Аннотация: Этот феномен - космический... Красота женщины. Вечная тема и вечная тайна...
"И БУДЕШЬ ТЫ ЦАРИЦЕЙ МИРА"...
и л и
еще раз о феномене женской красоты
О поклонении женщине, ее красоте, любви к ней написаны тома в мировой литературе. В разные времена истории ради нее совершались войны, подвиги, безумства.... Прекрасная Елена, Беатриче и Лаура, Клеопатра, греческие гетеры, царицы и королевы, и совсем простушки, но красавицы, в духе Дульцинеи Тобосской, оставались увековеченными благодаря мужчинам, плененными однажды их красотой. Их жизнь, скрытая от нас завесой времени, окутанная ореолом тайн и интриг, волнует наше воображение и сегодня.
Вряд ли кто лучше, чем сами мужчины, может пролить свет на этот человеческий ( а может - космический) феномен...Поэтому не лучше ли предоставить слово им?
У писателя Руслана Киреева есть удивительная книга, которую я очень люблю перечитывать. Называется она "Музы любви". Посвящена она не просто прототипам, а реальным женщинам, ставшим при жизни Музами и Маргаритами для многих Мастеров отечественного и зарубежного Парнаса. И что интересно, признается автор, вначале он хотел назвать эту книгу "Восьмой день творения".
"Почему восьмой? Потому что по истечении первых семи, во время которых Бог, помним мы, сотворил небо и землю, твердь и воду, животных и человека,- лишь по истечении этих семи дней вкусившие запретный плод мужчина и женщина осознали вдруг, что они мужчина и женщина. Вот и выходит, что Библия - это еще, помимо всего прочего, и первый любовный роман...Потом их будет великое множество - романов, стихов, драматических произведений.
Собственно говоря, в отличие от предыдущих семи, восьмой день длится и поныне"...
Пытался разгадать загадку женской красоты и великий поэт, влюбчивый и любвеобильный Александр Сергеевич Пушкин. Множество его комплиментарных посвящений, озаглавленных начальными буквами женского имени, оставленных в его творениях и женских альбомах, говорят сами за себя. Но есть у него поразительное стихотворение, которое нас не заставляли заучивать на память в школе. Называется оно "Красавица". Нельзя пересказать стихотворение. Можно лишь его напомнить:
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей ;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
Куда бы ты не поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце не питал
Ты сокровенное мечтанье,-
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно,
Перед святыней красоты.
Так уж устроен мир, что Муза-вдохновительница не может быть старенькой или хиленькой. Она всегда молода и прекрасна...
У писателя, чье выражение стало крылатым -" в человеке всё должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа и мысли" - целая россыпь рассказов. Но есть среди них один, который так и называется "Красавицы". Его герой замечательным языком Антона Павловича Чехова повествует о том, что ему в жизни дважды пришлось столкнуться с этим понятием, которое равносильно удару молнии. Красота - это нечто, что либо есть, либо нет. Третьего не дано. И если она есть, то это видно всем, независимо от возраста и сословия...Это некий абсолют, существующий как бы вне времени и пространства...
Художники кисти и пера разных эпох пытались запечатлеть красоту женщин своего времени - эту неуловимую, необъяснимую субстанцию материи - без которой невозможным было их творческое горение. Каждая эпоха привносила в женский образ что-то своё. Эпоха соцреализма, как известно, во многом прославляла красоту женщины-труженицы, матери - этакую повзрослевшую "девушку с веслом", которая должна быть выносливой лошадкой ,чтобы тянуть груз возложенных на нее забот и обязанностей. В это время мы осуждали такие нехорошие заграничные конкурсы красоты с их "загнивающей буржуазной моралью". Сколько русских женщин, красота которых считается общепризнанной в мире, не смогли стать тогда "Мисс". А жаль...
У писателя Анатолия Кима есть повесть, которая называется "Утопия Гурина". Нельзя без улыбки читать, как главный герой спорит со своим другом - инженером-строителем всё о том же неуловимом предмете - женской красоте.
"-...Но только пойми, старик, что есть люди, в особенности из женского сословия, которых нельзя, недозволительно посылать на грубую работу! Пусть лучше совсем не работают.
-Пускай тогда и не едят. Справедливо?
-Нет. Есть должны все. Кто не ест, Леша, тот умирает...Понимаешь, Данилыч... было у нее необыкновенно хорошенькое личико. Волновала она меня своей неразумной, глупой, таинственной красотой. Красива была, прелестна по своей чисто физической природе.
--
Ну и что же? Мало ли красивых девчат работает хоть бы у меня на ПМК? По-твоему, выходит, что раз они красивые, пусть не работают на стройке?
--
Да! Пусть не работают.
--
Да ты что? Всерьёз это? Да чем же они лучше других?
--
Хотя бы тем, что красивые. Не хлебом единым жив человек,
Алексей Данилыч. Красоту природную надо беречь, и не только реки, озёра и заповедники - а красоту человеческого лица"...
Поразительно, как с героем Анатолия Кима абсолютно солидарен другой наш современник - писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Среди множества его миниатюр есть одна, которую можно было бы назвать одой или даже гимном Красивой женщине.
" В мире, по-моему, ничего нет лучше красивой женщины.. Лучше красивой женщины только красивая мысль. Они обе трудно приходят, но обе возникают целиком и сразу.
И всё-таки красивая женщина - это больше, чем внешность. Это и тепло, и ум изнутри. Это свечение. Это проступание сквозь одежду.(Мужчина сквозь одежду не проступает)... Нужны списки, вольеры, может быть, даже искусственное разведение... Её появление мужчины не видят, а чувствуют. Некоторые впадают в молчание. Кто-то вдруг становится остроумным. Большинство, вынув авторучки, предлагают помощь в работе и учебе. Даже врачи декламируют что-то забытое. У некоторых освежается память. Кто-то садится к роялю...
У неё один недостаток - ею нельзя наслаждаться одному.
У неё одно достоинство - она не бывает счастливой.
Красивая женщина - достояние нации,,,,. Их списки и телефоны хранятся в специальных отделах ЦРУ, ЦБР, ИНТЕЛЛЕДЖЕНС СЕРВИС.
Красивая женщина разъединяет мужчин и сплачивает женщин. Она творит историю и меняет ход войны. Она, она, она...
-А что делать некрасивым? Повеситься? - спросила меня как-то студентка и посмотрела с такой ненавистью, что мы не расстаемся до сих пор".
Улыбнувшись вместе с Жванецким, можно вспомнить массу расхожих фраз типа "с личка не пить водички, "красоту уносят годы - доброту не унесут" до классики Николая Заболоцкого:
...То что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Споры и страсти вокруг предмета разговора не утихают до сих пор. " С тех пор, как мужчины существуют и смотрят на женщин, последние стремятся им нравиться",- заметил как-то французский писатель Андрэ Моруа в своих "Письмах к незнакомке". Нельзя не согласиться со справедливостью подобного наблюдения. Более того, заметим, сегодня процветает целая индустрия, помогающая женщинам в столь деликатном вопросе и работающая на этот загадочный "феномен". Индустрия красоты... От всевозможных женских салонов и фитнес-клубов до серьёзнейших направлений в медицине по геронтологии и пластической хирургии... От сжигателй жира до нескончаемых разработок чудо-препаратов, в которых воплотилась так или иначе многовековая мечта человечества о создании "Эликсира молодости"...
И все эти удовольствия ох как не дешевы...Но разве это остановит тех, кто уже решился "приобрести" нос - от Нифертити, глаза - от Софи Лорен, а грудь - от Памелы Андерсон?
Как-то мне в одном журнале попалась статья под забавным названием "Обожатель бабушки - ровесник Карачинцева..." Её автор - наша современница, журналист, в своём исследовании проводит интересную параллель между современными женщинами и их ровесницами из века девятнадцатого...И что же? Вывод, который делает автор, довольно неожиданен.
" А теперь спросим себя, как должна выглядеть женщина в 30, 40, 50, наконец? - вопрошает журналистка, - Итак: сколько лет было Татьяне Лариной, когда она встретилась с Онегиным? Лет 18, скажите вы. Тогда следующий вопрос: а сколько в это время было её матери? Той самой, про которую Онегин говорит : " А кстати, Ларина проста, Но очень милая старушка"... Если она вышла замуж в обычный тогда срок, то есть в 18, если о контрацепциях полтора века назад и слыхом не слыхивали, то... Считайте, считайте! .."
Респектабельные дамы, матери благородных семейств из произведений Пушкина, Гончарова, Толстого проходят перед нашим взором. И что же? Вывод, который делает автор, довольно неожиданен - ровесницы современных женщин из века минувшего выглядели гораздо старше, что "запротоколировано" пером великих. Вот, например, портрет Долли, обрисованный в "Анне Карениной" - "истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина и ничем не замечательная, просто добрая мать семейства"... "Да сколько же Долли лет?" - сокрушается автор. - "Ей, господа, тридцать три года! И при всех тяготах жизни, выпавших на долю урожденной княжны Щербацкой, в доме у неё и нянька, и кухарка. И ведь все эти женщины (все) не работали в нашем, сегодняшнем понимании этого слова. То есть, по восемь часов в день не стояли у станков, не ломали спину над стиркой, ни сидели в конторах со счетами. В очередях они не мучались. С больными детьми "по справке" не сидели - не говоря уже о том, чтоб огород копать или корову держать. Если вы мне не верите - перечитайте старые книги. И вы убедитесь, сегодня не только мужчины, но и женщины выглядят гораздо моложе. О чем это говорит? О чем же? Ведь не будем мы утверждать, что сегодняшняя женщина устает меньше, чем уставала многодетная - пусть так - графиня сто лет назад? Это ведь неправда. А что правда?.. Наверное, дело в том, что женщины закалили характер, научились рассчитывать на себя, не уступать давлению тягот жизни - и при этом захотели и сумели остаться прекрасными. А если не характер, то чем, чем объяснить, что молодость долго не покидает нас? Разве что чудом? А, впрочем, может, она и есть чудо - наша женщина. И ей столько лет, на сколько она выглядит, - на том стоим и стоять будем".
Конец цитаты. Ибо на эту тему можно говорить бесконечно. Потому что она неисчерпаема, как сама жизнь...