Страхов Анатолий Александрович : другие произведения.

Нет, не черкешенка она

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Нет, не черкешенка она
  
   []
  
  В сентябре 1826 года Николай I вызволяет Пушкина из ссылки. Поэта восторженно принимают в Москве, и он, проводя время в светском обществе, влюбляется в свою дальнюю родственницу Софью Пушкину и сватается к ней. Однако поэту не везёт, и уже в начале 1827 года Софья выходит замуж за Панина.
  О внешности этой особы разгорелась довольно любопытная дискуссия, отправной точкой которой послужили воспоминания "бабушка" Яньковой, записанные её внуком: "...Знавала я ещё и других двух молодых девушек - Софью Фёдоровну и Анну Фёдоровну; обе они воспитывались у Екатерины Владимировны Апраксиной, и она выдавала их замуж. Первая была стройна и высока ростом, с прекрасным греческим профилем и чёрными, как смоль, глазами, и была очень умная и милая девушка; она вышла потом за Валериана Александровича Панина и имела трёх сыновей и дочь. Меньшая, Анна Фёдоровна, маленькая и субтильная блондинка, точно саксонская куколка, была прехорошенькая, преживая и превесёлая, и хотя не имела ни той поступи, ни осанки, как её сестра Софья, но личиком была, кажется, ещё милее. Она была за Васильем Петровичем Зубковым; у них было две или три дочери и сын".
  Модзалевский предположил, что "бабушка" перепутала сестёр по следующим соображением: во-первых, Софья была младшей, а не старшей (Анна родилась в 1803-м году, Софья - в 1806-м); во-вторых Модзалевский приводит фразу из письма Н. А. Мухановой своему сыну: "Новости здешние - интересные свадьбы Офросимова Андрея на Катерине Корсаковой и малютки Панина на крошке Пушкиной" (письмо от 8 декабря 1826 года). Определение "крошка", по мнению Модзалевского, никак не подходит к той, которая "стройна и высока ростом".
  Модзалевскому возразил Вересаев: "Два ближайшие друга Пушкина, Нащокин и Соболевский, свидетельствуют, что в стихотворении "Ответ Ф. Т." поэт говорит о С. Ф. Пушкиной. Вот это стихотворение:
  
   Нет, не черкешенка она, -
   Но в долы Грузии от века
   Такая дева не сошла
   С высот угрюмого Казбека.
  
   Нет, не агат в глазах у ней, -
   Но все сокровища Востока
   Не стоят сладостных лучей
   Её полуденного ока.
  
  Описание вполне подходит к описанию, даваемому Яньковой Софье Федоровне. Да и на дошедших портретах Софии Пушкиной мы видим совершенно "полуденную" брюнетку".
  Следующий виток полемике был дан в работе Тюнькина "Нет, не черкешенка она...", где раскрываются инициалы "Ф. Т.". Это Фёдор Туманский (не путать с поэтом Василием Туманским, его родственником и современником), написавший стихотворение, ответом на которое явились стихи Пушкина. Стихотворение Туманского долгое время оставалось неизвестным, однако было найдено: "Листок, на котором оно записано, по-видимому, так же как и листок с пушкинским "Зачем безвременную скуку...", хранился у В. П. Зубкова и затем попал в Чертковскую библиотеку, а оттуда в Отдел письменных источников Исторического музея".
  Вот стихотворение Туманского:
  
   Она черкешенка собою, -
   Горит агат в её очах,
   И кудри чёрные волною
   На белых лоснятся плечах. -
  
   Любезна в ласковых приветах,
   Она пленяет простотой,
   И живостью в своих ответах
   И милой резвой остротой.
  
   В чертах лица её восточных
   Нет красоты - видна душа
   Сквозь пламень взоров непорочных.
   Она как радость хороша.
  
  Далее Тюнькин указывает на то, что "черкешенка" Пушкина - Мария Раевская. "И в стихотворении, написанном в конце 1826 года (когда Мария Раевская-Волконская уже собиралась последовать за своим мужем-декабристом в Сибирь, Пушкин сразу же отвергает сравнение С. Ф. Пушкиной с 'черкешенкой'), не должен возникнуть образ той, другой 'черкешенки', 'утаённой любви поэта'", - заключает Тюнькин.
  Но зачем было самому Ф. Туманскому воспевать "черкешенку" Волконскую, а Зубкову хранить стихи Туманского о Волконской? Куда логичнее допустить, что стихи Зубков хранил потому, что в них Туманским воспевалась его жена Анна, старшая из сестёр. Туманский же сравнил её с черкешенкой из "Кавказского пленника" Пушкина, благо поэма дальнего родственника сестёр в то время пользовалась успехом у публики. Пушкин же, увлёкшись другой сестрой, написал свой ответ, в котором воспевал не красавицу с "прекрасным греческим профилем", а "маленькую и субтильную блондинку" - младшую Софью.
  Исходя из этого, проанализируем содержание стихов.
  Туманский декларирует: "Она черкешенка собою". - "Нет, не черкешенка она", - отвечает Пушкин.
  Туманский: "И кудри чёрные волною..." - Возражение Пушкина: красавица-блондинка не могла родиться на Кавказе.
  Туманский: "Горит агат в её очах". - Возражение Пушкина: "Нет, не агат в глазах у ней".
  Туманский: "В чертах лица её восточных..." - Возражение Пушкина: он отвергает сокровища Востока ради "её полуденного ока".
  "Полуденное око", которое никак нельзя сравнить с агатом, вероятно, отражает ясное полуденное небо. То есть девушка была голубоглазой блондинкой, а не "полуденной" брюнеткой, которую, как думалось Вересаеву, мы видим "на дошедших портретах Софии Пушкиной".
  Но тогда возникает вопрос: кого же мы видим на портрете якобы Софьи Пушкиной? Её старшую сестру?..
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"