Рассказ "Грех Пенелопы"
Когда я впервые услышал эту историю Высоцкого с зачатием и рождением
русалкой сына, меня поразило больше всего, что отцовство было приписано
33-м богатырям, а возможная роль их дядьки Черномора в случившемся никак
не упоминалась. "Уж больно сложный сюжет для Владимира Семеновича, - по-
думал я тогда. - Наверное, эта история уже была у кого-то описана. Надо
только узнать где."
И я узнал, но значительно позже, а именно несколько дней назад, когда
меня познакомили с доктором исторических наук, эллинистом, то есть специ-
алистом по Древней Греции.
- Ну, мы уже точно знаем, что никакой античности вообще не существова-
ло, - сразу ошарашил меня он. - Но одно дело знать, а другое признавать:
ведь столько книг написано, столько диссертаций защищено. Понимаете?
Но я не понимал и до сих пор не понимаю. Что же это, и Цезаря не было,
и Марафонской битвы.
- Мифология гораздо достовернее истории, - продолжал он удивлять ме-
ня. - Несмотря на то, что многие ее части являются просто сказками. Осо-
бенно это относится к "Иллиаде" Гомера.
- Вот-вот, - обрадовался я. - Это как раз для меня. Я все больше по
сказкам. Расскажите что-нибудь малоизвестное, редкое, а то так новых сю-
жетов не хватает.
- Есть у меня один такой, - обрадовался историк возможности блеснуть
эрудицией. - Я обнаружил его в малоизвестной рукописи, которая не переве-
дена даже на английский, где со ссылкой на Овидия говорится, что Пенело-
па родила бога Пана от всех женихов...
- Что? Что? - у меня даже перехватило дыхание. - Расскажите. Обяза-
тельно расскажите.
И он рассказал. Привожу ниже полностью, лишь заменив научные термины,
которыми был насыщен рассказ ученого, на более часто употребляемые в не-
научной литературе.
Итак:
Пенелопа родила бога Пана от всех женихов. Это произошло во время от-
сутствия Одиссея, когда женихи домогались ее руки, а вместе с тем и титу-
ла царя Итаки. По совету жрецов Пенелопа обратилась к дельфийскому Ораку-
лу, и опьяненная галлюциногенными испарениями пифия изрекла: "Царем
Итаки станет тот, кто признает своим сыном младенца, которого Пенелопа
родит от всех женихов!"
Такое темное изречение было истолковано на основании изучения анало-
гичных историй прошлого как требование зачатия Пенелопой нетрадиционным
способом, а именно натиранием тела мазью, изготовленной из оливкового
масла, сока священного дерева Траис и спермы всех претендентов на ее ру-
ку. Последних оказалось тридцать три. Мазь была изготовлена к дню выбран-
ному путем гадания на карте звездного неба. Таким гаданием занимались в
те времена астрологи.
И вот через девять месяцев Пенелопа родила. Когда повивальная бабка
взяла на руки младенца, она вскрикнула: "Пан!",- что на египетском языке
означало "Урод!". Рожать Пенелопа отправилась в Мемфис на родину своих
предков, а потому повивальная бабка была египтянка.
Чтобы не было никакого подвоха, все женихи сопровождали царицу и при-
сутствовали при родах, и все они отказались от отцовства, уж больно урод-
лив был младенец. Мать испытала к плоду те же чувства, что и отцы, и пос-
ле недолгого совещания было решено оставить его в пустыне на съедение
шакалам или на волю Судьбы. И даже мальчиков кровавых в глазах не побоя-
лись. Ребенок достался последней, то есть Судьбе, вестником которой выс-
тупил бог Гермес, который неизвестно по какой причине оказался в тех
краях и услышал плач младенца. Вид ребенка развеселил Гермеса, и он
решил показать его олимпийским небожителям, которые изнывали от скуки и
были рады любому новому увеселению. Уродец им тоже понравился, и особен-
но он приглянулся Гере, которая решила усыновить его и оставить на Олим-
пе. Мальчик рос веселым, озорным и копыто-рогатым. Статус его оставался
неопределенным, так как будучи рожденным от смертных, он был тем не ме-
нее полноправным небожителем, время от времени спускаясь на Землю и воз-
вращаясь назад на Олимп.
В силу того, что вернувшийся из странствий Одиссей истребил женихов,
историю с зачатием и рождением Пана решено было дезавуировать, что мы и
обнаруживаем у Гесиода и Гомера. Лишь Овидий вскользь упомянул истинные
события, и то как одну из версий. Однако, правду утаить не удалось, тем
более, что сам Пан не скрывал и часто рассказывал свою родословную.
Более того, однажды он рассказал, что, умирая на его руках, Пенелопа
поведала ему истинную историю его зачатия. В той тайне и состоял грех Пе-
нелопы, а не в том, что она оставила младенца на съедение шакалам. На
самом деле за день до церемонии намазaнья Пенелопа обратилась к своей
покровительнице Гере с просьбой избавить ее от домогательств женихов,
так как верила в возвращение мужа. Та же, явившись ей во сне, посоветова-
ла добавить в мазь сперму самого большого козла из знаменитого стада коз
Одиссея, что Пенелопа и сделала. Гера же пообещала, что позаботится о
судьбе младенца, и слово сдержала.
Осталось неизвестным, как чисто технически удалось Пенелопе получить
семя козла и в тайне от всех добавить его в мазь, но, наверное, это было
ей не очень сложно, так как в юности она изучала черную и белую магии, а
также методику воздействия на подчиненных, как будущая царица, на мужчин,
как будущая жена, и на прочих строптивых созданий, к каковым, несомненно,
относился и козел, ставший также отцом Пана.
А грех Пенелопы состоял в том, что она не пригласила рогатого отца на
опознание младенца. Может быть, он бы и признал сына, а тогда история
как античного, так и нашего миров могла бы пойти совсем другим путем.
Вот такую историю поведал мне ученый эллинист. Остается неясным два
вопроса. Первый: как все это стало известно Высоцкому. А второй: являет-
ся ли самый большой козел из стада Одиссея прототипом пушкинского дядьки
Черномора.
Может быть мой новый знакомый расскажет мне об этом в следующий раз?
Не буду терять надежду. А если не он, то какой-нибудь другой чудак: сла-
ва Богу не перевелась еще ими земля русская!..
|