Стенкин Георгий : другие произведения.

Культурная Литература, Литературная Культура. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Рассуждая о Культуре. Да, именно так - с большой буквы. О понятии - культура. О закономерностях явления, под названием - культура. О той части нашей жизни, которую называют - культура.
  Лихорадочно собирая материал по этой теме, готовясь погрузиться в него, чтобы потом всплыть и начать "вещать", как включенный в радио розетку репродуктор.
  Ибо, я - писатель, это моя работа. Таков заказ - раскрыть эту тему. Поэтому, в полном соответствии с "должностными инструкциями", я обязан вникнуть в суть этого понятия, переработать его собственным восприятием и поведать "страждущим" читателям - что такое Культура.
  
  Но процесс идёт очень медленно. Слишком много о ней (о Культуре) уже сказано. Со времён появления разговорного языка, и с появления письменности, и со времён появления профессии писателя.
  
  Есть классики, признанные авторитеты в этой области, их оппоненты и устойчивая оппозиция.
  Есть связь с религией, с традициями, с искусством, с наукой и вообще со всем.
  Невозможно объять необъятное.
  Поэтому. Сейчас, на этом этапе моей работы - я понял пока что, только одно.
  Не нужно растекаться по морю обилия сведений о Культуре. Нужно брать конкретные факторы, наиболее мощного влияния на Культуру. Искать и находить в них взаимосвязи с общими тенденциями в обществе и анализировать причины, и думать о последствиях.
  Потому что, пустая болтовня - а чем ещё являются попытки анализа и всенародного обсуждения (пусть даже силами величайших умов), вырванного из контекста реальности, события. Так вот, пустая болтовня ещё никому не помогала, и даже не навевала на мысли о возможностях решения, возникающих проблем.
  
  Кто-то может сказать: - а с чего вы взяли, что вообще есть проблемы в Культуре.
  Я не откуда не взял.
  Просто не я это придумал.
  Проблемы в Культуре, и с культурой были всегда. Наверное, и будут всегда.
  Потому что всегда есть стремление к совершенству и неудовлетворённость имеющимся.
  
  Закончу это небольшое философское вступление и перейду непосредственно к работе.
  Итак. Для начала, возьмём такой фактор влияния на Культуру, как литература.
  Надеюсь, никто не будет спорить, что влияние литературы не просто велико, а очень велико.
  Поэтому, не буду останавливаться на описании процесса вычленения этого фактора из общей массы, и сразу перейду к условиям задачи.
  
  Имеем: Литература влияет на Культуру.
  На культуру читателя, на культуру писателя, на культуру восприятия реальности, на уровень культуры общества, культурную жизнь рядового обывателя и культурные ценности текущего времени.
  То есть:
  Скорый поезд из пункта А. (писатель), движется в пункт Б. (читатель), по скоростной железной дороге (Интернет) со средней скоростью - 250 страниц в секунду.
  
  Нормальный (не скорый) поезд из пункта А. (писатель), движется в пункт Б. (читатель), по дороге с издательствами, типографиями и магазинами, со средней скоростью - одна книжка в неделю.
  
  Из пункта Б., в пункт А., поезда вообще не ходят. Сообщение между этими пунктами, именно в таком направлении - из Б., в А., осуществляется на попутной телеге, запряженной ослом. От случая к случаю.
  
  Вопрос: какое расстояние между пунктами А. и Б., если эти поезда везут культуру в массы - тоннами, а телега застряла в колдобине, под названием - потребительский спрос.
  Ответ: расстояние не меряют тоннами и спросом. Обычно - километрами, метрами, но уж, совсем, в крайнем случае - рублями.
  
  На самом деле, вопросов очень много.
  Литература, как творческие проявления человеческой культуры.
  Литература - как зеркало современной культуры.
  И так далее, и тому подобное.
  
  А ответов - ещё больше.
  
  Конечно, деление на читателей и писателей - весьма условно.
  Кто-то творит в разговорном жанре, кто-то пишет стихи, кто-то смотрит футбол.
  Но если разделить людей по принципу: - изливающие свои слова другим и впитывающие слова других, то получится одностороннее влияние первых на вторых.
  И если принять, что Литература - это то, что написано и это находится между "изливающими" и "впитывающими".
   То тогда получается, что влияние Литературы на Культуру - перекошенное, однобокое. Идёт фактический диктат.
  Диктатура Литературы в Культуре.
  Или абсолютная монархия. Нет даже государственной думы.
  
  Нет. Неправильно.
  Не Литературы.
  
  Литераторов.
  
  Хорошо. Давайте копнём культурный уровень наших любимых литераторов.
  Ну, то есть, рассмотрим состояние культуры в Литературе.
  
  Это очень просто.
  Идём на несколько сайтов, где общаются литераторы. И читаем их полемику.
  Вот, например.
  
  Реплика:
  Новые имена - моё имя "новое" тут.
  Раньше не работал для русского читателя. Поэтому с интересом ждал обратной связи. Разочарован. Поместил свой роман, сначала первую часть, и вот недавно - вторую, на всех интернет библиотеках. Докладываю результат. 468 рецензий - из них только 9 по теме романа. Остальные о стиле, о количестве запятых, о манере повествования, и конечно обыкновенный флуд. Не страдаю тщеславием и довольно известен. Не стремлюсь к обогащению. Пишу о дружбе и любви, использую разноуровневые метафоры. Планировал написать третью часть. Теперь вот задумался. Может лучше написать очередной исторический "немецкий" роман? Для него точно аудитория есть.
  Или поголовное отупение нации, или знаменитая русская культура - только миф. Во всяком случае - сейчас.
  Много читаю современников. И что? По статистике вижу - читают авантюрную и "модную" жвачку. Конечно "на вкус и на цвет..."
  Но как то обидно за Пушкина, Толстого и еже с ними.
  Опять же издательства - штампуют рубли.
  Как достучаться до души?
  Что-то прогнило в великом государстве россейском.
  Извините, если перегнул. Но как то жалко вас там стало.
  
  
  Ответ на реплику:
  > Но как то обидно за Пушкина, Толстого и еже с ними.
  Короче - Пушкин, Толстой и ВЫ. Радуйся Россия, скоро придет "НОВОЕ ИМЯ" и возродит тебя!
  А пока он тренируется у себя в поместье. Примерно так.
  Сначала, кажется, раздался удар колокола, потом Том затрубил что-то бравурное, а Степанида ударила в барабан. И в то же самое время на аллее, идущей от дальних построек, появился чудный всадник в белых одеждах и на белом коне.
  Пел саксофон, стучал барабан, пес у крыльца рвался с цепи и лаял Конь стремился вперед, грыз удила и мотал головой, всадник его сдерживал и приближался медленно, но неумолимо, как рок.
  Как я уже сказал, он был весь в белом. Белая накидка, белый камзол, белые штаны, белые сапоги, белая борода, а на боку длинный меч в белых ножнах.
  Я открыл окно настежь и высунул голову, чтобы лучше видеть и слышать. Пристально вглядевшись, я узнал во всаднике ВАС. Лицо его было одухотворенным и строгим.
  
  Всем привет!
  
  Ответная реплика:
  А почему собственно и нет.
  Не в смысле встать в один ряд.
  А потому, что пытаюсь также что-то сказать.
  Неужели лучше быть - "пес у крыльца рвался с цепи и лаял"
  Да, лучше - не лучше, терминология не удачная.
  Отвага нужна, да. Знания нужны, желание опять же.
  Вы думаете что "Пушкин, Толстой и ВЫ" писали для того чтобы
  "появился чудный всадник в белых одеждах и на белом коне"
  Нет. Отнюдь.
  Поэтому - в этом, благодарю за сравнение.
  А что вы, не переживали за югославский народ, когда их бомбили американские вояки?
  Вот и я, переживаю за вас, и за Пушкина с Толстым.
  Вас там тоже "бомбят".
  Денег вам уже пытались дать, обмануть - тоже делали попытки.
  Я вот - иду таким путём.
  Осуждайте.
  Трепещите.
  Только палки под ноги моему коню не бросайте.
  
  Понимаете, мне в моём "поместье" в "яснейшей поляне" под Люксембургом, лучше анализируется и свободнее принимаются решения.
  У вас же там - через одного, или агрессия, или смирение.
  Поэтому и обидно.
  Вам тоже удачи.
  
  Ответ:
  Вы здесь человек и в самом деле новый. Настолько новый, и настолько погруженный в самолюбование, что даже не дали себе труда проверить к кому, и с чем вы обращаетесь.
  
  На сайте есть огромное число писателей живущих за пределами России. Здесь представлены практически все республики бывшего СССР и зарубежные страны: США, Израиль, ГЕРМАНИЯ (не считайте себя там единственным русскоговорящим писателем), Англия, Франция, Испания и другин. И все они с недоумением читают ваши посты. Но это так, к слову.
  
  Мы и в самом деле никогда не делимся по странам проживания - мы объединены принадлежностью к русской дитературе.
  
  Вы выбрали для своей деятельности не тот сайт. Здесь собираются творческие люди, духовный и культурный уровень которых очень высок. Здесь собрались люди, которым далеко не безразлично будущее России. Своим творчеством они помогают поднимать культуру России. Духовность народа складывается из духовности отдельных его представителей. И если судить по авторам сайта, то уровень российской и всей русской литературы во всем мире очень высок.
  
  Я больше не буду с вами общаться, просто хотел объяснить всю неприглядность положения, в которое вы поставили себя. Вы мне больше не интересны.
  
  Весьма интересно. Занимательно и познавательно. Забота о своём народе - императора в изгнании, и отстаивание своих прав - действующей властью.
  
  Культурой жертвуют, когда идёт конфликт интересов. Культурой пренебрегают, когда заходит речь о защите собственного мнения.
  И, такие литераторы - несут своё слово к людям?
  
  Не будем судить обо всех - по двум. Но сама допустимость подобного - говорит о низком культурном уровне в среде литераторов.
  
  Нужно, что-то в противовес. Позитив.
  
  Например, комментарии к произведению о Русских офицерах, очень талантливых ребят, пишущих в манере - рифмованный текст. И не стихи, и не проза - симбиоз.
  Вот это да!
  Я не совсем понимаю поэзию. То от смысла отвлекает форма, то наоборот.
  А ваши рифмованные тексты...
  Я много размышлял об офицерской чести.
  У меня есть друзья в Калининграде - настоящие морские офицеры.
  Спасибо, что пишите об этом, так ярко и вдохновенно.
  А почему не пробуете себя в прозе?
  там тоже есть ритм.
  И там больше простор для красок и оттенков.
  Надеюсь прочесть про честь и в прозе.
  
  И ответ авторов:
  Относительно форм - не знаем.
  Пишем как пишется.
  Относительно чести - вопрос, который требует мужества.
  
  Российская империя сумела веками культивировать служение Отчечеству.
  Она формировала сословия - дворянство, казачество, крестьянство, духовенство.
  И были "маяки" - офицерская честь, купеческое слово, ну и т.д.
  Большевики все вначале порубали, и много людей уничтожили, дабы вытравить эти начала.
  А потом сами начали это возрождать, иначе и им не выжить в России.
  Возродить - непросто, но и уничтожить не сумели.
  Сами - погибли.
  
  Россия - велика, добра, беспощадна, и непонятна.
  
  Но пока есть Россия - будет и весь мир.
  
  Вот тут есть Культура.
  И сразу виден ответ, на один из вопросов моего размышления.
  Где речь идёт о чести, о Родине. И кто осмеливается об этом говорить. Тот не может иметь низкий уровень культуры.
  Тот создаёт Культуру. Тот имеет право нести эту культуру к людям.
  Не столько своими произведениями, как литератор, а своей душой, вложенной в творчество.
  Духовные ценности.
  И...
  Кое-что ещё.
  Это первый результат, и первые находки, на моей долгой дороге в познании Культуры.
  
  Что же. Пойдём дальше.
  
  
  Георгий Стенкин
  Ноябрь 2006 По материалам романа-трилогии "Школа, как это было..."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"