше представление о реальности.

Первый факт касается голографичности сознания, о которой впервые заговорили в 60-х годах прошлого века. Хотя еще в 40-х годах, изучая  природу памяти и ее местонахождение в мозге, молодой ученый нейрохирург К.Прибрам обнаружил, что конкретная память не локализуется в определенных участках мозга, а распределена по всему мозгу, как единое целое. К такому выводу Прибрам пришел, основываясь на многочисленных опытных данных нейропсихолога К.Лэшли.

Лэшли занимался тем, что обучал крыс выполнять серию задач - например, выискивать наперегонки кратчайший путь в лабиринте. Затем он удалял различные участки мозга крыс и заново подвергал их испытанию. Его целью было локализовать и удалить тот участок мозга, в котором хранилась память о способности бежать по лабиринту. К своему удивлению, Лэшли обнаружил, что вне зависимости от того, какие участки мозга были удалены, память в целом нельзя было устранить. Обычно лишь была нарушена моторика крыс, так что они едва ковыляли по лабиринту, но даже при удалении значительной части мозга их память оставалась нетронутой.

Подтверждение этой способности пришло также и из наблюдений за людьми. Все пациенты, у которых мозг был частично удален по медицинским показаниям, никогда не жаловались на потерю конкретной памяти. Удаление значительной части мозга может привести к тому, что память пациента станет расплывчатой, но никто не терял после операции избирательную, так называемую селективную память.

Со временем оказалось, что память - это не единственная функция мозга, в основе которой лежит голографический принцип. Следующее открытие Лэшли заключалось в том, что зрительные центры мозга обнаруживают удивительную сопротивляемость хирургическому вмешательству. Даже после удаления у крыс 90% зрительного отдела коры головного мозга (часть мозга, которая принимает и обрабатывает видимое глазом) они были в состоянии выполнять задачи, требующие сложных зрительных операций. Таким образом, было доказано, что зрение также обладает голографичностью. Дальше оказалось, что и слух обладает голографичностью и т.д. В общем, исследования Прибрама и Эшли доказали, что в основе работы мозга лежит принцип голографии.

Ко второму научному факту, который также вносит существенное искажение в существующую научную картину мира, относится обнаруженная субъективность научных наблюдений.  О том, что существует корпускулярно-волновой дуализм, современный человек знает еще со школы. В школьной программе есть тема, в которой рассказывается, что электрон и фотон в разных опытах ведут себя по-разному: в одних случаях, как частица, в других - как волна. Так объясняется корпускулярно-волновой дуализм, а далее делается обобщающий вывод, что все элементарные частицы могут быть и частицами, и волнами. Точно так же, как свет, гамма-лучи, рентгеновские лучи могут превращаться из волны в частицу.  Только в школьной программе не говорится о том, что физиками обнаружен еще один крайне интересный факт: частица в опыте проявляет себя как корпускула только тогда, когда ее отслеживает наблюдатель. Т.е. кванты проявляются как частицы, только когда мы смотрим на них. Например, когда электрон не наблюдаем, он всегда проявляет себя как волна,  и это подтверждено экспериментами.



Представьте, что у вас в руке шар, который становится шаром для боулинга только при том условии, что вы на него смотрите. Если посыпать тальком дорожку и запустить такой "квантованный" шар по направлению к кеглям, то он оставлял бы прямой след только в тех местах, когда вы на него смотрели. Но когда вы моргали, то есть не смотрели на шар, он переставал бы чертить прямую линию и оставлял бы широкий след волны, как, например, на море.

Один из основателей квантовой физики Нильс Бор, указывая на этот факт, говорил, что если элементарные частицы существуют только в присутствии наблюдателя, тогда бессмысленно говорить о существовании, свойствах и характеристиках частиц до их наблюдения. Естественно, что такое заявление в значительной степени подрывает авторитет науки, поскольку она основывается на свойствах явлений "объективного мира", т.е. независимых от наблюдателя. Но если теперь оказалось, что свойства материи зависят от самого акта наблюдения, то непонятно, что тогда ожидает впереди всю науку.

Третий научный факт, на котором хотелось бы остановиться относится к эксперименту, проведенному в 1982 году в Парижском университете исследовательской группой под руководством физика Алена Аспекта. Ален и его группа обнаружили, что в определенных условиях сдвоенные пары фотонов могут коррелировать свой угол поляризации с углом своего двойника. Это означает, что частицы способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними, будь то между ними 10 метров или 10 миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Из этого эксперимента следует один из двух выводов:

1. неверен постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света,

2. элементарные частицы не являются отдельными объектами, а принадлежат некому единому целому, соответствующему более глубокому уровню реальности.

На основании сделанного Аспектом открытия физик лондонского университета Дэвид Бом предположил, что объективной реальности не существует, что, несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе это гигантская, роскошно детализированная голограмма.

Согласно Бому, явное сверхсветовое взаимодействие между частицами свидетельствует о том, что существует скрытый от нас более глубокий уровень реальности с более высокой размерностью, чем наша. Он считает, что мы видим частицы раздельными потому, что мы видим лишь часть действительности. Частицы - не отдельные "части", а грани более глубокого единства, которое в конечном итоге голографично и невидимо. И поскольку все в физической реальности состоит из этих "фантомов", наблюдаемая нами вселенная сама по себе есть проекция, голограмма. Если очевидная разделенность частиц - это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире могут быть бесконечно взаимосвязаны. Все взаимопроникает со всем, и хотя человеческой натуре свойственно разделять, расчленять, раскладывать по полочкам все явления природы, все такие разделения искусственны, а природа в конечном итоге предстает неразрывной паутиной единого неделимого целого. Открытие А. Аспекта показало, что мы должны быть готовы рассматривать радикально новые подходы для понимания реальности.

Таким образом, обнаруженная в исследованиях голографичность сознания смыкается с голографической моделью мира, она как бы является следствием того, что сам мир устроен в виде гигантской голограммы. Поэтому для того чтобы обосновать происхождение сознания, нужно создать такую модель мира, которая объясняет голографичность всего мироздания.

 

Принципы самоорганизации материи

     Концепцию мироздания, которая способна объяснить голографичность Вселенной, можно построить на основании самоорганизации систем. О том, что самоорганизация материи происходит повсеместно, говорить не приходится, это очевидно. Хотя полагается, что если в природе повсюду наблюдается самоорганизация, стало быть, это такое свойство самой материи. В этом случае обычно говорят, что материи "имманентно присущ" механизм самоорганизации. Механизм этот не объясняется и уж тем более не доказывается.

Однако можно сформулировать основные принципы самоорганизации материи, которые являются самодостаточными для самоорганизации любой системы. Именно с построения самой теории самоорганизации систем имеет смысл вообще говорить о возникновении и образовании Вселенной и всего того, что в ней существует. Такая теория (более точно - концепция) самоорганизации включает в себя десять основных принципов. Сами по себе принципы являются всеобъемлющими настолько, что их с полным основанием можем относить к самым основным законам Вселенной, к суперзаконам или суперпринципам. Т.к. на их основе может быть логично объяснен механизм всех процессов или явлений во Вселенной, включая и сознание.

Поэтому прежде, чем мы начнем говорить о сознании, очень коротко сформулируем  десять принципов самоорганизации систем или материи, что, в общем, одно и то же, расположив их по тройкам (или триадам) принципов.



Первая триада принципов самоорганизации определяет образ (или содержание) образующейся системы.

Первый принцип -  принцип самоопределения. Для того чтобы выделиться из некоторого однородного, гомогенного состояния, система должна "обнаружить" в себе некий признак, по которому она сможет выделять себя из окружающей среды.

Второй принцип - принцип дополнительности. Усложнение системы определяется получением еще одного признака, который формируется по принципу "антипризнака", т.е.  его отсутствием, что в свою очередь является еще одним признаком.

Третий принцип - принцип нейтрализации. Усложнение и устойчивость системе даст третий признак, который будет в себя включать оба качества двух предыдущих признаков. Третий принцип говорит о возможности интеграции двух противоположностей и образовании новой, качественно другой целостности, отличающейся от исходной.

Вторая триада принципов самоорганизации определяет форму, в которую воплощается образующаяся система.

Четвертый принцип - это граничные условия существования системы, определяющие троичность систем (подсистема, система, надсистема), как некое целое (три в одном).

Пятый принцип - принцип дифференциации или процесс развития внутрь, другими словами, это процесс квантования. Любая выделенная система способна определять внутри себя новые подсистемы, т.е. в этом процессе воплощаются все перечисленные выше принципы. Каждая новая индивидуальность способна бесконечно квантоваться по установленному признаку, образуя всякий раз новую целостность более мелкого масштаба.

Шестой принцип - принцип интеграции частностей в единое целое, с сохранением всех ранее выделенных противоположностей. В результате целостность приобретает внутреннее дифференцированное содержание, или внутреннюю упорядоченную структуру. Этот принцип эволюции. Новая целостность отличается от исходной тем, что обладает внутренней структурой, гармонией, ее энтропия существенно ниже. Поэтому основными признаками всех эволюционных процессов являются интеграция систем и уменьшение внутренней энтропии системы.

Фактически пятый и шестой принципы декларируют преобразование целостности из континуального (непрерывного) состояния в дискретное и обратно. Совокупность обоих принципов дает нам формулу развития "континуальность - дискретность - континуальность".

 



Третья триада принципов самоорганизации определяет способ воплощения идеи системы в реальную систему.

Седьмой принцип. Все перечисленные принципы становятся семью новыми признаками систем, устанавливающие связи между системами и подсистемами, которые определяют их новые свойства: три - внутри, три - снаружи, или иначе три низшие структурообразующие функции и три высшие управляющие функции, между которыми существует функция отражения, позволяющая отражать низшие функции в высших.

Восьмой принцип. Совместно с седьмым принципом представляет собой два диалектически связанных закона: закона созидания и закона разрушения, которые, дополняя друг друга, позволяют реализоваться процессам эволюции. Механизм действия восьмого принципа основан на образовании обратных связей, обусловленных законами симметрии и сохранения энергии.

Девятый принцип. Принцип целостности, замкнутости и единства не только всех систем, но и всего мироздания, воплощающийся в виде структуры системы и ее функций, как способ существования любого творения, создаваемого в нашей Вселенной в качестве самоорганизующейся системы.

Теперь о последнем, десятом принципе, который не относится к триаде, а является отдельным самодостаточным принципом, и который как бы включает в себя все предыдущие девять.

Десятый принцип - это  принцип реализации системы или точка реализации, когда принципы воплощаются в реальность. Это принцип целостности системы.



Теперь, используя перечисленные принципы, можно объяснить все явления мира. Происхождение сознания будем рассматривать в общем контексте образования Вселенной. Следует сразу оговорить, что сотворение мира нельзя рассматривать на пустом месте. Мир сам по себе не возникает и не рождается. Поэтому мы будем рассматривать наш мир не с точки зрения его зарождения, а с точки зрения его переорганизации или переструктуризации. Это значит, что до того момента, как стал организовываться наш мир, наша Вселенная, ему предшествовало некое исходное состояние или первичная праматерия, из которой образовалось нынешнее мироздание.

Самоорганизация нашего мира началась с первого принципа или принципа самоопределения. Этот первичный признак, с которого началась организация нашей Вселенной, в силу изложенных выше причин можно назвать субъектным признаком. Согласно второму принципу следом "сформировался" еще один признак, или антипризнак, который можно назвать объектным. Таким образом, в мире формируются две реальности: субъективная и объективная. Но забегая вперед, можно сказать, что мы с вами живем в интегральной реальности, когда обе - субъективная и объективная реальности - объединены в единое целое, и объединяет их в себе человеческое сознание.



Хронооболочки

      Не буду вдаваться в подробности о процессе самоорганизации Вселенной, об этом в полной мере говорится в моей книге "Физика сознания", которая опубликована в интернете. Остановимся только на одном  моменте. Первым объектом, который создается в объективном мире, является время. Время, помимо того, что является объектом, обладает еще рядом удивительных свойств.



      Говоря о самоорганизации материи, мы как бы подразумеваем существование неких структурообразующих сил. Благодаря исследованиям Н.Козырева, изучавшим физические свойства времени, стало понятно, что структурообразующие функции присущи самому времени. Козырев считал, что время - это явление Природы, которое объединяет все объекты в мире. Оно обладает особым свойством, создающим различие причин от следствий. Именно посредством времени одни системы оказывают влияние на другие, передается энергия от системы к подсистемам и организуется внутренняя структура систем. Понятие времени и энергии становятся синонимичными. И время в своем становлении появляется не как четвертая координата пространственно-временного континуума, а как квант действия, как самоорганизованная сущность, обладающая своими особенностями и качествами.

Появляется время в виде системы хронооболочек, каждая из которых представляет собой "дырку", наполненную определенным количеством энергии. Поэтому под термином хронооболочка понимается структурировано оформленный поток времени. Другими словами, хронооболочкой можно считать некое физическое поле, обусловленное природой времени. Только в отличие от привычных полей, магнитного, например, которые считаются бесконечными, хронооболочка ограничена, т.е. замкнута. Поэтому появляется слово оболочка, можно было бы сказать и хроносфера, только топология хронооболочки или ее форма может быть отличной от сферической, поэтому термин оболочка подходит больше.

Дать определение, что такое время очень сложно. Это связано с тем, что мы полагаем время единым, т.е. одинаковым на все случаи жизни. Однако исследование проблемы времени показало, что времен много. Каждому объекту, процессу, явлению присуще свое собственное время. Например, говоря о субъективной реальности, вполне можно было бы допустить существование сознания у нашей планеты. Но трудность доказательства или опровержения этого предположения в том, что мы существуем с планетой в разных временных измерениях. То, что для нас является тысячелетием, для планеты будет всего лишь одним мигом. Поэтому нам, наверно, никогда не удастся "поговорить" с планетой. И хотя понятно, что это всего лишь шутка (по поводу "разговора" с планетой), но смысл различных временных "измерений" из этого примера понятен. Однако говорить о временных измерениях нет смысла, т.к. сразу приходит сопоставление с пространственными измерениями, что является в корне неверным. Поэтому опять более уместен термин оболочка.



Вселенная на первом этапе образуется в виде системы, состоящей из огромного числа хронооболочек в соответствии с десятью принципами самоорганизации материи. Волновые свойства хронооболочек структурируют пространство Вселенной в виде огромной голограммы, где любая часть голограммы отражается в каждой ее точке. Эту голограмму я называю интегральной структурой мироздания (ИСМ). Ее также еще можно представить в виде огромной "дискеты", на которой записан весь план развития мира или сценарий эволюции Вселенной.

Хронооболочек существует огромное множество, и все они взаимосвязаны между собой посредством времени. Мы можем различать хронооболочки для каждого явления, процесса, объекта, например, хронооболочка планеты Земля, хронооболочка человечества, хронооболочка отдельного человека и т.д.

Причинно-следственная связь: живое - из живого, разумное  - из разумного

     Знаменитый ученый В.И.Вернадский, занимаясь поиском зарождения жизни на Земле в определенную геологическую эпоху, утверждал, что нет ни одного факта, указывающего на то, что жизнь зародилась в какое-то особое время, напротив, говорил он, все факты свидетельствуют, что живое вещество было всегда. Он извлек из небытия принцип Реди, сформулированный еще в ХVII столетии: "Omne vivum e vivo" (всё живое из живого). Вернадский отрицал самопроизвольное зарождение жизни (абиогенез). Он говорил, что с геохимической и геологической точек зрения вопрос стоит не о синтезе отдельного организма, а о возникновении биосферы, как некого единого целого. Жизненная среда (биосфера), говорил он, создалась на нашей планете еще в догеологический период. Причем создался сразу целый монолит, а не отдельный вид живых организмов, поэтому необходимо предположить одновременное создание ряда организмов разной геохимической функции, тесно взаимосвязанных между собой. Это непрерывное единство живого вещества в окружающей нас среде существует с самого начала образования планеты.



А знаменитый биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский как-то заметил "мы все такие материалисты, что нас всех безумно волнует, как возникла жизнь. При этом нас почти не волнует, как возникла материя. Тут все просто. Материя вечна, она всегда была, и не нужно никаких вопросов. Всегда была! А вот жизнь, видите ли, обязательно должна возникнуть. А может быть, она тоже всегда была. И не надо вопросов, просто всегда была, и все".

Следуя логике причинно-следственных связей, можно также утверждать, что живое может возникнуть только из живого. Это означает, что такое качество материи, как витальность, существовало всегда, и если мы не отмечаем его у косной материи, то это совсем не значит, что жизни там нет. Может быть, она способна проявляться только при определенных количествах, меньше которых мы материю воспринимаем как неживую. Но то же самое можно сказать и о разумности. Опять же в соответствии с логикой причинно-следственных связей - разумное может возникнуть только из разумного.

Исходя из вышеперечисленных предпосылок, можно положить, что витальная и разумная компоненты или составляющие нашего мира существовали всегда, точно так же как мы полагаем, что материя существовала вечно. Поэтому в исходную первоматерию необходимо ввести витальную (живую) и разумную компоненту в виде U и S-признаков, исходя из того, что причинно-следственные связи показывают, что мертвое вещество не может породить живое, так же как неразумная материя не может породить разумную.

Изучая природу времени, Козырев обращал особое внимание причинно-следственным связям, которые обусловлены ходом времени. Поэтому теперь мы можем говорить о трех типах хронооболочек, каждая из которых обладает своим признаком: S-признак - разумность, U-признак - витальность, D-признак - субстанциональность.



Образование трех типов хронооболочек можно представить в виде трех цветов, где каждому цвету соответствует свой тип, а можно представить их и в виде частных производных, образующихся при дифференциации. Хотя эти частные производные тоже являются всего лишь иллюстрацией происходящих процессов. Но они более полно отображают смысл образующихся объектов, чем цветовой вариант.

Если говорить о хронооболочках  нашей планеты, то можно считать, что в процессе эволюции (интеграции) в хронооболочке  D-типа формировалось физическое тело планеты, в хронооболочке U- типа создавалась биосфера Земли, а в хронооболочке S-типа - была создана ноосфера планеты. Рассматривая эволюцию Земли, можно с полной уверенностью сказать, что зарождение жизни, также как и зарождение разума в том виде, в каком мы их сейчас наблюдаем, совершенно не случайно. Они были предопределены всем ходом эволюции.



 

Формы сознания

Когда мы признаем, что у косной материи отсутствует сознание и жизнь, то это совсем не значит, что на самом деле там нет ни жизни, ни сознания. Вполне возможно, что они проявляются только при достижении определенного количества, меньше которых мы материю воспринимаем как неразумную или неживую.

Уже давно наукой установлено, что разумность некоторых живых существ возрастает при достижении определенного количества особей одного вида. Ученые зафиксировали факт, что многие живые существа одного вида собираясь вместе, начинают действовать как отлично отлаженный механизм, управляемый из единого центра. В каждом таком случае требуется определенное количество особей одного вида, при превышении которого они начинают обладать коллективным сознанием и подчиняться единой цели. Так термиты, находясь вместе, в небольшом количестве никогда не возьмутся за сооружение термитника. Но если их число "увеличить" до "критической массы", то они сразу прекращают свое хаотическое движение и принимаются за постройку сложнейшего сооружения - термитника. Складывается впечатление, что они внезапно получают откуда-то приказ на строительство термитника. После чего многие тысячи насекомых моментально группируются в рабочие бригады и работа закипает. Термиты уверенно строят сложнейшее сооружение с бесчисленными ходами, вентиляционными каналами, отдельными помещениями для продовольствия личинок, королевы и т. д. Проводили и такой эксперимент: на начальных стадиях построения термитника его делили достаточно большим и толстым металлическим листом. Причём следили, чтобы термиты с одной стороны листа не переползали за него. Потом, когда термитник был построен, лист убирали. Оказывалось, что все ходы с одной стороны точно совпадали с ходами с другой стороны.

То же самое и у птиц. Отбившиеся от стаи перелетные птицы теряют ориентировку, блуждают, не зная точного направления, и могут погибнуть. Стоит таким отбившимся птицам собраться вместе стаей, и они сразу получают некий "коллективный" разум, указывающий им традиционный маршрут перелета, хотя только что каждая из них поодиночке не знала направления. Были случаи, когда стая состояла только из молодняка, но она всё равно долетала до нужного места. Подобная форма сознания проявляется у рыб, мышей, антилоп и других животных как нечто существующее отдельно от сознания каждой особи.



Назовем такой "коллективный разум" животных видовой формой сознания. Это означает, что разумность принадлежит не отдельной особи, а всему виду в целом. В данном случае мы говорим о том, что разумность первоначально проявляется как инстинкт самосохранения. В описанных выше примерах именно "вид" заинтересован в своем самосохранении, т.е. в сохранении не отдельной особи, а вида в целом.   В отличие от видовой формы будем также различать индивидуальную форму  сознания. Таким индивидуальным сознанием обладает преимущественно человек. Индивидуальная форма сознания "заинтересована" в сохранении целостности только отдельного организма.

Воспользуемся существующими в биологии различными уровнями организации живой материи, или  биологической организации, которые, как правило, подразделяют на семь уровней: 1.биосферный, 2.экосистемный (или биогеоценозный), 3.популяционно-видовой, 4.организменный, 5.органно-тканевый, 6.клеточный, 7.молекулярный.



Как известно, популяции, обитающие в различных участках видового ареала, не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними биотические сообщества - целостные системы еще более высокого уровня организации. В каждом сообществе популяция данного вида играет отведенную ей роль, занимая определенную экологическую нишу и совместно с популяциями других видов обеспечивая устойчивое функционирование сообщества. Именно благодаря функционированию популяций создаются условия, способствующие поддержанию жизни. И в этом случае мы тоже можем говорить еще об одной форме сознания, которую назовем сознанием экосистемы или биогеоценоза.

Наиболее ярко эта форма сознания проявляется при лесных пожарах. Как известно, при лесных пожарах все животные бегут в одном направлении, не нападая друг на друга. Этот случай одинакового поведения членов различных ступеней биоценоза существует как механизм сохранения не только вида, но и более крупных таксонов.  

Также мы можем говорить и о сознании органов. А.И.Гончаренко утверждает, что экспериментально установлено, что сердечно-сосудистая система является отдельной высокоорганизованной структурой нашего тела. Она обладает собственным мозгом (мозгом сердца), а другими словами, "сознанием сердца".

Таким образом, в соответствии с семью уровнями организации живого вещества, мы можем говорить и о семи формах сознания. Но пока будем говорить только о четырех формах: 1.биосферном, 2.экосистемном, 3.видовом и 4.индивидуальном.

 

Эволюция сознания

Зная, направление исторического развития живых организмов во времени, можно утверждать, что видовая форма сознания появилась раньше, чем индивидуальная. Поэтому полагаем, что индивидуальное сознание появляется путем квантования видовой формы. Видовая форма сознания тоже появилась как квантование более высокого уровня иерархии, т.е. экосистемного, которое в свою очередь образовалось за счет квантовании сознания биосферы.

Рассматривая эволюцию человеческого сознания,  и его преобразование из видовой формы в индивидуальную, можно полагать, что видовая форма сознания существует в человеке на уровне инстинктов или на уровне подсознания. Подсознание управляет дыханием, работой сердца, печени, мозга, движением крови, выделительными процессами и т.д.



Причем понятно, что эволюция видовой формы сознания происходит в сознании человека при помощи мозговой деятельности. Мы знаем, что основным признакам эволюции соответствуют уменьшение энтропии и интеграция всех форм материи. Поэтому работа сознания по уменьшению энтропии приводит к появлению новой формы сознания, которую в отличие от исходной (видовой) будем называть социальной формой сознания. Это значит, что в ходе эволюции видовая форма сознания, принадлежащая популяционно-видовому уровню организации, преобразуется в социальное сознание, принадлежащее виду в целом. Отличие видовой формы от социальной в том, что оно обладает более низкой внутренней энтропией. Это в свою очередь означает, что социальное сознание более упорядоченно и гармонично, оно обладает более высоким уровнем самосознания.

В связи с этим в сознании каждого человека можно выделить три уровня: подсознание, сознание и надсознание, где подсознанию соответствует видовая форма сознания, а надсознанию - социальная форма сознания. Когда мы слышим, что человек - это стадное животное, то понимаем, что человек управляется видовой формой сознания, его поведение в большей степени подчиняется инстинктам самосохранения. Социальный уровень сознания позволяет человеку действовать осознанно в интересах социума, его инстинкты и потребности выходят за рамки собственного организма. На этом уровне человек осознает, что выжить в агрессивной окружающей среде в одиночку невозможно. В современной терминологии этот процесс называется расширением сознания.

Уровень сознания биосферы, который в процессе эволюции преобразуется в ноосферу, показывает, что перед лицом природных катаклизмов человечество способно выжить только объединившись. Последнее землетрясение в Японии наглядно демонстрирует, что эта трагедия не является личной трагедией только японского народа. Авария на АЭС "Фукусима-1" выходит далеко за рамки локального инцидента. Справиться с этой угрозой можно, только объединив все усилия человечества. Создавая критические ситуации, сознание биосферы показывает, что человечество должно двигаться в направлении поиска взаимных точек соприкосновения и интеграции народов, а не погрязать в межнациональных распрях и дележке сфер влияния.

 


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"