Цивилизация началась с эксплуатации человека человеком.
Как только человек догадался, что пленных поедать, приносить в жертву богам или просто убивать не вполне рационально, человечество из дикости вступило в эпоху цивилизации.
Последствием этого обстоятельства явилось следующее:
А) Впервые появилась возможность почти неограниченной концентрации производительных сил, чего не могло быть при родоплеменном устройстве и благодаря чему мы можем сегодня смотреть на пирамиды, Парфенон, Колизей и т.п.
Б) Положение господ и рабов дало гигантский толчок развитию общественного сознания, чтобы такое положение обосновать идеологически.
В результате первоначально синкретичное, насквозь религиозное общественное сознание распалось на формы - политическую и моральную.
Политическая форма это сознание различия, разделения людей.
Моральная форма это выражение общей человеческой природы - все мы люди, все мы человеки.
На протяжении всего периода цивилизации идет борьба между этими формами.
Политика людей продолжает разделять, мораль людей объединяет.
Моральное чувство справедливости именно и взывает к человечности - нельзя к человеку относиться как к скоту, ибо и ты - делающий это - тоже человек по форме и происхождению.
В заключительной серии, в завершающей сцене, когда все в кровище - люди, стены, пол и внутреннее убранство, ну, только что стулья и табуреты не плавают в красных лужах, как бы в обоснование этого тезиса звучат слова Спартакуса: нельзя убивать людей ради развлечения!
И зритель верит Спартакусу: они тут только что порубили на куски целую толпу явно не ради развлечения, и Спартакус как массовый убийца не вызывает в зрителе отвращения. И зритель видит, и понимает, и солидарен - Спартакус прав, хотя и убийца, и организатор массовой резни.
По моральному закону, более высокому, чем закон юридический, Спартакус восстановил высшую справедливость. А высшая справедливость это то, что все мы люди. Нельзя человека превращать в средство.
Бесчеловечное обращение дает моральное право на бесчеловечный ответ.
В идеале людей вообще убивать нельзя, если это не сволота, маниакально убежденная в своей избранности и готовая ради этого всех пустить под нож, но в те времена сознание людей до таких сложных мыслей додуматься еще не могло.
В сериале довольно натуралистично показана жизнь господ и рабов.
Господа всячески утверждают и доказывают, что они - другие, совершенно не такие, как рабы. Что они другой природы. Они всю дорогу награждают себя всякими эпитетами величия и исключительности.
Тут же выясняется, что и господствующий класс далеко не однороден и монолитен, что внутри он разделен на страты, и что преодолеть стратификационный барьер господину так же сложно, как рабу получить свободу.
Для рабов власть так же организовала страты, чтобы еще больше заставить их смириться со своей участью и печальной незавидной долей.
Так гладиаторы это своего рода элита в мире рабов.
Их освободили от тяжелого физического труда, но за свои "привилегии" они должны заплатить своей жизнью.
Обслуживающая рабская прислуга это так же привилегированное сословие в сравнении с теми, кто работает на полях под свисты бичей надсмотрщиков.
С господином прислуга может завязать личные отношения и тем самым, если господин не изувер и не садист от природы, как-то облегчить свое существование.
На общих работах в поле, где индивидуальность значения не имеет, и любого можно заменить любым, жизнь куда менее сладкая.
Вообще, лучше всего во все времена для раба было, если раб имел узкую специализацию. Специализация гладиатора тут, понятно, не в счет. Ювелир, наложница, или даже поэт, типа, Эзопа.
Ну, и совсем мрачной была судьба раба, которого отправляли на рудники, или, не дай Господь, на галеры!