Татьяна - очень худая женщина с мечтательным взглядом
Дмитрий - полнеющий розовощекий мужчина, муж Татьяны
Наташа - дочь Татьяны и Дмитрия, девушка 15-и лет
Знакомые Наташи - молодые люди разных возрастов
БКБС - бортовой компьютер боевой станции
Бог
Действие 1
Дача Дмитрия. Аккуратный старомодный домик на искусственном острове. Большой сад без излишеств. Алекс, Максим, Дмитрий сидят в плетеных садовых креслах. У каждого кресла изящный журнальный столик. Татьяна в стороне от мужчин стоя рисует картину. Мольберт обращен к зрителю тыльной стороной, картины не видно.
Татьяна и Дмитрий одеты по-домашнему, Максим - со вкусом, но несколько неряшливо. Алекс в черном. У всех четверых на висках коробочки телепатических передатчиков, но разговор ведется вслух.
Начинается закат.
Алекс.
Вы понимаете, что это конец?
Дмитрий (мечтательно).
Хорошо бы сейчас чайку выпить.
Алекс.
Да-да, конец! Без слов: "продолжение следует". Без надежд на воскрешение главного героя.
Максим.
Друг мой, это довольно занятная мысль. Я буду признателен вам, если вы додумаете ее до развязки. Почему же, по-вашему, нет надежд на воскрешение?
Алекс.
Да потому, что воскрешение случается после смерти, а смерти-то как раз и не будет! Смерть отменяется!
Татьяна (рассеяно).
О, какие изысканные слова. Почему же вы не добавили "исполнить"?..
Дмитрий (мечтательно).
Чайку бы. Чтобы он был черным, узколиственным, пожалуй что с Цейлона. Заварен непременно в фарфоре. Да, в белом фарфоровом чайничке. Непременно в белом. С одним голубым цветком.
Алекс.
Да черт возьми, ведь я говорю не о себе! Я веду речь о всем человечестве, как вы этого не поймете? Мы с вами - свидетели заката человечества. Вид хомо сапиенс увяз в болоте, из которого больше не выберется никогда!
Максим.
Говоря "никогда", какой срок вы подразумеваете, дружище?
Алекс.
Никогда - значит НИКОГДА! Мы сидим по самую шею и не движемся. Нам не светит захлебнуться и возродиться вновь, потому что мы перестали погружаться.
Татьяна (мечтательно).
Ах, это весьма метафорично...
Алекс.
Выбраться на сушу нам тоже не светит, поскольку руки и ноги прочно засели в грязи. Все наши члены увязли. По самые яйца, черт подери. Ха-ха-ха! Какая ирония! Наши яйца увязли примерно на одном уровне, так что мы еще можем размножаться в этом болоте! А больше ни хрена мы не можем!
Пауза.
Алекс.
Испав, сто коньяку, будь ты проклят. Исполнить.
На столике возле Алекса возникает коньячный бокал, заполненный наполовину.
Алекс.
С лимоном, мать твою! Исполнить.
На столике возникает блюдце с лимонными дольками. Алекс выпивает коньяк и закусывает лимоном.
Максим.
Вот ведь. Сколько раз я видел это, а не перестаю удивляться: как они это делают?..
Раздается свист садящегося скоролета.
Через сад, смеясь и взявшись за руки, пробегает Наташа с молодым человеком. Наташа одета весьма фривольно: короткая фольгированная юбка и топик-паутинка в стиле конца 24 века. Молодой человек в обтягивающем блестящем трико того же периода. Максим бросает взгляд им вслед.
Дмитрий.
Чаек выпить бы из фарфоровой пиалы. И чтобы рядом стояло блюдце с двумя маленькими конфетками - глазурь в шоколаде. Нет, лучше, пожалуй, крем-суфле. Шоколад слишком сладок, он подпортит вкус чая. (После паузы.) И все же чего-то не хватает...
Максим.
Простите, друг мой. Это дитя своим появлением невольно отвлекло меня от вашей интереснейшей теории. Итак, вы, мне кажется, собирались начать аргументировать?
Алекс.
Разве сама наша жизнь, холера ее разрази, - не достаточный аргумент в мою пользу? Разве все, что говорится перед гребаным словом "исполнить" - не достаточный аргумент?! Смотри! Кучу жратвы - исполнить!
На краю сцены возникают корзины с едой.
Алекс.
Ящик водки - исполнить!
На краю сцены возникает ящик водки.
Алекс.
Голую бабу с вот такими сиськами - исполнить!
На краю сцены возникает голая женщина с большой грудью.
Алекс.
Разумеется, еще полцентнера разноцветных тряпок - исполнить. (Возникает на краю сцены.) И трехтурбинный подсветовой скоролет - исполнить. (Раздается свист трех турбин садящегося скоролета.) Видали?! Пирамида Маслоу - за одну минуту! Убрать все это дерьмо - исполнить!
Все, созданное за последнюю минуту, исчезает. Последней исчезает голая женщина.
Дмитрий и Татьяна не смотрят на происходящее, Максим смотрит с интересом.
Максим.
Друг мой, это весьма занятный феномен! А именно, то, как Испав понял ваши слова. Я нередко задумывался, каким же образом Испав отрабатывает собирательные понятия? Куча еды и множество одежды - какую именно еду и какого фасона одежду он отобрал для вас? Чем руководствовался? Я никогда не мог понять этого, пока вы не повелели ему создать женщину.
Алекс.
И что же?
Максим.
Разумеется, она не была настоящей женщиной, ведь тогда Испав нарушил бы своими действиями первые два закона роботехники. Следовательно, это был андроид, киборг с людской анатомией. Испав не мог наделить ее людским мозгом - это опять приблизило бы его к опасной черте законов РТ. Я предполагаю, что эта "женщина" была глупа, как пробка, и годилась лишь для одной цели. Но ведь именно эту цель вы и подразумевали своим примером?
Алекс.
Естественно! Жратва, бухло, секс, шмотки, передвижение - все дается мгновенно по первому запросу! Вот что я хотел сказать своим примером.
Максим.
Тогда выходит, что Испав способен интерпретировать ваши иносказания. Он понимает недосказанное. Определяет не только ЧТО вам нужно, но и ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ нужно. Чертовски интересно!
Алекс.
Да ведь я не это хотел сказать!
Знакомый Наташи выходит из домика, быстро пересекает сад и скрывается. Раздается свист турбин.
Дмитрий.
Ах, понял! Чай должен быть с бергамотом! Да, вот это истинное наслаждение! Исполнить!
На его столике появляется белый фарфоровой чайник с голубым цветком, пиала, блюдце сдвумя конфетками. Он наливает чай, от пиалы поднимается аппетитный пар.
Из домика выходит Наташа. Одета в строгое черное платье времен Третьей Империи, украшенное жемчугом. На ногах малахитовые туфли, на виске телепатор. Пересекает сад, скрывается. Раздается свист.
Алекс.
Макс, ну хоть вы-то способны понять?
Максим.
Я прекрасно понимаю, дружище. Эта вечная философская проблема: люди развиваются, чтобы удовлетворять потребности. Когда их потребности удовлетворены, стимул к развитию исчезает. Но друг мой, вы ведь разобрали не всю пирамиду Маслоу, а лишь первых два ее уровня!
Алекс.
С двумя верхними уровнями дело обстоит не лучше. Смотрите. Статус. Социальный уровень, уважение окружающих. Было некогда счастливое время, когда статус определялся количеством вот этого вещества в частной собственности. Десять кило золота - исполнить!
На его столике возникают десять блестящих слитков.
Алекс.
Семь веков назад этого хватило бы на всю жизнь. Восторг, почитание, уважение, преклонение сопутствовали бы их обладателю! Даже его детям, и даже внукам, черт возьми, если дети не окажутся полными кретинами. А теперь... частная собственность - что это? Детки-ии!.. Машенька, Петенька, Коленька - кто знает смысл слов "чиастная суобственность"?
Максим.
А ведь это довольно просто! Много столетий алхимики чувствовали истину и пытались превратить свинец в золото. Поразительно - как же никто из них не сообразил, насколько это элементарно! Обстреливаем свинец потоком подсветовых протонов, движущихся в сонаправленном жестком поле. Например, скорость частиц - 0,99 световой. При таких энергиях протоны становятся нестабильными. Если верно подобрать частоту жестких лучей, протоны станут волнообразно превращаться в антипротоны, а те - обратно в протоны. Антипротон легко диффундирует в ядро свинца, электростатика затягивает его. Но аннигиляция не происходит, поскольку период жизни антипротона слишком мал. Спустя триллионные доли секунды антипротон испускает нейтрино и вновь становится протоном. Сильное взаимодействие тут же захватывает его и впаивает в структуру ядра, скорость протона утрачивается, и он вновь стабилен. Итог - ядро свинца получило лишний протон и стало ядром золота! Конечно же, слиток испарится при этом, но что стоит сконденсировать его вновь!
Татьяна.
Максим, вы оратор в лучшей традиции Аристотеля! Познание мира - это так чувственно!
Дмитрий (присербывая, пьет чай).
Эххх, хорошо!..
Алекс.
Итак, с исчезновением частной собственности понятие статуса испарилось, как дым! Но и это не все. Самореализация - может быть, вы на нее надеетесь?
Максим.
Хорошая мысль, мой друг. Реализовать себя. Почему бы и нет?
Алекс.
Самореализация через что, позвольте вас спросить?
Максим.
Может быть, красота? Она некогда грозилась спасти мир.
Алекс.
Я покажу вам красоту. Как вы увидите, это только предел, которым ограничена моя эстетическая фантазия. (Поправляет телепатор на виске.) Испав, воссоздай визуальный образ, который я сейчас представлю. Исполнить!
Прикрыв собой солнце, на небе появляется густая туча. Узкий поток красных предзакатных лучей проникает в разрыв облака. В алом сиянии, распахнув крылья, парит буревестник.
Татьяна.
Это поистине великолепно!
Максим.
Потрясающе! Феноменально! Откуда он так быстро доставил птицу?
Дмитрий (ставя чашечку на блюдце и потирая руки).
Ах! Чудно! Теперь не отказался бы рыбки половить!
Алекс.
Какое убожество! Наша красота - список банальных штампов, впечатанных в мозг. Мы вызываем к жизни один из них и благоговейно вздыхаем. А этот сраный буревестник - не что иное, как канцелярский штамп, которым Испав взял и припечатал прямо на небе резолюцию: "КРАСИВО". Вы читаете по слогам: "Кра-си-во... Ах, точно! Красиво!"
Максим.
Еда, одежда, техника - тут все элементарно. Нуль-транспортировка со склада. Но предположить, что где-то есть склад живых буревестников?.. Нет, это абсурд. Значит, его вырастили по заказу. Однако так быстро!.. А может быть... Да, да! Наверняка именно так! Фабрика на окраине системы, например, на Титане или Ганимеде. Там зародыш заложили в инкубатор и отправили на Землю с надсветовой скоростью. Прямо в инкубаторе! Разумеется, для нас минули считанные секунды, но скорость-то надсветовая. Субъективный ход времени ускорился, птица успела созреть и вырасти! Довольно просто.
Алекс.
Все прекрасное было создано когда-то. Теперь красота - это только шаблон, ничего больше. А значит, красоты не существует!
Татьяна (вздрогнув, как от пощечины).
Не смейте говорить так! Я творю красоту! Если жизнь - не стремление к прекрасному, то какой в ней смысл?
Дмитрий.
Сейчас бы сесть в камышах, с титановым спиннингом, блесну потяжелее, стальку... водочки стопочку накатить с огурчиком, на удачу, и... Да уж!..
Алекс.
Ну что ж, позвольте полюбопытствовать, и что же вы, так сказать, сотворили?
Татьяна в негодовании поворачивает картину к Алексу и зрителям. На холсте видна целующаяся пара в желтых одеждах, очень похожая на полотно Густава Климта. Алекс фыркает.
Алекс.
Что я и говорил - шаблон! Но вы не виноваты. Абсолютно все прекрасное уже создано когда-либо кем-либо из тысяч поколений. Что бы вы не нарисовали, все равно это был бы шаблон, копия чего-то уже созданного. Причем она была бы хуже оригинала. Испав, оптимизируй картину - исполнить!
Перед картиной сгущается полупрозрачное облачко. Когда оно рассеивается, взглядам зрителей предстает идеальная копия климтовского "Поцелуя", блестящая золотом в закатных лучах.
Алекс.
Вы никогда не создадите нечто лучшее, чем в древности! Потому что сами идеалы красоты, сами мерила вбиты в ваш мозг вековыми традициями!
Татьяна (обижено отворачивает мольберт, берется за кисть, бурчит под нос).
Отменить последнее изменение, исполнить. (Продолжает рисовать.)
Максим.
Какая координация! Над этой картиной трудились, я представляю, никак не меньше чем 10 в 8й нанороботов - и каждый вставил молекулу краски точно на место! Непостижимо!
Раздается свист скоролета. Наташа проходит в домик вместе с молодым мужчиной в брюках, жилете и плаще. Он галантно держит Наташу под локоть. На поясе мужчины плазменная шпага.
Максим (глядя им вслед).
Ну, хорошо, дружище. Вы успешно разгромили выживание, секс, комфорт, статус, эстетику. Вы мастер своего дела! А что вы скажете о познании? Разве не в познании высочайшая радость философского ума?
Алекс (горько).
Философский ум - все, что осталось у нас от человеческого тела!
Дмитрий.
А рыбка у нас лучше всего клюет на заливе. Туда, конечно, идти минут двадцать, но это того стоит, хе-хе! И жерех, и окунек, а вчера, представляете, вот такая щучка взяла! Чудеса да и только!
Алекс.
Эх, Макс, Макс... Познание завершено, разве вы этого не заметили?
Максим (в недоумении).
Завершено кем?
Алекс.
Древние ученые, естествоиспытатели, инженеры с великим трудом познавали законы природы и открывали пути, как этими законами пользоваться. Накопив достаточно знаний, они создали первые приборы. С помощью тех приборов, они накопили еще знаний и создали новые приборы, которые позволили накопить еще знаний и создать еще приборы. Наконец, спустя много поколений, пра-пра-пра-правнуки первых приборов стали так хороши, что смогли добывать знания сами, без помощи пра-пра-правнуков первых ученых. Мало того, эти приборы научились использовать знания так, чтобы получать новые знания и использовать и их. Люди ушли от процесса, потому что уже не могли поспеть за ним. Люди остались скотиной в стойле, которую кормят, поют, одевают, ублажают в силу трех законов РТ, но знания!.. Максим, разве догадки скотины о конструкции хлева можно назвать Познанием Мира?!
Дмитрий.
Господа, а не пройтись ли нам к заливу? Тут пешочком всего минут двадцать, никак не больше.
Татьяна.
Я бы с радостью, милый!
Максим.
Отличная мысль! Вне сомнений, на ходу мозг работает куда лучше.
Алекс.
Вы все сдурели, не иначе! До залива 10 секунд полета!
Из домика поспешно выходит знакомый Наташи, пересекает сад. Слышится свист турбин.
Дмитрий.
Сейчас я соберу снасти, и пойдем. Пару минуток. (Начинает шептать что-то, на столике поочередно возникают рыболовные принадлежности: ведро, блесны, моток стальки, спиннинг.)
Максим поднимается и потягивается. Татьяна складывает кисти, накрывает картину навесом. Алекс смотрит на них с недоумением.
Из домика выбегает Наташа. Одета по спортивному: аэроботы, джинсы, футболка, очки-поляроиды, волосы перехвачены лентой. Решительно идет к стоянке. Раздается свист.
Дмитрий.
Я готов, господа! Идем.
Вдоль аллеи, ведущей к заливу, уже зажглись фонари. Тени людей очень медленно смещаются по заднику сцены, отражая их неспешный шаг. Дмитрий с Татьяной идут рука об руку, изредка шепчутся, больше молчат. Максим и Алекс оживленно продолжают дискуссию.
Максим.
Рассуждая о безграничном знании машин, не забывайте, друг мой: это мы, люди, создали Испав, а не он нас.