'Практический идеализм' Куденхове-Калерги, напечатанный в 1925 году, является своеобразным дополнением к его же 'Пан-Европе', изданной двумя годами ранее. Но если 'Пан-Европа' предназчалась для широкой публики, то 'Практический идеализм', выпущенный малым тиражом, предназначался для узкого круга лиц. И в этом нет ничего странного, потому что высказанные в книге идеи могут не только удивить, но и шокировать рядового читателя.
Язык книги категоричный, безапелляционный. Автор не вступает с читателем в диалог, а методично, пункт за пунктом излагает идеологическую программу, которая должна стать программой действий. Сам текст скорее предназначен для ораторского выступления перед аудиторией, чем для индивидуального чтения, а многие фразы построены словно по законам геометрии. Автор часто прибегает к использованию двоеточия и тире, и при переводе оказалось не всегда возможно сохранить эту стилистическую особенность.
Укажем некоторые языковые тонкости.
Слово Geist переведно как дух, хотя оно имеет и второй перевод - ум. Geist является для автора одним из важнейших понятий, его нельзя перевести как интеллект, тем более что сам автор использует слово Intellekt и производные от него, явно отличая его от Geist. Наиболее полным по смыслу переводом могло быть прилагательное духовно-умственый, но такой вариант слишком громоздкий. Всё же читателю следует учитывать и вторую составляющую Geist-духа.
Прилагательное neuzeitlich, обозначающее отношение к эпохе Нового времени, переведно как нововременной.
Слово Judentum, обозначающее иудаизм и иудейство, переведено в зависимости от контекста. Для слова Jude (и производных от него) использован перевод иудей, лишь в некоторых случаях оно переведено как еврей - из-за особенностей русской речи.
Слово Rasse, переведённое как раса (обозначающее в русском языке обширную популяцию людей), имеет ещё одно значение: порода (которое в русском языке связано с куда менее обширной популяцией). Для автора же эти понятия являются равнозначными.
Также отметим, что когда автор пишет о проблеме заселения монголами (Mongolen) Австралии, то речь, очевидно, идёт не о монголах, а о представителях монголоидной (жёлтой) расы. Что и было учтено переводчиком.
Перевод осуществлён по электронной версии издания 'R. N. COUDENHOVE KALERGI, PRAKTISCHER IDEALISMUS: ADEL - TECHNIK - PAZIFISMUS, 1925, PANEUROPA - VERLAG WIEN-LEIPZIG, UBR069031840355'.
Анатолий Страхов
Знать - Техника - Пацифизм
Предисловие
Практический идеализм - это героизм; практический материализм - это эвдемонизм. У того, кто не верит в какой-либо идеал, нет причин действовать идеально или бороться и страдать за идеалы. Это потому, что он знает и признает только одну ценность: удовольствие, только одно зло: боль.
Героизм предполагает веру и приверженность идеалу: убеждённость, что существуют более высокие ценности, чем удовольствие, и большее зло, чем боль.
Это противоречие пронизывает всю историю человечества, это противоречие эпикурейцев и стоиков. Это противоречие намного глубже, чем противоречие между теистами и атеистами, потому что были эпикурейцы, которые верили в богов, как сам Эпикур, и были идеалисты, которые были атеистами, как Будда.
Так что это не вера в богов - это вера в ценности.
Материализм является безоговорочным, но лишённым воображения и творчества; идеализм всегда проблематичен и часто запутывается в глупости и безумии: всё же человечество обязано ему своими великими делами и свершениями.
*
Героизм - это аристократизм образа мыслей. Героизм так же связан с аристократическим идеалом, как материализм с демократическим. Всё же демократия больше верит в численность, чем в ценность, больше в удачу, чем в величие.
Поэтому политическая демократия может быть плодотворной и творческой, только если она сокрушит псевдоаристократию имён и золота, чтобы породить новую аристократию духа и образа мыслей.
Конечный смысл политической демократии - это духовная аристократия; она стремится создать наслаждение для материалистов, власть для идеалистов.
Вождь должен занять место правителя - благородный разум вместо благородного имени - богатое сердце вместо богатого кармана. В этом смысл развития, которое называется демократическим. Любое другое толкование было бы культурным самоубийством.
Не случайно, что Платон, будучи одновременно пророком духовной аристократии и социалистической экономики, в то же время был отцом идеалистического мировоззрения.
Потому что аристократия и социализм - это практический идеализм.
Аскетический идеализм юга раскрыл себя в религии; героический идеализм севера - в технике.
Ибо природа севера бросала людям вызов. Другие народы покорились; европеец принял вызов и боролся. Он боролся, пока не был достаточно силён, чтобы покорить землю; он боролся, пока он не заставил природу, которая бросила ему вызов, служить ему.
Эта борьба требовала героизма и свидетельствовала о героизме. Так что для Европы герой стал тем, кем был святой для Азии, и поклонение герою дополняло поклонение святому.
Деятельный идеал занял место созерцательного, и считалось, что лучше бороться за идеал, чем страдать.
Смысл этой героической мировой миссии полностью охватил Европу в Новое время, потому что только в Новое время начался технический век с его освободительной войной против зимы. Этот технический век также является веком труда. Рабочий - герой нашего времени; его противоположность - не буржуа, а паразит. Цель рабочего - созидание, паразита - наслаждение.
Вот почему техника - нововременной героизм, а рабочий - практический идеалист.
*
Политическая и социальная проблема XX века - технический прогресс, достигнутый в XIX веке. Это требование времени усложняется тем, что развитие техники продолжается без паузы более быстрыми темпами, чем развитие человека и человечества. Эту опасность можно предотвратить либо замедлением технического прогресса человечества, либо ускорением социального прогресса. В противном случае всё потеряет равновесие и опрокинется. Мировая война была предупреждением. Таким образом техника предоставляет людям альтернативу: самоубийство или понимание!
Поэтому развитие мира будет беспрецедентным в ближайшие десятилетия. Сегодняшнее несоответствие между технической и социальной организацией приведёт либо к сокрушительным катастрофам, либо к политическому прогрессу, который с точки зрения скорости и основательности оставляет все исторические модели позади и открывает новую страницу в истории человечества.
Поскольку техника открывает новые пути ударной человеческой силе и героизму, война начинает играть свою историческую роль в сознании человечества. Её наследие - труд. Однажды человечество самоорганизуется, чтобы отвоевать у земли всё, что она до сих пор скрывает. Как только эта точка зрения будет принята, каждая война станет гражданской войной, а каждое убийство - одним из убийств. Век войны тогда станет таким же варварским, как сейчас век людоедства.
Это развитие наступит, если мы верим в него и сражаемся за него, если мы не настолько близоруки, чтобы упускать из виду главные направления развития, и не настолько дальновидны, чтобы пренебрегать практическими путями и препятствиями, которые лежат между нами и нашими целями, если мы дальновидны и хорошо знаем о предстоящей борьбе и трудностях, связанных с героической волей к их преодолению.
Только этот оптимизм воли дополнит и победит пессимизм осознания.
Вместо того чтобы оставаться в оковах устаревшего настоящего и бездеятельно мечтать о лучших возможностях, мы хотим принять деятельное участие в развитии мира благодаря практическому идеализму.
Вена, ноябрь 1925
Знать 1920
Памяти моего отца
др. Генриха фон Куденхове-Калерги,
с почтением и благодарностью
Первая часть. Про деревенских и урбанистических людей
1. Сельский человек - городской человек
Сельская местность и город - два полюса человеческого существования. Сельская местность и город свидетельствуют о своих особых типах людей: деревенских и урбанистических людях.
Деревенский человек и городской человек - психологические антиподы. Крестьяне из разных регионов чаще по своему душевному складу похожи друг на друга, чем на жителей соседнего крупного города. Между разными сельскими местностями и между разными городами пролегает пространство, между сельской местностью и городом - время. Среди европейских деревенских людей живут представители всех веков: от каменного века до Средневековья; тогда как только мировые города западных стран, которые произвели наиболее эксцентричный урбанистический тип, представляют нововременную цивилизацию. Столетия, часто тысячелетия, отделяют большой город от равнинной сельской местности, которая его окружает.
Урбанистический человек мыслит иначе, судит иначе, чувствует иначе, действует иначе, чем деревенский человек. Жизнь большого города абстрактна, механична, рациональна - сельская жизнь конкретна, органична, иррациональна. Горожанин - рационалистичный, скептичный, неверующий; крестьянин - эмоциональный, верующий, суеверный.
Все мысли и чувства крестьянина кристаллизуются вокруг природы, он живёт в симбиозе с животным, живым божьим творением, и срастается вместе со своим ландшафтом, завися от погоды и времени года. Напротив, точка кристаллизации урбанистической души - это общество; она живёт в симбиозе с машиной, мёртвым творением человека; через неё городской человек делает себя максимально независимым от времени и пространства, времени года и климата.
Сельский человек верит в силу природы над людьми - городской человек верит в силу человека над природой. Деревенский человек - продукт природы, урбанистический человек - продукт общества; один видит цель, меру и вершину мира в космосе, другой - в человечестве.
Деревенский человек консервативен, как природа, - урбанистический человек прогрессивен, как общество. Весь прогресс идёт от городов и горожан. Сам городской человек обычно является продуктом революции в сельской общине, порвавший с деревенской традицией, переехавший в большой город и начавший там новую жизнь.
Большой город лишает своих жителей наслаждения природной красотой; он предлагает им искусство в качестве компенсации. Театры, концерты, галереи - это суррогаты вечной и меняющейся красоты ландшафта. После трудового дня, полного уродливости, эти художественные институты предлагают горожанам красоту в концентрированном виде. В сельской местности они легко заменимы. Природа - это экстенсивное, а искусство - интенсивное проявление красоты.
В отношениях урбанистического человека к природе, которой ему не хватает, преобладает томление, тогда как для деревенского человека природа существует постоянно. Поэтому горожанин считает её прежде всего романтичной, а крестьянин - классической.
Социальная (христианская) мораль - это урбанистический феномен, потому что это функция человеческого сосуществования, общества. Типичный горожанин сочетает в себе христианскую мораль с нерелигиозным скептицизмом, рационалистическим материализмом и механистическим атеизмом. В результате возникает мировоззрение социализма: современная религия больших городов.
Для деревенских варваров Европы христианство - это не что иное, как новое издание язычества с измененной мифологией и новым суеверием; а истинная религия - это вера в природу, в силу, в судьбу.
Городские и сельские жители не знают друг друга; поэтому они не доверяют друг другу, не понимают друг друга и живут в скрытой или откровенной вражде. Есть много лозунгов, под которыми скрывается эта стихийная враждебность: Красный и Зеленый Интернационал; индустриализм и земледелие; прогресс и реакция; иудаизм и антисемитизм.
Все города черпают силу из сельской местности; вся сельская местность черпает свою культуру из города. Сельская местность - это почва, из которой обновляются города, это источник, который их кормит; корень, от которого они цветут. Города растут и умирают: сельская местность вечна.
2. Помещик - литератор
Цвет деревенского общества - это землевладелец, помещик. Цвет урбанистического общества - интеллектуал, литератор.
Сельская местность и город создали свои особые типы знати: знать воли противостоит духовной знати, кровная знать - знати мозга. Типичный помещик сочетает в себе максимум характера с минимумом интеллекта - типичный писатель сочетает в себе максимум интеллекта с минимумом характера.
Не всегда и не везде сельской знати не хватало духа, а городской знати не хватало характера; как и в Англии Нового времени, в Германии времён менестрелей кровная знать являлась отличительным культурным элементом; с другой стороны, католическая духовная знать иезуитов и китайская духовная знать мандаринов во времена их расцвета проявляла столько же характера, сколько и духа.
В помещике и литераторе противопоставление деревенского и урбанистического человека достигает кульминации. Типичная профессия помещичьей касты - профессия офицера; типичная профессия литературной касты - профессия журналиста.
Помещик-офицер остался на уровне рыцаря, психически и духовно. Строгий к себе и другим, верный долгу, энергичный, стойкий, консервативный и ограниченный, он живёт в мире династических, милитаристских, национальных и социальных предрассудков. С глубоким недоверием ко всему современному, к большому городу, демократии, социализму, интернационализму, он сочетает в себе столь же глубокую веру в свою кровь, в свою честь и в мировоззрение своих отцов. Он презирает горожан, особенно еврейских литераторов и журналистов.
Литератор бежит впереди своего времени; он представляет современные идеи в политике, искусстве, экономике без предрассудков. Он прогрессивный, скептичный, остроумный, разносторонний, изменчивый; он эвдемонист, рационалист, социалист, материалист. Он переоценивает дух, недооценивает тело и характер, и поэтому презирает помещика как отсталого варвара.
Помещик и литератор - прирождённые соперники и противники: там, где господствует каста помещиков, дух уступает насилию; в такие реакционные времена политическое влияние интеллектуалов устраняется или по крайней мере ограничивается. Если правит каста литераторов, насилие уступает духу: демократия преобладает над феодализмом, социализм над милитаризмом.
Взаимная ненависть между аристократией воли и духовной аристократией в Германии коренится в недопонимании. Каждый видит только недостатки другого и слеп к его достоинствам. Психика помещиков, деревенских людей, остаётся закрытой даже для высокопрофессиональных литераторов; в то время как душа интеллектуалов, урбанистических людей, остаётся чуждой почти всем помещикам. Вместо того чтобы учиться у другого, юный лейтенант с презрением смотрит на передовые умы современной литературы, тогда как последний журналист чувствует только высшее презрение к выдающимся офицерам. Из-за этого двойного недопонимания чуждого менталитета милитаристская Германия сначала недооценила сопротивление урбанистических масс войне, а затем революционная Германия - сопротивление деревенских масс революции. Вожди сельской местности неверно оценили психику города и его склонность к пацифизму - вожди городов неверно оценили психику сельского населения и его склонность к реакции: Германия проиграла сначала войну, а затем революцию.
Контраст между помещиками и литераторами обусловлен тем, что эти два типа являются крайностями, а не высшими точками кровной и духовной знати. Потому что высшая форма проявления кровной знати - гранд-сеньор, духовная знать гения. Эти две разновидности аристократа не только совместимы - они связаны. Цезарь, совершенство гранд-сеньора, был самым гениальным римлянином; Гёте, вершина гениальности, был в большей степени гранд-сеньором среди всех немецких поэтов. Здесь, как и везде, промежуточные уровни больше всего удаляются друг от друга, а вершины соприкасаются.
Завершённый аристократ одновременно является аристократом воли и духа, но не помещиком и не литератором. Он сочетает в себе прозорливость с силой воли, рассудок с энергичностью, дух с характером. При отсутствии таких синтетических личностей разнородные аристократы воли и духа должны дополнять друг друга, а не противоборствовать между собой. Некогда в Египте, Индии, Халдее жрецы и цари (интеллектуалы и воины) властвовали вместе. Жрецы преклонялись перед силой воли, цари - перед силой духа: мозг указывал цель, руки пролагали путь.
3. Джентльмен - представитель богемы
Кровная и духовная знать Европы создала свои особые типы: кровная знать Англии - джентльмен; духовная знать Франции - представитель богемы.
Джентльмен и представитель богемы сходны в стремлении избежать тоскливого уродства обывательского существования: джентльмен преодолевает это посредством стиля, представитель богемы - посредством темперамента. Джентльмен противопоставляет бесформенности оформленность жизни, представитель богемы - бесцветности красочность жизни.
Джентльмен вносит порядок в беспорядочность человеческих отношений, представитель богемы - свободу в несвободу.
Красота идеала джентльмена зиждется на форме, стиле, гармонии: она статичная, классическая, аполлоновская. Красота идеала представителя богемы зиждется на темпераменте, свободе, жизненности: она динамичная, романтичная, дионисийская.
Джентльмен идеализирует и стилизует своё богатство - представитель богемы идеализирует и стилизует свою бедность.
Джентльмен настроен на традицию, представитель богемы - на протест: джентльмен по сути консервативен, представитель богемы - революционер. Мать идеала джентльмена - Англия, самая консервативная страна в Европе. Колыбелью богемы является Франция, самая революционная страна в Европе.
Идеал джентльмена - жизненная форма касты, идеал богемы - жизненная форма личности.
Идеал джентльмена указывает за пределы Англии на римскую стою, богемный идеал указывает за пределы Франции на греческую агору. Римские государственные деятели сродни типу джентльмена, греческие философы - богемному типу: Цезарь и Сенека были джентльменами, Сократ и Диоген - представителями богемы.
Суть джентльмена лежит в физическом и психическом, представителя богемы - в духовном: джентльмен может быть глупцом, представитель богемы - преступником.
Оба идеала являются феноменом человеческой кристаллизации: поскольку кристалл может образовываться только в нежёсткой среде, эти два идеала обязаны своим существованием английской и французской свободе.
В имперской Германии эта атмосфера для кристаллизации личности отсутствовала, поэтому не мог развиться равноценный идеал. Германцам не хватало стиля джентльмена, темперамента представителя богемы, грации и гибкости обоих.
Поскольку германец не нашёл формы жизни, подходящей для него в действительности, он искал в своей поэзии идеальные воплощения германского характера: и обнаружил, что молодой Зигфрид является физическим и психическим идеалом, а старый Фауст - духовным идеалом.
Оба идеала были романтичными и устаревшими: искажённые действительностью, романтический идеал Зигфрида стал прусским офицером, лейтенантом, а романтический идеал Фауста - немецким учёным, профессором.
На место органических идеалов поставили механические: офицер представляет собой механизацию психического, замороженного Зигфрида; профессор - механизацию духовного, замороженного Фауста.
Ни одним из своих классов Германия Вильгельма не гордилась больше, чем своими офицерами и профессорами. В них она видела расцвет нации, как Англия - в своих политических вождях, романские народы - в своих художниках.
Если германский народ хочет развиваться дальше, он должен пересмотреть свои идеалы: его энергичность должна выйти за рамки военной тенденциозности и распространиться до политической и человеческой универсальности; его дух должен выйти за рамки чисто научной узости и расшириться до синтеза поэта-мыслителя.
Девятнадцатый век дал германскому народу двух людей величайшего стиля, которые воплощали эти способности высшего германизма: Бисмарк, герой дела; Гёте, герой духа.
Бисмарк обновил, углубил и оживил безвкусный идеал Зигфрида; Гёте обновил, углубил и оживил пыльный идеал Фауста.
Бисмарк обладал хорошими качествами немецкого офицера - без его недостатков; Гёте обладал хорошими качествами немецкого учёного - без его недостатков. В Бисмарке превосходство государственного деятеля преодолевает ограниченность офицера - в Гёте превосходство поэта-мыслителя преодолевает ограниченность учёного: в обоих органический идеал личности преодолевает механистическое существо, человека, марионетку.
Благодаря своему образцовому характеру Бисмарк сделал больше для развития германизма, чем благодаря основанию империи; благодаря своему олимпийскому бытию Гёте одарил германский народ богаче, чем благодаря своему Фаусту: ибо Фауст, подобно Гетцу, Вертеру, Мейстеру и Тассо, является лишь частью человечности Гёте.
Но Германии следует остерегаться опошления и низвержения обоих своих живых образцов для подражания: превращения Бисмарка в сержанта и превращения Гёте в учителя.
Германия может расти и оздоровляться от преемственности этих двух вершин германской человечности; у них она может научиться активному и созерцательному величию, энергичности и мудрости. Потому что Бисмарк и Гёте - это две основные точки, вокруг которых можно сформировать новый германский образ жизни, равный западным идеалам.
4. Родственное скрещивание - гибридизация
Чаще всего деревенский человек - продукт родственного скрещивания, урбанистический человек - гибрид.
Родители и предки крестьянина обычно происходят из того же малонаселённого района, дворянина - из одного малочисленного высшего сословия. В обоих случаях предки связаны кровно и поэтому в основном физически, психически, духовно схожи. В результате они передают по наследству свои общие черты, волевые качества, страсти, предрассудки, запреты в ещё большей степени своим детям и потомкам. Характерные черты, которые вытекают из этого родственного скрещивания: верность, пиетет, родственные чувства, кастовый дух, стойкость, упрямство, энергия, ограниченность, власть предрассудков, отсутствие объективности, узость горизонта. Здесь поколение - это не вариант предыдущего, а просто его повторение: развитие заменяется сохранением.
В большом городе сходятся людские расы, сословия. Как правило, урбанистический человек представляет собой гибрид различных социальных и национальных элементов. В нём противоположные черты характера, предрассудки, запреты, волевые качества и мировоззрение его родителей и предков взаимоуничтожаются или по крайней мере ослабляют друг друга. В результате гибриды часто сочетают в себе бесхарактерность, распущенность, слабую волю, непостоянство, недостаток благочестия и вероломство с объективностью, универсальностью, духовной живостью, свободой от предрассудков и широтой горизонта. Гибриды всегда отличаются от своих родителей и предков; каждое поколение - это вариация предыдущего поколения в смысле эволюции или вырождения.
Человек, родившийся от родственного скрещивания, - это человек с одной душой, гибрид - это человек с несколькими душами. В каждом индивидууме его предки живут как элементы его души: если они похожи друг на друга, это единообразно, однообразно; если они разнородны, человек разнообразен, сложен, дифференцирован.
Величие духа заключается в его экстенсивности, то есть в его способности ухватить и охватить всё; величие характера заключается в его интенсивности, то есть в его способности стремиться быть сильным, сосредоточенным и постоянным. Таким образом, в некотором смысле мудрость и энергичность находятся в противоречии.
Чем более выражена способность и склонность людей рассматривать, как мудрецы, предметы со всех сторон и без предрассудков занимать любую точку зрения, тем слабее их воля действовать в определённом направлении без сомнений, потому что каждому мотиву противостоит противоположный мотив, каждому убеждению - скептицизм, каждому поступку - понимание его вселенской незначительности.
Энергичным может быть только ограниченный, односторонний человек. Но есть не просто бессознательное, наивное - есть и сознательное, героическое ограничение. Героический ограниченный человек - и это тип всех подлинно великих людей действия - временно добровольно отключает все стороны своего существа, кроме той, которая определяет его поступок. Он может быть объективным, критическим, скептическим, обдумывающим свой поступок до или после совершения: во время действия он является субъективным, верующим, односторонним, несправедливым.
Мудрость сдерживает энергичность - энергичность отрицает мудрость. Самая сильная воля неэффективна, если она бесцельна; даже слабая воля имеет наибольший эффект, если она однонаправленна.
Не бывает деятельной жизни без несправедливости, ошибок, вины: если вы боитесь носить этот позор, вы останетесь в царстве мысли, спокойствия, пассивности. Правдивые люди всегда молчат: ведь каждое утверждение в некотором смысле является ложью; бессердечные люди всегда бездействуют: ведь каждый поступок в некотором смысле несправедливый. Но следует говорить смелее, даже рискуя солгать, и действовать, даже рискуя совершить несправедливость.
Родственное скрещивание укрепляет характер, ослабляет дух - гибридизация ослабляет характер, укрепляет дух. Там, где родственное скрещивание и гибридизация встречаются под счастливой эгидой, они производят человека высочайшего типа, который сочетает сильнейший характер с проницательнейшим духом. Там, где родственное скрещивание и смешение встречаются под несчастливой эгидой, они создают дегенеративные типы со слабым характером и отупелым духом.
Человек далёкого будущего будет гибридом. Сегодняшние расы и касты станут жертвами растущего преодоления пространства, времени и предрассудков. Евразийско-негроидная раса будущего, внешне похожая на древнеегипетскую, заменит разнообразие народов разнообразием личностей. Поскольку, согласно законам наследования, разнообразие предков увеличивает разнообразие потомков, однообразие предков увеличивает однообразие потомков. В семьях с родственным скрещиванием один ребенок похож на другого: все они представляют общий тип семьи. В смешанных семьях дети больше отличаются друг от друга: каждый из них формирует новую вариацию несхожих родительских и наследственных элементов.
Родственное скрещивание создаёт характерные типы - гибридизация создаёт оригинальные личности.
Предтечей планетарного человека будущего в современной Европе является русский как славяно-татаро-финский гибрид; поскольку он имеет меньше всего расовых признаков среди всех европейских народов, он является типичным человеком с многими душами, человеком с широкой, богатой, всеобъемлющей душой. Его самый сильный антипод - островной британец, породистый человек с одной душой, сила которого заключается в характере, воле, односторонности, типичности. Ему обязана современная Европа самым замкнутым, самым завершённым типом: джентльменом.
5. Языческий и христианский менталитет
Два типа души борются за мировое господство: язычество и христианство. К вероисповеданиям, носящим эти названия, данные типы души имеют только внешнее отношение. Если сместить ключевой пункт с догматической позиции на этическую, с мифологической на психологическую, буддизм изменится на ультрахристианство, а американизм проявится как модернизированное язычество. Восток - главный носитель христианского, Запад - главный носитель языческого менталитета: 'языческие' китайцы - лучшие христиане, чем 'христианские' германцы.
На вершину шкалы этических оценок язычество ставит энергичность, христианство - любовь. Христианский идеал - это любящий святой, языческий идеал - это побеждающий герой. Христианство хочет превратить homo ferus в homo domesticus, человека-хищника в человека-'домашнее животное', а язычество хочет сделать человека сверхчеловеком. Христианство хочет превратить тигров в кошек - язычество хочет сделать из кошек тигров.
Главным вестником современного христианства был Толстой, главным вестником современного язычества - Ницше.
Германская религия Эдды была чистым язычеством. Она жила под христианской маской: в Средние века как рыцарский мир, в Новое время как империалистическое и милитаристское мировоззрение. Офицеры, помещики, колонизаторы, промышленные магнаты являются ведущими представителями современного язычества. Энергичность, храбрость, величие, свобода, власть, слава и честь - это идеалы язычества, в то время как любовь, кротость, смирение, сострадание и самоотречение являются христианскими идеалами.
Антитеза 'язычество - христианство' не совпадает ни с антитезой 'деревенский человек - урбанистический человек', ни с антитезой 'родственное скрещивание - гибридизация'. Несомненно, однако, что деревенское варварство и родственное скрещивание благоприятствуют развитию языческой урбанистической цивилизации, а смешение - развитию христианского менталитета.
Общепринятый языческий индивидуализм возможен только в малонаселённых районах земли, где одиночка может самоутверждаться и решительно развиваться, не вступая в конфликт со своими собратьями. В перенаселённых районах, где человек натыкается на человека, социалистический принцип взаимной поддержки должен дополнять и частично подавлять индивидуалистический принцип борьбы за существование.
Христианство и социализм являются интернациональным продуктом большого города. Христианство как мировая религия берёт начало из безрасового мирового города Рима, социализм - из смешанных индустриальных городов западных стран. Оба признака христианского менталитета основаны на интернационализме. Сопротивление христианству исходило от сельского населения (язычников); так же сегодня сельские жители оказывают мощное сопротивление реализации социалистического образа жизни.
Малонаселённые северные районы всегда были центрами языческих стремлений, густонаселённые южные районы всегда были рассадником христианских чувств. Где сегодня ведут речь о контрасте между восточной и западной душевной жизнью, обычно это понимают как контраст между людьми юга и севера. Японцы, как самая северная восточная культура, часто сближаются с западными людьми, в то время как менталитет южных итальянцев и южных американцев - восточный. Для состояний души градус широты кажется более значимым, чем градус долготы.
Не только географическое положение - историческое развитие также определяет душевную форму людей. Китайцы и иудеи чувствуют себя более христианами, чем германцы, потому что их культурное прошлое старше. Германцы по времени стоят ближе к дикарю, чем китайцы или иудеи; эти два древних культурных народа смогли более полно освободиться от язычески-натуралистического взгляда на жизнь, потому что у них было на это как минимум три тысячелетия. Язычество является признаком культурной молодости, христианство - признаком культурной старости.
Три народа, греки, римляне, иудеи, по-своему покорили древний культурный мир. Сначала эстетико-философский народ греки: эллинизмом; затем практично-политический народ римляне: Римской империей; наконец этически-религиозный народ иудеи: христианством.
Христианство, подготовленное этически иудейскими ессеями (Иоанном), духовно иудейскими александрийцами (Филоном), было возрождённым иудаизмом. Поскольку Европа христианская, она (в этическом и духовном смысле) иудейская; поскольку Европа нравственная, она иудейская. Почти вся европейская этика коренится в иудаизме. Все приверженцы религиозной или нерелигиозной христианской морали, от Августина до Руссо, Канта и Толстого, были 'качественными' иудеями в духовном смысле; Ницше - единственный не-иудей, единственный языческий этик в Европе.
Наиболее значительными и убеждёнными представителями христианских идей, которые в своём современном возрождении называются пацифизм и социализм, являются иудеи.
На востоке этическим является преимущественно китайский народ (в отличие от эстетически-героических японцев и религиозно-умозрительных индусов), на западе - иудеи. Бог был главой государства древних иудеев, их моральный закон - гражданским кодексом, грех был преступлением.
На протяжении тысячелетий иудаизм оставался верным теократической идее определения политики и этики: и христианство, и социализм являются попытками установить Царство Божие. Два тысячелетия назад ранние христиане, а не фарисеи и саддукеи, были наследниками и продолжателями мозаичной традиции; сегодня это не сионисты и не христиане, а еврейские вожди социализма: они тоже хотят с высшим самоотречением уничтожить первородный грех капитализма, избавить людей от несправедливости, насилия и неволи и превратить искуплённый мир в земной рай.
Для всех этих иудейских пророков современности, которые готовят новую мировую эпоху, этическое имеет первостепенное значение: в политике, религии, философии и искусстве. От Моисея до Вейнингера этика была главной проблемой еврейской философии. В этом этическом базовом отношении к миру находится корень уникального величия иудейского народа, но в то же время существует опасность того, что иудеи, потерявшие веру в этику, опустятся до циничных эгоистов, тогда как у людей с другим менталитетом даже после потери этических установок ещё остаются в избытке рыцарские ценности и предрассудки (человек чести, джентльмен, кавалер и т. д.), защищающие их от падения в хаос ценностей.
Что в основном отличает иудеев от обычных горожан, так это то, что они - люди родственного скрещивания. Сила характера в сочетании с проницательностью духа предопределяет иудея в его наиболее выдающихся примерах как вождя урбанистического человечества, как ложного, так и настоящего духовного аристократа, главного протагониста капитализма, а также революции.
Вторая часть. Кризис знати
6. Духовное правление вместо правления мечом
Наш демократический век - жалкая интерлюдия между двумя великими аристократическими эпохами: феодальной аристократией меча и социальной аристократией духа. Феодальная аристократия разлагается, духовная аристократия утверждается. Переходный период называется демократическим, но на самом деле господствует псевдоаристократия денег.
В средние века в Европе деревенский рыцарь управлял горожанами, языческий менталитет - христианским, кровная знать - знатью мозга. Превосходство рыцаря над горожанином основывалось на мощи тела и характера, на силе и мужестве.
Два изобретения покорили Средневековье и открыли Новое время: изобретение пороха означало конец рыцарства, изобретение печатного станка - наступление духовного правления. Физическая сила и мужество потеряли своё решающее значение в борьбе за существование благодаря внедрению огнестрельного оружия: дух стал решающим оружием в битве за власть и свободу.
Книгопечатание дало духу средство принуждения неограниченной дальности, поместило пишущее человечество в средоточие чтения и таким образом возвысило писателя до духовного вождя масс. Гутенберг наделил перья властью, которую чернила взяли у мечей. С помощью печатной краски Лютер завоевал империю большую, чем все немецкие императоры.
В эпоху просвещённого деспотизма правители и государственные деятели подчинялись идеям, исходящим от мыслителей. Писатели того времени сформировали духовную аристократию Европы. Победа абсолютизма над феодализмом означала первую победу города над сельской местностью и попутно первый этап в победном шествии духовной знати, в свержении знати меча. Место средневековой диктатуры сельской местности над городом заняла нововременная диктатура города над сельской местностью.
С Французской революцией, которая нарушила привилегии кровной знати, началась вторая эпоха эмансипации духа. Демократия основана на оптимистической предпосылке, что духовная знать может быть признана и избрана большинством людей.
Сейчас мы находимся на пороге третьей эпохи Нового времени: социализма. Он тоже опирается на урбанистический класс промышленных рабочих, возглавляемых аристократией революционных писателей.