Аннотация: Права на данную рецензию принадлежат superhero.su
-А давайте этот фильм смотреть не будем,
а то мне после него с кем-нибудь воевать хочется...
Один военнослужащий в/ч 54926 другому
лето 2007 года
Слух о том, что Зак Снайдер снимает что-то чрезвычайно достойное, появился еще раньше самого первого трейлера этого фильма. И не мудрено, ведь везде писали, что это будет экранизация комиксов того же самого Фрэнка Миллера, что нашумевший ранее "Город Грехов". Многие "специалисты" даже снова ждали монохромной эстетики Бейсин-Сити.
Однако все оказалось по-другому.
Фильм, повествующий об известной каждому образованному человеку истории, случившейся в далекие века в местечке Фермопилы, поначалу смотрится как очередной клон "Гладиатора" Ридли Скотта. Те же, как кажется, тоги и черепичные крыши, те же мечи и колышущиеся травы в поле (надо сказать, довольно заезженный штамп), все вроде бы то же самое. Но нет.
Последнее время складывается впечатление, что с переходом на цифровые камеры в голливудское кино вместо пленки добавили новый, абсолютно обязательный компонент современного кино. Этот компонент - пафос. Его присутствие обязательно в каждом фильме, снимаемом теперь в соединенных штатах, кроме, пожалуй, порно и трешовых "ниггерских" комедий. Им пронизаны даже романтические комедии и детские мультфильмы, что уж говорить про боевики и триллеры, приключения и фантастику.
И в данном случае, раз уж и слово, и история имеют греческое происхождение, пафос играет тут наравне с актерами.
Выгодно продать экранизацию тактической военной стычки можно только в двух случаях - сделав из нее драму или наполнив каждый кадр спецэффектами. Поскольку Америка принимала деятельное участие во всех хоть мало-мальски значительных военных конфликтах, начиная с изгнания мавров из Испании и заканчивая разрушением Галактической империи и реставрацией Республики, и обо всем уже снято как минимум по киноленте, а так же принимая во внимание уровень и количество режиссеров-конкурентов, путь драматизации был признан Снайдером заведомо вторичным.
Основные силы оказались брошенными на построение визуальной стороны фильма.
То, что получилось, превзошло даже самые смелые ожидания. Многие респонденты заявили, что каждый кадр фильма можно смело ставить на рабочий стол ПК в качестве обоев. Действительно, фильм получился удивительно красочным, наполненным как прекрасными спецэффектами, так и великолепной операторской работой. Многочисленные рапиды, сло-мо и длинные полеты камеры прекрасно совмещались с талантливым гримом и качественной компьютерной графикой.
Многие эстеты заявляли, что последнего в фильме через чур уж много, ведь практически весь фильм снят на синем экране. Но в этом для подобного фильма это отнюдь не недостаток.
Сюжет фильма не блещет какой-либо оригинальностью. Он никакой не блещет. Ну вообще. История о том, как отряд храбрецов бьется против полчищ захватчиков, и один предатель заводит им в тыл врагов, а второй за 30 сребреников норовит продать защищаемую из последних сил родину, стара как мир. Все это было еще в легендах и мифах Древней Греции. Но чем проще и четче сюжет в визуальных фильмах, тем ярче играют краски и полутона.
В фильме практически все актеры играют хорошо, поскольку сама конструкция фильма предполагает переигрывание. Но за кастинг создателям фильма надо ставить только "отлично", так как на главную роль выбрали все-таки лучшего, кого можно было выбрать.
Джерард Батлер, на тот период еще не слишком известный в Голливуде актер, известный, наверное, лишь по роли во "Власти огня", где ему пришлось работать с тогда еще тоже не слишком знаменитым Кристианом Бейлом. Но тут Батлер пришелся удивительно кстати. Точный грим сделал его в достаточной степени похожим на грека, а значительный драматический опыт позволил удивительно ярко передать образ. Да и нельзя сказать ничего против тем, кто рекомендует смотреть фильм с оригинальной дорожкой - Батлер чарующе рычит, и его голос дает обстановке не меньше, чем весьма неплохая музыка.
Кстати, о музыке. Она целиком написана специально для фильма, и прекрасно отвечает поставленным перед ней задачам. Но тут нет ничего удивительного - когда делают такое кино, уже не ошибаются в мелочах.
Человека, подкованного в истории, но плохо разбирающегося в кино, раздражают и оружие, и доспехи, и костюмы как спартанцев, так и персов. Но так надо. Для пафоса. Это надо понимать и относиться к этому снисходительно.
Пафосом, как говорилось выше, пронизан весь фильм. Пафосны позы воинов, речи вождей, даже пейзажи и погода исполнены пафоса. Но в этом и весь фильм, весь его смак, та самая изюминка.
Создатель графической новеллы "300" Фрэнк Миллер прекрасно умеет делать яркие работы, с экранизацией которых потом режиссерам приятно работать. Но и Снайдер оказался на высоте, переработав комикс так, что бы и интересные моменты усилить, и общий дух, как и общую букву, не утратить.
Все изменения и дополнения, внесенные режиссером в первоисточник, касаются визуальной стороны дела. Добавлены вычурные костюмы у персов, множество чудовищ и уродов, все краски достаточно приглушенного, выполненного в стилистике коричнево-охряных греческих амфор, комикса стали на экране яркими и чистыми.
В фильме практически не смысловых полутонов. То, что должно быть на экране черным - чернее ночи, белое, напротив, девственно-чистое и незапятнанное. Таков стиль оригинала, таков и стиль фильма.
Основная проблема фильма в этой стране в том, что вскормленная на советских, глубоко смысловых фильмах. Нашему народу тяжело смотреть фильм, при просмотре которого не надо думать. Вообще. Надо только смотреть и наслаждаться.
"300 спартанцев", а именно так, к сожалению, обозвали фильм в российском прокате, заложил новый уровень для современного кино, новый стандарт, не хуже того, какой в свое время задала "Матрица". Это стандарт визуализации каждого штриха, каждой детали, который теперь с успехом применяется во всех жанрах кино, а не только в визуальных пиршествах, каким стали "300".
В наши дни есть фильмы, которые, по мнению масс, по части вида значительно превосходят творение Зака Снайдера. Но это еще не значит, что "300" стали от этого хуже. Ведь в них, помимо захватывающих дух изображения и звука, еще есть поражающее разум и гипнотизирующее, просто завораживающее чувство участия в этом пафосном, но в тоже время таком открытом действе. Все так близко, так ярко, так и реально, и нереально одновременно, что выйдя из зала кинотеатра рука продолжает искать на поясе рукоять меча, а в голове крутится одна и та же мысль...