Создателев Александр : другие произведения.

Обзор кинофантастики, часть 3. Фантастика с философским "замахом"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подборка фильмов, показавшихся мне интересными или существенными из-за изображённых картин мира или размышлений с иллюстрированием на философские темы.
    "Восхождение Юпитер" (2015; США, Австралия), "Зависнуть в Палм-Спрингс" ("Palm Springs"; 2020, США), "Всё могу" ("Absolutely Anything"; 2015, Великобритания), "Аванпост" (сериал, 2020, РФ), "Бесконечность" ("Infinite"; 2021, США), "Кома" (РФ, 2020).

  

Обзор кинофантастики, часть 3.
Фантастика с философским "замахом".

  
  Подборка фильмов, показавшихся мне интересными или существенными из-за изображённых картин мира или размышлений с иллюстрированием на философские темы.
  
  
  
  1. "Восхождение Юпитер" (2015; США, Австралия)
  
  Начнём с провалившегося блокбастера, прохладно встреченного как критиками, так и зрителями. Про предысторию главной героини многие говорили, но свою версию критики изложу позже.
  Ведь, прежде всего, авторы фильма сплели вместе, неплохо обыграв, в деталях сеттинга и поворотах сюжета (порой существенных) ряд уфологических, конспирологических и религиозных мифов, а также концепций Нью-Эйдж. В общем, современного фольклора, маргинальная часть поп-культуры, зачастую находящаяся на задворках общественного внимания. Например, похищения "серыми человечками", названными искусственно выведенной расой "мониторов", людей и животных с медицинскими целями. Именно "мониторы" проводили в некой клинике сбор яйцеклеток, куда пришла эта самая Юпитер (сыгранная Милой Кунис). А у большинства отсутствуют воспоминания об инопланетных посещениях из-за того, что они специально подавляются неким образом, скорее всего воздействием на участки мозга. Круги на полях действительно являются следами инопланетного транспорта - но не только кораблей, но и другой летающей техники (например, мотоциклов). К этой категории можно отнести и незаурядность пчёл - намёк на популярную с 2000-х тему их исчезновения. Или биомеханические крылья на спинах инопланетных наёмных солдат вместе со специальными ботинками, берущие энергию для движения от гравитации, отчего кажется, что существо шагает или скользит в воздухе - чем не намёк на традиционные изображения ангелов? А в беседе главной героини с представительницей инопланетного "первого сословия" прямо проговаривается сравнение аристократов с вампирами.
  К сожалению, в ленте есть и несколько ляпов, в том числе критических для обоснования всего происходящего. Так, в эпизоде пересечения поисков банды наёмников с отставным солдатом-ликантропом Кейном, сыгранным Ченнингом Татумом, один из членов отряда говорит, что Кейн может найти человека по одному гену. Возможно, что это ошибка переводчика, поскольку смотрел я, естественно, в русском дубляже. Отличить человека по одному гену можно только если это его индивидуальная особенность, индивидуальная мутация, причём - судя по явным намёкам в последующих сценах на метод отслеживания - влияющий на издаваемый запах. Более реально выявлять индивидуальные сочетания аллелей генов, но всё равно очень трудоёмко.
  
  Но главная загвоздка - суть омолаживающей жидкости, названной "нектаром" (явная отсылка к греческой мифологии - намёк на напиток бессмертия богов). Что это такое - напрямую не объясняется. Судя по намёкам, это активный биотехнологический препарат, получаемый из людей, обитающих на планетах-фермах, к которым относится и наша Земля. Сценаристы явно отталкивались в этой идее от популярной в тех же 2000-х терапии стволовыми клетками эмбрионов, ныне признанной ошибочной. Для максимальной пользы и минимального риска стволовые клетки должны быть получены от самого пациента, но и применены они могут лишь в лечебных, регенерационных целях, то есть для восстановления после тяжёлых повреждений органов и тканей, а также некоторых видов онкологии. Ещё одна напрашивающаяся параллель - популярное в некоторых кругах поедание матерями вышедшей вместе с их ребёнком плаценты. И уринотерапия... А вообще, идея получить из наших современников - в большинстве своём разжиревших, "напичканных" антибиотиками и другими препаратами - молодильное снадобье вызывает когнитивный диссонанс... Уж сколько шумихи было поднято вокруг индустриальных ферм, где в рацион выращиваемых для еды животных входят медикаменты, витамины и другие специальные добавки для повышения иммунитета и ускорения роста...
  Главная беда фильма и его создателей - они опоздали на 5-10 лет. Выйди картина на излёте первого десятилетия этого столетия, у неё был бы шанс попасть в топ, стать образцом для прочих кинематографистов или воплощением мифа нашей эпохи, каким стала вышедшая в конце 1990-х "Матрица" этих же режиссёров. Но увы...
  
  Ну и, конечно же, рассказ главной героини о своих родителях - полный бред. Единственное логичное объяснение содержанию закадрового текста и визуального ряда в сочетании друг с другом - что это была материнская ложь во благо.
  Отец главной героини был либо городским сумасшедшим, чудаком, либо эксцентричным умником, раз в светлые городские ночи наблюдал беззвёздное небо в телескоп и решил назвать ребёнка именем планеты. Скорее всего, обычным питерским интеллигентом. Тогда зачем к ним в квартиру ворвались бандиты? Что они искали? Похоже, что ради семьи он взялся вести хозяйственные дела или просто бухгалтерский учёт у какого-нибудь бизнесмена, возможно криминального. У него дома хотели найти подлинные документы и настоящую отчётность. То есть он, скорее всего, вёл двойную или "чёрную" бухгалтерию. Бумаги не нашли, и его просто убили. Беременную женщину не тронули, но оставаться ей было явно опасно. Но легально уехать она тоже не могла - в милиции наверняка попросили её не уезжать, взяли с неё расписку.
  А у кого они теперь живут? В общем-то, черноволосая и немного смуглая "родня" и вправду напоминает молдаван или цыган. Это могут быть знакомые или, вероятнее, знакомые знакомых, или, скорее всего, просто случайные люди, которые согласились когда-то приютить бездомную женщину с ребёнком...
  
  
  
  2. "Зависнуть в Палм-Спрингс" ("Palm Springs", 2020, США)
  
  Восприятие этой ленты в значительной степени зависит от настроения. При первых пересмотрах очень цепляли за душу рассуждения об одиночестве... Но потом это состояние у меня прошло. В общем-то, главные персонажи истории - явные "лишние люди", которые не нашли себе места в мире.
  Хотя это действительно так - многие люди живут с этим ощущением и тратят много сил и времени на его преодоление. Кто-то его просто заглушает - не всегда приёма алкоголя или медикаментов, кто-то пытается решить проблему раз и навсегда - ища родственную душу в форме друга или супруга.
  
  А собственно сюжетом это кино вполне себе можно назвать продолжением "Дня сурка". Лето вместо зимы? Есть. Количество находящихся в петле с памятью о повторениях больше одного, в том числе другого пола? Есть. Попытки вырваться из петли через покидание места, но это всё равно не помогло? Есть.
  
  При этом авторы решили дать основе сюжета научное обоснование - через квантовую физику, но... не смогли? Мы получили крайне упрощённую схему с парой терминов, которые ничего не говорят среднему обывателю. Поверхность Коши и яма с бесконечными стенками...
  
  Так вот, квантовая яма с бесконечными стенками - это область пространства размером порядка длины волны де Бройля рассматриваемой частицы (хотя бы в одном направлении), вне которой потенциальная энергия бесконечна. Иногда её называют "ящиком".
  В качестве примера такой потенциальной ямы указывали... кристаллическую решётку металла для электронов.
  
  А вот горизонт Коши является релятивистским понятием - это поверхность, ограничивающая область причинной предсказуемости по начальным условиям, заданным на пространственноподобной трёхмерной поверхности - частичной поверхности Коши. Горизонт Коши является трёхмерной поверхностью с нулевым геодезическим интервалом, то есть поверхностью, образованной траекториями световых лучей. Горизонт Коши ограничивает "область предсказуемости", так как на области, лежащие за горизонтом Коши, могут влиять события из областей, лежащих вне частичной поверхности Коши.
  Термин был введён Роджером Пенроузом и Стивеном Хокингом в 1966 году при анализе задачи Коши (в теории диффуров) для уравнений гравитационного поля в общей теории относительности.
  Примерами решений с горизонтами Коши являются заряженные или вращающиеся чёрные дыры, горизонт Коши в этих случаях скрыт под горизонтом событий. За горизонтом Коши будущее не предопределено прошлым.
  
  Как я понял, главные герои оказались в такой вот потенциальной яме в пространстве-времени, а её начальной стенкой, горизонтом Коши, стало пробуждение в Палм-Спрингс в утро 9 ноября.
  Правда, последняя сцена, с персонажем Симмонса, заставляет задаться вопросом - что всё-таки было принято за временную петлю? Некая (может быть, квантовая) копия нашего мира, параллельное измерение? Является ли оно физически реальным? Где проходили все итерации и что с их обитателями? Они всего лишь копии, двойники, "слепки" настоящих людей?
  
  
  
  3. "Всё могу" ("Absolutely Anything"; 2015, Великобритания)
  
  Фильм получился вполне хорошим, большинству он тоже понравился. За что можно похвалить? Правдоподобное - в рамках фантастического допущения - поведение главного героя и большинства персонажей. Разве что американский полковник, преследующий соседку-книголюба, сыгранную Кейт Беккинсейл, получился какой-то злобной карикатурой.
  Персонаж Саймона Пегга, недотёпистый школьный преподаватель, вполне себе средний обыватель развитой страны, набор и порядок его желаний вполне типичный. Правда, он обретает способности в довольно неприятный момент жизни, так что первым сбывается его ругательное пожелание в адрес водителя автомобиля, подрезавшего его едущим на велосипеде. Затем было ещё несколько таких же случайных "команд", после исполнения которых "до него доходит". После первого периода проб и ошибок он улучшает свою жизнь - поправляет своё тело; делает класс, которому он преподаёт, образцовым; заставляет начальника хвалить себя... Затем решает открыть секрет приятелю и исполняет его заветное желание, что оборачивается для того кошмаром... И вот дальнейшие разглашение тайны и демонстрация силы едва не приводит к ещё большей беде. Последняя мысль, наивная и идеалистическая - сделать что-то хорошее для мира в целом - тоже в итоге не дало ничего путного; в паре случаев решение одной проблемы человечества оборачивает другой, а в других система расшифровки вновь понимает запрос слишком буквально. Но стоявшие за всем происходящим инопланетяне оказались недовольны этим устремлением и окончательно разочаровываются в людях. В этот момент оказывается, что они придерживаются норм, напоминающие ницшеанство и готтенготскую мораль.
  Конечно, создатели фильма хотели запечатлеть эпоху и высмеять худшие человеческие качества современников, набросать портрет всех нас - в том числе показав работу соседки учителя, книжного обозревателя для телепрограммы. Большинство персонажей фильма, в том числе почти все основные, относятся в основном к интеллигенции или богеме, к среднему классу, но их жизненные проблемы, да и интересы, вполне себе заурядны. Так что у комедии очень даже горькое послевкусие...
  И вряд ли авторы кино особо задумались над тем, насколько ужасающую картину мира они нарисовали - господство в ближайшей Вселенной (как минимум, в местной группе галактик) могущественных суперэгоистов, уничтожающих всех недостойных, по их мнению, разумных существ. Оригинальное, но очень печальное решение парадокса Ферми.
  В последний момент Земля со всеми своими обитателями оказалась спасена питомцем главного персонажа, собакой мужского пола по кличке Дэннис, которого тот облагодетельствовал разумом и возможностью говорить (в оригинале пса озвучил Робин Уильямс). В конце фильма персонаж Пегга принимает всё случившееся за сон, но в последней сцене намекают, что это не так.
  Что теперь ждёт Землю и человечество? Угроза всем молодым разумным цивилизациям устранена. Но ведь её когда-то и не было... Означает ли это, что выживают и достигают вселенского могущества только эгоистичные в своём внутреннем устройстве общества?
  Да, фильм выдумка, в реальности может быть не так. А если... именно так?
  
  
  
  4. "Аванпост" (сериал, 2020, РФ)
  
  В сторону сериала наблюдал много хейта и большой разброс оценок в отзывах. Подозреваю, что дело было как в привычке уже многих воспринимать нынешнее отечественное кино как второсортную поделку, так и отталкивающий агрессивный рекламный маркетинг.
  А если всерьёз...
  Начнём с визуальной части - спецэффекты выглядят неплохо, компьютерная графика довольно реалистична. По крайней мере, для меня, неискушённого зрителя и дилетанта.
  Завязка интересна? Да, хотя и похожее уже было во множестве других, преимущественно иностранных, художественных произведений. Разом по неизвестной причине большая часть мира была уничтожена - выключилось электричество, люди без ясной причины легли замертво. И лишь относительно небольшая территория - с центром в Москве и населением в 50 миллионов - уцелела от неизвестного катаклизма.
  Следом разберём изображение недалёкого будущего. Новые, без сплошного корпуса - скорее всего с гибким экраном - смартфоны, голографическая реклама, множество летающих дронов, ещё у военных пара более продвинутых технических новинок. В общем, ничего незаурядного. Разве что откровенных этнических и религиозных кварталов в Москве нет, и не предвидится ещё пару лет. Но такой виделась ближайшая перспектива из предпандемийного 2019-го.
  Поведение людей, особенно в ситуации сильной неопределённости и тревожности, потери близких и вынужденной изоляции, дозированной информации и потенциальной неизвестной внешней угрозы, передано метко. Особенно в эпизодах в автомобилях, в речах пассажиров персонажа Фёдорова и беседе солдата, сыгранного Чадиным, с таксистом. Кто-то - прирождённый боец - чувствует себя в родной стихии, кто-то заглушает душевную боль алкоголем, религиозные люди молятся и видят в происходящем конец света...
  Головоломка складывается всего за пару серий до окончания, и разгадка откровенно проговаривается таинственным персонажем, оказавшимся инопланетянином. Собственно, участие нечеловеческих сил показывается уже во втором эпизоде.
  Авторы сериала обыграли уфологическую тему - создание людей инопланетянами, дав свою версию, относительно научно-правдоподобную, с приплетением древней мифологии и библейской истории. В частности, люди оказываются их усечённой, приближённой к животным, версией - и приводится фраза из Ветхого Завета: "И создал Бог человека по образу и подобию своему".
  Зло - большее и меньшее - побеждено, но концовка всё равно открытая. Хотя какая она ещё могла быть в подобной ситуации?
  
  Вердикт таков - вполне на уровне среднего сериала американского кабельного телевидения. Уже неплохо.
  
  
  
  5. "Бесконечность" ("Infinite", 2021, США)
  
  Основой сюжета служит переосмысление концепции реинкарнации.
  Существует замкнутая группа людей, которая помнит свои предыдущие воплощения; себя они называют Бессмертными. Они расколоты на две фракции - желающие сохранить статус-кво и их антагонисты. Обе партии характеризуются более высоким, чем у остального человечества, технологическим уровнем, по крайней мере, они обладают рядом единичных экземпляров техники с фантастическими возможностями.
  К сожалению, многих важных подробностей, придавших бы объём сеттингу, нет; хотелось бы знать больше об истории сообщества, как оно сформировалось и чем изначально занималось, о возникновении фракций, их наиболее важных членах и причине выбора стороны.
  Повествование, не смотря на небольшой объём проговариваемой, а не показываемой экспозиции, всё равно воспринимается скомканным и перенасыщенным действием. В статье Википедии по фильму упоминается наличие романа-первоисточника - "Записки реинкарнациониста" ("The Reincarnationist Papers") ещё 2009 года издания; судя по тому, что я раньше об этой книге не слышал, она не только малоизвестна у нас, но и за рубежом у неё узкий круг поклонников. Возможно, в ней намного больше деталей и разъяснений, персонажи раскрыты полней, а события разбавлены эпизодами повседневности; в таком случае изначально выбран неудачный формат для экранизации или адаптации. Вместо фильма для полного раскрытия сюжета и строения мира романа следовало снять мини-сериал из нескольких эпизодов.
  Также стоит отметить злодея - "бессмертного" с именем или кличкой Батерст (Bathurst) - с чёткой и ясной целью - больше не воплощаться в живом существе, умереть окончательно, поскольку ему это надоело. Только вот найденное им с соратниками решение абсурдно и эгоистично - уничтожить всё живое на планете через некое явление или процесс, разрушающее ДНК. Уничтожить всё человечество и целую биосферу, миллионы видов существ разом. При этом ещё и неизвестно, есть ли жизнь где-нибудь и в скольких местах, насколько сложные её формы там существуют. Ещё один вопрос - почему ему помогают другие? Они тоже больше не хотят жить? При этом они уже изобрели чипы, в которые можно заточить душу, при желании на неограниченно долгий срок. Почему бы им просто не применить эту технологию на себе?
  Меня лично ещё беспокоил вопрос - а какие у них, помнящих предыдущие воплощения, отношения с родными родителями? Как они относятся к тем, у кого они появились на свет и кто воспитывал их в прежние инкарнации? Влюбляются ли они? В фильме фигурирует лишь одна пара, сходящаяся вместе почти каждую жизнь. А как насчёт любви к обычному человеку, без этой памяти? Заводят ли они детей? Мы не видим кровных родственников, про них не рассказывают. Почему? Они не поддерживают контакты с ними? Что же получается - Бессмертные как кукушата?
  В конце фильма показана проверка детей, которые могут быть реинкарнацией главного персонажа, и кажется странным удивление родителей отобранного мальчика на фразу о его прошлом. Место действия этого эпизода точно не указано, но очевидно, что где-то в Юго-Восточной Азии. А там всё же много индуистов и буддистов, верящих в концепцию перерождения. Тут напрашивается сравнение с тибетскими ламами, которые, как они сами считают, могут выбирать место следующего воплощения. А как "бессмертные" находят и узнают друг друга? Простор для размышлений.
  
  
  
  6. "Кома" (РФ, 2020)
  
  На мой взгляд, вполне хороший фильм, хотя, если подумать, можно распознать вторичность элементов концепции мира и построении сюжета. Полагаю, многие, если не почти все его уже посмотрели, но всё-таки лента вышла относительно недавно, да и полноценной большой рекламной компании у неё не было, а потому постараюсь обойтись без спойлеров (раскрытия существенных сюжетных моментов и поворотов).
  В начале фильма главному персонажу раскрывают основную информацию о пространстве, в котором он оказался вместе со всеми впавшими в кому. Встреченные им люди предлагают ему найти новый смысл существования. Только лидер этого сообщества, в которое он попал, преследует и другие цели, отличные от тех, которые тот заявляет, но в которые верят все остальные...
  Прелестный аспект истории - понятный злодей, человек интеллигентный и интеллектуальный, с прагматичными и благородными помыслами одновременно. Хорошо устроиться в другой реальности, взяв в соратники и прислугу заодно всех таких же неустроенных, несчастных и неудачливых людей. Просто вместо компьютерной виртуальной - некий Мир Комы, общий для всех коматозников как у Лавкрафта Мир грёз для сноходцев. Такая вот низкотехнологичная замена.
  
  Впрочем, остаются вопросы к представленной версии мироздания. Как связан загробный мир и Мир Комы, это и есть загробный мир или промежуточное пространство? Как туда уходили умирающие фараоны, если смерть коматозника в реальности, смерти его реального тела приводила к его смерти в Мире Комы?
  Вряд ли мы узнаем когда-нибудь ответы на эти вопросы. Несмотря на намёки в конце ленты, о продолжении давно ничего не слышно. Запуск производства сиквела должен был состояться в 2021-м, но первый фильм провалился в прокате, так что, скорее всего, его давно отменили.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"