Аннотация: Права на данную рецензию принадлежат superhero.su
Игра вслепую.
Никогда не понимал, как люди снимают фильм, заранее анонсируя его как лидера рейтингов и продаж, соберущего огромную кассу и покорящего сердца зрителей.
Ведь вкус и знания режиссера, равно как и качество фильма еще не залог успеха.
Было бы понятно, когда режиссер заранее не знал, что у него получится в коммерческом плане, и открыто об этом говорил. Тогда объяснить провал можно было бы значительно легче.
14 февраля 2003 года на экраны американских кинотеатров вышел художественный фильм "Daredevil" режиссера Марка Стивена Джонсона. Человеку отстраненному могло бы показаться, что, исходя из даты релиза, это очередная слезо-сопливая мелодрама. Многих, не скрою, и после просмотра данное чувство не оставило. Но все ли так плохо?
Персонаж Сорвиголовы не молод - первое его появление имело место в 1964 году. В Америке затянутый в красный костюм борец с преступностью в отдельно взятом районе, днем имеющий небольшую, но успешную адвокатскую практику, имеет достаточно большую популярность, но чаще всего он появляется в комиксах и мультфильмах камео.
Но фильм провалился. Еще пол беды, если бы он провалился коммерчески - но на 78 миллионов бюджета у него 179 миллионов сборов (оговорюсь: почти половина - от копий на носителях). А так он провалился как Фильм, и провалился не в кинотеатрах, а в сердцах зрителей...
Многие говорят, что более плохой экранизации комикса никогда не видели. Дескать, и актеры плохи, и сюжет не реализован, и спецэффекты, и файтинг, и музыка, и свет, и монтаж, и так далее, и тому подобное. Но так вроде бы не бывает. Многие зрители в России сходятся на убогости и нелепости идеи в целом. Но это от незнания первоисточника.
Актеры... Нда, спорно... Бен Аффлек, конечно, не Энтони Хопкинс или Джек Николсон, но играет значительно лучше и смотрится гораздо убедительнее, чем Тоби Магуайр в известном фильме. Дженнифер Гарнер, конечно, слабее Кирстен Данст, но у нее и образ порезче. Электра Начиос (самостоятельный комикс Marvel "Elektra") это вам не романтичная Эм-Джей.
Но есть и находки! Меченый (встречу в жизни хотя бы одного локализатора - покалечу!) в сознательной жизни именовавшийся Bullseye, в исполнении Колина Фаррела, просто бесподобен. Подобного веселого психопата в кино еще поискать, а уж в фильмах по комиксам... Хотя сейчас его переиграли, но об этом пока рано. И пусть фирменный костюм из комиксов - черное трико с серебряными сапогами, поясом и крагами - у него отобрали в пользу кожаного пальто, зато мишень (центр которой в дартсе и называется bullseye) перекочевала с маски на лоб самого героя. А это уже интересно, а главное, стильно!
Другой многоопытный персонаж комиксов, правда, помоложе главгероя (впервые издался в 1967), это Король мафии. В этом моменте к переводчикам нет претензий - перевели наиболее точно, а не как в мультфильме "Spider-man" (там Короля мафии звали Амбал, хотя Kingpin это вовсе не амбал, а совсем даже что-то типа "центрового" или "бугра", "пахан" короче, амбал это hulk, то есть Hulk это не Халк, а Амбал... короче, без поллитры не разберешься). Но с ним мнения зрителей смешались: одни говорят провал, другие - находка.
Теперь подробности. По комиксам, Король мафии это огромных размеров (и не жирный, а именно огромный!) мафиозный главарь англо-саксонской внешности (читай - белый) в белом же костюме с тростью в руках. В фильме его играет Майкл Кларк Данкан, актер, без всякого сомнения, талантливый ("Армагеддон", "6 ярдов", "Зеленая миля" - это навскидку из разных жанров), но есть одно но - как бы так, по политкорректнее сказать, темнокожий. То, что в нем росту за 2 метра, да и весу не меньше 150, это не довод. То, что сыграл великолепно, тоже не в кассу. То, что единственный, кто смог развить свой образ, этого мало. А вот то, что цвет кожи не соответствует оригиналу - это все... Обидно!..
На счет локализации - в целом, все более или менее все же правильно. Даже "сорвиголова" в целом правильный перевод слова "daredevil" (слово, а вернее "словосочетание" daredevil действительно переводится как сорвиголова, но состоит из 2-х разных слов: to dare - быть отчаянным для чего-либо, посметь что-то сделать; devil - собственно дьявол. Данным определением награждают мальчишек, способным на отчаянные выходки. Ближайший четко-дословный русский аналог - маленькие дьяволята). Из-за перевода потерялась вся фишка костюма главного героя.
Фильм тонок, сюжетно четок и связан. Нет ни открытых противоречий, ни лишней лирики (любовная история слишком быстро рушится, даже слишком!), ни неопрятно вытянувшихся побочных сюжетных линий. В 97 минутах (такова официальная длительность прокатной версии, в режиссерской еще около 30) поместились 4, повторяю 4 крупных героев комиксов! Столько в сольных фильмах еще никогда не было (злодеи Бэтмена и Паука не в счет - там никто столь яркой самостоятельной судьбы, как Электра или Король мафии не имел, разве что Venom и Catwoman).
Спецэффекты в фильме вовсе не так плохи, как кажутся. Особенно хорошо реализовано "зрение" слепого адвоката Мэтью Мёрдока. Радарное зрение из комиксов заменили на сонарное, и получилось не плохо. Полеты его на вьющемся тросе из универсальной трости ничуть не хуже полетов Питера Паркера, разве что более мускулистый Мёрдок не имеет той подростковой пластики, характерной для Паука. Ну да так даже и лучше, взрослее что ли...
Любопытный комментарий - наставника молодого Мэтта, слепого мастер единоборств Стика, в фильме не показали. Может и зря. А может и нет - без него проблема "отцов и детей" получилась ярче и выпуклей. Она, кстати, достаточно сильно выражена в комиксе - там даже сначала костюм Сорвиголовы был желтый с черным - под цвет желто-черных перчаток и желтых боксерских трусов его отца.
Еще одно сильное место фильма - детали. Детали - они самое главное в любом произведении. Даже у абстракционистов мелкий мазок важнее широкого. Наоборот только у примитивистов - но на то они и примитивисты. Детали отличны - и сейфовые замки на тайном входе в квартиру главного героя, и ванна, заменяющая кровать (спорно по поводу звуков, но пусть ее), и орешки в самолете, и иголки в баре, и маслина на вилке. Отлично. Просто отлично!
Кроме невнимательного пешехода Стена Ли есть еще обаятельный толстый патологоанатом в исполнении Кевина Смита. Что само по себе уже хорошо. Еще есть увидевший "свет в конце туннеля" некий мистер Кессад, однофамилец которого не без успеха долгое время рисовал один комикс про слепого героя в красном костюме.
Файтинги, конечно, бедноваты. Не акробатикой, хотя у существа с таким вестибулярным аппаратом, как у Сорвиголовы, прыжки и полеты могут быть поинтереснее. И не количеством - сцен вполне хватает. Бедноваты они тем, что сняты они для галочки, а не для искусства - они темные, рваные да недолгие. Да и Электра получилась какая-то жидковатая, даже толстенький Аффлек чуть-чуть, но пластичней. Вообще то комикс изначально писался неким Фрэнком Миллером, который тяготеет к крови, насилию, мрачным антуражам и тяжелой атмосфере. Но вездесущий "Фокс" опять скривил свою лисью морду и потребовал (как практически всегда) унылый для боевика PG-13. Противно.
А вот музыка подкачала. Трейлеры завлекательно улыбались The Crystal Method, а обернулся диктатурой Evanescence с проблесками Rob Zombie. Не сказать, что Evanescence так уж и плохо, местами даже в тему, особенно на похоронах Начиоса, но того злого драйва, который бы улучшил восприятие, они не дают. Досадно.
В целом, фильм на крепкую 4. Восхищаться можно только мелочами, но и открытого отторжения нет. Многое хочется увидеть по-другому. Многого хочется вообще никогда больше не увидеть. Некоторые вещи не хочется даже трогать - так хороши. Очень советую разориться на лицензию и посмотреть режиссерскую версию, все станет значительно лучше хотя бы внешне.
Снять бы сиквел, работу над ошибками, да не дают. Вмешаться бы Marvel, да нельзя. "XX век Фокс" оккупировал тему и крепко держит поводья. Нет ни намека на сиквел, только спин-офф, который тоже со временем будет оценен, но не сегодня.
Вот и получилась игра в слепую - не ясно было с самого начала, что получится - г...но или повидло, но сознаться в этом было уж совсем нельзя. И никто не сознался. А сказали бы сразу, не было бы того отрицания у публики, как все же случилось. Было бы сожаление...
Но слепому это не поможет. Только навредит.
Не надо сокрушаться, надо стараться вернуться к жизни...
Тогда все будет. Будет хорошо.