Cаша : другие произведения.

Мысли вслух

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  В некотором смысле это не совсем обзор, а желание высказать свое мнение на около конкурсную тематику. Все далее сказанное просто мысли вслух, а упоминаемые рассказы не более, чем наглядный материал. Тема конка мне казалась многообещающей, очень хотелось прочесть рассказы о малоизвестных эпизодах тех событий, ведь они развивались по всему миру, тут и Ближний восток, где подвиг как британских солдат, так и местных жителей позволил нацистским приспешникам добраться до нефтяных полей Ирака. Героическая оборона Мальты, Китай, Бирма и тихоокеанский твд. Надеялась на неформатную подачу хорошо известного материала. Да, в некотором плане надежды оправдались, но всегда хочется большего и лучшего.
  Жаль, что работ так немного, хотя авторы старались, тексты в основном хорошие, есть очень хорошие и даже замечательные, но таких, чтобы "высший класс, чемпионский разряд" - увы, нет. В основной номинации не участвую достаточно давно, но за конком всегда следила, читала, иногда даже писала отзывы и обзоры. Каждый сезон была хотя бы одна работа, вызывавшая особые чувства. В этом году тоже есть приглянувшийся текст, вот только вопросов к нему больше, чем восторгов. Обязательно о нем расскажу, но начну с неформатных работ.
  Первая в этом плане - "Туннель". Когда начинала читать рассказ, душа читателя пела от счастья. Идеальные завязка, композиция, я уже видела развития сюжета в отношениях ГГ и девушки Кьянти. Автор удачно интригует игрой теней и дальнейшим развитием событий, но увы и ах, на этом все и заканчивается. Я бы с удовольствием простила автору роялистый туннель, но с этого момента события плохо укладываются у меня в голове и очень напоминают речь Дуче, которую автор цитирует. Необычное событие должно быть приватным, закрытым от непричастных, а всеобщее помешательство, хоть и отражает тогдашнее общество, но совершенно не вписывается в изначальную концепцию рассказа. Автор решил сложить слишком много яичек в маленькую корзинку, и получилось то, что получилось.
  Второй рассказ - "На той стороне..." Начало многообещающее, красивый текст, интересный сюжет, но автор решил объять необъятное, собрав в одну историю целую библиотеку, итог рассказ получился ни о чем. Нет конкретной идеи, размытый и невнятный финал. "Ошибка" - вообще не поняла, о чем автор хотел сказать. Показать, что среди нацистов были люди? Их там не было. Потребовались неимоверные усилия и три поколения, чтобы их потомки стали людьми. Еще один пример, на мой взгляд, бессмысленной фантазии - "Эта безумная история". Я тоже за мир во всем мире, в некотором смысле интернационалистка до мозга костей, но мне не верится в подобный союз, не смогли бы они мирно сосуществовать, как еж с ужом. И что самое странное - противопоставление этого союза всему остальному миру.
  Совсем другая история - "Кукла товарища Берии". С моей точки зрения один из трех наиболее интересных текстов на конке. Рассказ более чем не форматный, хотя бы тем, что это смех сквозь слезы. Непонятно, чего в истории больше, слез или комедии, мне сказать сложно. Идеи и мотивы автора понятны, это как в песне - "это праздник со слезами на глазах". Правда, немного не по себе и от названия, и от того в какое чудовище превратилась кукла, как говориться - "с волками жить, по волчьи выть". Рассказ сравнили с синопсисом, я с этим не согласна, текст очень короткий и для такого объема образность переданная просто через одежду впечатляет, хорошая находка автора.
  Наконец подходим к самому запомнившемуся рассказу - "День с утра..." С одной стороны, очень сложное и тяжелое в психологическом плане произведение. Выворачивает не только мозг, но и душу. Не могу представить, что смогла бы оставить свою мать умирать одну в пустом расселенном аварийном доме. Ни ее желание, ни тем более никакие деньги на такое меня бы не сподвигли. Для чего автор отправляет в ГГ заставляя ее раз за разом переживать прошлую жизнь, вопроса не задаю, иначе не было бы рассказа. Художественный прием сложный и неоднозначный, но победителей не судят, у автора все получилось, я даже заплакала, пока читала. Образ бабушки с котиком мне показался глубже, чем простое описание, и ГГ и кот отринуты обществом. Финальный поступок ГГ, с одной стороны, как бы ясный и понятный, она не могла уйти из-за того случая в прошлом. Но, с другой стороны, непонятно, как она могла в тот момент повлиять на ход событий.
  На конке есть еще две очень похожие истории, хотя ничего неформатного в них нет, но есть момент, привлекший мое внимание. Начну с "Пустых страниц". На первый взгляд история, каких в стране миллионы. У меня дедушки и бабушки тоже дети войны, но, если честно, не представляю, как бы я пережила весь тот кошмар, через который им пришлось пройти. Круги ада уготованные судьбой ГГ просто не укладываются у меня в сознании. Жуткая картина: девушка, будущая мать, толкающая вагонетки с углем. Война многое списывала со счетов, но на дворе мирная жизнь, что же должно случится, чтобы девушка толкала вагонетки с углем, чтобы будущая мать стала инвалидом. Да и работа сварщика у меня никак не ассоциируется со словом женщина. Еще страшнее фраза - "А куда мне - муж-пьяница, да ребёнок на руках". Автор задает некоторые вопросы, так такое могло случиться, но пустых страниц куда больше, как и вопросов к географии событий и их исторической достоверности.
  Следующий текст "Не всем рекам". С одной стороны, он попроще, обычная история одной семьи, но вопросы у меня те же, что и в "Пустых страницах". Сам автор объясняет все словами ГГ - "Никто не виновник наших бед". Я обещала себе не переходить на политику, поэтому ограничусь тем, что и в этой истории пустых страниц хватает.
  Тема блокады попала в многие рассказы - "Дороги, которые мы выбираем", тут уже настоящая фантастика, хотя и подвигу место нашлось. Кажется все в тексте хорошо, но ГГ мне показался книжно-киношным. Молодой парень - студент, и никакой личной жизни, кроме ежедневных стычек с питерскими гопниками. Нет ни девушки, ни увлечений, но есть дядя из органов. Хотя больше царапнули меня две другие вещи. Первая, яблоки, а почему не мандаринки? Какая разница привезти полторы тонны мандаринок с Абхазии или яблочки из Намангана. Я все понимаю: Новый год, радость, но для изможденных голодом детей? И второй, автору очень хотелось провести параллель с автобусами, вот только зачем? Хорошо помню хронику, как малышей снимают не с автобуса, и даже не с тентованного грузовика, а с обычного открытого кузова. Укутанные кто во что, они сами стоять не могли от голода и холода.
  Завершу свои мысли на одном из самых страшных и в тоже время запомнившихся рассказов "Он сам". Жуткая история как бы в продолжение выше сказанного. Само событие ужасно и трагично, но еще трагичнее его предыстория. Война ломает человеческую психику, поэтому нет ничего ее страшнее, она не только уносит невинные жизни, но и продолжает их отбирать даже после своего формального завершения. Маленькая деревушка, где женщина совершает подвиг, оставшаяся одна с тремя маленькими детьми на руках, переживает голод и лишения, сохраняет жизнь себе и детям. Тут, казалось бы, двойная радость победа, муж возвращается живой - счастливый финал? Вместе с ним приходит и ад войны, ему мало уже причинённых страданий. Муж, отец, которого она так ждала, обвиняет женщину в измене, пьет, ломится в дом с угрозами и топором. И в итоге совершает невообразимое по своей жестокости преступление.
  Кажется конкурс фантастики, но для меня нарисовалась очень страшная в своей реальности картина тех событий. Есть и другие интересные рассказы, может быть и дополню еще двумя - тремя мыслями вслух.
  ЗЫ: рада, что СК продолжают жить на просторах СИ, тому, что собирают неравнодушных авторов, а пока всем спасибо))

  

Немного о судейских рассказах

  Объект-116

  Тексты бывают разные: прочтешь и не можешь вспомнить, о чем только что прочла; есть те, к которые хочется вновь и вновь приходить в гости, как близким друзьям; а есть такие что становятся частью тебя, носишь под сердцем такой осколочек чужого сознания, словно дитя, мучишься пытаешься понять, а оно все теребит тебя, дергает за рукав, что это ты про меня забыла. Забыть иногда очень даже и хочется, ладно это был бы твой, а то ведь какой-то чужой подкидыш, и нужно тебе ходить страдать, вот только отмахнутся не всегда получается.
  Не думала - не гадала, а вот посчастливилось мне нарваться на такое чудо. Коротенький рассказ, почти миниатюра, взял за душу. Главное, нет ничего такого в сюжете нет, можно весь текст в одну сточку упаковать, а ведь схватил за сердце и не отпускает. Перечитывать или раздирать на цитаты таких желаний не возникает, но такое чувство, будто мир поделился на до и после.
  О хорошем: сказать, что автору удалось найти особенные слова, проникающие в душу подобно стрелам из рассказа, что получилось создать образы персонажей, за которых переживаешь как за самых близких людей, что автор смог выразит идею, объединяющую все живых людей, слишком мало и поверхностно, а глубже, надо иметь талант автора, а мне, к сожалению, бог такого не дал.
  О странном: в коммах много вопросов технического характера, появились они и у меня. Я немного знакома с оружием и не очень понятно, как стрела, пробивающая бетонное перекрытие, могла застрять в теле человека, или как от лучей легко испаряются металлические стрелы, но не повреждается заслонка амбразуры? Хотя для текста это не так и важно, самый главный вопрос по какой причине был создан сам объект? Из-за этого рассказ кажется оборванным, как минимум где-то посерединке, что сильно снижает эмоциональный заряд истории в целом.
  Пока это лучшее, что я прочитала на конкурсе, автору спасибо))

  Мороз Красный
  Пример неоднозначного текста. Автор умеет и может писать очень и очень красиво, а вот душевности тексту, как мне показалось, не хватает. Если с Федькой все получилось - паренек живой, настоящий, в нем чувствуется и бурлящая энергия подростка, и все еще не ушедшие детские страхи. С одной стороны он смотрит на мир глазами ребенка, с другой, общая беда сделала его намного взрослее своих лет. Это и достоинство, и трагедия одновременно.
  А вот с Иваном, все наоборот, я не почувствовала этого персонажа. Вначале, автор создает вокруг него некую завесу таинственности, возможно, чтобы настроить читателя на будущие события, но даже когда становится понятной его история, черта, отделяющая его от живых, никуда не исчезает. Все его самопожертвование, вся его любовь к брату и родной деревне, как бы закрыта мистическим туманом, который не дает читателю переживать вместе с ним. Возможно, автор именно так планировал сюжетную линию, но мне этих чувств не хватило.
  О хорошем: прекрасные и образные описания природы, красивый литературный язык, а главное великолепный образ мальчика.
  О странном: не очень сочетается литературные достоинства текста со попытками автора сделать стилизацию простонародного сказа. Есть моменты, где автору это удалось на пять с плюсом, особенно вначале, но чем дальше, тем сильнее народные словечки кажутся лишними. Очень резануло слово - 'мужик'. Задумка автора понятна - желание показать, что Федор уже не мальчик, а муж.
  Мои маленькие придирки: всегда и везде в отечественной литературе истории о том времени делят мир на хороших и плохих. Автор четко следует этой традиции, хотя присутствует попытка сделать что среднее имеется в лице одного из полицаев. Солдаты с МП-40 в полицейских частях, были только в советских фильмах. А вот карательные операции проводились исключительно силами состоящих из коллаборационистов.
  Никакой жалости к нацикам и коллаборационистам у меня нет от слова совсем, но и партизаны вовсе не были ангелами спасителями. Главное, текст прекрасно написан, и мне очень понравился))

  licet bovi

   Еще один очень неоднозначный текст. Начну с названия: "Позволено быку". Здесь можно отдать автору должное, заглавие очень точно отражает основную мысль работы, но понимать это читатель начинает не вначале и даже не в середине, а практически в финале текста. А вот опенинг у истории более чем странный. Начинать текст с диалога считается не комильфо, но здесь это не главное. Читателю предлагают просмотреть фактически немое кино. О чем идет речь в диалогах, где происходят события, становится понятным лишь ближе к середине текста. Без некоторых специальных знаний об описываемой теме, я чувствовала себя ребенком, подслушивающим разговор взрослых на кухне.
   О стиле: когда-то во времена ныне не существующего государства издавался журнал - "Наука и жизнь" в нем печаталась втч. фантастика. "Волшебника земноморья" я прочитала именно в нем, случайно открыв страницу, когда просматривала мусор, который собиралась выбросить с балкона. Там печатались и другие повести и рассказы в сокращенном варианте, а также научно-популярные статьи. Тест очень соответствует тематике того журнала, что-то среднее между фантастическим рассказом и научно-популярной статьей. Спасибо автору, я очень многое узнала о прежде неизвестных мне страницах истории и науки, если это можно назвать наукой.
   О героях: сказать, что их много, не сказать ничего. Автор очень пытается дать читателю хоть какое-то представление об участниках, но далеко не все получают и пару строчек. О мальчиках известно, что один сын испанского коммуниста и унаследовал от предков талант, другой объездчик лошадей, а третий просто мальчик с именем. У взрослых практически нет никакой истории, даже о херре директоре читатель дозированно получает краткие фрагменты биографии. Как относится к персонажам из бывших советских граждан? Трактовать события очень сложно, ведь причины могут быть разными, далеко не каждый гражданский человек способен выбрать деревянные костюмы. Что же говорить о мальчишках, превратностями судьбы оказавшихся на оккупированной территории.
   О подвиге: можно ли считать поступки героев подвигом? Мальчики рискуют жизнью, еще не понимая ее ценности, да это всегда подвиг, но осознанный ли? С взрослыми все сложнее, кто-то мог поступить сознательно, о ком-то в тексте просто ничего нет. С мотивами все еще сложнее. Каковы мотивы херра директора? Обида за то, что дело всей его жизни пустили на мясо - очень сильная мотивация, эти быки для него почти как дети, но достаточна ли она для такого решения? Поступки советских граждан, можно объяснить ненавистью к оккупантам, но это лишь строить догадки, херр директор для них такой же оккупант, как и татуированные существа в меховых плащах, что даже у меня, читателя, вызвали жуткое отвращение.
   О хорошем: история сама по себе достаточно интересная, язык красивый, читается легко. Прошедшему через непонятушки первых абзацев читателю приходит понимание сюжета, и в какой-то момент чтиво становится не только познавательным, но и занимательным. Главное, неординарная поднятая тема, которую, пишущие о том времени, стараются избегать. Был такой фильм "Операция Валькирия", сложный и совсем не однозначный. С одной стороны, в случае удачи, конец войне, миллионы спасенных жизней, с другой, понесли бы виновники залуженное наказание? Здесь тоже не все однозначно, как повлиял бы успех замысла героев на дальнейший ход истории, и кем бы они стали, спасителями или?
   Маленькие придирки: первое, это открытый финал, я понимаю, что у данной формы не может быть иного финала, но долгая почти на две трети текста вступительно-разъяснительная часть, коротенькое действо в финале и все - "кино-то уже кончилось. Чем должен завершиться их отчаянный поступок героев, как и их последующая судьба полностью отдана на откуп фантазии читателя. Текст больше соответствует вступлению к крупной форме, чем короткому рассказу. Обилие недосказанности в историях персонажей, так и неопределенность их будущего не дает читателя в полной мере сопереживать им.
   В целом, мое впечатление от прочитанного скорее положительное, но слишком не простую задачу поставил перед собой автор. Финал лазами птицы очень интересная находка. Автору, конечно, виднее это его мир, но начни он рассказ с панорамы будущих событий глазами той же птицы и у читателя исчезни бы очень многие вопросы.

  Восемьдесят лет спустя

  С этим текстом все сложно, причина вовсе не в том, что он самый большой, или в изобилии персонажей. Для меня, как для читателя, ни то и ни другое не стало поворотной точкой или критерием для оценки. Скажу сразу, произведение абсолютно законченное, с интересным увлекательным сюжетом и шикарной концовкой, которая меня очень даже впечатлила. Автор сделал грандиозный замах и у него все получилось. В сюжете нет дыр, информационный поток, льющийся на читателя, ни разу не превышал минимум необходимый для понимание происходящего здесь и сейчас. Я бы точно не смогла решить такую сверх задачу.
  С другой стороны, я бы никогда не назвала текст шедевром или идеальной повестью, формат рассказа работа точно переросла. Как у любого человека у данной истории есть свои особенности, достоинства и недостатки. Начну с того, что произведение оригинальное, но не абсолютно самостоятельное. Текст мне больше напоминает сценарий театральной постановки по мотивам советской фантастики. Весь сюжет четко разбит на сцены, причем каждая имеет классический камерный характер. Сцены с массовкой редки и могут быть сыграны сравнительно небольшой труппой. Уверена, автору не составит труда переработать повесть в пьесу или сценарий для сериала. В виде спектакля или сериала история сильно выиграет, многие персонажи даны автором грубыми масками, а работа режиссера и актерское мастерство добавит красок и образности.
  Структура мне очень понравилась: во-первых, это матрешка, повесть внутри повести. При этом каждая вполне самостоятельное законченное произведение. Во-вторых, первая глава соединяет "настоящее" и "прошлое". Подготавливая читателя к тому, что из спрятанной куколки в финале вылетит прекрасная бабочка. Последняя глава прекрасно раскрывает морально-этический посыл автора к читателю. Кому-то он может показаться немного пафосным, но мне кажется того понимания, что обрели герои повести очень не хватает нашему реальному миру.
  О хорошем: несмотря на явно смещенный в сторону экшена баланс в повествовании, автор находит место для раскрытия образов отдельных героев. Читателя не только предлагается созерцать многочисленные битвы, но и делать выводы, почему и ради чего они происходят. Мир повести и часть героев автором заимствованы, но даже не посвященный читатель не чувствует от этого дискомфорта. И как не удивительно, обилие персонажей ни разу не раздражает.
  Маленькие придирки:Многие персонажи остаются на уровне статистов, да на восприятие событий это не влияет, но и ничего не добавляет работе. Многие сцены с пальбой, мне кажется, можно безболезненно для сюжета секвестрировать, количество персонажей уменьшится, а общая степень проработанности образов станет выше, что добавит эмоционального восприятия со стороны читателя.
  История хороша, каких-либо существенных претензий у меня нет, а увидеть снятый по ней фильм или спектакль было бы очень интересно.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"