Светличная Лариса Викторовна : другие произведения.

Невербальное общение (продолжение)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обычно, под мимикой понимают хорошо заметные сокращения лицевых мышц, которые легко классифицировать (радость, печаль, удивление, гнев, страх, обида и др.). Это осознанная мимика, она отражает чувства и намерения людей, но не их мысли. Она дополняет, но не заменяет неосознанную мимику всеобщего инстинктивного языка немого общения.

  Обычно, под мимикой понимают хорошо заметные сокращения лицевых мышц, которые легко классифицировать (радость, печаль, удивление, гнев, страх, обида и др.). Это осознанная мимика, она отражает чувства и намерения людей, но не их мысли. Она дополняет, но не заменяет неосознанную мимику всеобщего инстинктивного языка немого общения.
  В научных трудах об этой разновидности общения не упоминается. Но очень многие выдающиеся писатели упоминают об этом в своих произведениях. "Возможно, сами вы даже не осознаёте значение увиденного, замеченного или услышанного вами. Вы осознали только сам результат. С вашего разрешения, вы сами не знаете того, что вы знаете. Если хотите, назовите это интуицией". (Агата Кристи, "Конец человеческой глупости", курсив мой). Почему писатели видят, а большинство других людей, нет? Видимо, для этого нужен особый дар. Имеющим возможность осознавать увиденное открывается скрытый мир инстинктивного человеческого общения, в котором бушуют животные страсти (по ничтожному с точки зрения осознанного мышления поводу), а слова имеют либо второстепенное значение, либо не имеют никакого значения вообще. В этом мире немого общения все нормальные люди выглядят удивительно умными, они знают все неписаные законы поведения и понимают друг друга с первого взгляда. Увы, знает всё это - только их инстинкт. Мыслящее сознание людей знает об этом очень мало. Следующий механизм немого общения - это инстинктивные сигналы-запросы посредством излучения мозга и рефлекторные реакции-ответы на них в виде возникающих ощущений.
  
  2
  
  Рефлекторное общение
  
  Этот способ общения в большинстве случаев также является неосознанным, но, в отличие от инстинктивного языка общения - не зависит от воли людей (хотя он может зависеть от их желаний). Помешать их возникновению сознание (владеющее последовательным логическим мышлением, речью и волей, в дальнейшем - осознание) - не может. Но развитое человеческое осознание способно наблюдать и анализировать (или только наблюдать и запоминать, а анализировать позже, в спокойном состоянии), удивляясь и поражаясь количеству и разнообразию непроизвольно возникающих эмоциональных реакций и ощущений. В отличие от общения через взгляд, в этих случаях нет необходимости видеть глаза человека. Очевидно, мозг получает информацию с помощью электромагнитных излучений в более широком диапазоне, чем световое излучение.
  
  Например.
  Во время немого общения мужчины и женщины при первой же встрече узнают друг о друге множество вещей, не осознавая, каким путём к ним пришло знание. При возникновении сексуального стремления мужчина молча посылает женщине запрос в виде излучения своего мозга, в котором закодировано его желание. При этом внешне он может выглядеть строго и сдержанно. Организм женщины улавливает этот запрос и непроизвольно рефлекторно отзывается на него, либо аналогичным ответным ощущением, либо полным неприятием. Подавить эту рефлекторную реакцию - человек не может. Какое бы непроницаемое выражение лица он себе ни придал, партнёр по общению - её уловит. Восприняв эту информацию, мужчина посылает следующий запрос, касающийся деталей сексуального опыта женщины и её темперамента. И организм женщины, непроизвольно рефлекторно содрогаясь, отвечает ему и на этот запрос. Или отвечает: "Не знаю", если женщина - девственница, или: "Не знаю, но очень хочу узнать" (при соответствующем темпераменте или достаточно высокой степени соответствия партнёров).
  
  Если сексуальный контакт обусловлен половым влечением и провоцируется определённым поведением сексуального партнёра, то агрессивное нападение так же представляет собой влечение и стимулируется совершенно определённым поведением противника.
  
  Благодаря инстинктивному языку немого общения человек сразу видит агрессивное намерение в глазах и мимике потенциального противника. У него может возникнуть непроизвольный страх поражения или ответное агрессивное чувство. В последнем случае, конфликта не возникнет. Страх тут же вызовет у агрессора рефлекторное желание напасть. Причём, не только у него, а и у окружающих его людей с достаточно развитой агрессивностью. Нападают невербально и вербально одновременно, стараясь по какому-нибудь надуманному поводу оскорбить (в дозволенных приличиями выражениях) или унизить свою жертву.
  
  Человек, имеющий слабую психическую защиту, почувствует себя униженным, психически побеждённым ("раненым") и ощутит характерное страдание поражения, которое непроизвольно отразится не его лице. Но даже если он сумеет придать своему лицу и глазам непроницаемое выражение, или отвернётся, его противник всё равно ощутит это по излучению этого чувства, уловленного им на небольшом расстоянии. И у него тут же рефлекторно возникнет радость победы, напоминающая возвышенный оргазм, а в наибольшем своём выражении ощущается, как ликование и счастье.
  
  Следующая рефлекторная реакция у победителя - ощущение собственной силы и уважения к себе и появление чувства презрения к побеждённому им противнику. Чувство презрения - также является рефлекторным. В современном обществе люди никогда не презирают тех, кого принято называть плохими людьми, например, - за подлость, клевету, жестокость и пр. Презирают люди друг друга - только за поражение в борьбе, это - рефлекс.
  
  Если это сражение происходит не в случайном общественном месте, а в социальной группе, то следующая рефлекторная реакция в этой цепочке актов возникает у побеждённого: он ощущает уважение к победителю и желание подчиниться ему, признаёт его - авторитетом над собой.
  
  Агрессивным поведением в стае руководит стадный инстинкт. Агрессивное же поведение, как удовлетворение стремления к агрессии, обусловлено степенью выраженности природной агрессивности.
  Без полового влечения невозможно сексуальное общение. Чем сильнее выражено это влечение, тем сильнее выражено удовольствие от полового акта (при наличии прочих условий).
  Без агрессивности, как влечения, - невозможно стремление к нападению. Чем сильнее выражена агрессивность, желание напасть, - тем сильнее выражено удовольствие от рефлекторной радости победы (РРП).
  Природная агрессивность может быть значительно усилена, например, эффектом толпы или инстинктивной травли неугодных лидеру членов социальной группы.
  
  
  
  Доказательством существования рефлекторных контактов посредством излучения мозга может служить общеизвестный феномен "ощущения взгляда за спиной" (по моим наблюдениям - на расстоянии до 30 метров), поскольку это "ощущение" приходилось испытывать каждому человеку неоднократно, как в роли смотрящего, так и в роли того, кто внезапно обернулся.
  Если этот феномен знаком практически всем людям, значит, здесь дело не в том, что источник излучения обладает особой силой, или реципиент обладает особой чувствительностью, и не в особом совпадении каких-либо параметров их мозга, а в чём-то ином.
  
  Обернувшийся человек ничего не ощущает, даже желания обернуться, он не знает, почему он это сделал, он обернулся непроизвольно, - и встретил взгляд смотрящего на него другого человека или животного. Это значит, что действие это было рефлекторным, а сигнальным раздражителем в данном случае было излучение взгляда, сопутствующее инстинктивной работе другого мозга. Сознательно можно долго и напряжённо смотреть в затылок тому же человеку, но он не обернётся (исключение - эмоциональный взгляд в спину с близкого расстояния, который человек ощущает как бы кожей, он знает, что на него смотрят, и знает, с каким настроением смотрят, он оборачивается произвольно, он может не обернуться).
  
  Смотрящий человек в этот момент может думать о том, на кого он смотрит и испытывать какие-либо эмоции, может думать о чём-то другом, а может ни о чём не думать и не испытывать каких-либо эмоций. Он может даже не смотреть на определённого человека (в большинстве случаев - незнакомого), а просто - в пространство, в котором случайно в этот момент находится "приёмник". Глаза его при этом так же, как и при инстинктивном общении через взгляд, кажутся большими, тёмными и глубокими. Взгляд - как будто очень серьёзно, внимательно и задумчиво изучающий, но ни мыслей, ни чувств в нём, обычно, незаметно. Человек как будто в каком-то кратковременном трансе.
  Иногда этот взгляд может выражать какие-то чувства, например, чувство похоти у эксгибициониста, или чувство страха у справляющего нужду в не очень укромном месте. Но их чувства на большом расстоянии не ощущаются реципиентом, они оцениваются уже после того, как человек обернулся и увидел выражение глаз и лица смотрящего.
  Очевидно, излучение глаз, вызывающее непроизвольный поворот головы в сторону смотрящего, в отличие от эмоционального излучения, другой природы. Оно не ощущается органами чувств и сознанием не воспринимается, но мозг его воспринимает и реагирует рефлекторно. Вероятно, это излучение воспринимается мозгом как сигнал возможной опасности ("внимание - за тобой наблюдают").
  Интересно, что когда за человеком таким образом наблюдают через зеркало, он оборачивается в сторону зеркала, и там встречает взгляд смотрящего на него человека. Это значит, что излучаемая через глаза энергия мозга может концентрироваться в виде луча, который, падая на зеркальную поверхность, отражается от неё так же, как и световой луч, т. е. это излучение - электромагнитной природы.
  
   Точно так же человек непроизвольно отвечает и на другие взгляды-сигналы при инстинктивном общении.
  
  Продолжение следует...
  
  Перепечатка без согласования запрещена.
  
  љ Copyright: Лариса Светличная, 2009
  Свидетельство о публикации Љ2902020809
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"