Отец Михаил Александрович Кархалев родился в 1886 году.
10 февраля 1909 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Пришиб Царевского уезда.
Здесь он прослужил шесть лет, и 25 января 1916 года был перемещен к Дмитриевской церкви села Болхуны Енотаевского уезда. В Болхунах его застала и революция, и начавшаяся в 1918 году гражданская война.
Село Болхуны было старым и богатым астраханским селом. Основано оно было в 1797 году, и жители его в основном занимались хлебопашеством и коневодством. Имелось здесь немало и мелких ремесленных предприятий, обеспечивавших сельчан самым необходимым.
В 1835 году здесь была построена деревянная церковь в честь великомученика Димитрия Солунского, а в 1877 году вторая церковь - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сельчане любили свои храмы и старались как можно лучше благоукрасить их. Любили они и своих пастырей, которые также научали их Закону Божию, и укрепляли в вере Православной.
Отец Михаил Кархалев отличался среди других местных пастырей особой духовной мудростью и даром проповедничества. На богослужения о. Михаила всегда стекалось большое число сельчан, умилявшихся его благоговейным служением и с трепетом внимавших словам его духовной проповеди.
Октябрьскую революцию жители села в большинстве своем приняли настороженно. На местный комитет, состоявший из вернувшихся с фронта солдат, смотрели с опаской, не ожидая ничего хорошего от новой власти.
Не видел ничего хорошего в большевиках и отец Михаил, находя в их действиях явную угрозу для Церкви Православной. Особенно его возмущал декрет Советского правительства об отделении Церкви от государства, по которому Церковь лишалась всего своего имущества и даже самих храмов, для открытия которых верующие должны были испрашивать разрешение у новой власти.
22 октября 1918 года в Астрахани была создана местная комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, которая и разослала по всем храмам епархии требования о предоставлении необходимых сведений о богослужебном движимом и недвижимом имуществе, и о церковных капиталах.
Известие об этом очень взволновало о. Михаила. В последнее воскресенье декабря в Дмитриевской церкви села Болхуны было большое скопление народа. Ещё накануне о. Михаил объявил, что после богослужения он будет говорить о сущности декрета об отделении Церкви от государства. Народ наполнил не только храм, но и все пространство вокруг него, где собралась большая часть жителей села. Все волновались - что скажет им священник.
Насторожены были и большевики - местный комиссар Серебряков явился в храм с группой красноармейцев.
Когда закончилось богослужение, о. Михаил вышел на амвон и стал читать сельчанам содержание декрета. Голос его дрожал при чтении, и когда он закончил читать, взглянул на лица прихожан, ожидавших от него слова правды, на лица большевиков, от которых веяло холодом и смертью, и, не дрогнув пред лицом надвигавшейся с их стороны опасности, воскликнул: "Братья и сестры! Сотни лет существовала Православная церковь, и на неё никто не посягал, а Советская власть теперь отбирает у Церкви имущество, возводит на неё гонение, а с крестьян сдирает контрибуции".
є Прекратить! - закричал, прерывая священника, комиссар, и, размахивая револьвером, двинулся в его сторону, - ну, вражина, сейчас я с тобой разберусь.
Но прихожане сгрудились вокруг священника, закрывая дорогу комиссару и красноармейцам. Видя, что сила не на их стороне, большевики поспешили удалиться. По селу тут же поползли слухи, что собираются арестовать священника. Ударили в набат. Крестьяне бросились к дому о. Михаила, чтобы спасти его от расправы. Большевики испугались и спешно покинули село. Они ушли в Ново-Николаевку, послав одного из членов комитета - Гончарова, в слободу Владимировку (сейчас Ахтубинск) за помощью. Местный сход крестьян села Болхуны решил не пускать больше большевиков в село. Была организована боевая дружина, вооруженная всем, чем придется: у кого нашелся револьвер, у кого винтовка, у кого сабля. Село обнесли валом и несли на этой насыпи круглосуточное дежурство.
Но большевики, видя это, прибегли к хитрости: переодели свой отряд в белоказаков и подступили к селу, якобы желая оказать помощь. Сельчане, не ожидая подвоха, пустили врагов в село, а те, ночью, устроили здесь бойню. Посты были перебиты, а стоявшие вОтец Михаил Кархалев с женой и с братьямиозле села красноармейцы без препятствия вошли в него. Этой же ночью были арестованы все наиболее активные участники восстания в Болхунах. Ворвались красноармейцы и в дом священника. Дома оказались только жена о. Михаила - Мария Александровна и его маленькие дети: восьмилетний Виктор и трехлетняя Людмила.
Отец Михаил Кархалев с женой и с братьями
Красноармейцы стали заставлять отдать украшения: серьги, кольца, и после отказа сняли силой. Угрожая смертью, потребовали открыть, где скрывается о. Михаил. Матушка долго не соглашалась, но, когда красноармейцы стали издеваться над детьми, угрожая, что они их сейчас убьют, она не выдержала и призналась, что муж скрывается на подловке дома. Вытащив священника, красноармейцы сорвали с него серебряный крест, и повели вместе с другими арестованными на расстрел. Несчастных погнали от Болхунов к Сокрутовке, и по дороге остановили для совершения казни.
О. Михаил всю дорогу держался твердо и молился про себя. Перед расстрелом он попросил палачей прочитать молитву (отходную), и благословил всех несчастных, приговоренных к казни.
Известно, что вместе с ним были расстреляны: Леонид Браташов и Никита Куличев. Имена остальных пока не известны. Похоронили их всех здесь же, у дороги, между Болхунами и Сокрутовкой. Месторасположение могил, к сожалению, пока не установлено.
Отец Михаил Кархалев до сих пор не реабилитирован, так как ни в Архиве УФСБ по Астраханской области, ни в фонде Губревтребунала не сохранилось его дело. Видимо, он был приговорен к расстрелу полевым судом, о чем документальных данных не сохранилось, или они просто не велись.
Игумен Иосиф (Марьян),
настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери
в с. Ильинка Володарского района Астраханской области