Специальный Алексей Алексеевич : другие произведения.

Читая Аристономию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авторский пересказ приключений Антона Клобукова. Аристономия - краткое содержание. С комментариями, уточнениями, вопросами, критикой.

  "Аристономия" состоит из двух чередующихся тем - философской и приключенческой.
  
  Философская тема - это рассуждения автора о достоинстве человека, выраженном в термине "аристономия". "Учебник Аристономии" можно пересказать одним предложением: "Аристономия - это закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции" (с).
  
  Приключенческая тема - это серия рассказов, объединенная общим названием "Из семейного альбома". Её также можно назвать "Приключениями Антона Клобукова".
  
  Главный герой, Антон Маркович Клобуков, "некрасив, мал ростом, щупл, в очках", имеет длинный нос, язвительную улыбку, картавит. С 14 лет Антон "считывает послания", то есть, мысленно получает мистические знаки о своей избранности для общения с неким Верховным Существом. Однажды летом, на даче, ночью, ему открывается истина, заключавшаяся в осознании своей единственности, абсолютной незащищенности и бескрайнем могуществе.
  
  Мать Антона, Татьяна Ипатьевна, была курсисткой у приват-доцента петербургского университета Марка Константиновича Клобукова, своего будущего мужа и отца Антона. Мать и отец поженились в Иркутске во время сибирской ссылки Марка Константиновича как политически неблагонадежного элемента.
  
  По возвращении Клобуковых в Петербург, складывается традиция, по которой каждый год, 27 января, в день увольнения Клобукова из университета, студенты-участники волнений 1897 года собираются у своего опального преподавателя на чаепитие. Чаепитие 1917 года отменяется ввиду обострения тяжелой болезни учителя - туберкулеза легких.
  
  Несмотря на отсутствие приглашений, в квартире больного собираются некоторые бывшие студенты: промышленник-миллионер Петр Кириллович Бердышев, знаменитый адвокат Аркадий Львович Знаменский, публицист-богослов Иннокентий Иванович Бах и беглый революционер (инкогнито) Панкрат Рогачов.
  
  Бердышев и Рогачов станут впоследствии ключевыми фигурами в приключениях Антона Клобукова.
  
  Во время чаепития миллионщик Бердышев заходит в комнату к Антону и дарит ему дорогой фотоаппарат - компактный "кодак".
  
  Между гостями происходят бурная политическая дискуссия. Среди многих, обсуждается тезис о том, что "армейская неволя хуже всякой ссылки".
  
  Тайный советник Федор Кондратьевич Ознобишин, бывший коллега Клобукова по университету, приезжает на чаепитие объясниться по делам 1897 г., но после участия в политическом споре, уезжает неудовлетворенным.
  
  В служебный автомобиль Ознобишина напрашивается Рогачов, который таким способом пытается уйти от полиции, следившей за ним до самой квартиры Клобуковых. Выпрыгнув из автомобиля, Рогачов пробует пройти дворами к набережной, но наталкивается на переодетого рабочим молодого филёра Филиппа. Испугавшись "браунинга" Рогачева, Филипп не решается его задержать, и, продолжая играть роль рабочего-простофили, выводит революционера к набережной, где тот скрывается. За проявленную трусость Филипп будет вскоре избит своим полицейским начальником "дядей Володей"
  
  Той же ночью жена и муж Клобуковы кончают жизнь самоубийством, выпив яду.
  
  Душеприказчицей сыну Антону самоубийцы оставляют Пашу - здоровую сельскую девку, прижившуюся в семье Клобуковых в качестве служанки.
  
  В феврале 1917 года в России происходит буржуазная революция, превратившая империю в республику. Мы видим Антона Клобукова в качестве сотрудника Чрезвычайной следственной комиссии - ЧСК (не путать с большевистской ЧК!). В Комиссию Антона устроил работать адвокат Знаменский - на самую мелкую должность младшего стенографиста. ЧСК занимается расследованием дел высших сановников бывшей империи, которые нарушали собственные, дореволюционные законы.
  
  Описывая канцелярскую канитель ЧСК, автор знакомит нас (через стенографиста Аренского) с фантастической причиной падения Российской империи, именуемой "две копейки". По мнению Аренского, империя рухнула из-за приказа Петроградского градоначальства о введении предельно допустимых цен на хлеб: черный хлеб не мог стоить больше 7.5 копеек за фунт. Себестоимость выпечки этого хлеба составляла 9.5 копеек за фунт, т.е. выпечка становится убыточной, хлеб перестают печь, возникает голод, очереди за хлебом, за ними - революция. По мысли автора, скрывающегося за широкой спиной стенографиста Аренского, Россия сама себя высекла - и никакого мирового заговора, чур вам!
  
  Через допросы ЧСК проходят такие исторические личности, как премьер-министр России Штюрмер, министры Хвостов и Протопопов, и даже фрейлина-инвалидка Вырубова, введшая Распутина в круг царской семьи.
  
  По ходу повествования выясняется, что служанка Паша после смерти родителей "просто и сильно" лишила Антона невинности и сделала его своим любовником. Антон гордо именует Пашу женой. Она кормит и заботится о бедном юноше.
  
  После очередной случки с Пашей, произошедшей вместо домашнего обеда, Антон впопыхах успевает вернуться на рабочее место вовремя. Ему выпадает увидеть бывшего чиновника МВД Ознобишина, участника памятного чаепития, которого уводят в тюрьму.
  
  Развлекаясь, Антон проводит свободное время на митингах. На одном из таких митингов выступает главный большевик Ленин. Он требует продолжения революции и уверяет солдат, что они и есть теперь главная сила в России.
  
  На этом же митинге Антон встречается с промышленником Бердышевым и становится свидетелем революционной речи Панкрата Рогачева, уезжающего на Западный фронт разлагать большевистской агитацией действующую русскую армию.
  
  На допросе в ЧСК, старый и больной "генерал" Ознобишин, некогда предавший отца Антона, рассказывает юному стенографисту об издевательствах, которые творит с заключенными охрана Трубецкого бастиона Петропавловской крепости.
  
  Пожалев старика, Антон уговаривает охранника-фельдфебеля перевести Ознобишина в тюрьму на Мытнинской, в бывшее Охранное отделение, где условия получше. Ознобишина увозят.
  ....
  
  Нить рассказа возвращается к молодому филёру Филиппу Бляхину, который со своим начальником "дядей Володей" перешел на нелегальное положение. Дядя Володя, некогда избивший Бляхина за упущение революционера Рогачова, пользуется у Филиппа неизменным авторитетом. Именно он в сентябре 1916 года переманил Филю из-под отцовского крыла на работу в Охранное отделение. Отец Филиппа, Степан Гаврилович Жуков, старший надзиратель знаменитой тюрьмы "Кресты". Филипп - его незаконнорожденный сын. Отец любил Филю и всячески помогал ему, устроив, для начала, в трактиръ "Кресты". Шесть лет работы в "Крестах" превратили Филю в профессионального осведомителя, работавшего на своего отца и помогавшего ему важной "инсайдерской" информацией, добываемой у тюремных надзирателей, пьянствовавших в трактире.
  
  Но работа в "охранке" под руководством опытнейшего бригадного филера Владимира Ивановича Слёзкина, "дяди Володи", оказывается куда полезнее для развития личности Филиппа Бляхина, чем работа в качестве трактирного стукача. Перед Филиппом открываются хорошие карьерные перспективы.
  
  Но революция смешивает все карты. Батю забивают железными ломами освобожденные уголовники. Охранное отделение грабят и поджигают. Филя залегает на дно, занимаясь выпечкой пирогов с требухой, которые мать продает на Николаевском вокзале.
  
  Неожиданно появляется "дядя Володя" и заставляет Филиппа участвовать в операции по добыче агентурных дел, сохранившихся на Мытнинской набережной, в здании бывшего Охранного отделения, ставшего революционной тюрьмой. Подбив толпу митингующих рабочих завода Шаховых к нападению на здание Охранного отделения, дядя Володя добивается своего - тяжеленный мешок с секретными делами охранки перекочевывает к нему на квартиру.
  
  Не повезло только что перевезенному в мытнинскую тюрьму Ознобишину. Разъяренная толпа, приведенная провокатором Слёзкиным, расправляется с бедным стариком прямо в камере - солдат убивает Ознобишина табуреткой.
  
  События романа продолжаются после большевистского октябрьского переворота 1917 года. Чрезвычайная следственная комиссия, в которой работал Антон, разваливается. В Петрограде свирепствует тиф и большевики.
  
  Прекрасный и величественный город, населенный просвещенными гражданами, погибает на глазах (с).
  
  С помощью своей "жены" Паши, работающей в Женсоюзе, Антон устраивается конторщиком в райотдел Наркомпрода с пайком первой категории. На "хлебной" должности замзавхлебсектора Антон долго не задерживается из-за отказа участвовать в хищениях продуктов, списываемых на "мертвые души" начальником конторы. Коррупция побеждает правду. Вороватый начальник (которого автор ни разу не назвал по имени-фамилии), лишает Клобукова работы.
  
  Антон бесцельно слоняется по улицам бывшей столицы (большевики перевели столицу из Петрограда в Москву), и фотографирует своим "кодаком" лики эпохи. За этим занятием его "вяжут" чекисты во время очередной облавы. Дорогой фотоаппарат привлекает внимание начальника облавы, и товарищ Бойко отбирает "кодак" у незадачливого фотографа. Вид "очочки-галстучек" вкупе с фотоаппаратом служат дурную службу своему хозяину - Антона помещают в "Исправительно-трудовое учреждением имени Парижской коммуны" на Выборгской стороне в качестве заложника.
  
  На запрос ЧК по месту работы подлый начальник присылает ответ, в котором Клобуков характеризуется как контрреволюционер из бывших жандармов Керенского. После такой аттестации бедного Антона переводят в "домзак" ЧК на Шпалерной, где содержатся враги советской власти. В жуткой "Шпалерке", собственно, и начинается новый эпизод приключений Антона Клобукова. Соседями Антона по камере смертников оказываются профессор-метеоролог Николай Христофорович Бранд и полковник Генерального штаба Седов. Периодически заходят охранники и уводят арестантов на расстрел.
  
  На этом фоне автор (устами профессора Бранда) излагает теорию борьбы "аристократии" с "арестократией".
  
  "Арестократия" - это власть, которая держится на тюрьме и запугивании. Партия арестократов древнее и многочисленнее партии аристократов.
  
  "Аристократы" - это партия идеалистов, стремящаяся к улучшению человеческой породы. Партия аристократов зародилась век назад, когда дворянство и духовенство освободили от телесных наказаний и тем самым зародили в образованных слоях идею личного достоинства (с).
  
  В камеру приходят "ангелы смерти" с очередным расстрельным списком. В списке значатся Брандт и Седов. Профессор Брандт, смирившийся с судьбой, идет на расстрел. Полковник Генштаба Седов режет себе шею бритвой и умирает прямо на нарах, залив камеру кровью.
  
  В полном соответствии с русской пословицей "дуракам всегда везет" с Антоном Клобуковым происходит очередное чудо. За ним приезжает комиссар (бывший филёр Филипп Бляхин) и увозит Антона на автомобиле в главное здание Петрочека на Гороховую улицу. Там Антон с удивлением встречает Панкрата Рогачова, ставшего большим чекистским начальником. Рогачев специально разыскал Антона, увидев его фамилию в списках заключенных. Панкрат также спасает от смерти "своего" богослова Иннокентия Баха.
  
  От Рогачова Антон узнает, что адвокат Знаменский расстрелян, его сын-юнкер забит прикладами, а жена Знаменского, Римма Витальевна, также участвовавшая в памятном чаепитии, умерла от горя в своей квартире.
  
  Антон рассказывает историю своего ареста и обстоятельства утраты фотоаппарата. Рогачов приказывает Филиппу найти начальника конвоя Бойко, который отобрал у Антона злополучный "кодак". Мародера Бойко находят прямо в здании Петрочека и арестовывают. Панкрат Рогачев отдает приказ о немедленном расстреле Бойко в подвале ЧК и ... отпускает Антона домой.
  
  Далее следует пассаж о судьбе Филиппа Бляхина. Мать Филиппа умирает, объевшись тухлых пирогов собственного приготовления, которые она не смогла продать на Николаевском вокзале. Дядя Володя, бывший шеф, съехал со своей квартиры в неизвестном направлении, оставив Филиппа с носом. Филипп бежит из голодного Петрограда в сытый Киев, где в "варте" (гетманской "охранке"), служит его бывший начальник генерал Константин Иванович Глобачев. По пути в Киев поезд, на котором ехал Филя, попадает под чекистский "шмон". От ареста Филю спасает невесть откуда взявшийся Панкрат Рогачов, быстро узнавший в Филиппе "рабочего паренька", оказавшему ему помощь в бегстве от полиции в день памятного чаепития у Клобуковых. Так начинается карьера Филиппа Бляхина в чека под руководством "капитального человека" Панкрата Рогачева.
  
  Служба оказалась для Филиппа тяжелой. Ни смен на службе нет, ни очередных дежурств, ни выходных. Кругом классовые враги - и снаружи и внутри. Особенно опасны вроде как свои, а на самом деле - примазавшиеся, замаскированные или перерожденцы. (с)
  
  (Потом таких людей "пятой колонной" назовут, и будут не "вычищать", а расстреливать).
  
  Осью Вселенной для Филиппа Бляхина становится Панкрат Евтихьевич Рогачев.
  Ищет Рогачов не ту службу, где власти больше или отличится легче, а которая трудней и для дела необходимей. Живет Рогачев под лозунгом: "нам хлеба не надо - работу давай!". Не стремясь делать карьеру - эту карьеру делает. Филипп начинает работать при Рогачеве по проверенной методе: добивается, чтобы начальник без него был как без рук.
  
  И носит судьба командира и его ординарца по всей Совдепии. Сначала в желдорчека (милиции на ж.д. транспорте), потом в Кубчерреспублику (Кубанско-Черноморскую республику), затем на Урал на борьбу с белочехами (пленными солдатами австрийской армии, восставшими против советской власти), опосля искореняют они перегибы красного террора в Севкоммуне (бывшей Петроградской губернии). И, наконец, попадают Рогачов и Бляхин в центральный аппарат ЧК в Петроград, под бок к самому Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому (главе Чрезвычайной Комиссии). Все складывается хорошо в карьере Филиппа Бляхина, и вновь перед ним открываются хорошие перспективы...
  
  Но появляется "дядя Володя", и начинает шантажировать Бляхина компроматом, который Филипп сам же перетащил из здания Охранного отделения на квартиру бывшего начальника. Подавив волю Филиппа, дядя Володя заставляет молодого комиссара идти на вооруженный грабеж квартиры приказчика ювелирного магазина Лоскутова. Но вышла осечка - бриллиантов у бывшего приказчика не оказалось. Слезкин в сердцах убивает несчастного ювелира и, заодно, его мать-инвалидку. Поняв, к чему может привести "сотрудничество" с дядей Володей, Бляхин, несколько позже, убивает своего бывшего шефа отверткой. Дом Слезкина он обливает керосином и сжигает вместе с трупом хозяина и своим личным делом сотрудника царского охранного отделения.
  
  ...Из шпалерной тюрьмы Антон Клобуков летит домой на крыльях любви. Но дверь родной квартиры открывает мордатый мужик - Свирид Иванович Шмаков. После тщательного изучения справки об освобождении, Свирид проводит Антона на кухню и кормит сытным обедом. Приходит Паша и ведает Антону, что у них со Свиридом случилась любовь и ... предлагает жить втроем, по новой пролетарской моде. Уязвленный Антон посылает Пашу на три русские буквы и закрывается в своей комнате, неделю пребывая в ступоре.
  
  Затем Антон находит себе занятие - дежурит в домах, которые еще сохранили своих жильцов, требующих ночной охраны. В одном из таких домов Антон встречает бывшего промышленника Бердышева, создавшего к тому времени тайную контрреволюционную организацию под названием "Сеть". От Бердышева Антон узнает, что Зинаида, жена Петра Кирилловича, и его дочь Настя без вести пропадают на пути из Петрограда в Крым. Как всегда сильный и деловой, Бердышев планирует собрать в кулак 50 тысяч кадровых царских офицеров и этой армией разбить "вшивые войска Троцкого".
  
  Но слабосильному Антону глава "Сети" предлагает другой путь - эмиграцию из России. В конце ноября 1918 года Антон, в компании статс-дамы Каролины Михайловны Лоти и еще двух неизвестных персон, тайно пересекает границу Совдепии по льду Финского залива. Оказавшись на территории Финляндии, Антон ... посылает родину к черту.
  
  Единственная ценная вещь, которую берет с собой в эмиграцию Антон Клобуков - портативный "Кодак", подарок Петра Кирилловича Бердышева.
  
  ...Находясь в двухнедельном финском карантине для иммигрантов, Антон Клобуков получает от Бердышева письмо с вызовом в Швейцарию и чеком на дорожные расходы. Направляясь в Цюрих, Антон становится свидетелем ноябрьской 1918 года революции в Германии. За полтора года Россия кое-как привыкла к революционному безумию, а дисциплинированные немцы, по мнению Антона, переживают навалившийся хаос хуже россиян.
  
  Швейцарский Цюрих - как волшебный сон. Покой, довольство, приветливые лица, комфортабельное жилье, свежие рубашки и хрустящие свежие булочки по утрам. Живя в Швейцарии, Антон терзается в сомнениях, он считает, что стыдно зацикливаться на личных удовольствиях, когда, Родина (заметим, посланная им ранее к черту) содрогается в предсмертных конвульсиях.
  
  После временных успехов, Белое дело в России рассыпается как сухой песок. Армии Юденича, Колчака и Деникина откатываются на Запад, Восток и Юг, отдавая территорию России во власть вшивых орд Троцкого. Вооруженные силы Юга России прекращают свое существование в апреле 1920 года. Их остатки объединяются в Крыму в Русскую армию под командованием доселе безвестного барона Врангеля.
  
  Второй год Антон живет на деньги Фонда "Помощь России", созданного Бердышевым, и выполняет обязанности зиц-председателя этого фонда. Сытый швейцарский быт затягивает Антона все глубже и глубже. Он живет в пансионе для холостых мужчин на Вальхерштрассе в Цюрихе. Хозяйка пансиона, фрау Талер, окружает Антона вниманием и заботой. Антон заводит шашни с милой и глуповатой дочерью хозяйки фреляйн Магдой, дальним предком которой считается русский солдат из суворовского экспедиционного корпуса. Но в самом начале их романтических отношений в жизнь Антона входит прекрасная англичанка Виктория Рэндом, и Магда отходит на второй план. Мучаясь от непонятного демарша своего возлюбленного, Магда первая признается Антону в любви и прямо предлагает переспать с ней.
  
  Немка делает свое заманчивое предложение накануне важного для Антона дня - дня операции 22-х летнего Лоуренса Севилла Рэндома, брата Виктории Рэндом, страдающего тяжелым сердечным недугом.
  
  ...Сосед Антона в пансионе фрау Талер, молодой прапорщик Дмитрий Василевский, переправлен из России в Швейцарию фондом "Помощь России". Митя Василевский еще не вполне оправился от шока войны, и поэтому "развлекает" Антона свежими воспоминаниями о боях в России. По его мнению, Добровольческая Армия белых потерпела поражение от Красной Армии из-за батьки Махно. Никто не верил, что "хохлацкий сброд" белым рыцарям хребет сломает. Но вышло именно так.
  
  Далее следует рассказ Василевского об историческом бое под Уманью в сентябре 1919 года, когда атаман окруженного со всех сторон крестьянского войска вдруг "выкинул штутку", и не ушел на Запад, а ударил на Восток, чего белый генерал Слащев никак не ожидал. В результате, два отборных полка Слащева были выкошены под корень, а батька Махно вырвался на оперативный простор, и пошел гулять по тылам наступающей на Москву Белой Армии. Это и послужило причиной провала похода белого рыцарства на красную Москву.
  
  Репутацию Нестора Махно, как непревзойденного тактика партизанской войны, несколько портит сплетня о наличии в штабе махновцев некоего немецкого полковника генерального штаба, который-де и спланировал прорыв под Уманью. Эту ложь, как бы между прочим, выдает нам автор устами Мити Василевского, и тут же добавляет, что эта сплетня "вранье".
  
  В бою под Уманью 20-летний прапорщик Василевский получает тяжелое ранение в грудь и руку. В Швейцарию он приезжает с ампутированной рукой, как курьер Бердышева, с пакетом документов для Фонда. В Цюрихе Василевский надеется сделать себе хороший протез для утраченной руки.
  
  Рабочее утро следующего "знаменательного" дня, Антон Клобуков встречает в директорском кресле Фонда "Помощь России", в котором он числится номинальным директором. Реальным директором является герр Гебхарт Нагель, а Клобуков лишь подписывает счета, заявки и платежки.
  
  (Совет профессионала: упаси Боже всех читающих благородную "Аристономию", следовать примеру Антона Клобукова. В жизни делайте наоборот - пусть герр Нагель счета и чеки подписывает, а вы их на подпись ему подсовывайте :)
  
  Фонд "Помросс" создан Петром Кирилловичем Бердышевым после того, как он узнает о гибели от тифа его любимых жены и дочери. Все свои миллионы Бердышев направляет на помощь здоровым силам России в их борьбе против большевистской чумы.
  
  ... Десять месяцев 1919 года Фонд Бердышева (в который вложились и другие русские промышленники), снабжает правительство Юга России припасами невоенного назначения. Вооружения Деникину поставляют союзники России по Антанте, а Фонд "Помросс" поставляет Белой Армии медикаменты, продовольствие, обувь, мыло и тому подобные товары. Бердышев возглавляет Промышленный комитет при Особом совещании и формирует из России соответствующие заказы. Эти заказы исполняются в Цюрихе герром Нагелем, бывшим начальником экспортного отдела дореволюционной фирмы Бердышева. Помощником Нагеля работает фрейлейн Коль, занимающаяся логистикой. Всю финансово-бухгалтерскую работу эта пара поделила между собой. Клобукову остается лишь расписываться в документах (ой!).
  
  В "знаменательный" день 23 декабря 1919 года Нагель предупреждает Антона, что деньги в Фонде заканчиваются. Потратив 3 миллиона 440 тысяч франков*, Фонд исчерпал себя. Заботливый вице-директор совсем по-русски нарушает privacy** своего формального шефа и советует господину директору подумать о хлебе насущном.
  
  Но Антон Клобуков живет сегодняшним днем - и в буквальном, и в переносном смысле. Имея массу свободного времени, Антон восемь месяцев посещает лекции профессора медицины Куно Шницлера, с которым знакомится при исполнении заказа Бердышева на поставку в российские госпитали препаратов для наркоза. Любимым коньком профессора Шницлера, после достижения им всех возможных хирургических высот, является анестезиология (наука об обезболивании). В один прекрасный момент к профессору приходит озарение: анестезию оперируемого пациента нельзя доверять медицинской сестре, это должен делать специально обученный врач. Шницлер создает новую отрасль медицины - анестезиологию, и начинает готовить врачей -анестезиологов. Антон числится у Шницлера лучшим учеником. Но первенство в звании врача-анестезиолога находится у помощника Шницлера, Леопольда Кальба, "маленького педанта с кроличьими глазами". Антон завидует ему. Но все переживания и тревоги Антона меркнут перед его новым любовным увлечением - Викторией Рэндом***.
  
  Примечания:
  * достаточно скромная сумма в сравнении с масштабами ведомой войны
  ** проще сказать - влезает в душу
  ***дословный перевод фамилии и имени героини (с англ.) - "случайная победа"
  
  ... Виктория Рэндом перевозит смертельно больного брата Лоуренса из Женевы в Цюрих для проведения рискованной операции, на которую тот дает письменное согласие. 9 декабря 1919 года Антон знакомится с Рэндомами во флигеле "Эрмитаж", отделении для богатых пациентов клиники профессора Шницлера. Две недели Антон посещает семью Рэндомов с целью составления психологического диагноза, который, по мнению профессора Шницлера, является основой плана анестезии пациента. Автор книги довольно подробно погружает читателя в медицинские аспекты сердечной болезни Лоуренса, и посвящает нас во все детали операции, которую задумал швейцарский хирург. Мы узнаем, что до 15 лет Лоуренс был здоров и спортивен, но переболев ревматизмом в 1914 году, становится инвалидом. Шницлер намеревается провести операцию просто - залезть пальцем в разрезанное сердце Лоуренса и расширить ток крови, устранив тем самым порок, приобретенный несчастным англичанином в результате болезни. Автор, без сомнения, трепетно относится к Лоуренсу Рэндому, выводя его образ как пример, близкий к идеальному аристоному - в том смысле, в котором он сам это понимает.
  
  Лоуренс красив, на него засматриваются женщины, но физически он "дышит на ладан". Лоуренс образован, он свободно говорит на основных европейских языках. По-немецки, например, он изъясняется лучше Клобукова. Лоуренс не закончил школы и не учился в колледже, но прочел несметное количество книг, и до всего дошел своим умом. Рэндом богат, так как оба его родителя умерли молодыми, и он получил наследство. Самое главное, Лоуренс необыкновенно мужественно относится к своему незавидному положению и совершено не боится смерти. Может быть, именно этим он покорил своего литературного создателя?
  
  Антон Клобуков все больше влюбляется в сестру Рэндома. Виктория его не замечает - она всецело поглощена заботами о своем кузене (Лоуренс и Виктории, как выясняется, являются двоюродными братом и сестрой). Виктории 24 года. У неё был жених, но он погиб на фронте. Виктория - божественное создание: "Есть женщины, которые концентрируют всё электричество своей души в любви. Это лучшие из женщин, они - источники силы для тех, кого любят. Но насколько же уязвимым и хрупким становится существование этих ангелов - хранительниц! Если тот, кого любила такая женщина, исчез, она лишается смысла бытия".
  
  Читатель плачет. Приключения Антона Клобукова незаметно превращаются из грубого экшена для юношей в настоящий, розовый, землянично-сливочный дамский роман.
  
  ...23 декабря 1919 года, день операции. Лоуренс Рэндом держится абсолютно спокойно.
  
  "Бесстрашным со стороны может выглядеть человек, у которого один из страхов настолько силен, что полностью подавляет всё остальное... Страх потерять самоуважение" - заявляет Лоуренс Антону.
  
  Рэндома увозят на каталке в операционную. Антон, воспользовавшись моментом, пытается объясниться Виктории в любви. Но Виктория опережает его, и рассказывает ошеломленному Антону, что они с Лоуренсом не просто кузен и кузина, а любовники.
  
  (Какой может быть секс с рахитом, у которого шея тоньше, чем у 12-летнего мальчика? - спросит читатель-мужчина, неожиданно "въехавший" из крутого экшена про гражданскую войну в розово-дамский роман с соплями, слезами и неземной любовью?).
  
  Никакого секса - это правда. Истинный смысл рискованной для Лоуренса операции как раз и состоит в том, чтобы восстановить свои мужские способности. Но Виктория безумно любит Лоуренса и такого, немощного, и потому Антон оказывается "третьим лишним".
  
  В этом завихрении авторской мысли кроется какая-то неуловимая ложь, похожая на затравку для будущего романа в стиле Агаты Кристи. Притворная любовь с целью овладения наследством, что-то в этом роде. В любом случае, правдивым такой сюжет никак не назовешь.
  
  Тем временем профессор Шницлер выявляет у своего ассистента Леопольда Кальба признаки гриппа-испанки и с позором выгоняет его из операционной. Антону выпадает жребий быть первым в истории врачом-анестезиологом, и в его руках оказывается жизнь соперника - Лоуренса Рэндома.
  
  Пропустим несколько страниц с нудным, но детальным описанием операции, проводимой Шницлером с помощью верных медсестер Клары Нольде и итальянки Нитти, и возвратимся в операционную в критический момент, когда у оперируемого случается кардиогенный шок. Антону поручается сделать умирающему спасительную инъекцию морфия. Змей-искуситель несколько мгновений мучает Антона, подговаривая сделать Лоуренсу не тот укол, но Антон преодолевает искушение - и спасает Лоуренса. Операция завершается успешно. Пациент жив. Его сердце теперь работает нормально.
  
  ...Профессор Шницлер делает Антону неожиданное предложение. Он советует Клобукову больше "не тратить жизнь на канцелярскую работу, которую может делать кто-то другой", а перейти в команду профессора. Через 5 лет, обещает Шницлер, Антон станет лучшим специалистом в области, которая будет с каждым годом все больше востребована. "Я чувствую в вас задатки выдающегося анестезиолога, а инстинкт никогда меня не обманывает", - говорит он. Заманчивое предложение профессора совпадает во времени с письмом от Бердышева, в котором Петр Кириллович пишет о бесперспективности Белого Движения и советует Антону остаться в Швейцарии, и начать процедуру получения гражданства этой страны. Всё идет к тому, что быть Антону мужем хорошей и надежной девушки Магды Талер, к которой он собирается зайти сегодня ночью и воспользоваться её недвусмысленным предложением.
  
  Жизнь преподносит Антону "бесценный урок: нельзя навязывать себя тем, кто тебя отталкивает. И нужно быть благодарным тем, кто тебя принимает: чудесной стране Швейцарии, чудесной девушке Магде". Приму приглашение Шницлера, через два года стану полноправным доктором, через 25 лет стану профессором - мечтает Антон.
  
  "Немножко странно в 22 года достичь мудрости. Но разве не в том состоит цель всей эволюции:
  
  Преодолеть пагубные страсти
  
  Избавиться от неисполнимых вожделений
  
  Освободиться от страхов
  
  И обрести мудрый покой?"
  
  Отнесем эти слова к Золотому фонду мыслей Бориса Акунина.
  
  ...В постели у доброй Магды Антон так и не побывал. Потоптался возле открытых дверей её спальни - и пошел к себе в номер. На следующее утро Антон пишет длинное философское письмо Бердышеву. Суть послания сводится к тому, что Антону-де стыдно сидеть в швейцариях, когда родная страна истекает кровью. А во-вторых, Западная Европа Клобукову чужда аки мачеха, и хочется домой, несмотря на войну и кровь. И, в-третьих, он может быть полезен Бердышеву на Родине. Стрелять в красных он не будет, а вот пропагандой и убеждением народа во вредности большевизма он готов заняться с охотой. Письмо Антон отсылает с очередной корреспонденцией Фонда и начинает ждать ответ. Чтобы окончательно избавиться от Магды, Антон сбегает из пансиона фрау Талер. Фонд Бердышева прекращает существование. Герр Нагель быстро находит себе новую работу в международной финансовой корпорации.
  
  Любовники Рэндомы съезжают на горный курорт на границу с Италией. Виктория Рэндом присылает Антону вежливое приглашение. Антон отвечает, что очень занят. На этом история о странном любовном треугольнике "Лоуренс-Виктория-Антон" завершается окончательно.
  
  Дело медленно движется от дамского романа вновь к грубому мужскому квесту.
  
  
  
  Всё свободное время Клобуков проводит у профессора Куно Шницлера, участвует в нескольких операциях, и даже получает за это небольшую плату. Через четыре с половиной месяца ожиданий приходит короткое письмо Бердышева с вызовом в Россию. Антон тайно покидает Цюрих, практически сбежав от профессора Шницлера в опасении, что тот отговорит своего любимого ассистента от безумной авантюры возвращения в Россию. С помощью туристического агентства "Кук" Антон отбывает поездом до Константинополя, и далее на грузовом пароходе прибывает в Крым. С картины прибытия нашего героя в порт Севастополя, собственно, и начинается пятый эпизод приключений Антона Клобукова.
  
  "Издали Россия кажется прекрасным храмом, но по мере приближения теряет своё очарование и оказывается свинарником" - такова первая запись Антона в новеньком швейцарском блокноте, купленном им для ведения русского дневника.
  
  В порту Севастополя царит хаос. Взошедший на борт жуликоватый пограничник с ходу обманывает Клобукова, меняя его английские фунты на рубли по курсу в четыре раза ниже рыночного. К берегу Антона везет на весельной лодке статский советник, начальник городского отдела образования, подрабатывающий таким образом к скудному официальному жалованью. На Графской пристани, среди разношерстной публики, Антона встречает капитан Тихон Андреевич Сокольников, начальник охраны Бердышева. Сокольников приводит Антона в гостиницу "Кист", где располагается правительство барона Врангеля. В кабинете с табличкой "П.К.Бердышев" Антона встречает его благодетель - холодно и без всяких сантиментов. Бердышев за эти годы сильно сдал - постарел, поседел, сморщился, и взгляд его стал пронизывающий и неистово холодный.
  С места, безо всяких вступлений и предварительных расспросов, Бердышев читает Клобукову политинформацию о сложившемся положении: Генерал Деникин утратил всякое доверие людей и отказался от руководства Добровольческой армией. Белая армия позорно бежала из Новороссийска в Крым. Героическими усилиями генерал Слащев отбивает наступление большевиков на Перекопском перешейке, отделяющем Крым от Северной Таврии.
  Но самый мощный удар в спину Белому движению наносит английский премьер-министр Ллойд Джордж, масон и тайный участник мирового Закулисья.
  
  (Справочно: Премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж - партнер Ротшильдов, Шиффа, Моргана-младшего и Бэзила Захарова в бизнесе на крови. Один из крупнейших спекулянтов оружием. Он лично отдал приказ об освобождении Троцкого из-под ареста в канадском порту Галифакс).
  
  Ллойд Джордж объявляет большевиков, устроивших в России кровавую баню, единственной реальной силой, с которой можно вести дела. Премьер Англии выждал время и загнал "белых" в угол, предложив им добровольно сдаться в плен красному упырю Троцкому. Но полчища Троцкого увязают в боях с наступающими на Киев поляками. Красная Армия отступает, и у Русской армии в Крыму появляется шанс закрепиться на самом краешке русской земли. Барон Петр Николаевич Врангель железной рукой наводит порядок в войсках, поднимает их боевой дух, налаживает систему снабжения. Врангель назначает главой своего правительства Александра Васильевича Кривошеина, который проводит в Крыму ряд экономических реформ. Петр Бердышев - неофициальный идеолог режима Врангеля. Он возглавляет партию "крымцев", которые, в отличие от сторонников "единой и неделимой России в границах 1914 года", стремятся заключить с большевиками мир, и превратить Крым в одну из независимых окраин, таких как Украина, Польша или Финляндия.
  
  *Примечание:
  Автор ошибочно называет Кривошеина сторонником премьер-министра С.Ю.Витте. На самом деле, Кривошеин был в команде премьера Столыпина, и на практике был противником Витте. В частности, он свернул винную монополию - одно из "чудес" графа Витте, втянувшего Россию в колоссальную долговую зависимость к Ротшильдам.
  
  ...Бердышев рассказывает Антону о политических планах возглавляемой им партии. Основой этих планов является ставка на усиление сепаратизма в России и её дальнейшее дробление на независимые государства. Москва признала Дальневосточную республику - признает и Крымскую, считает Бердышев. Бывший промышленник, а ныне заправский политик, Бердышев планирует создать на территории Крымского полуострова "вторую Россию", основанную на демократии и свободе частной собственности.
  
  (К слову, если бы раскольнические мечты Бердышева осуществились в реальной истории, мы бы имели в Крыму "русский Тайвань" на четверть века раньше Тайваня китайского.)
  
  Петр Кириллович предлагает дождаться момента, когда большевики покрепче увязнут в Польской войне, а Русская Армия окончательно укрепится на Крымском полуострове. Белые должны наглухо заминировать Перекоп и Сиваш, отвоевать у Советов артиллерию и боеприпасы, а барон Врангель, тем временем, должен открыть в Севастополе британскую военно-морскую базу. При таких условиях Ленин согласится на независимый Крым - уверен Бердышев. Далее, согласно планам Петра Кирилловича, должен произойти обмен мигрантами. Южнорусская республика Крым примет российскую интеллигенцию, дворян, буржуазию и всех прочих, не желающих жить в Совдепии - около миллиона граждан бывшей империи. Советская Россия должна, в свою очередь, принять крымских пролетариев, крестьян и всех желающих покинуть капиталистический Крым. А затем должна начаться честная конкуренция между белым Крымом и красной Россией. И Крым должен выйти победителем! Только так можно одолеть большевизм, считает Петр Бердышев.
  
  (Знал бы Петр Кириллович, что решения принимают не Ленин и Троцкий в Москве, а Якоб Шифф в Нью-Йорке - пожелтел бы и сморщился больше прежнего).
  
  В результате проведенной политинформации, Бердышев приобретает в лице Антона восторженного почитателя и сподвижника, готового идти в огонь и воду за своего любимого благодетеля, а теперь уже - и политического деятеля местного значения. Бердышев открывает Антону тайну существования организации "Братство Белой розы", возглавляемую им же, и поручает Клобукову изложить программу создания нового крымского государства на бумаге - изложить понятно и "приятно" для нового руководства стран Западной Европы.
  
  ... Начальник контрразведки Русской Армии в Крыму, полковник Аркадий Константинович Патрикеев, также является членом бердышевского "Братства Белой розы". С легкой насмешкой, Патрикеев показывает Антону некую фигуру из двух пальцев, которая является тайным опознавательным знаком членов Братства. Знание этого жеста может помочь в некоторых случаях, считает Аркадий Константинович. "А если не поможет - ну тогда говорите, что вы племянник полковника Патрикеева. По крайней мере, с ходу не шлепнут", - ехидничает главный крымский контрразведчик. Устами Патрикеева внушается мысль о том, что конспирология вообще, и тайные общества в частности - это глупости для подростков.
  
  "Не было никакого тайного заговора против царской России. Сами виноваты!" - читаем меж авторских строк.
  
  По приказу Патрикеева, контрразведчик Шишков ("дока на все руки") устраивает Антона на постой к семье, носящей романтическую фамилию Пасюки, что по-украински означает "крысы". Перепуганные "крысы" селят Клобукова на уютные "выселки" - в домик, выстроенный по старой украинской традиции для старшего сына Петра, бежавшего в горы в банду к "зеленым". Шишков шантажирует этим фактом семью Пасюков, делая их безмолвными рабами, готовыми выполнить любую прихоть контрразведки (и её сотрудника Антона Клобукова).
  
  В этом эпизоде в очередной (и не последний) раз автор выказывает свое амбивалентное отношение к украинцам. Серийный убийца Пахоменко (он же "декоратор" Соцкий), агент абвера диверсант Карпенко, чекист-мародер Бойко, трусливые пособники контрразведки Пасюки - все эти персонажи имеют этнические признаки украинцев.
  
  Почему? Вопрос остается без ответа.
  
  На следующий день Антон просыпается с ясной головой, и воодушевленный прекрасной цветущей яблоней в окне, рожает теорию о "Большой Жизни" и "маленькой жизни". Содержание теории пересказывать не имеет смысла - оно содержится в самом её названии. Собравшись излить теорию на бумаге, Антон обнаруживает, что прекрасный швейцарский блокнот, предназначенный для записей ценных мыслей, исчезает с подоконника. Блокнот крадет на табачные "самокрутки" младший сын Пасюков - четырнадцатилетний хохлёнок Савка.
  
  ... Антон усердно работает над заданием Бердышева, собирая информацию для доклада о будущей Южнорусской республике Крым из всех доступных источников: в городском отделе статистики, на бирже труда, на черном рынке - везде. Ему удается разговорить хозяина дома, портовика Павла Семеновича Пасюка. От него Антон узнает, что рабочие в городе зарабатывают иногда в 3-4 раза больше офицеров, но пролетариату этого мало - им нужно уважение, которое к ним декларируют большевики. В советской России пролетарии пусть и голодные - но уважаемые, считает Пасюк. Насобирав информации, Антон четыре дня корпит над своим прожектом. По всем параметрам выходит, что Крым способен жить как самостоятельное государство. Независимо от России (и от Украины тоже). Забавные выводы для современных спецслужб обоих государств, не правда ли?
  
  Но одно происшествие ломает творческий график Антона. Средь бела дня, прямо в центре Севастополя, Клобуков становится свидетелем поимки полковником Патрикеевым вражеского агента. Задержание производится настолько изуверски (агенту переламывают выстрелом ногу, второй пулей дробят локоть, на который Патрикеев затем специально наступает), что слабовольный Антон сутки мучается в нервическом потрясении, и бросает писать. В конце концов, он находит оправдание жестокостям белых, которые хотя бы не выдают Зло за Добро, как это делают большевики. Три дня спустя к Антону неожиданно приезжает Бердышев. В ответ на жалобу Антона о садизме Патрикеева, Бердышев рассказывает историю о том, как мастерски полковник Патрикеев разоблачил и уничтожил разветвленную подпольную сеть большевиков. И пойманный на глазах Антона тип, оказывается, есть не кто иной, как товарищ Голубев - глава вражеской "пятой колонны" в Крыму. К собеседникам присоединяется полковник Патрикеев. Вместе с Бердышевым они предлагают Антону помочь изловить нового шефа большевистского подполья, некоего товарища Долотова, помощником у которого числится ... Филипп Бляхин. Антон колеблется, всё-таки Бляхин ему жизнь спас. Но Петр Кириллович переубеждает его. Он говорит, что есть люди, которые прекрасно понимают разницу между Добром и Злом, но намеренно творят Зло. Например, это Ленин и Троцкий.
  Таких людей (и их сторонников) нужно безжалостно уничтожать, как раковую опухоль, утверждает Бердышев. Антон соглашается, и вскоре мастерски проводит встречу с оторопевшим Филиппом Бляхиным в одном из севастопольских кафе. Бляхин делает вид, что доверяется Клобукову, и неожиданно просит поехать к нему домой посмотреть больную жену. Молодые люди белой и красной масти садятся в трамвай и едут куда-то в сторону Куликова поля...
  
  ... Дом Филиппа Бляхина оказывается на самой окраине Севастополя, в поселке Жигановка. Под утесом стоит маленькая белая хатка, окруженная забором. По неумелому вранью Бляхина о своей жизни после службы в ЧК, Антон догадывается, что ведет его Филипп не к больной жене, а на большевистскую явку. Ворота подпольной хазы открываются "небесным созданием"- худенькой ясноглазой девушкой лет 16, в ситцевом платьице и мужских сапогах. Зовут это создание Александрой Гольцовой. Её старший брат Ефим Гольцов сидит с наганом за пазухой возле входа в хатку. Между молодыми людьми завязывается чудной разговор. Александра и Ефим Гольцовы выбалтывают Антону все секреты своей подпольной жизни. Они рассказывают о прибывшем из Тамани Долотове, об убийстве Патрикеевым их товарища Миши (Голубева?), их ненависти к богатым и прочее. Саша Гольцова настойчиво пытается выяснить у Антона, почему он, сын "богатых", пошел за бедный люд. Вместо Антона ей отвечает брат: потому что иначе "кусок в горле застревает".
  
  "Нравственному человеку невозможно быть счастливым или хотя бы спокойным, невозможно витать в облаках и заниматься любимым делом, когда вокруг голодают, подвергаются унижениям, прозябают в рабстве другие люди" - думает Антон.
  
  Шпионская сказка для подростков продолжается. Филипп Бляхин заводит Клобукова за хатку, где расположен вход в заброшенные каменоломни. В этих катакомбах, напоминающих подземный дворец, освещаемый электрическим светом от собственного генератора, находится тайное логово красного зверя. Пройдя двух вооруженных до зубов постовых-пролетариев, Антон попадает в "кабинет", где его встречает дружелюбный Панкрат Рогачов. Между матерым чекистом и Антоном Клобуковым происходит бурный диалог: Антон рассказывает Рогачову постулаты идеи "двух Россий", на что получает жесткий ответ Рогачова, что никакой "второй России" не бывать, ибо она будет пакостить России советской, и никакой честной конкуренции двух общественных систем большевики не допустят.
  
  (Верховный шеф Рогачева, американский миллиардер Якоб Шифф, не намерен допускать утрату завоеванной в России политической монополии. Это его управленческое решение большевики обволакивают очередной порцией революционной идеологии, выдумываемой ими на ходу).
  
  Что интересно, Рогачев также считает Бердышева, Врангеля, Патрикеева и иже с ними раковой опухолью. Две "опухоли" продолжают битву, терзая Россию.
  
  Рогачев отпускает Клобукова восвояси. Выйдя за калитку, Антон задается вопросом "Что делать?".
  
  ... Очередной эпизод приключений Антона Клобукова разворачивается на фоне советско-польской войны. Действия начинаются в городке Неслухове под Львовом. 17 августа 1920 г. верный адъютант Панкрата Рогачева, Филипп Бляхин, старательно вычерчивает карту военных действий в штабе бригады Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Месяцем ранее заканчивает Филипп ускоренные курсы при Штабе РККА. Растет Филипп Бляхин над собой, работает, повышает мастерство военного специалиста. На рукаве Бляхина пришиты четыре квадратика, что означает, между прочим, звание командира батальона. Панкрат Евтихьевич Рогачев, тем временем, вырос в должности до члена Реввоенсовета Республики. По старорежимному - полный генерал, считай. Имеет персональный литерный поезд на два вагона с платформой для личного автомобиля.
  
  Рядом с Филиппом служит Антон Клобуков - распорядителем, стенографистом, шифровальщиком, секретарем при любимом шефе Рогачеве. Филипп ревнует Антона, так как Клобукову достаются интеллектуальные задания, а на долю Бляхина выпадают в основном хозяйственные хлопоты. И только работа с картами, тактической трехверсткой и стратегической фронтовой, уравнивает его диспозиции в негласном соревновании с Антоном, которого Филипп обзывает про себя "пишбарышней", барчуком и белоручкой.
  
  Не ладятся дела у Красной Армии.
  
  В то время когда 1-я Конармия РККА под командованием Семена Буденного застревает под Львовом, Северо-Западный фронт РККА под командованием Тухачевского откатывается под ударами польской армии на Восток. Задача Рогачова - восстановить дисциплину в войсках, поднять её боевой пролетарский дух, прекратить мародерство и сексуальное насилие над местными жительницами, творимых бандитами, носящими форму РККА.
  
  Прессует Рогачов быковатого комбрига Гомозу - а дела не идут. Красная Армия и дальше погрязает в грабежах и насилии. Оставив личный поезд, Рогачов ездит по передовой на автомобиле с шофером Ганкиным. Рядом с шофером обычно сидит Филипп. На заднем сиденье - Рогачов с Клобуковым. Сзади тянется тачанка с личными вещами, ведомая кучером Лыховым. Конная сотня охраны - рядом. Таков личный отряд члена Реввоенсовета Республики Панкрата Евтихьевича Рогачова.
  
  Произвести инспекцию разлагающейся бригады Гомозы на автомобиле оказывается невозможным. Рогачов и комбриг Гомоза садятся на коней и уезжают в ночь, охраняемые конной сотней. Бляхин, Клобуков, Ганкин и Лыхов остаются в Неслухове в ожидании возвращения своего командира.
  
  ...На досуге Бляхин отдается воспоминаниям. Видится Филиппу, как вбегает во двор белой хатки только что вышедший за ворота Клобуков и с перекошенным от страха лицом сообщает о приближении белой контрразведки. Вспоминает Филипп о своём бегстве, вместе с Рогачовым и Клобуковым, из севастопольских каменоломен в горы, к партизанам; о вызове катера, о переправе на Тамань, о возвращении в Москву.
  
  Воспоминания Бляхина горчат неизменным присутствием Антона Клобукова, "очкастого, картавого глистеныша, который нежданно-негаданно вылез из прошлого, как из задницы". Нарушил Антон монополию Филиппа на тело хозяина. Прилип Клобуков к Панкрату Евтихьевичу, как репей. Боится Филипп, что Антон, явившийся на всё готовенькое, ототрет его от капитального человека, члена Р.В.С Республики товарища Рогачова. "Надо что-то с этим делать", - решает Бляхин, отрываясь от неприятных воспоминаний о крымском вояже.
  
  Выполняя задание командира, выходит Филипп в ночь на поиски еды. В чистенькой хате убитого православного попа, отведенной Рогачову на постой, еда отсутствует. Бляхин направляется к штабу бригады, где на ступенях перед входом встречает пьяного казака Харитона Шурыгина, развалившегося в объятиях красноармейки Самохиной. Попытка построить бывалого вояку в присутствии дамы заканчивается тем, что толстый Шурыгин неожиданно легко вскакивает со ступеней, оголяет шашку и говорит Бляхину: Ты знаешь кто я? Я смерть твоя!
  
  Казак велит Бляхину (выговаривая слова с явным хохлацким акцентом) повернуться к нему задом, сказать "я хавно", и изобразить букву "хэ" ("г"). Филипп безоговорочно подчиняется, и, под смех Самохиной, получает мощный удар в зад носком казачьего сапога. Переобувшись в воздухе, Филипп с облегчением осознает, что смерть его миновала. "Держись тихо, когда рядом нет товарища Рогачова", - делает вывод сметливый парень.
  
  Убежав на околицу местечка, Бляхин неожиданно обнаруживает в тумане пехотные цепи поляков, медленно и бесшумно огибающих Неслухов с трех сторон. Вместо того чтобы поднять тревогу, Бляхин трусливо бежит к поповской хате. Он заставляет кучера Лыхова немедленно выезжать на тачанке из Неслухова. Шофера Ганкина и Антона Клобукова Бляхин бросает на произвол судьбы. На окраине местечка Лыхову приходится открыть огонь из пулемета по наседающему врагу. Лыхова убивают. Бляхин пытается бежать на тачанке самостоятельно. Судьба благоволит ему - луна заходит за тучи, и адъютант Рогачова скрывается с поля боя целым и невредимым.
  
  ... Воспоминания Антона Клобукова носят иной характер. Он вспоминает резню, которую учинили кавалеристы товарища Гомозы пешим польским ополченцам. Ремесленники, торговцы, студенты, взявшие в руки винтовки, но не получившие еще патронов, имели несчастье столкнуться с регулярными войсками красных под деревней Задворье.
  
  Картины боя: польский офицер, вышибающий себе мозги выстрелом из пистолета; сабля, раскраивающая затылок; кованые копыта, пробивающие грудь лежачего; вскинутые руки - и отсекающий их клинок.
  
  - Дураки, зря сгинули. Но ... каков человеческий материал у них, и каков у нас?! - подводит итог Рогачов.
  
  А чему удивляться? Если отойти от советской точки зрения о "Большой Правде", которую де защищали большевики, и которую продолжает нам навязывать автор 92 года спустя, то всё становится на свои места. Поляки защищали свои дома, своих жен и детей. А полчища красных вояк были наемниками, которые за деньги американских банкиров (и за трофеи) воевали на чужой территории. Кто из двух сторон должен был воевать качественнее? Конечно поляки!
  
  Никакой "Большой Правды" у большевиков отродясь не было. Была "Большая Ложь" о Польской войне. Эту ложь мы и читаем в "Аристономии".
  
  В дальнейших размышлениях Клобукова проясняется позиция автора к Гражданской войне вообще. "Внешне цивилизованные" белые пытаются бороться с уже упомянутой "Большой Правдой" красных. Автор прощает "полузверей" и "бывших рабов", выпущенных за американские деньги из клетки, но вот бывших хозяев России автор не прощает. Он величает их "вежливыми убийцами" - и мерзкими притом.
  
  Позиция автора не вызывала бы вопросов, если бы нам не было доподлинно известно, что "менеджеры наций" выпустили "русских зверей" из клетки царизма только для того, чтобы те успели съесть "русских людей". А потом "звери" были загнаны в клетки обратно.
  
  Держать чернь на свободе не предполагалось изначально - вот такой подарок правды преподнесло нам свободное информационное общество начала ХХI века.
  
  (Но зачем автору навязывать современным читателям ложь столетней давности?)
  
  ... После тяжких воспоминаний о прошедшем бое решает Антон Клобуков прогуляться по ночной прохладе, успокоиться. По дороге он встречает пьяного Харитона и Самохину, идущих тешить беса к ближайшему сеновалу. Харитон цепляется к Антону, заставляя его изобразить букву "хэ". Антон воспринимает его приказ как некую веселую игру, и с удовольствием воспроизводит знак "х".
  Хра-амотный, - презрительно говорит Харитон. - Стекла нацепил, а букву "хэ" не знаешь!
  На том инцидент исчерпывается, и Антон продолжает прогулку. Проходя мимо церкви, Клобуков еще раз поминает, что Бога нет. Никто после 7 лет войны теперь в Бога не верит! Возможно, только один Иннокентий Бах по-прежнему верит в Бога - вспоминает Антон последнюю встречу с богословом в московском Наркомпросе, где Бах служит мелким клерком.
  
  "Всевышний подвергает чад своих строгому, но необходимому наказанию. Многие гордые сейчас, опалившись на огне, поняли, что ни ум, ни сила, ни сокровища не уберегут от погибели - едино лишь вера и упование" - вещает Бах. Но Антон с юродивым Бахом не спорит, в Бога Клобуков по-прежнему не верит.
  
  Выйдя за околицу, Антон становится свидетелем внезапной атаки на Неслухов польского уланского полка. В отличие от Бляхина, который в этот момент летит на тачанке куда подальше, Клобуков не трусит. Он бежит в центр местечка к штабу бригады. По дороге ему встречается раненный в утреннем бою командир третьего кавалерийского полка товарищ Бабчук. Опытный командир вовремя понимает, что Неслухов полностью окружен неприятелем, и единственным спасением может стать пустая хата без хозяев, в которой следует схорониться. Так они и поступают. С горем пополам взобравшись на чердак заброшенного дома, Клобуков и Бабчук поднимают за собой лестницу, укладываются в соломе и ... засыпают до утра. Утро оказывается не добрым. Подлая украинская (!) бабка приводит с собой полтора десятка польских солдат во главе с унтер-офицером и выдает место укрытия собратьев по несчастью. Бабчук стреляет себе в голову. Перед самоубийством комполка советует Антону сдаться в плен. И Клобуков в плен к полякам сдается.
  
  Его обыскивают, забирают швейцарский "Лонжин". Бабка-галичанка бьет его клюкой и кричит, что "краснюки" зарезали её сына Стаса. Поляки подшучивают и над горем бабки, и над красноармейцами, называя всех свиньями. Антона отводят на центральную площадь села и ставят в шеренгу пленных красноармейцев. Два пьяных польских офицера идут вдоль шеренги и периодически расстреливают пленных - жертв они выбирают по своей прихоти. Один из палачей - веселый подпоручик. Красивый, в пенсне. Второй - хмурый капитан, с раздутой щекой.
  
  Приходит очередь Антона принять свою смерть...
  
  - Господин офицер, меня взяли без оружия! Я ни в кого никогда не стрелял! Меня насильно мобилизовали! Я врач! У меня диплом Цюрихского университета! - говорит скороговоркой Антон веселому польскому подпоручику.
  
  - Жид?- спрашивает подпоручик (которого его напарник-капитан зовёт Кшысем, т.е. Кристофером).
  
  -Что вы! Я славянин!
  
  -"Славянин", - повторяет Кристофер. - Что-то не видал я славян с таким носом*
  
  -Дантист? - спрашивает капитан (которого подпоручик зовет Пьером).
  
  -Нет, анестезист. Специалист по обезболиванию.
  
  Капитан Пьер отводит Антона подальше от шеренги смертников и велит осмотреть его флюс.
  
  Антон берется лечить офицера. Он обезболивает воспалившийся зуб льдом, откачивает из десны гной и промывает ранку спиртом.
  
  Не болит! И опухоль исчезла, - радуется Пьер.
  
  Избавленный от боли капитан обещает отпустить Антона на все четыре стороны - через час, когда он пойдет проверять оцепление. Пока есть время, Пьер пьет водку и изливает душу своему избавителю. Говорит он на чистейшем русском языке без малейшего акцента. Университет, лекции, фортепьяно, безответная любовь, мобилизация, три года войны в русской армии против германцев, потом в польской армии - против украинцев, теперь - против Красной Армии. Таковы жизненные вехи капитана Пьера. Полубезумный офицер держит слово, он снабжает Антона едой и водкой, и отпускает на все четыре стороны.
  
  Отлежавшись во мху, Антон бредет наугад на Восток, подальше от Неслухова. В лесу он встречает красноармейку Самохину, рыдающую рядом с раненным в шею Харитоном Шурыгиным. Грубая бабища считает своего любовника безнадежным, и предлагает Антону стрельнуть ему в затылок, чтоб не мучился, да не хоронить - а пойти далее, в поисках своих. Антон, осмотрев рану Харитона, делает ему операцию, предварительно напоив беленой, вываренной в водке. Операция проходит успешно. Харитон быстро идет на поправку. Благодарный Шурыгин нарекает Антона своим названным братом. Колоритная троица, по совету Харитона, направляется не на Восток, а на Запад, на звуки выстрелов родной артиллерии. И вскоре они действительно попадают в расположение войск Красной армии.
  ____________________________________
  * Примечание: С первых страниц повествования, по мириадам невидимых признаков, избранные читатели уже знают, что семья Клобуковых - таки наши люди :)
  
  ... Харитон забирает Антона к себе во 2-й эскадрон. Но Антон находит себе работу в полковом лазарете. Первым серьезным пациентом становится командир 1-го эскадрона товарищ Лазарчук. У похожего на Тараса Бульбу командира начинается гангрена правой руки, и ему грозит смерть. С помощью полкового фельдшера Демочкина Антон успешно ампутирует комэску гниющую руку по локоть. Бойцы 1-го эскадрона признают Клобукова "нашим доктором". Когда люди из чужого эскадрона такое говорят - это дорогого стоит. В жизни Клобукова наступает облегчение. Он, наконец, находит формулу гармоничных отношений с простым народом.
  Вот она, эта формула:
  Главное - понять: есть свои, и есть чужие. Держись своих, и не пропадешь. Свои - это не большевики, не красные, а совершенно конкретное сообщество: 2-й эскадрон 33-го кавалерийского полка. От всего остального человечества добра не жди.
  Со своими вести себя нужно так:
  Первое: Не прикидываться лучше, чем ты есть, - это только вызовет недоверие.
  Второе: не изображай из себя то, чем не являешься. Не представляйся храбрее, умнее или образованней, чем ты есть. Раскусят - не простят.
  Третье: разговариваешь с человеком - смотри в глаза, не отводи взгляд.
  Четвертое: говори мало, а не умеешь правильно шутить - не пытайся.
  И основное: найди в сообществе своё место, докажи полезность (с).
  
  Свою полезность, кроме врачебного дела, Антон доказывает как фотограф. Он делает кучу фотографий сослуживцев с помощью большого трофейного фотоаппарата на высокой треноге.
  
  Однажды, названый брат Харитоша склоняет Антона к съемке порнографии с участием слоноподобной Татьяны Самохиной (это еще ничего, Харитон раньше сношал кобылу, доверительно сообщает нам автор) Но Антон категорически отказывается, и уходит печатать фотокарточки. Фотомастерская располагается в еврейской части местечка Полонное, что между Шепетовкой и Бердичевом. Идущего пешком Антона нагоняет на лошади "брат" Шурыгин. Вместе они въезжают в гетто в самый разгар знаменитого погрома, учиненного бойцами 33 кавполка 1-й Конной армии РККА, вошедшего в историю Гражданской войны как акт невиданного кощунства.
  
  Действительно, Красная армия, созданная евреями, финансируемая евреями, возглавляемая евреями, вдруг начинает убивать и насиловать невинное еврейское население. Страшный Голем выходит из-под контроля своего создателя!?
  
  ... Последняя картинка из серии приключений Антона Клобукова представляет собой сцену казни кавалеристов 2-го, 3-го и 6-го эскадронов 33-го кавалерийского полка 1-й Конной Армии РККА.
  
  Всех их, без оружия, без ремней, без коней, выводят в чистое поле, окруженное с трех сторон отрядами особого назначения тов. Троцкого. С четвертой стороны бойцов подпирает бронепоезд, ощерившийся пулеметами и пушками. Антон стоит в нестройных рядах провинившихся. Подъезжает командирский автомобиль. В нем член военсовета 1-й Конармии Ворошилов. Рядом - член Р.В.С. Республики Рогачов. На переднем сиденье, в черной кожанке, Филипп Бляхин. Рогачов зачитывает приказ, приговаривающий все три эскадрона к смертной казни.
  Ряды приговоренных ведет волной. Напрягается охрана, припадают к прицелам пулеметчики на тачанках, поворачиваются башенки в бронепоезде. Слово берет Климент Ворошилов: "По нашей с товарищем Буденным просьбе трибунал постановил явить большевистско-пролетарскую жалость...РВС постановляет предать смерти только каждого десятого".
  
  Из командирской машины, как черт из табакерки, выпрыгивает Филипп, и начинает отбирать жертвы для казни. Один из отобранных Филей бойцов пытается бежать. Его расстреливают из пулеметов. Во втором эскадроне Филипп Бляхин мстительно отыскивает Харитона Шурыгина. "Первым будет этот!" - говорит он конвойцам, и Шурыгин покорно выходит из строя...
  
  "Это я!" - кричит Антон Филиппу Бляхину. Обрадованный Филипп тащит Клобукова к машине Рогачова. Не глядя Панкрату Евтихьевичу в глаза, Антон объясняет, как он оказался в рядах преступников. Рогачов догадывается, что избитый вид Антона объясняется его попыткой помешать погрому.
  
  Спасшись от расстрела, Антон пытается спасти и своего названного брата Шурыгина. Но Рогачов в жесткой форме отказывает ему. Ошеломленный происходящим, Антон уходит с места казни. За спиной раздаются пулеметные очереди...
  
  Это провал назад, в историческое прошлое, - размышляет Антон Клобуков. - Отец с матерью думали, что распад империи - необходимая ступень общественного прогресса. А случился распад цивилизации. (с)
  
  Что же остается? Забиться в какую-нибудь келью, поддерживать там слабый огонек добра и разума, заниматься маленьким, но необходимым делом. А на склоне лет втайне от всех написать скорбную летопись глухих времен.
  
  Конец.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"