Степанов Д., Шабалин В. : другие произведения.

Студенческий клуб "Эскулап" в лихие девяностые

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Дмитрий Степанов
  
  
  Плохих времён не бывает. Бывают неважные и славные периоды в жизни. Последних больше. Особенно если ты принадлежал к сообществу "Эскулап" Смоленской государственной медицинской академии. Человеку свойственно идеализировать прошлые времена. Тогда и спина не болела, и ливерная колбаса была вкуснее, и образование было лучше. Всё в этом мире относительно. А потому и мои воспоминания не имеют претензии на исключительную объективность и носят категорически субъективный характер. Всё потому, что кто-то сможет изложить период "Эскулапа" 90-х иначе, рассматривая события иным взглядом и давая оценку не в пример жестче моей.
  Поразительно, но о существовании замечательного человека, которым был Юрий Викторович Мишунин, я узнал, ещё будучи школьником. Мой старший брат проходил интернатуру на базе областной клинической больницы по специальности - анестезиология и реаниматология. Руководство последипломного обучения осуществлял Юрий Викторович. Несколько позднее Мишунин стал заходить к нам в гости. А вот на свадьбе брата Юрий Викторович стал тамадой. Брат женился весной 1990 года.
  Рассказываю к тому, что в мае девяностого была запланирована "Шизюрмала", своеобразный концерт-капустник с выступлением "Эскулапа в статусе СТЭМа. О важном событии я оповестил Юрия Викторовича.
  
  
  
  На фото, слева направо: Д. Степанов, В.Шестаков, А.Логинов
  
  На концерте "посвящали" в артисты и "короновали" в ректоры Николая Борисовича Козлова.
  Эпиграф к выступлению:
  - Король умер, да здравствует король!
  Весь состав клуба официально заявил, что с КВНом покончено! Мы теперь - СТЭМ "Эскулап".
  В новом учебном году началась новая жизнь. Великий период под руководством Мишунина начался. Это означает: дисциплина, три репетиции в неделю, концерты по первому требованию. Последнюю позицию ждать долго не пришлось.
   В октябре 1990 года проходит областная конференция профсоюза медработников Смоленской области. Мероприятие ответственное. Кто будет развлекать участников конференции, кто организует праздничный концерт? Конечно, "Эскулап". Это сейчас - "конечно", а тогда так решила председатель Областного Совета профсоюзов медработников Аскерко Р. Г. Почему эта милая женщина так решила? Это знал только Мишунин, который - "совершенно случайно" - сидел в зале рядом с Раисой Георгиевной.
   После памятного концерта в клубе появились десять тысяч рублей от профсоюза. Та сумма, которая позволила приобрести первоклассное концертное оборудование и поставить работу клуба на иные, профессиональные рельсы. Полученные деньги ездили реализовывать в Санкт-Петербург, на завод изготовитель "ЛОМО". Поездка удалась. Обрели не только оборудование, но и привезли массу незабываемых впечатлений, поскольку поездку возглавлял сам Юрий Викторович Мишунин.
  Ранней весной 1991 года педиатрический факультет праздновал юбилей. Выпускницей факультета была и упомянутая Аскерко Р. Г. По окончании торжественного собрания состоялся праздничный концерт, где ожидаемо блистал остроумием "Эскулап". В первых рядах восседала Раиса Георгиевна с импозантным мужчиной рядом - Юрием Викторовичем Мишуниным. В результате официальных посиделок Областным профсоюзом медицинских работников клубу "Эскулап" были выделены деньги на приобретение костюмов. Да, тех самых, малиновых, в которых весь студенческий коллектив устремился на фестиваль в город Новомосковск.
  В Новомосковске главным задаваемым нам вопросом был этот:
  - Почему не приезжаете на фестиваль СТЭМов "Курская аномалия"?
  Всё же в Курск мы поехали. Поехали позднее, в 1993 году. Имели отточенную до блеска программу. Подготовка к выступлению требовала профессиональной основы. Здесь несомненна заслуга Юрия Викторовича. После его курса мы твердо усвоили следующее:
  1. Не стоять спиной к залу.
  2. Как положено формировать мизансцены.
  3. Расставлял акценты в репликах.
  Кроме того, он структурировал порядок выступления и осуществлял подбор музыкального сопровождения.
  Наряду с основополагающими сценическими приёмами, Юрий Викторович подсказал ряд существенных мелочей, не используя которые невозможно показать себя во всем блеске. Так выступить, чтобы публика не только посмеялась, но и запомнила нас и пожелала придти на новое представление. После столь грамотной репетиционной работы малейшая оплошность на сцене была просто исключена.
  Значимую роль сыграла и сценарная политика. Без интеллектуального вклада Андрея Логинова ехать в Курск было бы незачем. Осознаётся это позднее, с высоты прожитого, после анализа и осмысления событий тех лет. А тогда мы были просто единомышленниками, группой одержимых идеей молодых людей, не обременённых семьями, сторонними заботами, полные уверенности в своих силах и оптимизма.
  В фестивале участвовало двадцать две команды из России, Украины, Белоруссии. Интернациональный состав и профессионализм соперников диктовал необходимость максимальной концентрации и собранности. Актёрская команда собралась соответствующая.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  На фото (стоят, слева направо):
  Вячеслав Бобовников, Андрей Логинов, Михаил Гуденков, Максим Жидков, Александр Эфрон, Андрей Кравцов, Игорь Фридман, Сидят (слева направо): Дмитрий Степанов, Дмитрий Стёпин, Юрий Герасёв, Герман Мяснов, Вячеслав Пастернак, Дмитрий Марков, Андрей Чвиков.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  На фото: Конкурсное выступление.
  Стоят, слева направо: Вячеслав Бобовников, Герман Мяснов, Игорь Фридман, Максим Жидков, Юрий Герасёв, Вячеслав Пастернак, Андрей Логинов.
  Началось все с приветствия. Уже там блеснули музыкальностью. В этом компоненте выступления значимую роль сыграл Андрей Кравцов.
  Логиновский интеллигентный юмор сразу завоевал симпатии зрителей, и мы невольно стали фаворитами в глазах компетентного жюри.
  Далее творческий коллектив ждал напряженный график. Фестивальная программа длилась три дня, с 9 часов утра и до позднего вечера ежедневно. Команды же, которые не выступали в этот день, давали шефские концерты.
  Там, в Курске-93, впервые на сцену вышел Андрей Данилко со своей "проводницей". Позднее сценический образ хозяйки вагонного сервиса стал знаменитой Веркой Сердючкой. А в то время Андрей Данилко был просто Андрюха.
  Настал заключительный день. Волновались. И вот итог.
  Решением жюри команда Смоленской государственной медицинской академии заняла первое место. Вот так "Эскулап" стал обладателем Гран-при Фестиваля.
   Финальный концерт приехала снимать съемочная группа Российского телевидения. Это был триумф! - Нас снимает Центральное телевидение! Конечно, трансляция нашего выступления была не в прайм-тайм. И всё же ЦТ! Это было несомненное признание нашего творчества. И совсем неважно, что концерт показали только в ноябре!
  В Смоленск мы возвратились реальными звездами. Про нас писали газеты, у нас брали интервью. И вот на пике славы в студенческий клуб обратилось руководство Смоленского телевидения с предложением о создании новогодней юмористической программы. После глубоких раздумий коллектив "Эскулапа" дал согласие. Мы решили назвать программу "Смоленский трамвай". Сценарий разработал Андрей Логинов.
  Согласно сценарной задумке участникам новогоднего шоу на целый день выделялся трамвай. И вот в условиях мобильной металлической сцены мы должны были снять сюжеты совместно с жителями города. Единственным условием было - не мешать движению других трамваев.
  Утром приехали в трамвайное депо. Установили в вагоне елку, украсили игрушками, накрыли стол. Меню незамысловатое - закуски, алкоголь.
  В трамвайном депо отсняли несколько сюжетов. Съёмка на маршруте привело бы к задержке движения трамваев. Поехали.
  Первую остановку сделали возле рынка на улице Соколовского. Сейчас там базара нет, а в то время - место было бойкое и публика своеобразная. Вся Поповка собиралась здесь в предпраздничные дни с целью обретения товаров подешевле и объёмом побольше. Сомнительные личности, розовощёкие торговки, хмельной народец позволяли найти среди разношерстной публики ярких носителей народной смекалки. Требовалось их найти и отснять.
  Предлагали мужскому населению на телевизионную камеру поздравить смолян с Новым годом и выпить рюмку дармовой водки. Весть о том, что "киношники" наливают по-настоящему, разнеслась по рынку со скоростью звука. Поскольку Андрей Логинов являлся главным виночерпием, к нему выстроилась народная очередь. Камера работала непрерывно. Слышались крики: "Да говори ты быстрей, не один тут". Ораторов подгоняли. Не дай бог трамвай уедет, а ты поздравить не успеешь. Останешься трезвый, как дурак. Так смоляне хотели публично поздравить земляков с Новым годом! Поскольку "поздравительный" трамвай перекрыл центральную магистраль, со всех сторон слышались звонки нетерпеливых водителей с требованием освободить линию. Пришлось спешно менять локализацию.
  Следующим местом парковки новогоднего транспорта мы выбрали кольцо на улице Ерёменко. Там имелась стрелка, предназначенная для разъезда трамваев. Наличие этого механизма позволяло не препятствовать движению городского транспорта. Приняли решение - снять фильм.
  Сюжет. Трамвайная остановка с множеством людей. Народ возбуждён и разгневан несоблюдением расписания движения. В толпе наэлектризованной публики расположилась бабуля. Исполнитель - Гера Мяснов.
   Бабушке нездоровится. О своём слабом здоровье старушка извещает окружающих. Наконец подходит трамвай. Бабка преображается. Убогая старушенция мгновенно трансформируется в бесцеремонного транспортного хама. Используя богатырское здоровье, пинками, тычками и оплеухами "подагрическая" старуха опрокидывает молодых конкурентов и, обращая их в бегство, первая вваливается в вагон. Стоп! Снято!
  Стоим, покуриваем в сторонке. Через минуту подъезжает машина ППС. Из неё появляются два сотрудника милиции с автоматами. Ещё мгновение - и нас опрокинут лицом в снег! Успели показать удостоверения сотрудников телевидения и разрешение на съемки. Обошлось. Работники милиции пояснили, что был звонок с сообщением о драке на трамвайном кольце, вот правоохранительные органы и отреагировали. Бдительные граждане! Много у нас хороших, отзывчивых людей!
  Патрульно-постовая служба ретировалась. Однако свято место пусто не бывает. Прошло несколько минут, как с другой стороны кольца подъехала машина медвытрезвителя. Такие автомобили носили название "хмелеуборочные". Мы смекнули. Это провидение. И сняли еще один сюжет экспромтом. Уже через минуту Слава Бобовников сидел в "хмелеуборочной" и сквозь решетку убедительно просил выпить.
   В то же самое время подъезжает автомобиль КАМАЗ, заполненный бойцами ОМОНа.
  Немая сцена.
  В лучах холодного зимнего солнца из кабины грузовика образовывается целый полковник!
   Шутки, конечно, шутками, но приехал самолично командир Смоленского ОМОНа. Он не сразу сообразил, в чем цель нашего пребывания в данном транспортном средстве. Хмурил брови, долго проверял документы, изучал разрешение на съемки. С любопытством рассматривал трамвай. Наконец процедура опознания и идентификации окончилась. Попросил больше так не шутить. Оказалось, что бдительные граждане сообщили, что наряд милиции не смог справиться с массовыми беспорядками. Есть жертвы и увечья.
  Прекрасные 90-е!
  Зимний день короткий. Двинулись в депо. В те времена трамваи ходили редко. Решили остановиться на площади Желябова и подобрать озябших людей. У них был шок. Представьте, подходит трамвай, дверь открывается, а там - елка. Стол с закусками. Конечно, нашлись смельчаки, которые поехали со съёмочной группой. По пути давали хмельные интервью. С удовольствием выпивали и закусывали. Так прошел съёмочный день, холодный, трудный и весёлый.
   А на следующий, 1994 год, мы снова поехали в Курск. Нас встречали очень тепло, разве что без духового оркестра. Оказывается, целый год по курскому телевидению постоянно "крутили" наше прошлогоднее выступление. Члены жюри смотрели на команду с настороженностью.
  Судите сами. Коллектив питался в отдельной столовой, вдали от всех участников, совместно с жюри. "Эскулаповцев", как старых "звёздных" знакомых, звали в гости многие члены оргкомитета фестиваля. С нами все хотели общаться. Короче говоря, клуб просто "поймал звезду".
  Не стану рассказывать подробности выступления. Скажу лишь, что второй "Гран-при" фестиваля подряд ни до нас, ни после никто не получал. В подтверждение триумфального шествия "Эскулапа" по курским подмосткам Андрей Логинов получил звание "Лучшего автора России", беспредельную любовь жюри и зрителей. Приятным бонусом стало материальное поощрение в виде чудесного цветного телевизора.
  Это было в апреле. А в мае прошёл очередной отчетный концерт и прощание...
  Прощание с теми, кто уходил, покидал академию и становился ветераном студенческого театра. Андрей Логинов, Дмитрий Марков, Вячеслав Бобовников, Андрей Кравцов, Герман Мяснов. Обидно, уходил весь "золотой состав". Уходили те ребята, с которыми удалось вывести "Эскулап" на небывалые высоты самодеятельного искусства. Уходила беспроигрышная сценарная идеология. И, наверное, уходило "то" время. Наше время...
   На банкете, по традиции, состоялась церемония передачи Президентства. Президентом стал я. Причина для принятия такого решения самая незамысловатая. Я был единственный шестикурсник, остальные "эскулаповцы" - моложе меня.
  Без ребят стало трудно. Главной проблемой было найти музыканта. Казалось, Кравцова заменить невозможно. Но судьба оказалась благосклонной. Нашелся. Новым музыкантом стал Эдуард Рыбаков. Ответственный, порядочный, дисциплинированный, добрый, эдакий музыкальный "качок".
  Да, Эдик был физически развит, более того, развит весьма.
  Конечно, в 1995 году мы снова поехали в Курск. Нас встречали как старых знакомых, нас любили заочно. Разговор начинался так: "А где Марков Логинов, Кравцов?". Ну что им сказать? Живы. Здоровы. Работают.
  Наше конкурсное выступление организаторы поставили в конце, как и подобает фавориту. Вечерний концерт - в субботу. А в субботу утром у нас генеральный прогон. Выступление музыкальное - наша фишка.
  И вот на генеральном прогоне Эдик ломает клавишу. Он сломал клавишу, без которой играть нельзя! Ремонту и замене не подлежит. Все. Это японцы виноваты! Я подбегаю к организаторам, прошу одолжить на выступление их аппарат. Но музыкант по прозвищу Паганини, зная, что мы прибыли со своей аппаратурой, отдал синтезатор на свадьбу. Часа два я пытался найти аппарат по все контактам, которые получил от Паганини. Наступил момент, когда стало понятно, что можно ехать домой. Выступления не будет. Совсем.
  С невесёлыми мыслями бреду из ТЮЗа в гостиницу. Погода прекрасная, светит солнце, тепло. А на душе ...
  Внезапно останавливается машина. Из автомобиля выходит абсолютно незнакомый человек и бесцеремонно начинает меня обнимать: "Димка, привет, я так ждал вашего приезда, у меня есть билет на ваш концерт, не подведите, я болею за Смоленск".
  Вероятно, почувствовав отсутствие ответной реакции, спросил: "Чего такой грустный?".
  Объясняю:
  - Концерт не состоится. "Ямаха" сломана, замены нет, мы - домой.
  До сих пор не знаю, кто это был? Может, ангел? Но через час Паганини позвонил и сказал, что все есть - "ямаху" привезли, и выступление состоится!
  Тогда, в 1995-м, мы заняли второе место, "Гран-при" не вручили вообще никому. Первое место было у команды Курска. Это они, куряне, потом стали чемпионами Высшей лиги КВН. Может, помните первую курскую команду с капитаном Алексеем Лютиковым? Сильные были ребята.
  А что "Эскулап"? Клуб жил. Инициатива то угасала, то возрождалась. А что было далее, так о том будут воспоминания следующего Президента. Просто я окончил академию, и появились иные проблемы. Кстати, это не конец! В мае 2017 года мой сын Валентин стал, ветераном клуба "Эскулап". Может, и внуки станут. Всё может быть. И в этом вечный оптимизм нашей жизни.
  
   Смоленск, 2018 год
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"