Аннотация: Газета "Поколение" (г. Орел) от 7 декабря 2004 г.
ВСЕ УМКИ - БРАТЬЯ
Какое отношение имеет город Орел к Полярному кругу? Оказывается, самое непосредственное. В списке городов, принявших участие в международном проекте Ассоциации "Полярный проект", Орел стал одиннадцатым по счету. Наш корреспондент встретился с автором проекта, Александром СПИРИДОНОВЫМ, художником, журналистом и компьютерщиком, а также жителем далекой Чукотки. Сейчас он живет в нашем городе и одновременно ищет единомышленников, желающих поучаствовать в народном проекте роман-игры.
- При нашей встрече вы, Александр, показали мне компакт-диск, на обложке которого было написано "Народный роман-игра "Золотой Умка". Это и есть ваш проект?
- Да. На нем собрано все, что наработано на сегодняшний день. Мало того, любой желающий с его помощью может стать непосредственным участником. Сам проект состоит из двух частей: объединения жителей населенных пунктов, расположенных на полярном круге (чем собственно занимается Ассоциация "Полярный проект") и создания своеобразной летописи, фиксирующей этот процесс.
- Довольно странно. Город Орел расположен далеко от упомянутой местности.
- Если рассматривать с чисто географических позиций. Но если подходить философски, то полярный круг вырастает до уровня символа. Что значит полярность? Противоположность по знаку. Плюс и минус, свет и тень, добро и зло. Полярный круг - некая граница, водораздел. Это для любителей глубоких смыслов. Выражаясь же проще - создана игровая площадка (очерчен круг), выбрана точка приложения сил для литераторов, художников, музыкантов, режиссеров. Начинающих и маститых, профессионалов и любителей. Таким образом возникает сообщество людей, для которых важен не столько результат, сколько сам процесс. Процесс узнавания в ближнем такого же Homo sapiens, как и он сам. Или, пользуясь терминологией голландского философа Йозефа Хейзинги, Homo ludens - человек играющий.
- Если с ассоциацией все более-менее понятно - реализация идеи побратимства северных городов - то народный роман, да еще игра, требует дополнительного объяснения.
- Центральное место в этой части проекта занимают тексты авторов-участников. Потому и РОМАН-игра, а не галерея-игра, фильм-игра или опера-игра, хотя все они наличествуют на нашем мультимедийном диске (или находятся в процессе создания).
- Если роман, то в чем сюжет?
- Каждый автор-участник развивает свой сюжет, отталкиваясь от заданной ситуации. Ситуация довольно неожиданная - пропал полярный круг. В результате происков коварных инопланетян исчезли времена года, настало вечное лето. В остальном это наша обычная действительность, все узнаваемо. Так как структура романа, в отличие от линейной структуры обычного романа-буриме, носит лучевой, звездообразный характер, то совершенно необязательно читать ВСЕХ авторов-участников. Как следствие - количество торящих свои тексты-тропы неограниченно. Какие-то сюжетные линии могут сталкиваться, пересекаться, влиять друг на друга. Очень похоже на джазовый сейшн.
- А не получится "кто в лес кто по дрова"?
- Не пытайтесь к новой форме примеривать старые мерки. Ведь получается не книга, к каким мы привыкли, с ее законченностью, цельностью. Больше напоминает сериал, который длится, длится и длится. Не так давно, следом за термином "гипертекст", появился термин "гиперфильм" - фильм с ветвящейся структурой, фильм, в котором зритель может влиять на развитие сюжета. Очень похоже.
- Мы разобрали первую часть этого словообразования - РОМАН. В чем же игра?
- Задана некая фантастическая ситуация и каждый автор-участник выводит на сцену самого себя как персонаж. Здесь можно усмотреть аналогию с компьютерной игрой. Второе: вы играете не только с самим собой, но и со словами, названиями, именами, меняете их местами, комбинируете, переворачиваете, трансформируете. Лично я практикую включение в свой текст фрагментов чужих произведений, преимущественно классиков, делая это максимально органично.
- Не побьют?
- Нет. Ведь проект некоммерческий, он не ставит целью извлечение материальных выгод. Более того, народный роман-игра имеет в своей сути антимеркантильную направленность. В мире, пропитанном жаждой наживы, просто необходимы такие источники.
- Все же человеку трудно совсем без материальной заинтересованности...
- Мера должна быть во всем. Никто не запрещает находить свой интерес в роман-игре. Для примера могу сказать, что один из самых первых участников издал книгу, и, как я понял, это только начало, его сюжетная линия будет развиваться дальше. Для второго "Золотой Умка" стал тем необходимым импульсом, чтобы появилась в виде книжки небольшая повесть. Есть и другие примеры.
- Предположим, я тоже захотел принять участие. Как это сделать?
- Очень просто. Для начала надо выбрать область приложения своих сил. Если это литература, то тут два варианта. О первом я уже говорил: вы описываете свои собственные похождения в предложенном мире. Второй вариант предусматривает меньшую вовлеченность. Это категория авторов-спутников. Им на сегодняшний день можно просто передать в общий фонд рассказ, стихотворение, эссе или рецензию. Хорошо, если оно каким-то образом связано с общей темой, главной идеей народного романа.
- А какая главная идея?
- Очень простая - все умки братья. Привычная формула, как видите, изменена. У нас не делается принципиальной разницы между живыми существами, населяющими планету. Эту идею вы как новый участник проекта можете выразить не только в литературной форме. Существует виртуальная галерея народного романа, в ней экспонируются иллюстрации к сюжетам-тропам. Иллюстрации могут быть и музыкальными - есть мысль начать работу над народной оперой-игрой о странствующем медвежонке. Принцип тот же: от всех по кусочку. Снята первая серия видеофильма "Телемост", где в эфире общаются пингвин и белый медведь...
- Кстати о медведях. Почему такое название?
- Все началось с детской телестудии "Умка" в городе Анадыре, руководителем которой я был какое-то время. Студийцы-умки стали одними из первых авторов: как текстов, так и телевизионных съемок. Ну а "золотой", потому что сытый, а значит, добрый, медведь имеет шкуру слегка желтоватого оттенка. Вообще медведь - символ, тотем России.
- Кто вам помогает?
- Это частная инициатива и все, что нужно для проекта, я стараюсь зарабатывать, двигаясь от города к городу. Всегда находятся люди, которые помогают, пусть понемногу. И, как правило, это не богачи. Есть предварительная договоренность с администрацией Чукотского округа о поддержке проекта. Действительно, ему пора выходить на широкую арену. До последнего времени я особенно не афишировал идею: ее надо было проверить на жизнеспособность. Были определенные надежды на Интернет, но сейчас я более трезво смотрю на возможности Сети. Для раскрутки идеи там нужны средства и немалые. Очень легко затеряться в этом океане. Да и компьютеры не у каждого, а народу талантливого много, убедился на собственном опыте. Вот Умка им и помогает, дает такую возможность. В общей сложности, если говорить о количестве, то принимает участие свыше 40 человек из 11 городов. Причем, не только нашей страны. Орел уже дал двух авторов-спутников, готовятся подключиться еще несколько человек. Есть и художники.
- Так, хорошо, я написал пару глав народного романа. Дальше что?
- Если у вас есть диск, то достаточно просто дописать на него новую информацию. И потом пустить его дальше, по Кругу, так сказать. На сайте Максима Мошкова lib.ru есть раздел Самиздат. В нем можно найти подраздел Ummka, где продублировано большая часть того, что есть на диске. Там же адрес электронной почты alexspiro@rambler.ru
Пишите на мое имя, решим, как лучше сделать. Если есть возможность, то предпочтительнее самому автору открыть свой раздел в Самиздате (это довольно просто сделать и главное - бесплатно) и дать ссылку на наш подраздел. Мы же, в свою очередь, дадим знать о том, что автор - участник проекта. Можно просто прислать текст на электронный адрес, он будет включен в периодически обновляемый диск. Хотелось бы сказать пару слов об этой уникальной технологии, не так давно появившейся в распоряжении рядовых пользователей компьютеров. Ее сравнивают порой с изобретением Гутенбергом типографии. До последнего времени доступ к печатному процессу был весьма ограничен, ныне же любой в состоянии сделать свою книгу, пусть в электронной форме. Дешевизна, демократичность - сильные стороны такого решения. Слабая - хаотичность. Наш проект позволяет в какой-то мере управлять этим процессом, оказывать помощь начинающим, молодым авторам. Сейчас подыскиваю посредника для орловчан, заинтересовавшихся проектом. Им могла бы стать, например, какая-нибудь молодежная организация, библиотека, интернет-клуб.
- И все же вопрос остается: зачем вам это все? Написали бы книгу без лишних заморочек. Опять же деньги, которые лишними не бывают...
- Когда мне задают такой вопрос, то я обычно отвечаю - интересно. Бывают моменты, когда хочется, как говорится, "оттянуться", нацепить маску, подурачиться. В Германии, совсем не тропической стране, проводится масса карнавалов. Психологи отмечают снижение психических заболеваний. Никто не находит предосудительным, когда и дети, и взрослые люди начинают играть в миры Толкина. Так почему же не сконструировать свой собственный и не попытаться хотя бы в такой форме, форме игры, задать вопрос: насколько совершенен мир реальный? У Брэдбери есть такая вещь - "Передай добро по кругу". Неплохая идея. И ведь для того, чтобы сделать что-то хорошее, совершенно не обязательно ехать за тридевять земель.