Аннотация: По итогам двух сезонов. Права на данную рецензию принадлежат strangearts.ru
Переходный возраст.
То, что фильмы - это кинокартины, помнят далеко уже не все. Хотя с самого становления кинематографа все творения можно приблизительно поделить на две категории - кино и картины. Третья категория, самая малочисленная, объединяет в себе обе эти характеристики.
Последнее время, на волне безлимитного интернета и неудержимого кинопиратства, многие создатели фильмов делают уклон на визуальную составляющую. Оно и не мудрено - истинные шедевры визуализации совершенно невыносимо смотреть на домашнем экране, каким бы он не был большим по диагонали и с каким бы звуком он не воспроизводил картинку. Вот и идут люди в кинотеатры, выдавая на-гора сборы, иногда только ради того, что дома "ощущения не те".
Но то полнометражные фильмы, с огромным бюджетом и рейтинговыми актерами, скажете вы. В сериальном сегменте по прежнему решают сюжет и диалоги!
Да как бы не так!
Сериал "Готэм" появился на экранах в 2014 году и сразу приковал к себе внимание зрителей. Стоящий в стороне от основной сериальной вселенной DC, он не только с ней не пересекался, но и отличался от нее весьма значительно. Масштабный приквел основной истории про Рыцаря Готэма, рассказывающий становлении героев и злодеев, вышедший на экраны формально до основной истории - это уже само по себе необычно. А тут и еще масса всего интересного.
Основное слово, которым хочется охарактеризовать этот телефильм - "стильный". Потрясающая игра фильтрами, операторская работа в целом, постановка - все это складывается в утонченную картину. Отдельного упоминания заслуживают заставки с видами Готэм-сити - только они одни вкладывают в создании атмосферы города, кажется, больше, чем снег и фонари Бёртона.
Сам фильм потрясающе эклектичен. Тут сотовые телефоны соседствую с архитектурой начал двадцатого века, а дрожащие выпуклые телеэкраны - с генетическими экспериментами. Классические костюмы и шляпы совершенно не мешают авиационным пулеметам, а классические авто 40-х - современным вечерним платьям. И все это ни капельки не конфликтует в кадре. Нуар тут слит воедино с генопанком и технонуаром, взболтан, смешан и подан в красивейшем бокале.
Актеры, занятые в сериале, для телевизионного проекта подобраны исключительно хорошо. Многие из них уже стали новыми иконами экранного воплощения своих персонажей, пусть и расходятся иногда с классическими представлениями фанатов и художников, создававших образы на страницах комиксов. Эдвард Нигма, Освальд Кобблпот и Селина Кайл в этом сериале не просто хороши, а практически затмевают собой все прошлые экранные воплощения. И даже больше - они, фактически, вне конкуренции, поскольку раньше никто не показывал этих героев молодыми или даже юными.
Выгодно смотрятся и не столь именитые персонажи. Все образы раскрыты достаточно глубоко, чтобы следить за событиями на экране было интересно, но при этом второстепенные герои не затмевают собой основную линию. Даже специально введенные для сериала персонажи, такие, как неподражаемая Фиш Муни в исполнении самого обаятельного капитана на флоте Зиона, пусть и тащит на себе несколько эпизодов почти целиком, все же остается только весьма эффектным персонажем второго плана.
Сюжет же сериала, разворачивающийся вокруг двух основных персонажей - детектива Гордона и молодого Брюса Уэйна - подается в столь утонченных декорациях с изрядной долей вычурности и утонченности. Эклектика и тут становится во главу угла - мафиозные разборки и поиски маньяка соседствуют с полу-мистическими тайными обществами и генетическими экспериментами, жестокость улиц неотделима от почти мировых заговоров, а бытовые убийства заковыристыми путями приводят к монстрам и мутантам. Сюжет, правды ради стоит отметить, несколько неоднороден и его динамика непостоянна, но при всем этом отсутствуют проходные эпизоды, введенные только и сугубо ради хронометража. Рояли расставлены по нужным кустам, ружья взведены, развешены и стреляют строго в нужный момент. И пусть последние пару серий второго сезона и были несколько простоватыми и штампованными, концовка всего сезона в лучших традициях сериального искусства оставила на каникулы множество вопросов и еще больше точек для построения предположений.
И с учетом всего этого, пусть поначалу и вызывающий у непривычного зрителя легкое отторжение из-за непривычной для истории о ночном мстителе подачи, сериал "Готэм" вышел во всех отношениях замечательным. Грамотная смесь динамично развивающегося повествования, отменной визуализации и восхитительной актерской игры, подкрепленная много лет описываемых в комиксах и отсутствовавших на экранах событиями и историями - сериал возвышается над другими комикс-сериалами, как баскетболист над игроками в настольный теннис, не оставляя конкурентам, даже таким сильным, как "Сорвиголова", шанса вырваться вперед. И если с каждым следующим сезоном уровень хотя бы не будет снижаться, шанс так и не появится.
А зрители так и будут сидеть перед экранами, заворожено глядя на затянутые дымкой мрачные крыши зданий Готем-сити, и строить версию за версией - а кто же все-таки окажется Джокером?