Суржиков Роман : другие произведения.

Хиж-2008: 4 группа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   1 Kaufmann Мертвые умеют танцевать
   2 Абоян В. Хиж-2008: Богу - богово
   3 Баляев А.Н. Все связано
   4 Бойкова Е. Ловушка
   5 Булгакова И. Вышел месяц из тумана
   6 Викторова Г.В. За твоей спиной
   7 Вознесенский В.В. Смерть и Ангел
   8 Гаус К. Хиж-2008: Круговерть
   9 Глебова У.В. Волк свинье не товарищ
   10 Джей А.Р. Дороги, которые выбирают
   11 Игнатенкова Е. Анализатор любви
   12 Ковешников С.В. Хиж-2008: Взять себе имя
   13 Колпиков А.Н. Хиж-2008: Возврату не подлежит
   14 Красников В.В. Хиж-2008: Сказка о конце света
   15 Круглов А.Н. Катастрофа
   16 Крымова Е. Слёзы богини Ору
   17 Кусков С.Ю. Гриппус вирус орниталис
   18 Лавров И.В. Судный день или афера вселенского масштаба
   19 Лобачев Е.Б. Хиж-2008: Ангел на скрипучих крыльях
   20 Логут М. Костер фламэлле
   21 Мусин Р. Хиж-2008: Экзюпери
   22 Мхитарян Э. Хиж-2008: Хогнит
   23 Некрасов А.Н. Хиж-2008: Пузыри из скал
   24 Неуймин А.Л. Хиж-2008: Мой личный бубен среднего мира
   25 Павиан Б. Хиж-2008: Трамонтана
   26 Редков С.А. Турбаза "Рай" и Зеленые Домики
   27 Риндевич К.С. Хиж-2008: Не сотвори себе кумира
   28 Рубцова Д.П. Компаньон
   29 Русинов А.Д. Зона прибытия
   30 Рыскин А. Ветер Гваалов
   31 Ситников И.Б. И Бахнул Гром
   32 Тархов Д.А. Погашенные звёзды
   33 Тим Т. Принеси мне голову прекрасной царицы
   34 Усачов М. Хиж-2008: Люлька
   35 Халь Е., Халь И. Хиж-2008: Музыка последнего дня
   36 Чайковская М. Расщепленная реальность
  
  
  
   Kaufmann
   Мертвые умеют танцевать
  
   Открывает обзор рассказ совершенно уникальный.
   Речь идет о призраке девушки, которую в давние времена сожгли на костре. Она пятьсот лет пробыла призраком, потом ее повстречал парень, и узрел в ней родственную душу.
   Но как все это подано!..
  
   Во-первых, в каждом втором предложении встречается местоимение "я". Это мелочи.
  
   Во-вторых, автор обожает тавтологии. Полагаю, он намеренно вводит их в текст, как некие изюминки:
   "счетчик щелкал стрелочкой - МЕТИЛ сотые доли километров, ботинки впивались мне в ноги острыми браками - МЕТИЛИ мои ноги гематомами"
   "Я иду по улице и медленно погружаюсь в мечты. Я иду по улице и вижу..."
   И это мелочи.
  
   В-третьих, главный герой - не слишком адекватный человек. Например.
   "Я не могу понять, что хочет от меня эта девушка. Но я хочу ей помочь. Во мне проснулся альтруист. Даже если помощь ей не нужна. Целую неделю я не выходил из квартиры."
   То есть, желая помочь девушке (которую он встретил на площади у памятника), герой целую неделю не выходил из квартиры и усиленно желал помочь.
   Но даже это еще цветочки.
  
   Ягодки - это диалоги! Красоту сего творения сложно переоценить!
  
   Прежде всего, если один собеседник говорит что-либо, второй в своей реплике обязательно повторяет кусок фразы первого:
  
   " - Тогда я буду называть тебя "Эй, чмо", - я рисковал, мало ли как бы отреагировал призрак на такую фамильярность.
   Девушка рассмеялась.
   - А ты рискуешь, называя призрака чмом"
  
   " - Не думаю, что все так мрачно.
   - А я думаю. Да и кто хочет воевать? Я не хочу. А вы?
   - И я не хочу. К чему вы клоните?
   - А клоню я к тому, что предлагаю тебе уговор."
  
   По части аргументации персонажи объявили войну логике и, похоже, выиграли ее.
   Уговаривая героиню отравить Судью, главный злодей высказывает следующее:
   "- Итак, как я уже говорил, война неизбежна. Судья тяжело болен, возможно, смертельно. Преемника нет. Выборы нового Судьи - как минимум год споров и рассуждений в Сходе. Депутаты спорят, враги наступают, армия не может дать организованный отпор, ушлый дворянин заворачивает свою армию на город и требует поста Судьи, потом усобица, враги приходят в город, сжигают его дотла, кучи трупов, беспризорные дети и так далее. В общем, катастрофа."
   НО КАК ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ, что больного Судью нужно убить??
  
   Чуть позже тот же злодей требует:
   " - Сделай так, чтобы Судья не дожил до рассвета, и ты получишь столько золота, сколько вы вдвоем со своим муженьком сможете унести. Идет?
   - Нет.
   - Как нет? - Пристав не привык получать отказ. - Подумай о судьбе города. Ты понимаешь вообще, какими ужасами может обернуться для нас поражение в войне?! Подумай о детишках! Городу нужен Судья. Нужен завтра. Или этот здоровый, или новый. Иначе - конец всему."
   Какие детишки? Причем тут они?!
   Откуда завтра возьмется новый Судья, если (см. выше): "Преемника нет. Выборы нового Судьи - как минимум год споров и рассуждений в Сходе."
   Умиляет, конечно, это "ты понимаешь вообще" :-) На месте героини так и хочется ответить: "Да че ты ваще грузишь?"
  
   Дальше - круче :)
  
   " - Поздравляю. Ты меня разоблачила. Так ты принимаешь уговор?
   - Нет. Я не могу.
   - Можешь. Ты же целительница. Дай ему какого-нибудь порошка, а мы скажем, что он умер от болезни."
   Поразительная трактовка слов "не могу"!
   " - Я не буду убивать беспомощного человека."
   Из чего следует, что прикончить здорового человека целительница не прочь.
  
   " - Гвардия, - пристав захлебывался гневом, - Гвардия!"
  
   Полиция и гвардия - это два принципиально разных подразделения. Примерно как гестапо и люфтваффе.
  
   "Голова превратилась в колокол, который каждые несколько секунд грохотал у меня в ушах"
  
   Голова грохотала в ушах?.. Правда?!
  
   "я разглядел мутные фигуры пяти гвардейцев: ТРОЕ держали давешнего мужчину с полотенцем за руки, а ДВЕ других кинулись к девушке."
  
   Две других гвардейцы? :-)
  
   "...пока гвардейцы кулаками успокаивали мужчину и заламывали руки девушке..."
  
   Допустим, успокоить кулаками еще кое-как можно. Но вот заломать руки кулаками!.. Это высший пилотаж!
  
   - Тебе видней, - съерничал пристав. - Я тебя уничтожу. Ты мне надоела со своим спокойствием и мудростью. Ты у меня еще помучаешься.
  
   Да, мудрость и спокойствие очень надоедают! Просто хуже горькой редьки.
  
   " - А, это ты дергаешься, знахаркин суженный. Я кое-что придумал. Я дам тебе шанс. Я дам тебе выбор: или я тебя зарежу как свинью, потому что ты много знаешь и видел, - процедил пристав. Было заметно по голосу, что от всей этой ужасной ситуации он получает огромное удовольствие, он упивается своим злодейством, он купается в нем. В его голосе слышалось какое-то садистское мурлыканье. А по мужчине было заметно, что он дико боится."
  
   Как слова персонажа, так и авторский комментарий - на уровне младшего школьного возраста. "Гаврила был примерным мужем, Гаврила женам верным был..."
  
   "На свободном пятачке перед рядами лавок стоял жалкого вида мужчина и покупал свое спасение ценой жизни своей жены, утопив гордость и смелость в болоте трусости."
  
   В данной фразе первая часть взывает к зрительному восприятию: вот пятачок перед рядами лавок, а вот мужчинка жалкого вида. Потому и вторую часть фразы на автомате представляешь визуально. Прямо так и видишь, как вот достает он из кармана жизнь жены, кидает на бочку, а потом отрывает от себя куски гордости со смелостью - и в болото их, в болото!
  
   "Я перевел глаза на светловолосую девушку, стараясь поймать ее взгляд. Она заметила меня, узнала мое сознание и улыбнулась."
  
   Ну просто у героя очень узнаваемое сознание. В толпе из тысячи сознаний его тут же заметишь!
  
   "я улегся в ванну так, как был, и включил холодную воду."
  
   Если бы он лег в ванну, как НЕ БЫЛ, - вот на это я бы посмотрел!
  
   "Мои джинсы набухли водой и противно липли к ногам."
  
   Дело происходит в 3 часа ночи, герою приснился страшный сон. С чего вдруг он спит в джинсах?
   И самое интересное, почему они от воды набухают?.. Памперсы?..
  
   "Майка собралась холодным влажным комом за спиной, и когда я расслаблялся, нажимая всем весом на него, серая вода выносила из-под моего тела разноцветные ниточки и лохматые ворсинки."
  
   Он недолго полежал в ванной, и вода стала серой, с ниточками и ворсинками. Слушай, ежик, может, тебе мыться почаще?
  
   " - Эй! Где ты?! - крикнул я в каменный шар."
  
   :-) Это нужно представить наглядно, чтобы оценить по достоинству.
  
   " - Ты ведь не исчезнешь?
   - Нет.
   - Ты не будешь меня жечь?"
  
   Не знаю, будет ли жечь призрак, а вот автор жжет не по-детски!
  
   " - Что случилось тогда с городом?
   - Его захватили. А пристава повесили. Нам принесли новую веру и новую справедливость. И я видела, как город рос и цвел, как ковалось новое, сильное государство. Я вижу, что эволюции нет предела, что очень скоро мир снова измениться до неузнаваемости. Настанет время новейшей веры и новейшей справедливости."
  
   Это правильно. Захватчики всегда приносят покоренным народам рост и процветание. А на смену новой вере и справедливости приходят новейшая вера и справедливость. Потом - сверхновая вера и справедливость. А потом - вера&справедливость миллениум эдишн.
  
  
   Резюме. Читая этот рассказ, я получил массу удовольствия: не смеялся так, наверное, со времен гоблинского "Властелина Колец". Однако, поскольку автор, похоже, не планировал сатирической окраски произведения, то оцениваю рассказ как очень слабый.
  
  
  
   Абоян В.
   Хиж-2008: Богу - богово
  
   Сказ о хакере, написавшем супер-вирус, который стирает все.
   То есть вообще все, включая антивирусные программы, тело самого вируса и даже операционную систему, под которой вирус работает.
   "Его программа работала. ...А через три минуты компьютер заглох. Совсем. На нем не осталось ни бита информации."
   "Информация таяла на глазах. Испарялась. Стиралась. Исчезало все - от документов до оперативных систем."
   Надо заметить, что операЦИОННУЮ систему автор называет операТИВНОЙ. Видимо, усматривает некую аналогию с оперативной памятью.
   С этим вирусом связано несколько забавных курьезов. Например.
   "Спецы, жизни положившие на борьбу с компьютерными вирусами, не нашли ни одной дыры в программном ядре червя, ничего, что помогло бы его остановить."
   Само программное ядро червя, как правило, и помогает с оным червем бороться :) Если известен программный код вируса, то элементарно можно распознать его путем сличения с образцом кода и удалить. Собственно, так и работают антивирусы. Однако буквально спустя пару строк автор утверждает:
   "Он создал безупречный вирус. У него не было слабых мест, его невозможно было распознать и обезвредить."
   Дальше еще одна забавная фраза:
   "Он размножался со скоростью света, встраивался во все мыслимые варианты файлов и разрушал систему изнутри."
   Во-первых, любой вирус разрушает систему изнутри. Пока что не изобретен вирус, действующий снаружи компьютера. Во-вторых, зачем встраиваться во все мыслимые варианты файлов - достаточно встраиваться в исполняемые файлы (exe, com).
   Впрочем, видимо, как раз во всемогуществе вируса и заключается фантастическое допущение данного рассказа. Поскольку других фантастических элементов тут не замечено.
  
   Идея рассказа - поиск ответа на вопрос: "если бог всемогущ, то может ли он превзойти самого себя?"
   Ответ дается ближе к концовке:
   " - Ты узнал, всемогущ ли бог?
   - Да. Один - нет."
   Мысль неплоха: даже бог нуждается в друзьях. Но иллюстрация ее довольно сомнительна. "Всемогущество" главного героя заключается лишь в том, что он написал супер-вирус (без какой-либо видимой цели, просто от нечего делать). А превзойти его смог друг, который каким-то образом взял и изловил вирус (Серега, знающий программу червя, не смог этого сделать, а вот Сашка, не знающий оную, силой мысли истребил заразу). Если прибавить невысокую компьютерную грамотность текста, то все вместе смотрится как проявление необоснованных амбиций главного героя: я, вобщем, делать-то ничего не умею, но от всемогущества не отказался бы.
  
   Стоит отметить, что 20% текста посвящено рекламе Доширака и коньяка Хеннеси. В частности, именно этой рекламой, а также описаниями Серегиного похмелья, заняты первые две страницы. Тот факт, что главные герои - хакеры, всплывает на поверхность лишь в начале третьей.
  
   Слабо.
  
  
   Баляев А.Н.
   Все связано
  
   Рассказ-диалог.
   Длиннющий такой диалог между внучкой и бабушкой. В рамках этого диалога ничего, в сущности, не происходит, а только объявляется метафора: все в этом мире связано, а все человеческие жизни - нити. Поскольку метафора сия становится ясна весьма рано (собственно, уже из названия), то диалог течет себе, как родниковая водичка, не утомляя читателя, но и ничегошеньки не принося:
   " - Баба, а деда где?
   - Овец вон стрижет.
   - А зачем?
   - Шерсть чтоб была.
   - А зачем?
   - Пряжу прясть.
   - А зачем?"
   Или:
   " - Баба... А когда ты сама научилась вязать? Давно?
   - Давно, недавно, потом. Видишь нить?
   - Ой, вижу...
  
   - Баба... А я смогу научиться вязать?
   - Ты? А разве ты не вязала всегда?
   - Правда..."
  
   Редкие описательные абзацы, вкрапленные в диалог, написаны как бы от имени маленькой девочки. Однако очень хорошо заметно это КАК БЫ. Маловероятно, чтобы ребенок думал о себе столь умиленными словами, как это показывает автор:
   "Тапочки у меня вязаные, тепленькие, с ушками, они надеваются на мои ножки и бесшумно топают меня к бабе. Баба такая большая, ее с утра надо сначала обнять, утонуть в ее пухлых мягких руках, прижаться к ней и постоять немножко, пошмыгивая носом."
   В итоге описания производят примерно такое впечатление, как усатый мужчина в детском платьице.
  
   Слабо.
  
   PS Рассказ заявлен как детский, однако это не скрашивает его. Я в детстве терпеть не мог рассказы, где ничего не происходит. Уверен, большинство детей разделяют мои чувства.
  
  
  
   Бойкова Е.
   Ловушка
  
   Ученый изобрел машину, с помощью которой душу умершего можно "поймать" и заключить в зеркало. Наловил несколько душ, затем сам умер. А души остались в ловушках - в зеркалах.
   Неизбитая, довольно интересная идея. Есть простор для эмоций и размышлений.
   Из минусов. Утомляет очень частое переключение между двумя сюжетными линиями, при их сильном внешнем сходстве. Линии не контрастируют меж собой, а просто мелькают, рябят в глазах. Необходимость часто перестраиваться отвлекает от чувств героев, в итоге - не проникаешься атмосферой ловушки, а просто ждешь, когда же наконец два героя встретятся.
   Второй минус - скупость сюжета. Сюжет сводится к простой констатации факта: герои после смерти попали в ловушку. Встретившись, они начинают размышлять, что делать дальше, и на этом рассказ обрывается:
   " - Ладно, - Кей спокойно улыбнулся. - У нас много вариантов. Уйти в другое зеркало, спрятаться, показаться людям... Да и на самом-то деле - любая ловушка имеет выход. И мы его найдем, если очень захотим."
  
   Средне.
  
  
   Булгакова И.
   Вышел месяц из тумана
  
   Антиутопия. Яркая. Увлекающая.
   Люди до того изгадили планету, что уже и жить-то на поверхности ее становится проблематично. Потому кое-кто переселяется под землю. Под землей - тоже не лучше: токсичные отходы, радиация, озера кислоты и т.п. По стопам агента Смита, один из героев приходит к выводу, что люди - зараза, болезнь планеты. И, соответственно, намеревается Землю от оной заразы очистить.
  
   Рассказ хорош яркими и жутковатыми описаниями подземного мира. Все, что видят герои, представляется читателю очень наглядно, оттого прекрасно чувствуешь атмосферу рассказа - атмосферу гниения, упадка, смерти.
   Напряженная концовка, захватывающая дух. Удачное применение антиматерии. Хорошо ощущается истинная мощь этого оружия.
   А вот генная инженерия применена не слишком удачно:
   "Генный модификатор, серебристым жуком присосавшийся к вене, впрыснул в кровь рипокси-ген, поднял гемоглобин до немыслимых высот".
   Ни одна генная технология не будет работать с такой бешеной скоростью - гораздо эффективней впрыскивать в кровь нужные гормоны, а не гены.
   Также не особо удачна первая фраза:
   "...и тогда Горец закричал. Крик еще не стих, когда его подхватило эхо, добавило многоголосия и отчаяния."
   Она настраивает на некую значимость Горца и его крика, а на деле это - очень второстепенный персонаж, который через пару абзацев погиб.
  
   Хорошо.
  
  
   Вознесенский В.В.
   Смерть и Ангел
  
   Хотел было отрецензировать рассказ, но тут заметил авторскую аннотацию на него:
   "Аннотация:
   Тягомотень чернушная, пусть пиндосы читают. Скорее всего, автор любит обдалбиваться скользит по ассоциациям, их не завершая - гнусь такая. Гипертекст под названием "гиперпанк". Жвачка желающего обколоться объекта."
   Автор, конечно, преследовал цель пошутить. Однако в этой шутке есть ощутимая доля правды. Потому от себя добавлять ничего не стану.
  
   Слабо.
  
  
   Гаус К.
   Хиж-2008: Круговерть
  
   "Океанариум был огромен." В нем жили рыбки, у них был совокупный интеллект. Коллективный разум он же. Вспоминал разум прошлое на воле, сравнивал его с настоящим в банке, в результате сравнения ушел в депрессию и самоубился. А океанариум купил новую стаю.
  
   Что хорошо в рассказе. Интересные мысли, неожиданные факты.
   "- Типичные стайные рыбки. В одиночестве, даже в самых благоприятных условиях, они быстро погибают, поэтому для декоративных целей составляется стайка как минимум из десяти, лучше же из двадцати и более особей."
   " - А им не скучно вот так весь день-деньской кружиться? - серьезно спросил с высоты отцовских плеч загорелый мальчишка. - Так ведь и с тоски помереть недолго.
   - Это совершенно исключено, - с готовностью отозвался Энрико. - Дело в том, что памяти этих рыбок хватает ровно... на три секунды."
   Или такое:
   "Оврель водорослей не боялся, поскольку свободно проходил даже сквозь самые плотные из них - хотя один раз замешкался и потерял половину массы среди всеобщей панической толчеи."
   Оврель - коллективный разум рыбок, и всю стаю он воспринимает как свое цельное тело! Аналогично он воспринимает и другие косяки:
   "Рокочущие рыбы тащили за собой водоросли, так что та или иная Сельдь запутывалась в них и навсегда исчезала наверху, или же от нее оставалось поглупевшее убожество - жалкая сотня-другая, легкая добыча косаток."
  
   Что плохо в рассказе. Очень уж по-человечески вспоминают о себе рыбы:
   " В последнее время он почти совсем перестал грезить. Память о том, как хорошо было раньше плыть как хочешь и как надо, еще жила в его теле, но все более бледнела и исчезала, вытравляемая проклятым круговым движением. Раньше он так уходил из кольца косаток, от страшных ударов их хвостов - взвивался вихрем и бывал таков."
   Также, при интересном замысле все-таки довольно примитивная идея: зверю на воле хорошо, а в клетке, соответственно, плохо. Но это правило справедливо для абсолютно всех зверей. Тогда в чем отличие коллективного разума?..
  
   Выше среднего.
  
  
  
   Глебова У.В.
   Волк свинье не товарищ
  
   В общем и целом, рассказ смешной.
   Кроме того, парадоксальный и нелинейный.
   На фантастику похоже мало. Больше - на описание психического расстройства главной героини. Во всех окружающих женщинах она видит свою умершую соседку - Николаевну. Поскольку первую Николаевну умертвила как раз героиня, то и с последующими копиями она нещадно борется, временами даже - с применением атомного оружия :-)
   "Наталья Петровна устроилась работать уборщицей на секретный завод, надеясь получить доступ к ракетам и одним махом покончить с Николаевнами."
   Героиня все же проигрывает неравную схватку, и...
   " Николаевны помогли похоронить Наталью Петровну, которая умерла от скоротечного сахарного диабета, и с интересом стали ждать, кого к ним подселят в освободившуюся комнату"
  
   Рассказ проигрывает от того, что главная героиня очень уж смахивает на шизофреничку, а потому все эти Николаевны воспринимаются как ее бред.
  
   Выше среднего.
  
  
   Джей А.Р.
   Дороги, которые выбирают
  
   Шел себе крестьянин Йохан в аббатство - телегу с продуктами вез. Заблудился и в аббатство не попал, а забрел невесть куда, и там невесть где повстречал монаха. Монах ему много чего сказал о путях-дорогах и о судьбах человеческих. Вобщем, очень прозрачно намекнул, что не главное идти в аббатство, а главное - просто идти. Ну, Йохан и не пошел в аббатство. Продал лошаденку и телегу с продуктами, купил пару башмаков и пошел себе куда глаза глядят - поскольку: "дом и жизнь его - на дороге, которой он прошел, путь которой прошел через него, перечеркнув прошлую, будничную и исполненную повседневных забот и ощущений жизнь, раз и навсегда".
  
   Как это часто бывает, авторская мысль глубока и философична, но с трудом видится, как она согласуется с реальной жизнью. Например, монахи в аббатстве, которые голодными остались, - в чем они-то виноваты? :-) Или, к примеру, Йохан, у которого теперь кроме пары башмаков ничего нет, чем питаться будет на своей дороге? Духом святым али травой придорожной? Или встречных путников будет резать и деньги их отбирать? Тоже верно, в принципе: это ведь его дорога, нечего другим на нее влазить!
  
   Это я к тому, что метафора - вещь хорошая, но только тогда, когда под ней подразумеваются и некие реальные действия героя. А когда персонаж из реального мира плавно ускользнул в метафоричный, и в реальности его вроде как вовсе не осталось - это уже немного странно и попахивает аутизмом.
  
   Слабо.
  
  
   Игнатенкова Е.
   Анализатор любви
  
   " - Но в человеческих отношениях столько проблем из-за ошибок взаимопонимания!
   - Общественность желает ошибаться и дальше"
   Рассказ о том, как был изобретен прибор, измеряющий отношение одного человека к другому, и сколько проблем из-за этого возникло.
   Рассказ легкий, местами с юмором, читается приятно. Особо ничем не поражает, но и не разочаровывает.
  
   Выше среднего.
  
  
   Ковешников С.В.
   Хиж-2008: Взять себе имя
  
   Пустившись в плаванье сквозь море теологических мыслей, я, к стыду своему, потерпел неудачу и затонул. Не могу оценить идею данного рассказа, поскольку не осилил ее. Уповаю на лучшее, и допускаю, что за идею можно было бы поставить высший балл.
   Но сюжет и техника изложения оставляют желать лучшего.
   Сюжет - практически отсутствует. Состоит из диалога мужчины с женщиной, в котором словами персонажей или авторской речью довольно путано высказываются мысли.
   Техника - затянуто, перегружено. Кроме фрагментов воспитания Гоя, ничто другое не показано событиями - только глубокомысленными речами.
  
   Средне.
  
  
   Колпиков А.Н.
   Хиж-2008: Возврату не подлежит
  
   Пришел человек в больницу, а его похитили инопланетяне и увезли в свой зоопарк (то бишь, гуманариум). Как бы все.
   Имеется ряд недочетов.
      -- В точности такое (только смешнее) уже было у Фредерика Брауна.
      -- Простота сюжета восполняется сильно утяжеленной завязкой. Много слов сказано об очередях в поликлиниках, о подозрительных гражданах, о детских воспоминаниях героя, наконец. А уж о том, что медсестра (агент инопланетян) "потрясающе хороша! Прямо конфетка. Ух, так и съел бы" - говорится раз десять. Все это к сюжету, прямо скажем, отношения не имеет, и даже нужную атмосферу не создает.
      -- Когда красивая медсестра чудесным образом вылавливает Селина (незадачливого героя) из очереди и ведет куда-то, он испытывает массу подозрений типа: "А вдруг у меня вырежут все внутренние органы и пустят на продажу?" В итоге подозрения оправдываются - его похищают. Тогда зачем же Селин поддался на провокацию?
      -- По прочтении рассказа остро хочется спросить: "и что?" Сама по себе идея посадить человека в зоопарк далеко не нова (упомянутый выше Ф. Браун, Лем). А помимо этой идеи, что-либо еще, вызывающее интерес, в рассказе отсутствует.
  
   Слабо.
  
  
  
   Красников В.В.
   Хиж-2008: Сказка о конце света
  
   Вобщем, как обычно, наступил апокалипсис.
   "Земная кора пришла в движение... Последствия для планеты катострофические... По-видимому, земная кора пришла в движение из-за существенной разницы в массах ледяных шапок на полюсах..."
   Один предусмотрительный товарищ запасся едой и организовал базу в лесу за городом. Ну и планирует, по-видимому, пожить там, пока с корой все не устаканится. Тем временем всюду паника, беспредел, мародерство. Товарищ спасает одну девочку от всего этого бесчинства, рассказывает ей свою историю, и уходит. С собой ее на базу не берет - ибо нефиг.
   Главное замечание совпадает с п.4 предыдущей рецензии. По прочтении - вопрос: "И что?" Умерли все человеки? Ну, вообще-то, не впервой... Даже не в десятый раз. Даже на СИ за последние полгода таких сюжетов с дюжину (см. конкурс "Приносящий надежду"). Какие-то дополнительные идеи? Интересные события? Сочная атмосфера? Простите, не обнаружено.
   Имеется герой. О нем даже сказано кое-что характерное: "Хмурит густые брови. Раздувает ноздри орлиного носа. Поджал красивые губы. Он безжалостный, но не злой. Может поэтому друзья прозвали его Драконом? Так хочется, чтоб он обнял, сказал, что не бросит меня, защитит..." Но мало этого, мало! Длиннющий монолог этого самого Дракона всего лишь скупо передает предысторию, и никак не раскрывает образ говорящего.
   К слову сказать, в современной постапокалиптике предысторию вообще можно не пояснять - и так понятно: мир, как всегда, рухнул.
  
   Слабо.
  
  
  
   Круглов А.Н.
   Катастрофа
  
   Рассказ о научном эксперименте с действительно интересной развязкой.
   Начинается почти традиционно: ученые снова вывели смертоносный вирус и теперь сами понимают, что нужно его срочно истребить, пока не вырвался на свободу. Так и ждешь концовки в стиле: но вирус все-таки вырвался, и всем стало худо. Ан нет! Концовка резко переворачивает восприятие рассказа, открывает такую точку зрения, что хочется перечитать все заново, обращая внимание на все нюансы смысла.
   Действительно хороша научная составляющая - прописана толково, вызывает ощущение того, что автор знает, о чем пишет. Единственное, мне показалось, что гравитация - наименее эффективный способ удерживать вирус. Учитывая малую массу вируса, представьте силу гравитационного поля, нужного для удержания!
   Есть ряд непонятных и не вполне стыкующихся моментов - о них здесь промолчу, чтобы не разрушать интригу.
  
   Хорошо.
  
  
  
   Крымова Е.
   Слёзы богини Ору
  
   "...один продолжал летать с планеты на планету, руководя археологическими экспедициями, второй же предпочёл делать карьеру среди мягких ковровых дорожек, кондиционеров и прочих благ цивилизации, поближе к начальству."
   Первый абзац рассказа, вынесенный, к тому же, в аннотацию, почти полностью передает эмоциональное и идеологическое содержание рассказа. Имеются два друга. Один - добросовестный и порядочный исследователь, другой - "успешный чиновник от археологии", человек амбициозный и беспринципный. Это дается понять еще в экспозиции:
   " - У тебя плохо со слухом? - Алекс в волнении принялся жестикулировать. - Это же сенсация! "А также слава, признание и деньги, много денег, очень много денег!"...
   - Аритарцы разрешили нам вести раскопки Мёртвого города, но поставили строжайший запрет на посещение храма богини Ору.
   - Да плевать я хотел на их запреты! Завтра с утра произведём разведку, а после обеда направим туда технику, - распорядился Алекс, посчитав спор законченным.
   - Нет, - голос Сергея был твёрд."
  
   После этого так и ждешь следующего развития событий: амбициозный товарищ не послушается принципиального товарища, погонится за славой и в конце получит по заслугам. Собственно, именно так и развивается сюжет.
   Наказала плачущая богиня Ору чиновника от археологии и обратила в камень. А принципиальный товарищ в храм не пошел - остался жив-здоров и верен своим принципам.
  
   Написан рассказ довольно живо, читается интересно.
   Однако очень уж прямолинейна моралистическая начинка и слишком уж бесхитростна главная идея: "некоторые тайны никогда не должны становиться известными".
  
   Средне.
  
  
  
   Кусков С.Ю.
   Гриппус вирус орниталис
  
   Рассказ скорее социальный, чем фантастический. Перекликается с Рязановским "О бедном гусаре замолвите слово". Учения в условиях (максимально приближенных к...) заканчиваются расстрелом. Натуральным таким, очень реалистичным.
   Текст построен так, что то, что вначале смотрится комически, как некая насмешка, сатира, в конце оборачивается трагедией. Причем так плавно и незаметно оборачивается, что и не успеваешь заметить момент, когда шутки кончились. Поэтому развязка читается на одном дыхании, оставляет сильное впечатление.
   Ощущается утрирование - не звери, в конце концов, в армии служат. На учениях МЧС расстрелять гражданского - да не случилось бы такого. Однако утрирование оправданное, хорошо подчеркивает эмоциональную и идейную начинку рассказа.
  
   Минус - практически полное отсутствие фантастики.
   Тот момент, когда, упав с обрыва, "Иван летел, на лету превращаясь в невиданную птицу" - это метафора, но никак не фантастика. В виду жесткого реализма остального рассказа, этот момент воспринимается так: Иван упал с обрыва и разбился, а его душа улетела прочь из этого мира, недосягаемая для пуль и ракет.
  
   Маленькое замечаньице: ЗСУ-23-4 лучше все-таки называть "Шилкой".
  
   Хороший рассказ. Будь в нем фантастика - был бы отличным.
  
  
  
  
   Лавров И.В.
   Судный день или афера вселенского масштаба
  
   Интересно, с какой целью автор вынес в название краткое содержание рассказа?..
   Наступил судный день. Здоровенный Иисус в окружении тучи мелких НЛО летает над Землей и забирает людей на небо. Потом выясняется (кто бы мог подумать!), что все это - афера, устроенная инопланетянами. Они, дескать, изучили земную религию и придумали способ, как похищать людей без сопротивления.
   Рассказ практически пустой. Интриги нет (она разрушена названием), образов нет, мыслей нет также. Есть констатация того факта, что хитрые инопланетяне провели тупое и наивное человечество.
  
   Слабо.
  
  
  
   Лобачев Е.Б.
   Хиж-2008: Ангел на скрипучих крыльях
  
   В рассказе присутствует довольно интересная и многообещающая идея.
   "- Вы хоть знаете, зачем счетчики привязанностей нужны?
   - Знаю, не дурак. Психов отлавливать, и всяких асоциальных типов. Красные цифры - сколько народу меня любит, черные - сколько ненавидит. Если красных - ноль, а черных сколько-то...
   - Вот именно. Если черных сколько-то, по вашу душу является особый сотрудник милиции. И, так сказать, изолирует..."
   Иными словами, изобретен способ точно измерить отношение социума к каждому конкретному индивиду. И, соответственно, нелюбимых социумом индивидов изолировать.
   Идея хороша и объемна, и наверняка сильно изменила бы мир, будь она реализована. Потому очень интересно было бы увидеть этот мир, его отличия от нашего, в частности - отчаянное стремление каждого человека хоть кому-нибудь понравиться, получить хоть один красный балл!
  
   Вместо этого главный герой первые две страницы текста занят тем, что планомерно и целенаправленно грешит. Описано сие действо монотонно, примитивно, базарно-разговорным наречьем:
   "А у Андрюхи жена - это боже ты мой, что за женщина! Это же метр семьдесят сплошного шершеляфама! Ведь глядишь на нее и думаешь: какого рожна я женился? Нахрена мне моя полундра?"
   Проскальзывают, так сказать, претензии на юмор:
   "Но нет же. Андрюха давай беспочвенно подозревать. Все ему не так, все не этак. Чего в постель забрались? Чего прижались? Какого черта чашки вверх дном держите? Почему на Лизке юбки нет? Тут уж я взорвался!
   - Какое твое собачье дело - почему юбки нет?! Соскользнула! Жена у тебя стройная!"
  
   В результате повествование вплоть до слов "- Вы хоть знаете, зачем счетчики привязанностей нужны?" - а это две трети текста - вызывает только скуку и раздражение. Только потом просыпается интерес.
   Крайне неуклюжая подача хорошей идеи.
  
   Ниже среднего.
  
  
  
   Логут М.
   Костер фламэлле
  
  
  
   Мусин Р.
   Хиж-2008: Экзюпери
  
   О вреде роботов без трех законов роботехники.
   Механический пес, оставленный хозяевами стеречь дачу, из-за сбоя программы превращается в хладнокровное орудие убийства.
  
   Рассказ удивителен своей эмоциональной составляющей. С первых же фраз робопес Экзюпери вызывают острую жалость и сочувствие, вопреки осознанию того факта, что это - всего лишь машина.
   "Первые триста часов он исправно выполнял приказ: "Охранять!" Каждые тридцать минут аккуратно обегал участок, поросший высокой травой. Останавливался у крыльца, поднимал переднюю лапу, прикладывал подушечки пальцев к зарядной панели, чтобы в очередной раз убедиться - электричества нет. Хозяева уехали, и забыли оставить псу источник энергии, хотя это было указано в инструкции. ... Экзюпери умирал. Без единого звука. Не жалуясь на судьбу. Кибернетические организмы не умеют жаловаться."
   Дальше наступает переломный момент - неудачливый грабитель стреляет электрошоком в умирающего пса и нарушает его программу. Теперь Экзюпери волен совершать любые действия с целью выживания, и приступает сразу же:
   " "Экзюпери" - успел прочитать человек на ошейнике своего убийцы, прежде чем челюсти, способные раздробить кирпич, сомкнулись на горле."
   Робот с этого момента никак не домашний любимец и даже не друг людям, однако продолжает вызывать почти то же сочувствие, что и прежде! Нечто из области той мысли, что все люди добрые, только иногда добрые люди уродуют и калечат других добрых людей...
   Даже развязка рассказа - ожидание хозяев, которые, наверняка, тоже будут уничтожены псом - вызывает некое ощущение справедливости: нужно было позаботиться о звере! Зачем бросили его без питания?!
   Пожалуй, из всех рассказов группы этот вызвал у меня больше всего эмоций!
  
   Очень хорошо!
  
   Правда, есть один нюанс. Ведь программа сбилась из-за выстрела грабителя, а не от отсутствия энергии. Следовательно, хозяева не виноваты в "сумасшествии" собаки. А следовательно, пострадают ни за что...
  
  
   Мхитарян Э.
   Хиж-2008: Хогнит
  
   "Давайте попробуем поговорить с ними, если это возможно.
   А вдруг они всё-таки нравственные существа.
   "Чудовища", Роберт Шекли"
   Эпиграф из Шекли очень уместен - поскольку весь рассказ выдержан в духе парадоксального юмора мастера.
   Рассказ о том, как психиатр и его клиент изловили инопланетянина и пытались с ним поговорить. Надо отметить, что сам клиент по устройству своей психики - тоже скорей инопланетянин, чем человек :) В результате они с чужаком без слов приходят к некоторому душевному взаимопониманию, а диалоги клиента с доктором становятся просто неподражаемыми:
   " -Впечатляет, мистер Маланик. Вы могли бы разбогатеть с такими талантами.
   -Мог бы. Но зачем мне деньги, когда моя жизнь и сейчас не лишена смысла."
   Или:
   " -Представьте, что вы Сальвадор Дали.
   -Кто-кто?
   -Мистер Маланик, я смотрю, вы кроме своего увлечения ничем другим не интересуетесь.
   -А чем ещё можно интересоваться, док?"
   Концовка, показывающая события с точки зрения инопланетянина, буквально переворачивает читательское восприятие с ног на голову. Прекрасно сработано!
  
   Минус - профессиональные навыки доктора.
   Как минимум, этот доктор, судя по всему, скорей психолог, чем психотерапевт.
   Далее, называть клиента пациентом (даже за глаза) не стоит - это противоречит профессиональной этике.
   Далее.
   "А вот что совершенно ясно - мистер Маланик, как пациент, очень интересный и перспективный. Статья для "National Psychology" рождалась сама собой."
   Мистер Маланик интересен как человек, а вот как пациент - вполне обычный шизофреник или личность с сильной шизоидной акцентуацией. В Нэшнал писать о нем, вообще-то, нечего.
   И далее.
   " Определённо, надо браться. К тому же эта тварь... Чем чёрт не шутит, вдруг она и правда существует? Хотя и не исключено, что у Маланика раздвоение личности. Могло быть и так, что "слабой" половинке Пола не нравится увлечение "сильной", и она просто мстит, уродуя двор."
   Ну конечно, не просто не исключено, что у него шизофрения, а почти наверняка так и есть! Потому, если бы я был на месте дока, первым делом я проверил бы этот диагноз, а уж затем (если бы он не подтвердился) ехал бы ловить инопланетянина :-) Учитывая, что до конца рабочего дня всего полчаса, я применил бы быстрый метод - например, тест "мини-мульт". Или что-то из проективных методик (тест "несуществующее животное"). Шизофрению это с большой вероятностью выявило бы, к тому же - практически не утяжелило бы рассказ ;-)
  
   Вопреки профессиональным недочетам, которые легко исправить, рассказ очень хорош!
  
  
  
   23 Некрасов А.Н. Хиж-2008: Пузыри из скал
  
  
   Неуймин А.Л.
   Хиж-2008: Мой личный бубен среднего мира
  
   Сделал программист сыну для утренника шаманский бубен и случайно нашаманил себе новую работу. А дочка дорвалась до бубна и нашаманила, чтобы дед мороз вернулся.
   Простенький язык, стандартные образы, сюжет - передан предыдущей фразой. Идея - ну, пожалуй, вот эта: "Оказывается, для того чтобы разбудить сказку, совсем необязательно в нее верить." Никаких хороших, а равно никаких плохих эмоций рассказ не вызывает.
  
   Средне.
  
  
   25 Павиан Б. Хиж-2008: Трамонтана
  
  
   Редков С.А.
   Турбаза "Рай" и Зеленые Домики
  
   Этому рассказу мне придется поставить "отлично". Поскольку это - самый гениальный рассказ в мире. Не верите? Убедитесь!
   "Я ... схватил ручку и написал самый лучший, самый гениальный рассказ в мире, а может и во вселенной. Рассказ назывался "Турбаза "Рай" и Зеленые домики". Возможно, вы сейчас как раз его и читаете..."
  
   Ну а кроме того, у автора рассказа - потрясающее чувство юмора. В том смысле, что местами оно просто потрясает...
  
   "Я ел, ел, и ещё раз ел. Ел жадно, сладострастно, томно и, главное, много."
   Попытался представить, как человек ест одновременно сладострастно, томно и много. Не вышло.
  
   "На стены и потолок брызгала слюна, а челюсти работали с такой силой..."
   Попытался и это себя представить. Возник образ сенбернара, который отряхивается, высунув язык.
  
   "- А где я нахожусь? - в свою очередь поинтересовался я.
   - Три километра от поселка Верхний Пендюрь, - ответил инспектор.
   - Что!? За полчаса я пробежал 300 километров!?"
   Герой бегает со скоростью 600км/ч и помнит местоположение всех пендюрей в радиусе 300км. Даже не знаю, какая из этих двух способностей круче...
  
   "я... , чтобы хоть как-то развеять закравшиеся в душу тревогу и сомнения, направился в самую глушь леса. Там я стал с корнем вырывать вековые дубы, с лёгкостью перепрыгивть через овраги, и метать огромные валуны за горизонт..."
   Бедные вековые дубы! Бедные люди, живущие за горизонтом!
  
   "Когда наступил вечер, я успел закончить 12 рассказов, 10 повестей, 16 пьес и 8 романов. А перед сном, я написал 9 симфоний, сделал 14 научных открытий и изобрел вечный двигатель."
   Ну, еще бы закрыл обратно Америку и опроверг теорему Ферма - и тогда точно план на день был бы выполнен!
  
   А еще этот великолепный рассказ начинается с прекрасного образца рекламного текста:
   "Целый месяц свободы! Куда же мне поехать отдыхать? Конечно же, в Турцию... Нет, надоело. ... На Кипр? Тоже не пойдет, скучно там. Таиланд или Индонезия? Нет уж, увольте! После нескольких пережитых цунами мне теперь и в ванну залезать страшно. Отправлюсь-ка я лучше на простую турбазу, что утопает в зелени лесов и в лучах яркого летнего солнца всего лишь в нескольких километрах от нашего города. Только там я смогу забыть о работе, проблемах, грубости на улицах, обмане в магазинах, о давке в общественном транспорте, о пробках на дорогах и о безудержном росте цен."
   Возьмем курорт на Таиланде и простую турбазу. Сравним их. Почувствуйте разницу!..
  
   Очень слабо.
  
  
  
   Риндевич К.С.
   Хиж-2008: Не сотвори себе кумира
  
   Рассказ адресован любителям переводов от Гоблина :) Составляет достойную конкуренцию первому в группе опусу - "Мертвые умеют танцевать".
  
   Рассказ начинается замечательным диалогом:
   " - Итак, ты всё-таки не хочешь использовать свой дар на благо племени?
   - Я... - я сперва запнулся, но потом гордо вскинул голову. - Я не буду приманивать животных, чтобы их убивали охотники. Я не буду!
   - Что ж, ты выбрал.... Отныне ты изгнан!"
   И с этими словами вождь изгнал из племени главного героя, умеющего телепатически общаться с животными, растеньями, и, как покажут дальнейшие события, не только.
  
   Побродил герой по лесу, и встретил каких-то парней в серебряных одеждах и с ружьями. Точней, это они его встретили и призадумались:
   " - Как ты думаешь, это человек?
   - Нет, мало вероятно. Разве что сильно деградировавший"
   То есть отличить на взгляд деградировавшего человека от зверя представляется сложным. В ходе деградации у него меняется расположение конечностей, форма черепа...
   " - Слушайте, - вклинился новый голос, на этот раз женский. - Надо его забрать с собой. Вдруг у него есть полезные для генофонда мутации?"
   Тут сразу начинаешь предвкушать, как женщины их страны начнут интенсивно внедрять в генофонд полезные мутации главного героя :-)
  
   Попутно герой пояснил читателю, что данный мир, оказывается, постапокалиптический:
   "Интересно, как эти палки убивают на расстоянии? Я слышал от шамана, что у предков было много диковинок, в том числе и несколько разновидностей таких вот палок. Но предки возгордились и в своей гордыне посчитали себя равными богам, если не выше их. За что и понесли соответствующую кару. ... люди, хоть и почти уничтожили свой мир, смогли остановиться. Точнее, они всё-таки имели хоть какие-то мозги и силу, дарованную богами, во время всезвездной битвы применять не стали."
   Вот никак не обходится, чтобы глобальный армагездец не случился!
   А без запятой между мозгами и силой выходит весьма забавно.
  
   Забрали вооруженные парни героя в свой город. Приходят - и видит он в городе такое:
   "Это была огромная, почти пятиметровая, статуя в центре площади. Она отдалённо напоминала приземистого человека, правда, согнувшего колени и наклонившего к ним голову. Да, и колени гнулись назад. Я его узнал сразу.
   Шаман рассказывал мне много сказок, он, похоже, видел во мне своего преемника. Одна из этих историй была об оружии предков. Среди них шаман упомянул об огромных боевых роботах, как он их назвал. Эти роботы обладали развитым самообучающимся интеллектом и огромной мощью."
   Продвинутый, однако, был шаман в лесном охотничьем племени! Знал не только про роботов, но даже про самообучающийся (!) интеллект. Ну то есть программные алгоритмы без самообучения были для шамана и вовсе как дважды два.
   (Внимание: стоит запомнить пятиметровую высоту статуи.)
   А вот вооруженные ребята из города, оказывается, про роботов ничего ни разу не слыхали:
   "Любуешься? - хмыкнул Пьер, - Это статуя нашего бога, Аррила Осветителя. Он принёс нам свет знаний в тьму нашего невежества."
   Маловато, видать, принес света знаний :)
   Девушка Лиза повела героя на проверку тех самых мутаций, предварительно переговорив с мудрым старцем:
   "- Один из диких. Хочу проверить на полезные мутации.
   ...
   - Ладно, - кивнул старец. - Думаю, тебе лучше приступить к опытам немедленно.
   - Конечно, Учитель, - поклонилась Лиза. - Идём, Яр.
   - Яр? Зачем тебе его имя, девочка моя?
   - Ну не звать же мне его "Эй, ты".
   - Да, ты права, на этот зов прибежит сразу много народу."
   Так старец снабдил Лизу мудростью напоследок, и с тем отпустил.
  
   В лаборатории выяснилось, что шаман успел рассказать герою и про лифты, и про микрофоны! Лиза надела Яру на голову шлем, и... "закололо где-то в голове, а потом обрушилась лавина. Основы математики... физики... химии... астрономии... остальных естественных наук... гуманитраных... два языка... пять... десять... двадцать три... шестьдесят... сто... ещё сколько-то... кончились языки..."
   ОГО! Теперь я знаю кунг-фу! Сколько всего, оказывается, надо закачать в башку человеку, чтобы проверить его на мутации!!
   "... Биология... Ботаника... Зоология... Генетика... Мутанты... Сверхвоины..."
   Мутанты и Сверхвоины выделены в отдельные науки, которые даже не входят в состав генетики :) А вот о роботах эти умники умудрились все-таки ничего не знать.
  
   " Теперь я знаю всё, что есть в этих компьютерах, от того, как приготовить борщ в походных условиях до того, как посадить крейсер на планету, если отказало всё, что только может отказать..."
   Без запятой перед "до того" тоже выходит довольно весело. До вынужденной посадки крейсера нужно успеть приготовить борщ :-) А то мало ли как потом обернется.
  
   "- Он что-то не то выдаёт, - честно ответил я.
   - Что ты говоришь? Какой это язык?
   - Да всё тот же, - удивился я.
   - Яр, говори на нормальном языке, я тебя не понимаю.
   - Но я понимаю тебя. И говорю на том же языке.
   - А латынь откуда знаешь? - удивлённо уставилась на меня Лиза."
   Ух ты! Оказывается, "он что-то не то выдает" - это было по-латински!
  
   Но тут, когда общение только начало налаживаться, ворвался злобный старец со стражами, Яра (разумеется!) бросил в темницу, а Лизе сказал:
   " - Он опасен, ты сама видела это. Предки предупреждали нам о таких, как он, и призывали уничтожать при обнаружении. Завтра утром его принесут в жертву Аррилу."
   Конечно, он опасен! Сами только что впихнули ему в чайник всю информацию с жесткого диска! А вдруг там вирусы были... А вдруг Дум с Квакой!
   " - Но ведь опыты ещё не закончены! Может быть, это опять сбоит проводка! Мы должны закончить опыты, да и не можем мы убивать всех без разбору только по одному подозрению!
   - В тебе говорят эмоции? Что на тебя нашло? Ты знаешь, что за наказание следует за проявлением эмоций для учёного или техника. Или ты... смотри-ка... Да ты влюбилась в него! Веришь в любовь с первого взгляда! Стража! Завтра у Аррила будет две жертвы. Увести её!"
   Круто! Если после фразы "мы должны закончить опыты" человека тут же приговаривают к казни, то удивительно, как в этом городе уцелел кто-то кроме палача.
  
   Лизу бросили в камеру к Яру, он утешил ее как мог, а сам "погрузил Лизу в сон... и устремил своё сознание собирать информацию о городе".
   Да, забыл упомянуть: во время опыта герой приобрел способность общаться телепатически... с компами!
   "Впрочем вот есть закрытый компьютер. Пароль? Без понятия. А что, обязательно надо. Слушай, а, может, так пустишь? Ну, пожалуйста. Что? У тебя никто ничего не просил, все требовали? Вот бедолага. Так пропусти меня, и всё, зачем таким хозяевам служить, а?"
   Компьютеры, на самом-то деле, умеют отличать просьбы от приказов. Просьба - это когда набираешь не "format c:", а "please format c:".
  
   "На следующий день нас вывели на помост, находящийся где-то на уровне груди робота. Вверх вела лестница."
   Не забывайте, что робот имеет высоту 5м. В числе которых метра два - ноги.
   "Как я понял, нас проведут по ней и кинут внутрь робота, в переплетение проводов"
   Внутри робота предусмотрена емкость, куда можно сбрасывать приговоренных! И учитывая размер робота, емкость эта занимает почти весь его корпус.
   "...проводов, по которым всё ещё текла энергия от запасного генератора, работающего, несмотря на то, что основной был отключён давным-давно и использован для нужд города."
   Интересненько: запасный генератор работает, а робот мертв. В чем тогда смысл запасного генератора?
   Кстати... неловко говорить об этом, но генератор не вырабатывает энергию. Он только преобразует тепловую / вращательную энергию двигателя или реактора в электричество.
  
   Наступила драматическая минута - казнь.
   " - Пьер, - подала голос молчавшая до сих пор Лиза. - Может, сперва я?
   - Те чё, жить надоело? - поразился Пьер. Я скосил глаз и убедился, что это был не наш сопровождающий. Видимо, тёзка."
   Тут заметим, что автор, видимо, знает только два мужских имени - Пьер и Яр. Остальных персонажей (кто не Пьер или Яр) называют просто шаман али старец, али страж.
  
   "После рокового шага, я увидел быстро приближающие провода под напряжением, наверняка очень высоким, и, выкинув вперёд руку, ударил всей своей энергией. Совершенно случайно - во все стороны. Провода оплавились точно, может, даже совсем сгорели. Обшивку робота пробило в пяти местах. Но самое главное - он включился!"
   Вау! Провода сгорели, а робот включился!! Я все понял: ток в проводах питал блокиратор мозга. Пока ток течет, робот выключен. Как только провода сгорели - он даже без генератора ожил!
   И говорит робот человечьим голосом:
   " - Это кто тут хулиганит? Ты по что мне всю броню пробил? Её же даже жар звезд не должен брать!"
   Ты почто хулиганишь, отрок?.. Видать, программировал робота любитель народных сказок. Да и сам робот сказочник еще тот - не существует металла, выдерживающего температуру поверхности Солнца. А если бы существовал, то как, простите, из него корпус робота отлили? :)
  
   "- Я ничего не понял, - наконец вынес свой вердикт робот. - Поясни-ка всё поподробнее.
   - Легко, - ответил я и слил ему всю информацию по истории."
   А робот молодцом - не двоичным кодом мыслит, а ассоциативными образами! Человеческую память воспринимает на раз.
  
   " - ...А как ты меня включил? У меня ж нету основного генератора?
   - О внутренней энергии знаешь? Вот я тебя ею и...
   - Вот как? Тогда мне надо срочно забрать генератор, хотя твоей энергии ещё хватит на пару часов непрерывного боя... Обычно для этого требовалось три дополнительных генератора... Да два на оружие..."
   Представляю, как эта рождественская елка в бой ходила! Внутри корпуса - пустая емкость для трупов, зато снаружи гроздьями генераторы и генераторчики свисают!
   "Между тем я оказался в зале с большим пультом в центре и кучи маленьких вокруг. Я присел в первое попавшееся кресло, около которого оказался обзорный экран."
   И это - внутри все того же 5-метрового робота! Кресла, опять же, чтоб "самообучающемуся искусственному интеллекту" сидеть было удобнее. Интересно, там сауны случаем нет?..
  
   Ну а дальше все закончилось чудесно: забрал робот Лизу к себе в зал, поотбирал оружие у жителей города (ибо "плазма детям не игрушка"), да и свалили всей компанией - искать.
   "Где-то должны быть нормальные люди, которые не опустились до уровня лупоглаза или даже носорыла, как моё племя или твой город. И мы их должны найти. И мы их отыщем, или я не Ярослав Северцев."
  
   Чудо! Если бы оценивался не литературный уровень рассказа, а громкость смеха при его чтении, смело поставил бы десятку! :-))
  
  
  
   28 Рубцова Д.П. Компаньон
  
  
   29 Русинов А.Д. Зона прибытия
  
  
   30 Рыскин А. Ветер Гваалов
  
  
   Ситников И.Б.
   И Бахнул Гром
  
   Вероятно, автор считает, что данный рассказ - о приборе, управляющем погодой.
   Я допускаю, однако, что на самом деле тема рассказа - растущий уровень алкоголизма среди сельского населения. Судите сами.
  
   Первая страница текста целиком и полностью посвящена следующему:
   "- А ты в дешевой деревенской забегаловке водку глыщешь.
   - Так ведь другой нет."
   А также следующему:
   " - Клавка, закусить принеси.
   Петрович снова посмотрел на меня. Обида из его взгляда постепенно улетучивалась.
   - Или ты думаешь, если я, ядрен батон, кованый вагон по матушке всех крою, то совсем тупой?"
   Первая же фраза, отдаленно связанная с фантастикой, звучит по истечении страницы текста:
   "- Значит у нас, что не год то неурожай! - подытожил Петрович, вновь обращаясь ко мне. - А в Кочерыжкино, зерна убирают, хоть кирзачами хлебай!"
  
   Далее.
   Если сосчитать только прямо упомянутые (!) в тексте рюмки водки, выпитые персонажами, то их выйдет 19: девять на долю главного героя, десять на долю Петровича.
   НО. Имеется еще множество косвенных намеков (!), типа:
   " Петрович потянулся к графину."
   "Я зевнул и потянулся к графину."
   "- Ладно, чего уж там! Неси еще графинчик."
  
   И далее. Из событий, связанных с "делателем погоды", имеет место только следующее: по пьяной дури мужики потыкали во все кнопки прибора подряд, и тем вызвали поочередно грозу, град, землетрясение и извержение вулкана. Как последние два явления связаны с погодой - понятия не имею.
  
   Очень слабо.
  
  
   Тархов Д.А.
   Погашенные звёзды
  
   Злые америкосы изобрели мелких, но прытких боевых роботов с искусственным интеллектом. Русские (именуемые в рассказе "наши") чертежи оных роботов сперли, но интеллект воссоздать не смогли. Потому пала Россия в неравной схватке с НАТО. А молодежь отечественная пошла на органы для британских лордов.
  
   Из достоинств рассказа могу назвать его второй абзац:
   "Грядки с редиской и салатом постоянно требовали помощи в неравной войне с бодрыми неистребимыми сорняками, мелкие кустики картошки с каждым годом всё медленнее вылезали из земли, низенький крыжовник встречал хозяина острыми шипами, но безропотно кормил неизвестно откуда выползающие полчища гусениц. Только чёткий строй насупившихся ёлок на краю посёлка радовал глаз выправкой и статью."
  
   Далее автор вступил в неравную схватку с логикой повествования и здравым смыслом персонажей.
  
   Сюжетообразующие ляпы - то есть такие, на которых данное повествование зиждется.
  
   1) "Понятно - шлем показывает то, что видят зрительные рецепторы механизма, ничего особенного. Лапа упёрлась в папку с бумагами, захотелось её открыть, лапа послушно зацепила край папки и начала открывать"
   Зачем роботу искусственный интеллект, если он на дистанционном управлении?? И наоборот, если уж творим искусственный интеллект, то кому нужны все эти шлемы?
  
   2) " - Проблема в мозгах. Не можем воспроизвести распределяемый искусственный интеллект. Безмозглыми получаются наши машинки.
   - Неужели во всей России специалистов не нашлось?
   - Нужного уровня - не нашлось. Кто умер, кто за границу утёк и сейчас для НАТО мозги разрабатывает, кто слишком стар, кое-кто работать не хочет."
   Как выясняется из дальнейшего текста, в России есть аж ОДИН специалист по ИИ! Он-то как раз и не хочет работать. Поскольку он за весь рассказ пальцем о палец не ударил, то неясно, откуда автор взял, что этот человек как раз специалист :-) Также сложно понять, почему специалист есть всего один. Вроде как избранный? Мессия? Нео?..
  
   3) Управляя роботом, полковник подумал было убить муху. Даже после того, как он снял шлем, робот действовал согласно пожеланию:
   "Машинка бешено носилась по столу, стреляя голубым лучом по стенам, оставляя на них тёмные пятна, а генерал судорожно пытался надеть шлем. Робот внезапно спрыгнул со стола, проскользнул к двери, неожиданно легко открыл её и выскочил в приёмную. В этот момент генерал, наконец, надел шлем, беглец послушно вернулся восвояси и замер.
   - Сейчас по всему зданию мух перехлопал бы - сказал уже спокойнее, вытирая пот со лба."
   Не находит ли автор, что для того, чтобы перебить всех мух в здании, роботу крайне необходим искусственный интеллект? И без оного машина не только мух перебить, но и обнаружить в комнате дверь не смогла бы.
   Выходит, искомый интеллект уже имеется?..
  
   4) "- Что значит - не хочет? Ты же умеешь зацепить, не отвертишься.
   - Не тот случай. Деньги этого фрукта особо не интересуют, семьи нет, близких друзей - тоже, не пьёт, не курит, по бабам не гуляет - такого прижмешь, пожалуй. Сегодня выделим тебе кабинет, на завтра он вызван, вот сам и потолкуешь."
   Иными словами, главный герой рассказа - отставной полковник - понадобился ТОЛЬКО для того, чтобы уговорить единственного в России специалиста создать искусственный интеллект! Причем метод мотивации у него был аж один:
   "- Так ты и Россию не любишь?
   ...
   - Тогда посиди в холодке, подумай."
  
   5) Так и не ударив пальцем о палец, единственный специалист...
   " - Помер.
   - Как помер? Когда?
   - Вчера на рассвете нашли окочурившимся в углу камеры."
   Простите, о чем вообще был весь предыдущий рассказ? О том, как никто ничего не сделал? Что ж, читатель рад, что не пропустил ничего интересного.
  
   6) Война с НАТО начата.
   "Скрытые камеры показали колонну наших танков, на которую из леса высыпали полчища натовских роботов, словно муравьи на жуков. Бой оказался коротким - несколько снарядов без толку взрыли землю на обочине, мелькнули голубоватые лучи, и танки начали взрываться один за другим. Из нескольких успели выскочить экипажи, но, пробежав пару метров падали с выжженным посредине лба третьим глазом.
   Издалека послышался гул самолёта, генерал оживился, ожидая, когда вражеские полчища накроет ковровой бомбардировкой, но не дождался - один из роботов поднял жало вверх, самолёт сорвался в пике и рухнул в чаще леса."
   Во-первых, умиляет местоимение "наши". Веет безоблачным детством: я за наших, ты за фрицев!
   Во-вторых, из предложенного отрывка видно, что основная причина победы НАТО - никак не интеллект роботов, а мощные и меткие лазеры. А оный лазер имелся уже у ДЕМООБРАЗЦА российского робота! (См. цитату 3.) Вопрос: слабо танки, самолеты, а также простую русскую пехоту этими самыми лазерами вооружить?!
   В-третьих, артиллерийские снаряды летят по параболе, а вот лазеры бьют по прямой линии. Учитывая рост роботов с лазерами (меньше полуметра), простая насыпь высотой 1 метр полностью защитила бы танки от их огня.
   Ну и, чисто между делом, есть такая отличная штука - электромагнитные помехи. Авиация нередко применяет. Так вот, в условиях сильных помех на радиочастотах совокупному интеллекту тысячи вражеских роботов станет очень дурно...
  
   И напоследок.
   "P.S. Выход из этого тупика описан в романе "Земля без соли""
   Простите, это что, был приквел?..
  
   Очень слабо.
  
  
   Тим Т.
   Принеси мне голову прекрасной царицы
  
   Этакий сплав из убийства Кеннеди, сказки Пушкина о золотом петушке, песни Eagles "Отель Калифорния" и чего-то еще.
   Царь Додон, извлеченный из своей сказки в некое будущее, превратился в спецагента. Его засылают в прошлое, и он там что-то творит - противодействует неким злонамеренным андроидам.
   Местоимения "чего-то", "что-то", "некий" указывают на то, что понять в точности сюжет сего рассказа мне было нелегко. Тому несколько причин, первая из них - безумное число персонажей в рассказе. Только на протяжении первой страницы на сцене появляются: креолка (она же мадам дю Солей Ливан), Дон (он же мужчина в черном), техник (он же мужчина за пультом), геномелиоратор, Звездочет, витязи, царь, колдуны из будущего, ведьма, золотой петушок. И дальше не становится легче!
   Вторая причина непонимания сюжета - бешеное скрещение всего со всем. Автор смешал в винегрет куски истории и чужие сюжеты (взятые целиком, без коррекций). Наиболее выделяется "Отель Калифорния" - текст песни воспроизведен в прозаическом переводе на русский с почти идеальной точностью, только лишь с датой ошибка - шестьдесят третий год вместо шестьдесят девятого.
  
   Под всей этой мишурой все же просматривается смысл и даже вызывает интерес. Однако явный плагиат и отчаянная путаница очень портят впечатление.
  
   Ниже среднего.
  
  
  
   Усачов М.
   Хиж-2008: Люлька
  
   Разведчик прибывает на чужую планету. Чтобы построить ретранслятор и послать сигнал на родину, он вынужден договориться с обезьяньей стаей, обучить обезьян и воспользоваться их помощью.
   Хороший рассказ - с юмором, легко и интересно читается, много забавных эпизодов, которые буквально видишь перед глазами. Добротно выдержана интрига - вплоть до развязки непонятно, кто такой этот Агу и чего добивается. Особая изюминка - общения человека с обезьянами. Он пользуется своей речью, они - своей, однако со временем учатся друг друга понимать:
   "- Ухах пых? - спросил Ух-тык.
   - Почему? Игра только начинается, - ответило существо.
   - Ухах ух пых. Фшых? - покачал головой вожак и по щеке его побежала слеза. Он тут же её слизнул, не хотел показаться слабаком.
   - Что ты, старина! Никуда я не фшых, - успокоил его Агу."
   И отличная развязка - наводящая на мысли:
   "- Я буду жить долго-долго, пока, наконец, на небе не появиться огромный корабль, который привезет сюда моих соплеменников. А пока я буду жить с ух-ыхами, и учить их. ...
   Ух-тык внимательно слушал. Понимал он мало, но спокойней ему почему-то не становилось."
  
   Минус - первая глава. Она практически вся состоит из диалогов обезьян, а поскольку диалоги эти переданы рыками типа "- Хух-хух ... - Ррррргоуу...", то текст становится мало читабельным. Стоило бы все-таки заменить кое-где прямую (звериную) речь авторским текстом.
  
   Очень хорошо!
  
  
  
   Халь Е., Халь И.
   Хиж-2008: Музыка последнего дня
  
   Сплав Гаммельнского крысолова с Орфеем.
   Хороший рассказ. Поэтичный, красивый. Один из победителей "Эксперимента-2008".
  
   Из минусов. Для тех, кто знаком с Гаммельнским крысоловом, рассказ идеально предсказуем, поскольку в точности воспроизводит сказку. Единственная неожиданность - тот факт, что крысолов и есть Орфей.
   Ну и, конечно, вряд ли это можно отнести к фантастике, тем более - к научной фантастике. Скорее, сказка или легенда.
  
   Хорошо.
  
  
   Чайковская М.
   Расщепленная реальность
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"