Стюфляев Роман Сергеевич : другие произведения.

Осень на Каргином поле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  - Где ж ты моя, черноглазая, где?
  - В Каргином полюшке на борозде...
  Кто такая черноглазая и что за полюшко такое, Каргино? - спросите Вы. И что за вольные трактовки, пардон?
   Отвечу, что черноглазые тут птицы. Они же черноголовые и чернокрылые, каргами зовутся, воронами по-нашенски... А полюшко то находится во Севере Заповедном, у Восточной Олонии, вдоль старой приречной дороги из стольного имперского града Петербурга в поморскую столицу и первый порт российский Архангельск...
  
  Я давно хотел побывать в Каргополе. Этот древний город манил меня с ранней юности, и, когда рулетка выкинула мне туда командировку, я жутко обрадовался: наверняка совмещу полезное с приятным. То, что поездка выпала на время межсезонья, меня ничуть не расстроило: и уксус сладок, когда бесплатен:-)
  
  ДОРОГОЙ БЫСТРОЮ...
  Первоначально была спланирована дорога. Дилемма "автобус или поезд" быстро разрешилась в пользу последнего. Отмечу, что для большинства жителей России этой дилеммы не существует, ибо прямой автобус до Каргополя порождает лишь мой родной город Архангельск. Машинки по этому маршруту ходят, конечно, неплохие, полутораэтажные вольвы и мерседесы, но перспектива двенадцатичасовой поездки по нашим российским дорогам меня не воодушевила. Было решено: еду ночным поездом до Няндомы (по пути отсыпаюсь и экономлю командировочное время), а там сажусь на локальный автобус.
  Няндома представляет собой соседний с Каргополем райцентр Архангельской области, раза в два с половиною превышающий древний город по численности населения. Она появилась и выросла как дитя Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (позже получившей название Северной ЖД) и постепенно перетянула на себя теплое одеяло из кусочков ВВП. Каргополь же, и так угасавший в период начала строительства "железки", с ее сооружением окончательно потерял всякие перспективы для роста и развития. Смотреть в самой Няндоме решительно нечего, а вот ее окрестности очень живописны. Так, на выезде в сторону Каргополя местность начинает сильно холмиться, а близлежащие деревни Андреевская и Бережная находятся на вершинах и склонах холмов, разделяемых реками и озерами.
  Автобусы из Няндомы в Каргополь идут относительно часто: их отправление приурочено к приходу / отправлению поездов на существующей железнодорожной ветке. Мой поезд прибыл на станцию в 6-25, а в 6-45 от няндомского вокзала в Каргополь отходит ПАЗик, с ценой билета 68 рублей до конечного пункта. Минут за десять до него оттуда же отходит маршрутка ГАЗель, с ценой билета 70 рублей. Время в пути: на автобусе 1,5 часа, на маршрутке - 1 час. Рядом стоят частники на машинах и предлагают услуги такси. Время в пути приблизительно то же, что и у газельки. В общем, уехать не проблема!
  Я выбираю вариант с газелькой. В пути пытаюсь отоспаться "за поезд" (веселые соседи по вагону и сорокаминутный ночной аттракцион с грохочущими товарняками на ст. Обозерская сделали свое черное дело), но безуспешно: водитель ставит на всю катушку безвестный диск с образчиками современной кавказской песни в стиле "Басков против Таркана. Бэк-вокал от "Руки вверх". По-видимому, сей муззон призван будить водителя в утреннем рейсе, и с этой функцией он справляется отлично. Пассажиры же вынуждены платить за скорость своим терпением...
  Стоит унылая ноябрьская погода... Падающий снег и наступающая повсюду слякоть не добавляют ярких радостных красок. Через час вижу перед собой какое-то большое и мрачное село с домами барачного типа. Неужели это и есть Каргополь? Не может быть!
  
  ЗНАКОМСТВО
  Путь от автостанции до гостиницы оказывается недолгим: минуты три быстрым шагом по двум перекрещивающимся улочкам. Вокруг, в основном, деревянные одноэтажные домики, плюс несколько двухэтажных из силикатного кирпича. Гостиница как раз и относится к разряду последних. Я оплачиваю номер, размещаюсь в нем и буквально "плюхаюсь" на кровать. Два часа сладкой дрёмы, и я снова в форме. Рабочая встреча запланирована через полтора часа, а пока можно посмотреть на городок, где-то же должен быть настоящий Каргополь!
  
  Выхожу на Архангельскую улицу и иду к реке. Первая церковь, что я вижу, это Воскресенский храм конца 17 века. Место его расположения в настоящее время представляет собой лишь пустырь в окружении малоэтажной деревянной застройки. Храм этот не действует, не является музейным объектом, посему пустует - на окнах решетки, двери замурованы, на стенах - трещины. При всем при том Воскресение поражает меня до чувства щемления в сердце и слёзного блеска в глазах. Белокаменный, с пятью расположенными близко друг к другу крупными куполами, этот храм неспешно выплывает из малоэтажного города, словно мираж, огромный сказочный остров, невесть откуда появившийся в океане времён. Это старина шагает и оказывается рядом, прямо здесь, на расстоянии вытянутой руки. Как и другие каргопольские храмы, этот похож на человека, со своей душой и судьбой, он внушает почтение и уважение, если не к настоящему этого края, то, по крайней мере, к прошлому...
  Я долго стою у Воскресения, а оно прекрасно и величественно смотрится со всех окружающих его точек. Вот здесь красные колючие кусты, слегка припорошенные пушистым первым снежком, а там, чуть поодаль, стоят березы, пытающиеся выглядеть почтенными, много пожившими деревьями. Однако, лишь один взгляд ты бросаешь на церковь... и они признаются тебе в своих юных летах...
  Отсюда уже видны и очертания, знакомые с просмотренных открыток и интернет-страниц. Это главный городской архитектурный ансамбль Новой Торговой (Соборной) площади: триединство Христорождественского Собора, Церкви Рождества Иоанна Предтечи и Соборной колокольни, ставшей символом города. Я захожу на тихую улочку и через несколько минут оказываюсь рядом с этими колоссами. Сначала подхожу к дверям церкви Рождества Иоанна и вижу объявление "Действующий храм". На двери висит замок, а рядом листок тетрадной в клеточку бумаги с незамысловатой надписью от руки "Ушла по воду". Недолгая прогулка вокруг храма дает возможность запечатлеть на пленку несколько красивых видов площади, слегка припорошенной первым ноябрьским снежком. Вскоре подошедшая смотрительница впускает меня внутрь и немного рассказывает о самом храме. Из ее рассказа узнаю, что церковь Иоанна была возвращена прихожанам только в июне этого года, посему нуждается в значительных восстановительных работах.
   На стене храма со стороны Октябрьского проспекта есть табличка "Памятник архитектуры. Охраняется государством". Правда, видно невооруженным глазом, что это самое государство пальцем о палец не стукнуло для того, чтобы своему больному памятнику помочь, даром что не убило. Деньги на реставрацию простые каргопольские прихожане теперь ищут сами.
  Иоанн же похож на реабилитированную жертву политрепрессий. Он словно прошел через лагеря, и перед ним как бы извинились. И забыли... Лицемерно. Как всегда, почти всегда... Смотрится Иоанн на фоне других, тем не менее, довольно хорошо. Здесь понемногу будут ремонтировать крышу, восстанавливать убранство, вообще не сохранившееся; на данный момент уже утеплили зимний храм. Немного помогают предприниматели как из Каргополя, так и из соседних районов. И Бог поможет!
  Рядом с Иоанном стоит белокурая красавица - трехъярусная Соборная Колокольня. Она была построена в 18 веке на казенные средства, выделенные великой Екатериной для восстановления города после сильного пожара. Колокольня должна была встречать Екатерину, когда та, по своим царственным делам будет проездом в Каргополе (через город проходил Петербургско-Архангельский почтовый тракт). Императрица так в городе и не появилась, зато на колокольню с тех пор нанесены ее вензеля и установлен крест, обращенный, в разрез с церковными канонами, вдоль Санкт-Петербургского тракта. Недавно, в 2001 году, в крест ударила молния, и шпиль был разрушен, однако, к настоящему моменту (ноябрь 2004 года) он восстановлен, крест водружен на свое историческое место, а Колокольня отреставрирована, ярко покрашена и смотрится, пожалуй, лучше всех других каргопольских памятников.
  Самый-самый главный храм Каргополя - это Собор Рождества Христова. Формально сейчас это один из корпусов Каргопольского музея-заповедника, однако, открывает он свои ворота только летом и исключительно в сухую, солнечную погоду (и там есть на что посмотреть). Собор несколько меньше в размерах, нежели Храм Иоанна, и производит впечатление очень старой руиноподобной... крепости. Дело в том, что здание укреплено со всех сторон каменными контрфорсами, сверху покрытыми настилами из досок. Я вообще видел такое впервые. Контрфорсы, а также галерея и приделы, возведенные в 17-м веке, служили и служат целью сохранения собора от разрушения, которое началось довольно скоро после его постройки. Сам Собор старше самого нашего губернского Архангельска, его строительство началось в 1552 году, и за время, прошедшее с окончания постройки, он сильно просел в грунт, в связи с чем и не является самым высоким городским храмом. Зато он самый древний и помнит ещё эпоху Ивана Грозного, когда, кстати, Каргополь процветал... Так что, это Гранд, гранд! Таких VIPов даже не обсуждаем.
  Рядом с Иоанном, Собором и Колокольней стоит небольшая и непарадная Введенская церковь. Примечательна она лишь одним - своими музейными экспозициями (главная, на втором этаже, называется вроде бы "На пересечении почтовых трактов" и посвящена не столь отдаленному прошлому города (18-20 века); есть ещё "Каргопольлаг" на первом этаже), там же расположен магазинчик, где можно приобрести сувениры и литературу. Должен отметить, что сувениры продаются не только каргопольские, но и поморские (вплоть до мезенской росписи), выполненные оригинально и в соответствии с имеющимися традициями. В отличие, к примеру, от сувенирной лавки в Вологодском Кремле, где я недавно видел явно поддельную аляповатую каргопольскую игрушку и выполненную желтым (!) цветом "мезенскую" роспись, все втридорога. Бог вам судья, люди дорогие, но я лично стараюсь брать только оригиналы и желательно из места происхождения товара.
  После осмотра ансамбля Новой Торговой площади я вышел на Набережную реки Онеги. Вообще, назвать это набережной (в привычном для нас понимании) довольно трудно, ибо сие зрелище представляет собой лишь односторонний проулок, идущий вдоль берега реки... Зато проулок носит имя прославленного американского каргопольца А.А.Баранова, и здесь, рядом с Собором, установлен ему обелиск. Неподалеку прямо из берегов в Онегу впадают десятки ключей с чистейшей водой, над некоторыми из которых сооружены "домики-беседки". Тут же, кстати, можно найти и прачечную (полоскалку) - неприметный серый деревянный барак без окон, но с дверными проемами. Там бедные жильцы домов без удобств стирают (полощут) белье. Для жильцов это унылые будни, а для туристов - будто погружение в прошлое! Вот и освещается рядовая прачечная больше не дневным светом, а вспышками фотокамер:-) Далее на пересечении Набережной и ул.Сергеева находится "Дом на Пятницкой". Опознать его легко по большому баннеру "Единой России". Именно в этом старинном особняке, благодаря удивительному человеку Сергею Беляеву родился и живет Каргополь Электронный (www.kargopol.ru). Там же находится сейчас компьютерный клуб и магазин канцтоваров, где, помимо прочего, можно приобрести картины и картинки с прекрасными видами этого славного города, а ещё, простите за банальность, расплатиться за услуги мобильной связи. Так что, не проходите мимо:-)
  Немного о церквях, расположенных далее - на Старой торговой площади. Это большая Благовещенская, церкви Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Все три храма составляют один многокупольный ансамбль. До революции простая в архитектуре, а ныне ещё и одноглавая Никольская церковь была пятикупольной, что в совокупности с двенадцатью куполами соседних храмов смотрелось просто завораживающе.
  Величественное Благовещение, самый большой храм этой части города, ныне стоит весь в строительных лесах, причем, судя по их виду довольно давно. Посему разглядеть прославившуюся на всю Россию богатейшую каменную резьбу на его фасадах мне толком не удалось. Нет, кое-что видно, но свободные от нагромождения старых досок Воскресение и Рождество Богородицы смотрятся в этом плане гораздо лучше. Будем надеяться, что когда-нибудь мне удастся увидеть сие чудо во всей красе (если оно не развалится до этого). Благовещенская церковь настолько грандиозна, что Никольская рядом, особливо в однокупольном варианте, кажется не то часовенкой при ней, не то просто каким-то складом с непонятно для чего приделанной главкой...
  А вот Храм Рождества Богородицы, ныне действующий, хоть и небольшой, но очень богатый и оригинальный. Если смотреть на него сверху, то вы увидите православный крест. А снизу это красивый корабль, плывущий по необъятному озеру. И его семь куполов, покрытых новомодным материалом стального цвета, не портят этот прекрасный облик. Напротив, в них, словно в водной глади, отражается мир вокруг... Внутри находятся старинные иконы, каких не увидишь в обычном российском городском храме. Сколько же людей молились перед ними за все прошедшие века?
  
  МУЗЕЙ И ПОЛЕ
  В первый день пребывания в Каргополе я уже заходил в администрацию музея (пр.Октябрьский, 50) и беседовал со славной женщиной Ольгой Андреевной о том, как бы мне посмотреть известный Лядинский погост - деревянный "ансамбль-тройник". Конечно, хотелось с экскурсией, ибо филиал музея там есть, посему нами продумывались различные варианты. Однако, в конце концов, на повестке дня остался один - ехать туда самостоятельно на Лёшкмозерском утреннем автобусе. В гостинице висело расписание автобусов из Каргополя, согласно которому рейсы до Лешкмозера выполнялись по вторникам, средам и пятницам. Проснувшись утром во вторник слишком поздно, я подумал, мол, ничего, съезжу в Лядины завтра, благо, время будет. Однако, назавтра рейса не было: гостиничное расписание оказалось на поверку летним, в то время как на дворе уже осенне-зимнее межсезонье...
  Ну вот, Лядины остались в пролете... Ничего, включу их в летний план, тем более, что летом реальнее присоединиться к экскурсионной группе и посмотреть школьный музей, а заодно проехать в соседние Печниково и в Красную Лягу. В планах на сегодня оставляю мастерскую, музей и самую ближнюю деревню - Саунино.
  В половине одиннадцатого я выхожу из гостиницы и иду в сторону Горки, где находится Церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких. В ней расположена экспозиция "Наследие древнего Каргополя". По пути захожу в две бескупольные заброшенные церкви, расположенные на пересечении Советской и улицы Акулова - Вознесенскую и Церковь Сошествия Святого духа, обе датируемые восемнадцатым веком. В одну из них я залезаю через низкий оконный проем и поднимаюсь по разваленной деревянной лесенке на второй ее этаж. Внутри, разумеется, не оказывается ничего примечательного, лишь остатки довольно примитивной каменной резьбы (лепнины?) на потолке, обветшавшие колонны да груды строительного мусора. Печально... Хотя, кто знает, может скоро, когда Каргополь станет одним из важных туристических центров России (а для этого есть все предпосылки), и этот храм удастся восстановить... Правда, такая мысль пришла в голову только сейчас, на месте мне так не думалось:-(
  Пройдя ансамбль Старого Торга, вскоре я очутился на Горке, у Зосимы и Савватия. Эта церковь, построенная в начале 19 века и перестроенная ещё позже, не являет собой шедевр каменного зодчества. Однако, в архитектурном плане она прекрасно довершает облик города, обозначая его край, как делает это Троицкая церковь, расположенная рядом с автостанцией. Весь храмовый комплекс города расположен между этими двумя чем-то отдаленно похожими однокупольными церквами, а сами эти храмы служат своеобразными точками А и В, обозначающими границы города. Впрочем, сейчас город простирается и дальше, но не являет собой в тех местах уникального ансамбля, на который приезжают посмотреть тысячи людей...
   И вот я захожу на выставку. В тот утренний час оказываюсь единственным посетителем экспозиции, посему могу осматривать ее неспешно, так, как люблю. Экспозиция, напомню, называется "Наследие древнего Каргополя" и является постоянной. На мой взгляд, она является наиболее интересной среди всех городских выставок. Здесь, в двух бывших церковных залах, представлены экспонаты, имеющие прямое отношение к истории религии и церкви на Каргополье: иконы, в том числе двухрядные, образцы церковного облачения 18-19 веков, различной церковной утвари того же периода, почти в человеческий рост деревянные скульптуры, оказывается, имевшие широкое распространение в православных церквях на Севере (в музее выставлены фигуры святых Захария и Николы Можайского, а также два образа Спаса). Особый интерес вызывают предметы, принадлежавшие ранее странникам (странничество - одна из наиболее радикальных ветвей старообрядчества), как то иконы с голгофскими крестами вместо образов святых, иконы и деревянные кресты со скульптурными композициями (напр., с изображением сюжетов престольных праздников), вотивные подвески (металлические, в виде рук, ног, голов, иных частей тела, которые люди несли в церковь с целью избавления от гнетущих их недугов), медные, оловянные и т.п. иконы. В музее также находятся иные интересные предметы, касающиеся старообрядчества, в том числе образцы одежды, головных уборов странников, книги-наставления по миссионерской деятельности для православных священников... Здесь же есть и подробная информация о старообрядцах, вплоть до фотографий 50-х годов прошлого (ХХ-го) века, сделанных в каргопольских деревнях. Словом, выставка очень интересная.
  Осмотрев ее, я двинулся назад к Соборной площади по Октябрьскому проспекту - главной улице города (вдоль него расположены все городские храмы). Здесь я вознамерился посмотреть выставку, посвященную Санкт-Петербургскому почтовому тракту. В центральном выставочном зале Введенской церкви все оказалось намного скромнее, представлены, в основном, 19 и 20 века. Зато просмотр выставки дает хорошее представление о Каргопольском крае, его роли и значении в истории российского Севера. На выставку "Каргопольлаг", несмотря на "свободный" вход, мне сходить не удалось: девочки-смотрительницы заверили меня, что ключи от выставки забрали в другой корпус.
  Далее я пошел в сторону гостиницы, на улицу Архангельскую, 5, в центр народных ремесел "Берегиня". В идеале там можно и взять мастер-класс по лепке знаменитой каргопольской игрушки, и что-нибудь приобрести, и посетить расположенные здесь же две выставки. Я решил пока ограничиться последним. Надо сказать, что плата за вход на выставки просто символическая - пять рублей, а экскурсия с методистом центра "стоит" всего десять. Выставка на первом этаже - это музей игрушки. Ее я решил посетить с экскурсией. Музей этот занимает совсем небольшую комнатку, где можно проследить все три стадии развития игрушки: игрушка-символ, игрушка для детей и игрушка-сувенир. Игрушки-символы пришли из языческих времен: берегиня - женщина с открытыми (обнаженными) грудями и птичками на обеих руках - символ плодородия и солнца, тянитолкай - "двуединая" лошадка - это древний символ смены дня и ночи. Одним из видов символической каргопольской игрушки является полкан - вовсе не собака, как можно подумать, а получеловек-полуконь. В музее имеются игрушки, сделанные руками людей, стоявших у истоков возрождения древнего промысла - Ульяны Бабкиной и Валентина Шевелёва. Они поистине раритетны. Кстати, Валентин Шевелев, "живой классик" в деле изготовления игрушек, и сейчас творит.
  Очень интересна игрушка обварная, изготовленная по старой технологии. После обжига раскаленное изделие погружают в "болтушку" - густой мучной раствор, и пригоревшая мука оставляет на поверхности игрушки естественный черный кружевной узор. Такая игрушка смотрится сейчас очень необычно, но, к сожалению, ее можно увидеть только на выставках, но не в продаже.
  На втором этаже центра "Берегиня" расположилась ежегодно организуемая выставка "Осенины", посвященная памяти каргопольского мастера Н.Крехалевой, где представлено множество работ в области лоскутного ткачества и ткачества из трав, множество очень интересных экспонатов из нетрадиционных материалов, сделанных современными мастерами народного искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской области. Она, я полагаю, обязательна для посещения. Хоть я лично и далек от тематики выставки, но мне понравилось. Кстати, экспозиции на втором этаже центра "Берегиня" все время меняются, "Осенины" бывают каждую осень примерно в октябре-ноябре.
  Отказав себе в этот день в покупке сувениров домой, я вернулся на Соборную площадь и пошел в административное здание музея, желтый одноэтажный домик на пересечении ул. Гагарина и пр. Октябрьского, дабы узнать про возможность поездки в Саунино, настоящую деревню под Каргополем, где находится филиал музея - церковь Иоанна Златоуста середины 17 века. Обращение в музей было резонным, ибо при самостоятельной поездке я не смог бы пройти внутрь и посмотреть оригинальные расписные храмовые небеса. Здесь же я договорился с уже знакомыми Ольгой Андреевной и Галиной Владимировной, они созвонились со смотрительницей и я поехал. К слову сказать, так как звонить с мобильного было уже накладно, они помогли вызвать мне такси, и я поехал. Хотя Саунино и находится в пяти километрах от города, я решился ехать в сторону деревни только на такси, ибо смеркается в это время года рано, а хотелось все посмотреть и вернуться обратно засветло. Стоимость такси оказалась равной 70-ти рублям в сторону деревни (почему-то расчет идет исходя из расстояния 7 километров) и обратно 35 рублей, но, при этом ты связан ещё оплатой времени простоя машины. Приехав в село, я решил отпустить машину и идти обратно пешком... по Каргину полю.
  Саунино расположено вдоль трассы Каргополь-Плесецк, только с отворотом в полтора километра от основной дороги. Церковь видна сразу при въезде в деревню. Мы останавливаемся у магазина, и к машине почти сразу подходит средних лет женщина-смотритель. На данный момент она была в отпуске, но звонок Галины Владимировны из музея оторвал ее от житейских дел. Валентина Петровна, так звали смотрительницу, сразу повела меня в церковь. Шатровая церковь Иоанна Златоуста датируется 1665 годом, небеса расписаны уже в 18-м веке, тем же столетием датирована и расположенная рядом колокольня.
  Когда я вошел в церковь, внутри было довольно темно. Валентина Петровна открыла два окна напротив, и кое-что стало видно. Первое большое внутреннее помещение - трапезная - не поражает воображение по своей отделке, ее основная достопримечательность - два "колонных" столба, рассмотреть которые в полутьме мне особо не удалось. А в остальном - обычное деревянное строение, как дома в Малых Корелах под Архангельском. Зато в помещении собственно церкви все по-другому, там находятся сохранившиеся небеса, т.е. купол расписан изнутри прямо по дереву. От иконостаса остались одни оклады, все иконы вывезены, по словам Валентины Петровны, в Архангельск, хотя, может, одна есть и в Каргопольском музее. Полюбовавшись небесами, я вышел из церкви и поднялся на колокольню. При подъеме я обратил внимание на ведущую туда лестницу: она была хорошо отремонтирована и опасений на свое здоровье при очередном шажке наверх у меня ни разу не возникало. Обзор наверху был хорошим, однако, должен сказать, что ветер, не очень сильный у земли, на верхней открытой площадке просто сметал с ног, поэтому долго пробыть там я не смог. Убрав по пути пару банок из-под пива, оставленных наверху местной молодежью, я спустился вниз. Должен сказать, что, хотя следы пребывания местных в церкви и на колокольне имеются, я не видел там жутких надписей типа "здесь был Васся", что не могло не порадовать.
  Из особенностей храма: на уровне "первого" этажа на колокольне имеется небольшое круглое отверстие, через которое в стародавние времена продевалась веревка, и звонарь мог зимой не подниматься наверх, дабы отдаваться семи ветрам, и звонить в колокола прямо из церкви, откуда эта веревка тянулась. Люди всегда хотели жить и работать комфортно:-)
  Ещё осмотрев церковь снаружи, я попрощался с Валентиной Петровной, твердо уже решив идти назад пешком, благо, город недалеко. Но не по дороге, а прямиком, по полю...
  Как так? - побывать в Каргополе и не погулять по полю? Знакомство с ним состоялось быстрее, чем я ожидал - при сходе с дороги я почти сразу угодил ногой в продукты жизнедеятельности местных полувольных жителей - собак:-) Странно, что не коров... Ничего, обувь можно и вытереть, для того она и создана, чтобы ноги не пачкать.
  В этом поле природа разбросала по земле множество камней - от маленьких, которые удобно попинывать при ходьбе, до гигантских валунов, похожих на каких-то живых существ, мирно отдыхающих на широких северных просторах. Вообще, природа здесь совсем не поморская, что неудивительно. До Белого моря - ого-го (я ехал целую ночь:-))! Камни и озера прямо посреди полей говорят: Карелия рядом. А, собственно, Каргополье - это же Восточная Олония, хоть и дух у него русский, а не карело-финский...
  Как ни странно, но ни одной Карги - вороны то бишь, я в поле этом не встретил, в отличие от самого города (но даже там они какие-то маленькие и пугливые очень, не то что их наглые сородичи в больших городах). Наверное, все же, название города следует списывать из финно-угорских языков и переводить как "медвежья сторона".
  Ну, в общем, иду я, иду, а в кармане телефон звонит. Однако, Мегафон теперь и в Каргином поле ловится!
  - Ты где? - спрашивают меня.
  - По полю иду Каргину! Ворон считаю - отвечаю:-)
  Путь я свой держу прямо в сторону города, ориентируясь на видимую вдалеке м...фоновскую вышку, чуть наискосок к шоссе, по которому катятся машинки, в основном, легковушки и грузовики с лесом... И вот мое внимание приковывает груда валунов, притаившаяся у небольшого озерца в низинке. Там я ненадолго останавливаюсь дабы осмотреть старые камни, покрытые яркими и разноцветными лишайниками. Каких их там только нет! Желтоватые, изумрудные, ярко-зеленые, бордовые, почти красные - именно такими красками разрисовала Каргопольская осень свои каменные картины... Наконец, ещё небольшой участок поля, покрытый большим количеством проволоки:-(, и я уже на шоссе. Темнеет на глазах. Но мне везет - по дороге в сторону города идет автобус Усачево-Каргополь. Я машу рукой и... он останавливается! Слава каргопольским водителям!
  В этот день я больше никуда не ходил. Каргополь освещается очень плохо, достопримечательности спокойно спят, а по улице не страшно разве что только до магазина дойти (это я про грязь на дорогах), что я и делаю. Там я покупаю вкуснейшие слоечки с изюмом, пару сочней с творогом и вельский йогурт. По приходу в гостиницу все это моментально съедается. Это и есть мой сегодняшний ужин. Включаю ТВ - передают прогноз погоды: в Архангельске за это время выпала месячная норма осадков в виде мокрого и просто снега, а здесь просто чудо какое-то - легкий снежок слегка припорошил землю и ненадолго скрепился таким же легким, как он сам, морозцем... Красота...
  
  РАССТАВАНИЕ
  На следующий день я должен был уезжать из Каргополя. Поскольку срок командировки заканчивался, надо было возвращаться домой... Автобус в Няндому отходит около 12-30, перед ним уже знакомая газелька, между 14 и 15 часами из Няндомы в Архангельск уходят питерский (390-й) поезд и дежурка. Дабы успеть купить билет на поезд, решаюсь вновь ехать маршруткой. Утром успеваю посетить экспозицию музея в Троицкой церкви, что у автостанции. Там нахожу старинные наряды каргополок, их вещи, как личные, так и широко используемые в хозяйстве. Здесь же я впервые встречаю смотрительницу, которая хорошо знает свою экспозицию, и она мне рассказывает о тех вещах, что остались для меня загадкой... Кроме прочего, на выставке много листов-пояснений, что делает осмотр более осмысленным...
  После музея захожу в "Берегиню" и покупаю игрушки: одного каре-белого тяни-толкайчика, две собственно берегини и петушка - символ наступающего года, а также две книжечки-очерка об истории этого края. Книжечки описывают Каргополь и каргопольцев середины 19-го и начала двадцатого века. Должен сказать, что ситуация начала 20-го века была гораздо хуже, чем нынешняя. Тогда, по выражению писателя, на улице невозможно было встретить трезвого каргопольца, все рядом приходило в упадок, рассыпалось. Тогда, с постройкой вологодско-архангельской железной дороги город только-только "отрезали" от последнего торгового пути, и наблюдался сильный упадок. Теперь же ситуация иная. К упадку промышленности и торговли за сто лет уже привыкли, а славное прошлое можно видеть только в музеях. Зато впереди забрезжил свет большого туристического будущего. Это ещё только лучик, но он уже немножко греет. И это радует. Сегодняшний Каргополь словно шагнул к нам из истории, такой древний, одно-двухэтажный город с церквями, сохранившимися несмотря на лихолетья. Думается, что все это не зря!
  В последний день осталось у меня время и на то, чтобы прогуляться ещё раз по набережной, снова зайти на полоскалку, сделать несколько фотоснимков и неспешно идти к автостанции...
  Уже через час после отъезда из Каргополя я был на Няндомском вокзале и покупал билеты. Как только купил на питерский поезд, объявили, что он задерживается на 45 минут. Ну, ладно, все равно раньше дежурки домой придет, - подумал я, - и не ошибся. Оказавшись в снова Архангельске, я сразу почувствовал, что рядом со мной вновь совсем другая жизнь и другие люди...
  Что ещё хотелось бы сказать об этом славном местечке, настоящей жемчужине в ожерелье Архангельского Севера.
  Меня очень порадовало то, что есть на Руси ещё старые города, не разрушенные цивилизацией (для местных жителей это, впрочем, факт малоутешительный), где сохранилось множество храмов, старых домов, где жизнь тиха и нетороплива, где можно дышать полной грудью и чувствовать дух старой Руси! Но главное, что здесь поражает, это люди! Они здесь не испорчены городским снобизмом, не бездушны и не потерявшие важнейшего качества - простой человечности! Этого не встретишь ныне не только в столице, но даже и в губернском городе. Конечно, никто не идеализирует жителей "медвежьих углов", но они все же гораздо человечнее нас, уж поверьте!
  Не уставало поражать, что люди, мне прежде не знакомые, принимали самое прямое участие в моей экскурсионно-познавательной судьбе. Взять хотя бы Галину Владимировну и Ольгу Андреевну из музея, благодаря которым для меня одного (!) открылись двери церкви Иоанна Златоуста в Саунино. Кстати, Галина Владимировна оказалась урожденной архангелогородкой, что, опять же обрадовало. Это как бы в противоположность общему процессу, когда из Каргополя в массовом порядке уезжает молодежь. Молодых можно понять: перспектив в городке с населением "слегка за десять тысяч" почти нет. Но если не они, то кто будет развивать этот тихий уголок, создавать инфраструктуру, обслужить туристов?
  Отток перспективных людей - проблема не только Каргополя и подобных малых городов, но и всего Севера. И проблема, которой, по-моему, никто, кроме северян, не видит. Особенно страдают от нее наши североморские губернии - Архангельская и Мурманская. Кто не знает, северный Архангельск при ранее постоянном росте населения за 90-е годы 20 века "уменьшился" более чем на 60 тысяч человек, а заполярный Мурманск - уже более чем на 100 тысяч. И если уж люди уезжают из региональных центров, то что можно говорить о таких уголках, как Каргополь? Вопрос риторический. Обидно...
  Впрочем, люди в этой медвежьей сторонке мне встречались не только душевные, но и расчетливые. Так, в неком "турбюро" некто Леонид Иванович пытался продать мне экскурсионное сопровождение на энную многозначную сумму, немалый размер которой он объяснял в том числе высокие ценами на билеты в музеи. В качестве примера здесь хорошо подойдет сравнение озвученной им цены 85 рублей за билет против 10 рублей официальных. Потом сотрудники музея очень удивлялись предприимчивости дельца. Так что совет "самостоятельным", не отягощенным лишними деньгами: не обращайтесь в турбюро без особой надобности!
  Но, к счастью, хороших людей у нас на Севере гораздо больше, чем просто предприимчивых!
  Кстати, быть может, не в русских традициях давать чаевые, но здесь мне хотелось платить всем немножко больше, чтобы внести свою лепту в возрождение этого чудного северного края!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"