Аннотация: Права на данную рецензию принадлежат strangearts.ru
С бору по сосенке.
Количество гениального креатива, как и любое количество нематериальных субстанций, не подчиняется метафизическим законам, и сильно изменяется. Колеблется.
Именно поэтому мало кому удается сделать что-то поистине уникальное и гениальное. Приходится в той или иной мере заимствовать...
Фильм "Человек из стали", надо отдать должное его маститым создателям, кино интересное. Не то, чтобы интригующее или заставляющее думать о нем потом на протяжении часов и дней, но до конца досмотреть хочется.
Но, как гласит старый пошлый анекдот, "есть нюансы".
Не претендуя на статус великого знатока кино и умника вообще, тем не менее, хочу озвучить некоторые моменты.
"Человек из стали" - как выражаются металлурги, цельнотянутое произведение. То есть, конечно, цельно стянутое. Как одна "русская национальная" социальная сеть у одного умного американского еврея.
Смотришь и радуешься! Так на YouTube фанаты нарезают вперемешку кадры из разных фильмов, создавая усладу для своих глаз. Очень, очень все знакомо. Не дежавю, конечно, но очень близко к этому.
Кочует крепкий небритый парень по Канаде автостопом? Что-то очень знакомое. На улицах провинциального американского городка к востоку от Миссисипи бьется герой с огромный на вид железным злодеем? Видали и такое! Драка в банке у огромной двери сейфового хранилища? Не удивили...
А на самом деле, все гораздо глубже.
Все идеи давно уже выдуманы.
Молодой честный и добрый человек, путешествующий и попутно спасавший людей тридцати трех лет от роду, готовый пойти на смерть за других, не знакомых ему людей... Не знакомый сюжет? А более, чем двум миллиардам людей, если верить Википедии, должен быть знаком...
Есть что-то первое, некий набор морально-нравственных императивов, который усваивается человеком раньше всего. Он, человек, может их и не придерживаться, но он их знает и помнит. И иногда они, даже забытые, вылезают из подсознания.
Образ Супермена вообще, как и образы большинства американских супергероев, построен на классических христианских постулатах. Но можно оставить в нем их малую толику - моральные принципы, к примеру, смирение и самопожертвование, доброту и честность. А можно слепо копировать и хитро цитировать. И вот тут уже и не скажешь, где злой умысел, а где так и было задумано.
И как фильм о таком герое сам не станет набором цитат и заимствований? Да никак.
Станет.
Главное, что цитируют создатели "Человека из стали" - "Матрица". Культовый, без всякого сомнения, киношедевр почти пятнадцатилетней давности, породивший свою философию, ознаменовавший собой новую эпоху в кино etc. Сам, кстати будет сказано, построенный на крепком каркасе из цитат и заимствований, только местами менее, а местами - более заметных. Количество цитат на него в новом фильме о Супермене исключительное, а местами даже нарочитое.
Мудрый наставник пестует юного героя, который должен поверить в себя, когда придет время - это общемировой штамп и количество применений его в кино зашкаливает за тысячи. Речь не о нем. Христианские мотивы в "Матрице" гораздо и гораздо явственнее, нежели в творении Снайдера и Нолана. Н и не они интересуют больше всего.
Речь о видеоряде. И тут все сложнее. Полет человека в плаще сквозь облака в данном случае - возвращения взятого без спросу на место, ибо в "Матрице" он был, о чем в фильме неприкрыто поясняется, заимствован у самого Супермена.
А вот драка героя и злодея на опустевших улицах, с пробиванием друг другом зданий насквозь, с распространением по стенам небоскребов кольцевых волн от ударов двух тел? А монолог главного злодея о свой правоте, построенной на единственно ему понятной и выгодной философии, опирающейся, в свою очередь, на абсолютно логичные и правильные посылки, прерываемый только на нанесение и получение ударов - вот это действительно заимствование.
Огромное трехногое орудие, чье движение направлено "в землю" и призвано уничтожить все человеческое население Земли.
Грозди капсул с детьми вокруг столбов и роботы-пауки, снующие между ними.
Трехпалые щупальца робота, пытающегося остановить героя...
Знакомые картины?
Тьфу, проблема на самом деле не в этом. Проблема совсем в другом. Она в том, что все вокруг знают, какие талантливые и способные режиссеры и продюссеры у этого фильма. Что они знают и умеют создавать оригинальные, ни с чем не сравнимые образы, складывая из них красивейшие картины.
Так в чем дело?
О, дело во многом!
С одной стороны, Супермен - самый, пожалуй, консервативный персонаж DC. Из года в год он один и тот же, не меняется его пол, раса, внешность и история. Экспериментировать с ним опасно - для экранизации комиксов фанатская база и их мнение - весомый аргумент.
С другой - зная склонность и Снайдера, и Нолана к усложнению, Warner Bros. и DC могли просто-напросто испугаться кассового провала фильма. От творения к творению эти парни все дальше и дальше отдаляются от простого народа, выходя на новый уровень - уровень элитарного кино в материально-качественном исполнении массового. А вдруг они снимут такое, что переварить смогут только люди с IQ выше 190? Ведь это совсем не целевая аудитория!..
В итоге мы имеем то, что имеем. Фильм во всех отношениях неплохой, но... Но. И это "но", по меньшей мере, настораживает...
Ожидалось явно большее. Сценарист Гойер мог обеспечить фильм равно как абсолютно мертвым (как в "Ворон 2: Город ангелов", "Блэйд: Троица" и "Телепорт"), так и чуть ли не гениальным ("Темный город", трилогия "Темного рыцаря" и "Блэйд 2") сценарием. Снайдер должен был наводнить фильм беспрецедентными визуальными феериями, а Нолан - удержать все это под контролем, мягкими и не очень продюссерскими тычками подводя их обоих к созданию истинного шедевра.
А получилось, как получилось.
Крепко, качественно сыграно и снято. Но внутри - слишком разнообразно. И коктейль не вышел. Притащенные из разных углов куски не сложились в мозаику.
Стоунхендж не вышел.
Вышел забор. Он огородит площадку для дальнейшего строительства, прикроет собой фундамент нового проекта от нападок стихий.