1. Личность как уникальное, неповторимое и единственное явление.
2. Человек - родовое понятие для совокупности личностей.
Личность это вообще все богатство всех связей и всех отношений, тогда как человек это противопоставление лишь некоторых отношений, а именно:
- противопоставление разумного и неразумного, сознательного и бессознательного;
- противопоставление животному миру;
- противопоставление органическому и неорганическому миру;
- противопоставление физическому миру.
В каждой сфере имеется свое специфическое противопоставление:
- в ментальной;
- в социальной;
- в биологической;
- в химической;
- в физической.
Везде человек как-то по-особенному, только ему присущим образом противостоит другим явлениям каждого природного уровня.
При этом процессы каждого уровня неизбежно привели к появлению такого отдельного существа как человек.
Человек не просто противостоит природным процессам, он является их естественным порождением.
Следующий уровень абстракции после родового понятия?
Общество?
Для иллюстрации рассмотрим другой пример из области второй природы:
- автомобиль - транспортное средство - транспорт как отрасль.
И телега - транспорт, и звездолет - транспорт, и даже стационарная установка телепортации - тоже транспорт.
И все это разные формы решения пространственного противоречия. Телепортация это решение противоречия пространства как бы в чистом виде.
А вот почему именно в таких формах решается пространственное противоречие, а не в иных, это зависит от самого пространственного противоречия.
Мы давно отделились от своих изначальных причин, мы даже не в состоянии увидеть своей органической связи с этими причинами.
Наше опосредствование от первоначального различия зашло очень далеко.
Транспортные средства - тут от лыж и коньков и, опять-таки, до космических кораблей - самые разные.
Люди-человеки - от пигмеев до бушменов, от папуасов до WASP - тоже самые разные. Есть общие критерии, благодаря которым утверждается, что расовые различия не являются существенными, и люди всех рас все равно люди, не звери.
После разных средств транспорта идут различные виды транспорта.
Для каждого вида характерны свои видовые, только им присущие особенности.
У людей есть как биологические различия, так и социальные, причем социальных различий гораздо больше. Организация людей в форме социума определяет специфические социальные противоречия.
После видов транспорта мы говорим о транспорте как отдельной отрасли, противостоящей другим отраслям.
Всё.
На этом месте транспорт как содержание категории заканчивается.
Транспорт тут сливается с другими отраслями в одном общем понятии народного хозяйства.
Посчитаем:
- телега;
- транспортное средство;
- вид транспорта;
- транспорт;
- народное хозяйство.
Всего пять уровней абстракции.
На каждом уровне свое явление со своей сущностью.
Что есть противоположность народного хозяйства?
Народное хозяйство это часть искусственной среды обитания, которая созидается человеком в противовес естественной дикой природе.
- искусственная среда - 6-й уровень абстракции.
Искусственная среда и естественная среда обитания, это части природы.
А природа это совокупность планеты Земля с ее рельефом, ландшафтом, климатом, растительным и животным миром, источниками энергии, геологической и тектонической историей, водным миром и так далее, осуществляющим механическое перемещение в космическом пространстве.
Можно говорить о природе Марса, о природе Солнечной системы и других звездных систем, природе галактики и природе скоплений галактик, и даже о природе Вселенной в конце концов.
- природа - 7-й заключительный уровень абстракции.
Может быть, именно здесь заключается мистическое значение цифры семь?
Если постигать вселенную конкретно, через природные явления, природа - действительно последний и самый высший уровень абстракции. Конкретно это значит через отдельные, четко дифференцированные явления.
Получается, это всё физические уровни абстракции.
Но кроме физики есть и метафизика - нематериальный логический мир понятий.
Природа это логическое понятие с конкретным наполнением.
Но есть понятия без конкретного наполнения. К таким понятиям относятся философские категории.
Природу мы наблюдаем в явлениях, но сами явления это либо процессы, либо составные части процессов. Процесс это нечто, осуществляющееся во времени и пространстве, которое характеризуется категорией быть.
Если природа это физика и метафизика, совокупность логического и онтологического, если это материя и сознание, бытие абстрактнее природы?
Важно понять, что природа это снимок интенции, представленной в явлениях. Сегодня интенция представлена одними явлениями, завтра другими.
От конкретного явления до наивысшего обобщения существует семь уровней абстракции. Или семь уровней обобщения. Но все равно это обобщения конкретики. Ведь любому обобщению присуща своя конкретная картина элементов.
Мы говорим воздушный транспорт и представляем его как совокупность самолетов, аэропортов, организаций и систем управления. Собственно воздушный транспорт нельзя пощупать, как нельзя пощупать или наблюдать всю сумму перечисленного. Но перечисленное все равно существует как совокупность конкретных вещей.
Истинная абстракция начинается с отвлечения от конкретной вещи вообще.
Природа и бытие, разные абстракции, но как правильно они соотносятся?
Одно, бог, абсолют, единое - это синонимы? Синоним это схожий по значению или тождественный по значению?
Для чего вообще важно все это четко дифференцировать?
Почему даже с эстетической стороны смешение понятий разных уровней абстракции дефективно? При этом художественный текст выглядит особенно уродливо. Лучше всего это уродство проявляется в поэзии.
Очевидно, что здесь проявляется действие всеохватывающего противоречия материи и сознания.
Материя, физика, опыт, конкретное, вещь для нас.
Сознание, логика, спекуляция, абсолют, вещь в себе.
Но ведь и понимание материи происходит в категориях идеального.
Налицо два глобальных уровня абстрагирования.
Речь, казалось бы, о всеобщей диалектики материального и идеального, но на деле диалектика между разными уровнями идеального, отраженного.
В таком случае, где здесь пределы и где диалектические переходы?
Самым крупным философским спекулянтом за всю историю философской мысли был Гегель. Сформулированные Гегелем спекуляции еще долго будут без применения, поскольку нет даже намека на существование реалий, которые хоть как-то можно было бы к ним притянуть.
На примере Гегеля видно, как метафизическая мысль, имеющая основанием диалектическую логику, может двигаться совершенно свободно, не имея пределов продвижения в сторону непознанного.
Гегель спекулировал в области качественного познания.
Эстафету Гегеля подхватили математики, развивающие собственные спекуляции в области количественного познания.
Математическая спекуляция, в отличие от философской, оказалась почему-то гораздо более плодотворной.