Аннотация: Права на данную рецензию принадлежат strangearts.ru
Идя на этот фильм, я бы настороже. Третий сольный фильм про Росомаху при первых двух с моей личной оценкой "ниже среднего", причем от режиссера второго фильм. Исходя из опыта войсковых учений, я ждал чего-то среднего, уровня "Апокалипсиса", бодрого, но проходного.
Боги, как же я ошибался...
Вы смотрели фильмы про Росомаху? Читали комикс "Старик Логан"? Смотрели трейлеры? Примерно знаете, что увидите? Ничего вы не знаете!
Все вышло не так. Но "не так" в части ожиданий. Не так, как думали, но зато так, как надо.
Кажется, ничего особенного фильм, по предварительным аннотациям выглядевший, как смесь из "Трое мужчин и младенец" и французских "Папаш", нам предложить не мог. Однако с самых первых кадров все идет по другому. Фильм не такой, как мы привыкли видеть, Росомаха не такой, Чарльз Ксавьер не такой... Да что там, все не такое. И первое время очень сложно понять, плохо это или хорошо. А когда становится ясно, уже поздно. Ты накрыт этим фильмом, как лавиной.
Уставший от жизни Логан работает водителем лимузина, зарегистрировав его на свое настоящее имя, а профессор Икс сидит взаперти в упавшей силосной башне и медленно сходит с ума где-то в северной Мексике под присмотром Калибана. Вместо ожидаемых историй об остальных членах команды Икс - пьяные подружки невесты в салоне лимузина, вместо воспоминаний о роковых битвах - дешевый бурбон из горла. Sic transit gloria mundi...
Зато драматизм в этот раз правильный. Не берусь судить за всех - юношеские гормоны вкупе с жизненной девственностью могут расставить акценты по иному - но лично мне от того, что я увидел, защемило в груди сильнее, чем от падения сраженными любого количества Людей Икс. Мятые рубашки Джеймса Хоулетта и заговаривающийся гений в сто раз страшнее.
А потом, когда ты уже настроен на нужный лад, начинается сюжет. Сюжет довольно простой, виденный нами во множестве историй, но очень хорошо, тонко и без помарок поданный. Загадочная девочка, злые преследователи - ты ждешь, что вот-вот в человеке проснется зверь и начнется битва. И битва начинается. Вот только с каждым свистом когтей на экране ты видишь, как в звере просыпается человек.
Маленькая девочка с оторванной человеческой головой подмышкой, легендарный герой, неустрашимый и непобедимый, валящийся наземь под градом ударов простых уличных негодяев - произошла смена ролей, которая, как кислота, выедает налет пафоса, пришедший из более ранних фильмов, оставляя только живых героев и личную трагедию каждого из них.
Картинка на экране иногда настолько много показывает, что закрадывается сомнение, смотришь ли ты еще рассчитанный на кассу блокбастер - экранизации комиксов, или на закрытом показе внемлешь эстетской авторской картине в духе фестиваля в Локарно? Фильм вообще очень тонок, как с постановочной стороны, так и в игре актеров. Джекман, Стюарт и примкнувший к ним менее известный, но очень достойно играющий Холбрук умудряются даже в самые сложные моменты не упустить ничего и не перегнуть палку. А уж самая главная героиня фильма в исполнении дебютантки на большом экране Данфи Кин просто великолепна.
Но не стоит забывать, что, несмотря на чарующую музыку Марко Белтрами, медитативные крупные планы прерий и бьющую прямо в самое сердце драму, этот фильм остается боевиком. Экшн в картине есть, и есть в достаточном количестве, чтобы самый недалекий зритель, любящий только взрывы и драки, не ушел разочарованным. А уж ценитель, сам увидит и прекрасную хореографию, и расчетливую постановку, и прекрасный монтаж. Не забыты и фирменные росомашьи прыжки на спину, апперкоты в голову и "двойки" в грудь. Кто знает, как охотится настоящая росомаха, будет доволен.
Этот фильм заранее был заявлен, как последний. Последний фильм с Росомахой в исполнении Хью Джекмана, последний фильм о Людях Икс в том виде, к которому мы привыкли... А на самом деле фильм этот оказался первым. Первым фильмом о Росомахе, снятым так, как оно должно быть - тяжелым, суровым, жестоким, наполненным настоящей драмой, а не теми опереточными трагедиями, которые мы видели в предыдущих частях. Первым фильмом, в котором авторы рискнули (спасибо "Дедпулу") поставить взрослый рейтинг и показать зверя зверем, пролив столько крови, сколько было на страницах комиксов. Первым фильмом по комикс-вселенным, который заставляет его прочувствовать, а не просто просмотреть до титров. Такого не было ни после авангардного в свои годы "Железного человека", ни после переполненных красками и идеями "Хранителей", ни после всеми признанного вершиной комикс-драмы "Темного рыцаря". И в свете этого еще больше грустно - ведь он, увы, все-таки последний.
Фильм получился очень хороший. Можно назвать его восхитительным, прекрасным или великолепным, но это слишком громкие слова. Слишком в них много мишуры, как в предыдущих фильмах о Росомахе. Хороший - это то самое слово, которое подходит этому фильму, честное и крепкое. И пусть это на самом деле последний фильм этой франшизы, важно то, что мы его увидели. Ведь все могло сложиться много хуже, череда фильмов могла закончится мелодраматическим пафосом, которым закончилась трилогия "Железного человека" или достойной , но не достаточно, попыткой, как "Люди Икс. Последняя битва".
А так нам несказанно повезло. Логан ушел, но сделал это так, как должно. Красиво. Честно. Так, как запомнится.
И я не побоюсь сказать, что это вершина современных кинокомиксов. Быть может, потом, через годы, впереди нас ждут новые фильмы, которые будут еще лучше.
Но пока лучшее - это "Логан".
И остается только один вопрос.
Почему "Логан" вышел таким лишь только почти через двадцать лет?
А почему так нельзя было снять раньше?