|
|
||
В 1914 году журнал "Лондон опинион" вышел с обложкой, изображающей сверлящего взглядом и показывающего пальцем на зрителя военного министра Великобритании лорда Китченера. Надпись гласит: "Ты нужен своей стране". Иллюстрация весьма бесцеремонна. Фельдмаршал тычет пальцем в лицо, а использовать указательный палец, даже для показывания на неодушевленные предметы, – невежливо. К тому же рука изображена в белой перчатке, символизируя крупную военную должность. То есть ты нужен своей стране, но знай свое место. Начиналась Первая мировая война. Иллюстрация оказалась востребованной – с согласия журнала ее переделали в военный плакат. Зрителю кажется, что нарисованные глаза следят за ним под любым углом. Указательный палец играет ту же роль – он показывает на зрителя, даже если подойти к изображению сбоку. В январе 1916-го появился новый плакат, на этот раз рисованный и без перчатки на руке. Изображен показывающий пальцем на зрителя Джон Буль (собирательный британский образ, аналог Дяди Сэма). В июле 1916-го, когда Америка готовилась к участию в Первой мировой, иллюстрация Джеймса Монтгомери Флагга с надписью "Что ты делаешь для готовности?" с изображением Дяди Сэма печатают на обложке еженедельного журнала "Леслис". В феврале 1917-го она еще раз появляется на обложке свежего номера "Леслис", но уже с надписью "Ты нужен мне". В том же году в США иллюстрацию снабжают крупной надписью "Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов" и печатают миллионами экземпляров, призывая солдат к участию в войне. Плакат становится мировой классикой и пародируется бесчисленное количество раз. На обложке все того же "Леслис" Флагг обыграл собственную иллюстрацию в декабре 1917-го (то есть когда агитационная версия уже висела на каждом углу). Плакат с использованием графического приема выходит в Италии. В 1919 году появляется белогвардейский плакат "Отчего вы не в армии?". Плакат откровенно слаб. Во-первых, изображение перерисовано с итальянского постера. Во-вторых, надпись вообще не читается. В-третьих, шрифт в стиле модерн создает ощущение, что зрителю предлагают бокал шампанского и потанцевать. В-четвертых, тут совершенно неуместно обращение на "вы" (оно уместно в итальянской версии, потому что там рекламируют военный займ, а не зовут на фронт). – Отчего вы не в армии, милейший? – Да как-то, знаете, голова сегодня болит. – Ах, ну извините. Сложно избавиться от ощущения, что белые проиграли войну только из-за дизайнерской беспомощности – все их плакаты блекнут на фоне красной агитации. Но это тема для отдельного исследования. Присоединяются немцы. В 1920-м Дмитрий Моор создает свой знаменитый плакат, который становится такой же классикой в СССР, как флагговский плакат с Дядей Сэмом во всем мире. Моор был не просто превосходным художником, он еще мастерски владел плакатным словом. Сама фраза "Ты записался добровольцем?" стала не меньшей классикой, чем образ солдата. В мире появилось огромное количество аналогичных произведений. Во время Второй мировой войны плакат с Дядей Сэмом снова стали использовать в агитационных целях. Любопытно, что Моор в это же время перерисовал свое произведение, осовременив образ солдата. Сегодня образ, сверлящий взглядом и показывающий пальцем на зрителя, воспринимается исключительно как пародия на плакаты Флагга или Моора. |
|
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"