Данная статья посвящена изучению образа времени в художественном мире рок-поэзии и прозы Вячеслава Бутусова.
Характеристика времени, сложившаяся в его рок-поэзии, оказывается такой же и в его прозаических произведениях (книга "Виргостан").
Обратимся к образу времени в рок-поэзии В. Бутусова. Время раскрывается через несколько значимых для автора концептов. Например, вода в творчестве В. Бутусова является и первостихией, и самой жизнью, бытием, в которое погружен человек. Стихия воды - "эквивалент вечности": "мелькали дни, плескались звезды на дне реки моей вселенной". Отношение лирического героя к этой стихии можно определить как отношение человека к загадке бытия, чему-то предзаданному: "мы стоим на краю, на краю водопада, с неба льется вода - значит небу так надо". Часто эта предзаданность обуславливает трагическое восприятие лирическим героем стихии воды. Это и начало начал, дарующее жизнь всей земле, но это и разрушительная природная сила, враждебный хаос, неумолимое течение времени: "проливались чьи-то слезы, кровь текла, горели грезы, проносились годы и века", "о, эта талая вода уж мчит себя в долины даль...".
На дне реки-жизни часто оседают негативные чувства и воспоминания, которые периодически всплывают в памяти героя: "я закрываю уставшие веки, я забываю про темные реки", "ты вынесешь со дна реки нелегкие слова...", "все ночи и сомнения, что ранили меня, небесные создания укроют под водой".
Желание зафиксировать и продлить ощущение причастности к вечности, минуя повседневность и социум, рождает своеобразный образ утопии - жизни на "берегу безымянной реки". Созданный образ характерен для мировосприятия В. Бутусова. Разнообразие эпитетов по отношению к реке символизирует сложный и противоречивый образ бытия. "Очень тихая река" символизирует статику, "фактическое отсутствие движения, то есть привычного ощущения линейности времени, начала и конца жизни". И если для природы состояние статики вполне органично, то человеку необходимо движение, движение как процесс жизни, что выделяет его из неживой природы. "Вода, как и воздух, самое естественное, преобладающее желанное пространство обитания, прямо связанное с категорией движения".
Таким образом, с одной стороны, возникает образ рая, "тихой" и "священной" воды, символизирующий покой и гармонию, но с другой стороны, это состояние несет забвение, утрату "самого главного" для человека, т.е. рай непременно достигается через смерть. Наличие такого перехода непреложно и обязательно, что составляет трагедию лирического героя.
В противовес образу вечного рая выступает образ временного, хрупкого мира, созданного человеком. Это "последний бумажный пароход", плывущий в океане бытия навстречу неизвестности. Для раскрытия сущности этого мира использован образ мертвой воды: "сердце камня охраняет мертвая вода, в сердце камня утекает страх и пустота".
Знак равенства между миром и водной стихией сообщает нам важную характеристику этого мира - его вечное движение, которое остановить человек не в силах, да и незачем: таков закон бытия. Единственное, что чувствует лирический герой - это неизбежность смерти, перехода из одного состояния в другое при желании вырваться из привычного круговорота событий и узнать, что находится "за черным морем".
Обратимся к прозе В. Бутусова - книге "Виргостан". Время в описываемом мире, как правило, настоящее, все происходит здесь и сейчас, мы наблюдаем следующую картину бытия бытия: "описываемые здесь события происходят в нынешние времена, когда человек уже разъединился, но ещё не ужаснулся". Все времена сливаются в этот момент воедино: "я нахожусь на ежегодных курсах по объединению всех времен: прошлого, настоящего и будущего. Самое большое открытие - их никто не разъединял!", "когда-то здесь было четыре времени года, затем осталось - три, а теперь их всего два. Если так пойдет и дальше, то останется всего одно время. Год сжимается, вытесняя промежуточные пространства, становится теснее и мельче. Время мельчания...", "сколько ты живешь? Я живу сегодня. Так мало? Но завтра ведь опять будет сегодня". Таким образом, "время Виргостана способно сжиматься и разжиматься": "за два часа прошло восемь месяцев, и это обстоятельство не дает мне покоя".
В. Бутусов ощущает, что время непрерывно напоминает о себе и наше существование - это и есть неумолимый бег времени, поэтому изображает присутствие времени в жизни героев "цифрально": "часы в кабинете Герральдия цифрально повсюду". Время настолько сильно вошло в нашу жизнь, что иногда герои перестают его замечать и "белую пустоту циферблата" объясняют так: "ближе к центру время движется незаметно медленно, а на периферии - неуловимо быстро, несмотря на то, что мгновения там растянуты до необъятности".
В прозе снова появляется образ реки. Как и в рок-поэзии В. Бутусова, река символизирует бег времени, а убегающие волны - смену поколений: "река Воя стремительно несется по поверхности земли... Воды Вои смывают поверхность каждый раз с приходом весны. Но люди, как и все остальное, каждый раз появляются заново. Вот и на этот раз все будет по-другому, по-новому".
Параллельно состоянию динамики и движения воды возникает состояние статики, символизирующее отсутствие жизни и чувств: "замерзшие рыбы безмолвно взирают на скованные одним льдом звезды", "в волнах хрустального моря застыло отраженное небо", "я начинаю кристаллизоваться", "на сей раз никакой воды. Все каменное. Пол, стены, стол, стулья. Мне приносят каменный чай, и я пытаюсь взять его каменными пальцами...", "из слез их образуются прозрачные камни".
Из таких элементов, как взаимодействие стихий, организация пространства и времени складывается воедино картина бытия: "верхние потоки событий обрушиваются вниз, поднимая фонтаны брызг над линией горизонта, и сияющим облаком воспаряют к началам круговерти - туда, откуда берут свои силы водопады большой мойки, вколачивающие пыль сомнений в бездонную чашу терпения".
Таким образом, можно сказать, что для рок-поэзии и прозы В. Бутусова характерен образ времени, который непременно связано с человеком. Человек становится смыслообразующим центром происходящего в мире, но, однако, при этом его ощущение времени трагично, т.к. он не может контролировать его бег, подчинить себе, как все остальное.