Аннотация: Заметка для персонального Дзен-канала была завершена 31 января 2025 года.
"Подробности жизни Никиты Воронцова" С. Ярославцева (Аркадия Натановича Стругацкого) - первый и последний советский исекай (до исекая)?
Ещё в предыдущем году согласился добровольно выйти подежурить в офисе на новогодних праздниках. Вторая и последняя смена, перед Рождеством не задалась - до соответствующего сервера не доходили данные для авторизации, разблокировать рабочий компьютер не удалось.
И тогда я решил наконец ознакомиться с давно отложенной книгой, а точнее с одним из произведением сборника поздних единоличных работ братьев Стругацких, который взял на случай отсутствия задач. Как вы понимаете, с этой самой повестью.
Мои ожидания оказались сильно завышены. Она оказалась не такой большой, а идея реализована не очень глубоко - в виде обсуждения диковинного случая за застольной беседой двух старых приятелей, следователя и литературного критика; самая интересная, как мне казалось при первоначальном ознакомлении перелистыванием, часть - интервью с этим самым Воронцовым в конце - оказалось лишь выдумкой журналиста, участника разговора.
Но главное - при чтении у меня были ассоциации не с "Днём сурка", с которой эту повесть принято сравнивать в аннотациях, а с... произведениями жанра исекай. Это направление не только японской, но и вообще восточно-азиатской художественной культуры, с повествованием о приключениях главного героя, попавшего в другую реальность - мир или эпоху.
Так вот, одним из сюжетов исекая является возвращение сознания взрослого - чаще всего неудачника или попавшего в смертельную передрягу - в собственное тело в детстве или юности с возможностью исправить допущенные в жизни ошибки, выбрать другой жизненный путь, используя уже накопленный опыт...
И этот самый Воронцов так и поступает. Согласно показаниям знакомых, в школьные годы он "отделывает как следует" задиравших их с приятелем хулиганов, соблазняет одноклассниц и молодых учительниц... В общем, пользуется сложившемся положением. Во взрослом возрасте - устраивается на неплохую работу и устраивает жизнь старшей сестры и племянницы.
Только в отличие от персонажей исекая он проживает заново жизнь не один раз, а многократно проживает почти сорок лет. И это вводит его порой в отчаяние. Ни остановить постоянное повторение, ни изменить другие судьбы он не может. Так, он ни разу не спас мужа своей сестры Федю - тот всегда погибает в 1942-м под Харьковым...
Критики обращают внимание на просматривание религиозной темы (а я вижу отсылки к знаменитому булгаковскому роману) - квартира прокурора находится в доме на Безбожном переулке, его жена и дочери отдыхают в Ялте, а журналист, работник Отдела культуры ЦК, в конце упоминает ад и чертей. В исекае если причина происходящего и раскрывается, то ею обычно оказывается воля ками, то есть богов.
Также я поинтересовался историей создания повести. Изначальный замысел, пока ещё совместный, появился ещё в конце 1970-х и назывался "Вторая жизнь".
Но довёл идею до конца работавший переводчиком с английского и японского Аркадий Натанович один, взявшись за неё впервые - уже с рабочим названием "1001 смерть Н. Воронцова" - в 1981-м... после поездки на Дальний Восток.
Только вот в черновиках указываются схожие сюжеты западных авторов, да и исекай в 1980-х был ещё в стадии становления...