Номинация Эссе-2013
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
© Copyright Моя Планета(wasyata@mail.ru)
Добавление работ: Хозяин текста, Голосуют: Любой автор
Жанр: Любой, Форма: Любая, Размер: от 3кб до 50кб
Подсчет оценок: Среднее, оценки: 0,1,2,3,4,5,6,7
Аннотация:
СКОРО!
КОНКУРС
МОЯ ПЛАНЕТА - 2014
|
Список работ-участников:
1 А.Моральный Разбор полётов, или Змей Горыныч как символ взаимного противления религий 13k "Эссе" Проза
2 Афанасьева О. Гениальный проект Петра I 11k "Эссе" Проза, История, События
3 Долгая Г.А. Разбитое сердце Тализара 7k Оценка:8.42*4 "Эссе" Публицистика
4 Афанасьева О. Истерика о вреде хлеба. Современный миф 14k "Эссе" Проза, Литобзор, Естествознание
5 А.Моральный С точностью до наоборот, или Яйцо как тотем смерти 10k "Эссе" Проза
6 Афанасьева О. Трагедия Спитака. 25 лет спустя 16k "Эссе" История, События
7 Андрощук И.К. Ось де, люде, наша слава... 5k "Эссе" История
8 Виверс О.И. Зимний отдых 12k "Эссе" Проза
9 Ефремов А.Н. Земля Серошевского 9k "Эссе" Проза
10 Грошев-Дворкин Е.Н. Израиль в моей жизни 14k Оценка:3.25*8 "Очерк" Проза
11 Лобода А. Заметки о генеалогии и не только 7k "Эссе" Мемуары
12 Норд Н. Аркаим - предтеча мегалитов или изгой? 15k "Эссе" История
13 Афанасьева О. Кто ты - наш читатель? 5k "Эссе" События, Литобзор
14 Железнов В.Ю. Великий и могучий... 6k "Эссе" Публицистика
15 Норд Н. Почему древних богов изображали в профиль? 3k "Эссе" История
16 Норд Н. Верхом на дохлом каймане 24k Оценка:8.00*3 "Рассказ" История, Приключения, Хоррор
А.Моральный Разбор полётов, или Змей Горыныч как символ взаимного противления религий 13k "Эссе" Проза
Одним из самых, пожалуй, ярко-отрицательных персонажей русских сказок является Змеей Горыныч. Знакомое нам с детства трёхголовое чудовище, огнедышащее, перемещающееся в пространстве по воздуху и питающееся преимущественно самыми красивыми девушками и недостаточно тренированными богатырями. Этакий образ воплощенного зла, творящего беззаконие "из хулиганских побуждений" и просто от нечего делать. Спрашивается, зачем уничтожать огнём скот и посевы исключительно для того, чтоб все боялись и уважали? В чём выгода? Непонятно. Тот же Кощей, совершая набеги преследовал как минимум две цели: меркантильную (обогащение с помощью грабежа) и, в условиях полного отсутствия взаимностей с противоположным полом, устройство личной жизни (похищение всяких Василис и Марий). Да и Баба Яга кушала добрых молодцев с красна девицами в основном по причине пагубного кулинарного пристрастия к человечине, и в дополнение -- из зависти к красоте и молодости своего рациона.
Со Змеем Горынычем сложнее.
Во-первых, отчество приросло значительно позже. Когда Змей начал прилетать из-за гор. Изначально был-жил, не тужил просто Змей. С одной головой и передвигающийся вполне традиционными способами -- по суше ползком, по водным простором -- вплавь. То, что отсутствием аппетита он не страдал, это нормально. Надо ж как-то поддерживать жизненную энергию. О гастрономических приоритетах вопрос отдельный. Вполне допустимо, что кто-то предпочитает рыбу, другие -- мясо диких животных, третьи -- домашних, а иные и человеческим не побрезгуют. В конце концов, голодному крупному пресмыкающемуся какая разница, скотина ты неразумная, или потенциальный Нобелевский лауреат?! Мясо и мясо -- в чём различие? Может, во втором случае гормонов радости, эндорфинов каких-нибудь, даже больше. Как в горьком шоколаде. А для нашего Змея -- международного символа мудрости -- это уж сто процентов. Конкуренция раздражает.
Если серьёзно, образ Змея присутствует практически в любой мифологии, пожалуй, кроме легенд народов вечной мерзлоты, на ледяных землях которых в пищевую цепочку пресмыкающимся просто некуда вклиниться по причине их как таковых перманентного отсутствия. Все ж остальные -- и греки с римлянами, и германцы со скандинавами, и кельты, и индусы, и славяне, и коренные американцы, молчу о японцах с китайцами -- Змея во все времена из животного мира выделяли особенным. Основная причина -- ни на кого его, Змея, непохожесть, если можно так выразиться. Ни лап, ни рук, ни ног, а передвигается, охотится, размножается, да ещё при каждом удобном случае так тяпнет, что мало не покажется. Прекрасно чувствует себя на воде и на суше, и в болоте, и в пустыне, и в лесу, и на огороде -- универсал экстра-класса. Кто ещё, скажите, настолько к жизни приспособлен?
Да, змеям по части выживаемости равных в мире нет (если не трогать вирусы, которых, впрочем, до изобретения микроскопа никто и воочию не видел). Отсюда и мистика образа. Ведь что такое по большому счету мудрость и хитрость как ни приспособленность к жизни. Мудрец всегда найдёт ответ, помните?
Впрочем, в наши задачи не входит устраивать экскурсы в серпентологию. Специалистов и без нас хватает, причем более квалифицированных. Стоит ли отнимать у них хлеб? Да и получится ли?
Изначально речь зашла о Змее Горыныче, и умеренно-пространные замечания, изложенные выше -- не что иное, как подготовка к парочке серьёзных умозаключений, которые последуют чуть позже.
Славянская мифология в чем-то, естественно, оригинальна, в другом же схожа с легендами прочих народов. Змей у славян похож на Змея практически любой другой культуры. Он хитёр, силён, непредсказуем. Он искушает и охотится. Тебя искушает. И на тебя же охотится. В общем, типичный отрицательный персонаж, созданный для более полного раскрытия сильных сторон положительного героя, который, уж если Змея одолел, с остальными-то врагами расправится совсем запросто. Вспомните того же Геракла, начало чьей карьеры, говоря современным языком, пришлось на избавление земли от Гидры (одного из змеиных воплощений коллективного разума).
Наш же, Горыныч, хоть Гидре внешне и подобен, не столь однозначен, как просто злобная тварь, мешающая нормальной жизни населения. И многоглавость его, а, если быть точнее, трёхглавость (изредка в источниках можно найти количество голов кратное трём), напрямую указывает на христианскую традицию, где тройка, а точнее -- Троица, без всякого преувеличения является символом не просто священным, но главенствующим.
Начнем с того, что у восточных славян во язычестве "чёт" вообще почитался больше "нечета". Тут тебе и "один в поле не воин", и "одна голова -- хорошо, а две лучше", и "двоевластие" над людьми "небесного" Перуна и "земного" Велеса, и Белбог с Чернобогом... Ряд можно продолжать бесконечно долго. Да и вообще, категория "чёт" считалась положительной, законченной, цельной, "нечет" же, -- отрицание, кстати, заложено в самом понятии, -- подразумевался как что-то (и не всегда в числовых значениях), требующее обязательного дополнения. "Слава ему и поЧЁТ"...
Итак, трехголовый Змей Горыныч возник на Руси после ее Крещения. С этим довольно смелым утверждением спорить, естественно, можно, но источники, его опровергающие, отыскать вряд ли удастся. И если взглянуть на триединство нашего чудища повнимательней, непременно возникнет явный диссонанс двух противоположных точек зрения.
По порядку.
Точка зрения номер раз -- "Змей Горыныч как символ злого язычества, сопротивляющегося доброму христианству".
В пользу такого предположения можно привести несколько доказательств.
Кто немножко знает историю, тот даже из школьного курса должен помнить, что христианизация Руси проходила не так уж и гладко, как хотелось бы власть предержащим. Относительно мирно загнали для массового Крещения в Днепр киевлян. Да и то только потому, что перед горожанами стоял на холме красноречивый живой пример -- князь Владимир. А за его спиной хорошо вооруженная дружина, готовая к мгновенной каре сопротивляющихся, и армия многомудрых фискалов, трясущаяся от нетерпения начать немедленный отъём материальных благ у необращенных. Диалектический выбор, не правда ли. Но Киев Киевом, всё ж столица, ядро передовых идей. Однако есть и другие земли, где волхвы, жрецы традиционного пантеона, без боя свои позиции сдавать не собирались. Да и народ, взращённый на уверенности в собственных силах и при необходимости -- в реальной помощи своих богов, а вовсе не на вере в эфемерное чудо, произошедшее где-то там, за горами, за морями, был, мягко говоря, в недоразумении.
Особого внимания заслуживает крещение новгородцев. Мало того, что князь Владимир, изначально будучи язычником, в года своего становления как правителя был призван на киевский престол из Новгорода -- соответственно, добрая память о нём была в ту пору ещё жива в землях Ильменских, -- вскоре восстав первым христианским правителем, этот человечище решил "отблагодарить" и "облагодетельствовать" своих земляков, пославши на север своего дядьку Добрыню в сопровождении отряда под командой тысяцкого Путяти. Отправил этих славных ребят исключительно с одной целью -- крестить Новгород. С коей те относительно удачно и справились, вырезав хороший процент горожан во главе с волхвами и спалив полгорода.
В общем, "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём"...
Кстати, знакомые имена, не находите?
Путята, сродственник князя, пусть и дальний, должно быть и являлся батюшкой княжьей племянницы Забавы, похищенной Змеем Горынычем. А Добрыня -- легендарным русским богатырём Никитичем, этой племянницы спасителем, вначале растоптавший конём всех Змеевых деток, "поганых змеёнышей", а затем порешившим и самого Горыныча. Кстати, и имечко "Забава" -- весьма говорящее. Может, наш Змей -- это языческий Новгород, возглавляемый многоглавым вечем (горсобранием), Добрыня же с Путятею скатались по княжьей воле сюда на "забаву"? Вариант? Какая на Руси первейшая забава? Правильно, кулачный бой. Это в мягком исполнении. В жестком -- тоже бой, только без прилагательного "кулачный". Избиение. Банальная резня со всеми сопутствующими -- поджогами, насилием над женщинами, грабежами...
"Отсюда мораль", как говорила Кэрролловская Герцогиня. Забава Путятишна спасена (забава Путятина удалась), Добрыня -- герой, Змей Горыныч (Новгород? "Змейгород"?) повержен, языческие "змееныши" уничтожены.
Хороша сказочка?! А то! "Христианская добродетель" восторжествовала над "языческой поганью". Гладко и сладко. То есть, складно. Плюс, основано на реальных исторических событиях.
Однако мы собирались рассмотреть две "змеиных" гипотезы.
И вот вам вторая -- "Змей Горыныч как недобрый символ пришлого христианства, уничтожающего веру отцов и дедов".
Эта точка зрения основана не столько на прямых "уликах", таких как "огнём и мечом", "Добрыня", "Забава", а, скорее, на интуитивных образах, всплывающих их глубинного подсознания, врожденной памяти поколений, и выстраивающаяся в довольно стройную логическую цепочку. Не бесспорную, но, всё же, имеющую право на существование.
Итак, начнём.
Сначала характеристика героя. Змей Горыныч -- трёхголовое чудище, живущее в Сорочинских горах (или за оными горами), любящее воду (иногда выходит из моря, из реки), летающее, дышащее огнём, питающееся богатырями и "краснодевицами", прочих держит в плену, своих же деток, змеёнышей, распространяет по земле в невиданных количествах.
О трёх головах мы уже говорили. Три -- священное и мистическое христианское число. Триединый Бог. "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа"...
Дальше. Сорочинские горы. Символ не столь красноречивый, как триединство, но тоже не тусклый. Разные исследователи, изучающие славянский фольклор и российскую топонимику к однозначному выводу насчет их положения к единому выводу прийти не могут. Сходятся только на том, что горы сии располагаются где-то на окраине Руси. Жигули? Карпаты? Крымские горы? Кавказ? Чаще, как бы это не показалось странным, склоняются к Жигулям. Там и Сорочинский волок, там и река Самара (библейское имя), там и расстояние в днях пути от Киева вполне подогнать можно. Плюс минус пара-тройка суток. Удобно.
Но мы ж лёгких путей не ищем, правда? Да и какие горы -- Жигули? Вы там были? Скалы -- да. Высокие холмы -- тоже да. Но горы... С Кавказом тоже промашка. Во-первых, слишком далеко. Во-вторых, отыскать на Кавказе логово Змея Горыныча? Ха-ха-ха! Вы сначала более или менее приличный перевал найдите, чтоб по нему на лошади проехать! Нет, Кавказ -- это муторно и слишком сложно. Даже для Добрыни Никитича и его великолепного скакуна.
Больше подходят Карпаты. Не такие высокие и непролазные как Кавказ, и погуще да покруче Жигулей. В общем, всё вроде бы более или менее для Змеева обиталища подходит. Если б не два "но". Первое -- слишком обширны и чересчур лесисты, чтоб там быстро без спутниковой навигации какое-нибудь логово найти. И второе -- западные притязания русичей ограничивались разумными пределами. Европа всё-таки, народу полно. И не кочевого, а вполне оседлого, со своими королями и армиями. Ввергнуться в пучину беспрерывных войн? Можно, конечно, но это в том случае, если здравого смысла не осталось совсем. А он, здравый смысл, остался. И по нему, этому самому в третий раз поминаемому здравому смыслу, наших предков более чем куда-либо, тянуло на юг. Нас, кстати, тоже.
На юге у нас что? Правильно, Крым. Богатый и плодородный, с роскошными городами, тучными землями, с удобными морскими гаванями. С горами, наконец. Кстати, одно из условий нахождения Сорочинских гор -- близость моря... И до Царьграда рукой подать. Что нам море переплыть!
Да и Крещение Руси, если кто не знает, с крымского похода Владимира началось...
Смотрите, какая изумительная картинка получается. Если Змей Горыныч -- "триединый" символ христианства, то пришел он на Русь действительно из-за гор (Крымских?), обряд крещения -- водой (Змей из моря в горы переселился), обряд очищения -- огнём (все капища были выжжены), рацион чудовища -- богатыри и красны девицы (типа: лучшие представители населения, принявшие веру в Христа добровольно), остальных -- в пещеры, в плен, вместо них -- змеёнышей своих по всей земле...
И только незыблемая, непоколебимая вера наших предков в своих героев, в то, что найдётся среди них однажды кто-то великий, кто выдюжит, выдержит, сломит напасть -- одолеет поганого Змея и возвратит всех пленных по домам своим -- пусть тот же богатырь Добрыня -- давала людям сил жить надеждой и хоть как-то мириться с наступившими в их времена нелегкими испытаниями крепости исконной веры...
Вот и всё, о чем хотелось сказать. Нет, почти всё. Осталось добавить только то, что Змей Горыныч, из какой бы традиции он не вышел -- из христианской или языческой, - персонажем является в равной степени отрицательным, но далеко не глупым. Яркость образа его злого гения при обаянии "бескорыстного хулигана" гораздо мощнее многих других, а посему место этого страшноватого врага, пусть и поверженного богатырём, вряд ли когда-нибудь навсегда займёт некто Дарт Вейдер, или "начальник" Мордора, или кое-кто иной, "которого нельзя называть" по имени и фамилии.
Вот теперь точно всё. Совсем.
Афанасьева О. Гениальный проект Петра I 11k "Эссе" Проза, История, События
В поселок Ефимовский Бокситогорского района Ленинградской области я приехала уже вечером. Ночевать остановилась в просторном срубе, высоком и ухоженном. Старая учительница проживала с сыном почти на краю деревни. Когда ужин подошел к концу, а за окнами стало совсем темно, пришел сын учительницы, Михаил. Поздоровался, ухмыльнулся:
- Еще один Ефим приехал. Это хорошо.
- Какой Ефим? - не поняла я.
- Да это он шутит. Деревня от Ефима пошла когда-то. Это еще при Петре было, - и она стала рассказывать.
Как-то в этих местах побывал Петр I. И обратил особое внимание на уникальное явление природы - водораздел между реками Тихвинкой и Соминкой, которые, приближаясь друг к другу, текли в разных направлениях. Тихвинка вытекает из озера Крупино и пересекает озера Еглинское, Озерское (Окуловское) и некоторые другие. Тихвинский путь от Ладоги до Волги - около пяти километров.
Петр I лично исследовал водораздельный путь в ефимовских краях. Стоило соединить эти реки - и открывался путь с Балтийского моря в Каспийское. Тихвинская система должна была соединить Неву с Волгой с помощью рек Мологи и Сязи. В этих краях издавна существовал торговый путь из Волги в Прионежский край и за границу, причем через водораздел между реками грузы перевозились гужом. Решил Петр соединить каналами водные пути.
В полуверсте от озера Крупино, на северной стороне Тихвинского канала, между Нижегородским и Киевскими шлюзами, был построен для временного пребывания Петра I деревянный дворец на каменном фундаменте.
Петр I жил некоторое время на берегу озера Крупино в этом деревянном дворце, который сгорел. Позднее на его месте появился памятник, сооруженный из массивных диких камней.
Первопоселенцем стал мастеровой крестьянин Ефим. С ним Петр I встречался лично, освободил от крепостной зависимости, наделил землей в местах начала строительства. Однако работы по устройству каналов тогда начаты не были. Но поселение осталось, назвали Ефимов. Оно разрослось и стало деревней Ефимово, а затем поселок Ефимовский.
В 1755 году, в царствование Елизаветы Петровны, генерал-поручик Рязанов предложил проект, который был утвержден уже императором Петром III, но из-за недостатка средств работы не были начаты.
Затем Императрица Екатерина II предложила сенату "потрудиться деньги для этой работы сыскать", но денег не нашли.
Потом капитан артиллерии Д.Волк составляет "Проект обратного из Петербурга во внутренние России губернии судоходства", но тоже не был осуществлен.
Автором окончательного проекта в 1800 году стал голландец Ф.П.Деволант, офицер, перешедший на русскую службу. Проект был утвержден императором Александром I, и на его осуществление было тогда выделено почти полмиллиона рублей.
Постройка Тихвинского канала развернулась в 1801 году при царствовании Павла I. На строительство системы согнали тысячи крестьян из центральных губерний: Киевской, Нижегородской, Костромской, Ярославской, Тамбовской.
Названия шлюзам давали по тем городам, откуда прибывали крепостные для постройки.
Строительство велось вручную, никакой техники, кроме носилок и лопат, на строительстве не было. Тысячи крестьян гибли от изнурительного труда и голода. Много холмов братских могил осталось по берегам старого канала.
По окончании строительства для обслуживания плотин и шлюзов строители оставались на жительство. Им присваивался статус казенных. Для них были построены дома, называемые казармами. В этих казармах прошла жизнь не одного поколения работников, ставших, по сути, первыми пролетариями. Их потомки Сталмацкие, Ларионовы, Малиновские.
С созданием Тихвинской водной системы стали появляться села и деревни по берегам рек. Особенно много их возникло вокруг озера Еглино и Озерское. Появилось крупное торговое село СомИна, так его называли с ударением на втором слоге. Теперь это село Сомино.
В 1811 году открылось судоходство еще до полного завершения строительства. С Волги товары шли на больших лодках "соминках", потом перегружались на более мелкие, "тихвинки". Производство лодок сначала было налажено в Сомино. Возле реки стояла высокая башня, с которой сторож охранял суда.
В сентябре 1811 года от пристани на реке Сомино отправилось 54 лодки с разным грузом: соли 80 кулей, муки крупчатой 280 мешков, ржаной муки 61 куль, круп пшеничных 64, гречневых 15, гороху 14, овса 31 четверть, винного спирта 6555 ведер, икры 25 пудов, белужины 2350, масла макового 500, сала говяжьего 3446, мыла 4200, поташу 100, разных винокуренных кубов и котлов 377 пудов, чаю 300, подносов сибирских 60 и разных мебелей 5 ящиков, китайки 1000 концов, овчин 15, варежек, носков и кушаков 4 тюка. Сверх того на завод купца Голованова, на реке Тихвинке состоявшегося, 20 лодок с пшеницею, рожью и овсом. Да с Соминской пристани вошло в канал до 100 судов.
Стоимость доставки 1 пуда груза составляла 15-20 копеек.
Все шлюзы: Херсонский, Тихвинский, Новгородский, Тверской, Смоленский, Полтавский, Псковский, Харьковский, Курский, Житомирский, Владимирский, Московский, Калужский, Тифлисский, Петроградский (верхний и нижний), Кронштадтский, Детскосельский, Шлиссельбургский, Валдайский, Олонецкий, Саратовский, Архангельский, Севастопольский, Томский, Николаевский, Одесский, Юрьевский, Иркутский, Тобольский, Орловский, Нарвский, Таганрогский, Онежский, Кишиневский, Рязанский, Витебский, Могилевский, Полоцкий, Рижский, Ревельский, Гродненский, Черниговский, Киевский, Минский, Митавский, Виленский, Нижегородский, Ярославский, Симбирский, Костромской, Пензенский, Пермский, Тамбовский, Вятский, Воронежский, Рязанский, Вологодский, Остроленский (победа над поляками 26 мая 1831 года у Остроленки), Варшавский (победа при штурме Варшавы 6 сентября 1831 года во время польского восстания 1830-1831 гг.), Кулевченский (победа русской армии над турками 30 мая 1829 года у деревни Кулевчи во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг);
Всех пристаней - 105, важнейшие: Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сяськие Рядки. Пароходство по Мологе и Сяси.
На остальном пути - конная тяга. Лошади шли по специально устроенным бичевникам вдоль рек и озер.
Суда шли от Рыбинска до Петербурга до 29 дней.
В 1844 году по Тихвинке плавали 4933 лодки с товарами на 14 миллионов рублей.
По берегам возникает множество небольших предприятий.
У селения Ефимово начали действовать Быстрорецкий стекольный и кирпичный заводы купца 2-й гильдии Ланко. Они производили 2 млн. бутылок в год на 60 000 рублей, а также огнеупорный кирпич и печные изразцы на 12 000 рублей в год. Произведенную продукцию отправляли в Санкт-Петербург, Тихвин, Устюжну, Рыбинск, Мологу.
В Тихвине и Сомино строились однопарусные суда грузоподъемностью до 80 тонн, которые обычно назывались "тихвинками" и "соминками", некоторым присваивали названия водившихся в Тихвинке рыб. Перевозились негромоздкие ценные грузы. Из Питера отправлялись промышленные товары. С Волги везли фрукты, рыбу, импортные товары. На берегах селились торговые люди, росли деревни. В Сомино приходило много судов с баржами, привозили разный товар. Приезжали даже китайские купцы. Торговали красивыми шелками, халвой, изюмом.
У селения Ефимово в 1908 году был построен храм (часовня), освященный в честь святого пророка Ильи, которым отмечен водораздел двух водных систем России - Балтийской и Волжской. Главным жертвователем средств на возведение храма был император Николай II .
Сильно подорвала значение водной системы построенная в 20 веке Северная железная дорога.
С 1918 года система стала именоваться "Водный путь Ленина" в связи с доставкой продовольствия жителям голодающего Петрограда.
К началу 20-х годов движение грузов, по сравнению с довоенным временем, сократилось в 20 раз, система стала убыточной. Появилось пассажирское движение между Ефимовской и Сомино.
Грузовой пароход "Воронино" осенью перевозил овощи из дальних колхозов. Капитаны обращались за помощью в школу и в организации. Разгружать баржи на Тамбовский приходила в основном поселковая молодежь, многие после работы, и те, кто свободен. На барже развешивали фонари "летучая мышь". Парни и девушки перетаскивали в ведрах, корзинах и на носилках овощи на телеги и грузовики. Шутки, смех. Трудились без принуждения, добровольно. Все знали, что это - нужное дело. И, конечно же, не за плату.
Со средины 60-х годов ворота шлюзов и щиты плотин открыли навечно.
Утром Михаил согласился провести меня к остаткам шлюзов. Зрелище было удручающим.
Природа отчаянно боролась за выживание вокруг гниющих шлюзов, но это у нее плохо получалось. Мелели реки, заболачивались озера, все меньше становилось рыбы, уровень снизился и в Тихвинке и теперь ее можно перейти вброд.
Деревни вокруг водного пути сиротеют, исчезают с карты. Поля зарастают травой и лесом. Люди уезжают в крупные города. Население постарело, превратившись в поселки дачников и пенсионеров. Закрылись предприятия, пустеют дома, сгорают бесхозные постройки. Раз в неделю на рыночную площадку рядом с администрацией Ефимовска привозят из Питера дешевые китайские товары. Но уже не водным путем - автофургонами.
Водный путь создавали сто лет по четырем проектам шесть царей. Строили крестьяне всей Руси. Он дал бурное развитие целому региону страны и был экономически выгоден почти сто лет.
Его можно использовать в туристических целях. Как исторический урок воплощения гениального решения.
Какое гениальное решение теперь должны принять мы?
Сегодня Ефиму, который пожелает срубить новый дом на перекрестке Питерских дорог и дать полноценную жизнь новому поколению, нужна экономически выгодная, принципиально новая идея развития малых поселений.
Она неминуемо появится.
Ее ждет пустующая земля.
А вот и телевидение приехало в Ефимовск.
архив программы "Заповедная область" Телеканал Россия 1 от 30 марта 2013г.
29.03.2013
Санкт-Петербург
Долгая Г.А. Разбитое сердце Тализара 7k Оценка:8.42*4 "Эссе" Публицистика
Разбитое сердце Тализара
Тализар - одна из вершин Нуратинских гор, протянувшихся на 170 км с юго-востока на северо-запад по территории Узбекистана. Горы невысокие: вершина Заргар - наивысшая точка Нуратау - поднимается над уровнем моря на высоту 2169 метров. Нуратау прекрасны простором и ущельями, спускающимися скалистыми отрогами к северу - к пустыне Кызылкум и озеру Айдаркуль.
Красота ущелий, да и вершин, подобных Тализару, в камнях, из которых они образованы. Некоторые из них смотрят на путешественника отвесными, высотой под сто метров, скалами; некоторые восхищают просторными долинами, образованными холмами, украшенными причудливыми камнями, размером с дом, которые хаотично разбросаны на многие километры вокруг.
Нуратау, находясь в зоне полупустынь, расцветают весной, украшая себя кустами фисташек и шиповника, горными травами. Рядом с поселками на берегах нешироких саев растут могучие чинары, за которыми ухаживают местные жители. Естественные арчовые леса Нуратау давно вырублены. Только в заповеднике сохранились орешины, некогда закрывающие широкими кронами скалистые отроги гор. Многие растения и животные Нуратинских гор пополнили списки исчезающих видов в Красной Книге. Таковы, к примеру, бараны Северцева, которых сейчас разводят в заповеднике, или Маджерумская биота: одно из старых деревьев этого вида, возрастом в 1500 лет бережно охраняется жителями кишлака, недалеко от которого она растет.
Но как бы ни были ценны животные и растения - и те, и другие при желании можно вырастить и сохранить. А вот камни может создавать только природа, и никогда человек не воссоздаст естественный ландшафт, образованный сползающим ледником миллионы лет тому назад, или высоченные скальные стены, "вырубленные" водой и ветром за те же миллионы лет.
Сегодня в Нуратау бездумно вырубаются камни. И это не в шахтах, где добывают полезные ископаемые или драгоценные камни, это на поверхности гор, в сказочно прекрасных ущельях, где каждый камень представляет собой уникальное творение природы.
Посмотрите на Тализара. С его могучей головы, словно морские волны, "стекают" длинные каменные волосы, сплетаясь с такой же длинной бородой, прикрывающей грудь. Лицо Тализара похоже на лицо монгольского старца - узкие глаза, короткий, приплющенный нос над приоткрытым ртом, образованным темнеющим проемом грота. Тализар взирает на людей, отдыхающих у его ног воскресными и праздничными днями, и его вздох разносится над долиной при каждом взрыве за его спиной. Там уже несколько лет ведут заготовки камня, обезобразив голову векового старца и уходящие в долину скалы. А ведь те скалы были прекрасны, как кусок бисквитного пирожного! Камень Тализара вырубают для надгробий, украшая осколками горы могилы на кладбищах, при этом устроив кладбище природы в Нуратау!
Некогда красивые склоны гор разбиты, повсюду валяются куски невостребованного камня. Пройдут года и эти камни превратятся в пыль, а горы завоюет пустыня. Но это произойдет не скоро. Человечество, потомки тех, кто сегодня крушит горы, будут взирать не на красоту ущелья, а на заброшенные выработки, которые вряд ли вызовут в душе восхищение.
Камни разбивают как рабочие-одиночки, так и рабочие тех организаций, которые массированно ведут наступление на Нуратау. Но контроль ни за теми, ни за другими не ведется. Это можно понять по хаотичности "приложения сил".
В одном из ущелий, где каждый камень - произведение искусства, эти творения природы разбивают, не задумываясь над гармонией окружающего мира, а просто так - на что взгляд упадет, или на какой укажет заказчик. Сегодня еще можно погулять по ущелью, полюбоваться каменными скульптурами, формой напоминающие то лисичку, то гигантского варана, то гриб на нескольких ножках, то кобру, застывшую в прыжке, то ползущую улитку. Есть там и гигантский череп, и плывущие рыбы, и голова ящера, да и многие другие камни, пробуждающие фантазию и восхищающие красотой и необычностью форм.
Тем страшнее выглядят карьеры, вырубленные в таких же причудливых камнях, которые уже никогда не восстановят свою форму. Так и будут они лежать, ужасая обрубленными боками с полосами, оставленными на них бурами камнеломов.
В ущельях, которые оживают весной, журчат неширокие саи, наполняемые водой многочисленными родниками, бьющими из-под земли. Торопливо растут травы, уже чувствуя дыхание знойного лета. Птицы, зверушки наполняют горы жизнью. Но камни застыли в тревоге. Лишь на закате дня их тяжелые вздохи ветром разносятся по долине. В тех вздохах крики о помощи:
- Человек! Создавая, не разрушай! Береги природу! В своих повседневных заботах найди время для красоты и радости! Посмотри на Землю любящими глазами! Не причиняй ей боль и страдания, даже, если ты страдаешь или ощущаешь боль! Поверь - только природа способна и защитить тебя, и прокормить, и дать кров, и подарить радость жизни. Не превращай ее в кладбище, сохрани те богатства, которыми она тебя щедро одаривает!
Нуратау, май, 2010 год.
Афанасьева О. Истерика о вреде хлеба. Современный миф 14k "Эссе" Проза, Литобзор, Естествознание
Мне в жизни повезло.
Свою профессию я выбрала рано и правильно: технология хлебопечения.
Поэтому хорошо представляю, что и для чего написано в ГОСТе на дрожжи, которым размахивают сейчас в истерике перед телекамерами люди совершенно не понимающие ни технологии хлеба и дрожжей, ни смысла терминов, из которых хотят сделать ужастики, ни просто смысла стандарта. Увидев названия химикатов, которыми разрешается пользоваться при исследовании образцов в лаборатории для определения качества продукта, его влажности, кислотности, количества жира, а так же моющих средств, кислот и хлорки, которые надо применять для регулярной обработки оборудования, эти борцы за справедливость во всю кричат, что нас травят химикатами, кислотой и хлоркой, которых, ясное дело, нет и не может быть в дрожжах, как нет их в мясе, крупе или кефире.
Начала писать рассказ о легендах и обрядах, связанных с хлебом, и с изумлением обнаружила в интернете обилие статей о вреде хлеба, дрожжей. Изобрели совершенно дикие по безграмотности термины "закваски без дрожжей", технологии обработки хлеба для так называемой борьбы с дрожжевыми клетками.
Можно было бы мнение о вреде хлебе и дрожжей отнести к современным городским легендам, как монстры в метро, но ведь дело намного серьезнее. Распространению этой легенды активно содействуют телевидение и интернет, что наводит на мысль о продуманной рекламе.
Придется немного процитировать информацию из Интернета.
Хлеб давно и прочно вошел в нашу жизнь как один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите.
Пшеница была одним из первых одомашненных злаков. В Священном Писании Земля обетованная почти постоянно называется землёй пшеницы (видимо, из-за изобилия этого злака): злачное место (буквально хлебное место) или Рай.
В христианском искусстве пшеница символизирует хлеб причастия в соответствии со словами Спасителя, преломившего хлеб на Тайной вечере: "Это - Моё тело".
У славян зёрна пшеницы были символом богатства и жизни, предохраняли человека от порчи.
Известна евангельская притча о работнике, засеявшем поле пшеницей: пока он спал, его враг посеял между рядами пшеницы сорную траву - плевелы. Работник дал зерну созреть и только потом отделил хорошее зерно от плохой травы. Иисус так растолковал значение притчи своим ученикам: враг - это Сатана, хорошее и плохое семя - праведник и грешник, а жатва - синоним Страшного Суда, когда жнецы, Божьи ангелы, явятся отделить избранных от осуждённых.
Давайте и мы попробуем отделить правду от пиара.
Хлеб - один из самых важных в жизни человека повседневный продукт, никогда не приедающийся, тысячелетиями производится и потребляется в каждой стране, каждым народом в той или иной форме.
Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своём сочинении "Пир мудрецов" древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепёшки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зёрнами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запечённые на вертеле.
Какую сказку не возьми, хлеб почти в каждой присутствует. Сесть на пенек, съесть пирожок. Поделиться лепешкой. Колобок выпечь.
Печь русская до сих пор исправно хлеб печет во многих домах и поселках от ладожских болот до зауральских сибирских лесов.
Хлеб связан со многими современными религиозными обрядами. Упоминается в поговорках, приметах. Хлеба и зрелищ просит люд.
До сих пор каравай обязателен на каждой свадьбе не только у русских, не важно - верующих или нет.
Ломтик хлеба кладут на могиле.
На гербе бывшего союза советских республик флаги обнимали колосья хлеба как основу жизни.
Уже появилось несколько форумов, где всерьез обсуждается, как спастись от термофильных дрожжей. Это было бы смешно, если не было бы так грустно: "Не нравятся термофильные дрожжи? Проварите их в воде на сковородке 3 - 5 минут и слегка прижарьте. Не нравится на сковородке, купите себе электропечку, и подсушенный в холодильнике хлеб прожарьте около 5 минут". Даже если бы меня заставляли, я бы не смогла придумать для юмористического журнала большей чуши! Особенно если учесть, что термофильных дрожжей не существует, живых дрожжей в хлебе нет, они полностью погибают при выпечке, а споры разных дрожжей мы вообще вдыхаем и едим каждый день с другими продуктами.
Ладно. Один технолог - не борец с создаваемым общественным мнением. Послушаем других признанных в этой области специалистов.
Вот текст одной из бесед с И.В.Матвеевой, с мнением которой я полностью согласна.
- О нападках, пошедших на хлеб, с удивлением услышали все специалисты нашего института, - сказала Ирина Викторовна Матвеева, доктор технических наук, профессор кафедры технологии хлебопекарного и макаронного производств Московского государственного университета пищевых производств; она преподает уже четверть века.
В антихлебных статьях много говорится о пользе бездрожжевого хлеба, сделанного по старинным рецептам - на закваске, особенно хмелевой. Уважают авторы хлебных ужастиков и ржаной хлеб - его издревле ели на Руси, и в нем, по мнению авторов названных публикаций, нет искусственных дрожжей.
В хлебопекарной промышленности используются два вида биологического разрыхлителя. Это спиртовое брожение, которое вызывается дрожжами. Для ржаных и ржано-пшеничных изделий используются закваски из молочнокислых бактерий и дрожжей. Это традиционная технология. Человечество ест хлеб уже 50 тысяч лет, а пять тысяч лет ест хлеб разрыхленный, то есть дрожжевой.
Термофильные молочнокислые бактерии (мезофильные), применянмые при производстве ржаного хлеба, очень полезны. Но в ржаном хлебе, даже если их не добавлять, все равно размножаются дрожжевые клетки, потому что они содержатся в муке и проявят активность уже через два часа. А через двое суток их там будет полным-полно. Вообще невозможно приготовить закваску, чтобы в ней не было дрожжей! Разрыхленное тесто, конечно, намного вкуснее и полезнее пресных лепешек, мацы и лапши.
Хмель и закваска из него не подменяет дрожжи или молочнокислые бактерии. Это только улучшитель питания дрожжей, вкуса и аромата хлеба, замедлитель плесневения поверхности хлеба.
Не понятно, что такое "мертвая мука". Любая мука - это живой продукт, который дышит, расходуя кислород, содержит белок зерна, витамины, живые клетки дрожжей и молочно-кислых бактерий. Мука продается в бумажных пакетах не зря. Если ее герметически закрыть, она задохнется, приобретет неприятный запах разложения органических веществ. Сейчас в хлебопечении используется до 15 видов муки: не только высшего сорта, не содержащая частичек отрубей. Хлеб из нее по этому менее полезный, чем темные сорта хлеба из обойной муки или второго сорта. В муке грубого помола витаминов и минеральных веществ гораздо больше. Производители подстраиваются под спрос: чего больше берут, того больше и производят. К тому же круассаны и сдобную булочку из муки второго сорта не слепишь, она будет темная и плотная.
Есть хлеб из цельного зерна нужно в меру, один-два кусочка в день, потому что оболочечные частицы могут раздражать кишечник, так и до колитов с гастритами недалеко. А в среднем человеку нужно 250-300 граммов обычного хлеба в сутки.
Некоторые производители делают хлеб на закваске и пишут для потребителя, что он бездрожжевой. У нас и на упаковках с растительным маслом пишут "не содержит холестерина", хотя это просто смешно - в растительном масле холестерина вообще нет, было модно - без холестерина, и на растительном масле стали писать, хотя там его вообще быть не может. Хлеб сделан на закваске, но это не значит, что там нет дрожжей. Жанна Бичевская не биотехнолог, лучше бы она песни пела.
- Я только приехала с выставки по хлебопечению, самой крупной в мире, - говорит Матвеева. - С российской стороны было больше тысячи представителей. На выставке были представлены 40 стран, и все едят дрожжевой хлеб. Я не считаю страны, где население традиционно питается рисом. Десять огромных павильонов, вы даже не можете себе представить! И все завалено дрожжевым хлебом, и все его с радостью едят. Я много читаю зарубежной литературы, но вопрос о вреде дрожжевого хлеба стал подниматься только у нас.
Объективности ради информация о новоявленном "убивающем факторе", о дрожжах, еще из одного источника.
- Дрожжи - одни из самых безобидных микроорганизмов, - объясняет член-корреспондент Российской академии наук Иван Чернов, профессор кафедры биологии почв факультета почвоведения МГУ. - Но проблема в том, что в последнее время действительно увеличилось количество грибковых заболеваний. Может быть, именно этим вызвана волна публикаций в прессе о дрожжевом хлебе? Вот только одно с другим никак не связано...
Дрожжи, по словам Ивана Юрьевича, не образуют токсичных веществ. Но сами дрожжи (не пекарские; вообще-то их около 40 видов) попадают в организм и могут поражать его, как это происходит с болезнетворными микроорганизмами.
- Я имею в виду кандидозы и очень опасные системные микозы, которые поражают внутренние органы, - говорит профессор. - Внутри нас начинают расти дрожжи. Происходит это не из-за патогенности самих дрожжей, а в результате ослабления иммунитета после приема антибиотиков и иммунодепрессантов. В научной литературе зафиксирован случай, когда у ослабленного человека грибковое заболевание было вызвано самыми обычными штаммами дрожжей.
Грибковые заболевания опасны для людей после длительного лечения антибиотиками, когда угнетается нормальная микрофлора, либо пациентам после пересадки тканей или онкологического лечения, когда специальными препаратами угнетают иммунитет, либо больным ВИЧ.
Но хлеб здесь ни при чем! Пекарские дрожжи в живом виде в выпеченном хлебе не содержатся. Они не вредные, и подобны тем, что используются в пивоварении, при изготовлении вина. Они самые обычные, не патогенные. Таких организмов в природе огромное количество, они живут на листьях, в воздухе, в пыли. Мы вдыхаем споры грибов. Дрожжей особенно много там, где есть сахаристые выделения,например, в цветочном нектаре.
Напоследок Иван Юрьевич сказал, что сам он ел и будет есть дрожжевой хлеб, особенно он любит "Бородинский"...
- В статье "Дрожжи-убийцы" упоминаются некие "бактериальные клетки дрожжей", - продолжает Ирина Викторовна. - Так нельзя сказать, это тоже грубая ошибка. Дрожжи - это грибы, а не бактерии! По своему химическому составу они обладают ценнейшими компонентами. У нас пивные дрожжи продают в аптеках, чтобы нормализовать формулу крови и улучшить обмен веществ. А хлебопекарные и пивные дрожжи - это одно семейство - сахаромицетов.
Размножаются обычные хлебопекарные дрожжи при 25, а бродят при 27-30 градусах, гибельна для них температура такая же, как и для любого живого существа, как для нас с вами, более 40 градусов. При 50 градусах уже все дрожжи погибают, а в мякише хлеба больше 95 градусов, в печи от 150 до 200 градусов и ни одна дрожжевая клетка в хлебе не выживет, а останется только инактивированная биомасса дрожжей, как вареное яйцо, обладающая ценнейшим составом: белки, липиды, витамины, минеральные компоненты. Живых дрожжевых клеток в хлебе нет! Пусть авторы публикаций о вреде дрожжевого хлеба и Жанна Бичевская покажут мне такие "термофильные дрожжи" и скажут, какой это штамм, какая раса, какой завод их производит. Повторяю: не существует термофильных дрожжей, которые будут живыми при 95 градусах!
Но в сущности это и не важно, потому что живые дрожжи попадают в желудок вовсе не с хлебом! Микробиологический видовой состав содержимого желудка у человека, который, предположим, полностью откажется от дрожжевого хлеба, все равно будет содержать 20 - 30 видов дрожжей-сахаромицетов. Авторы антихлебных ужастиков, напомню, пугают нас искусственным происхождением пекарских дрожжей - якобы созданием рук человеческих. Однако дрожжи-сахаромицеты создал не человек. Дрожжи попадают в желудок с пищей, действительно живут на поверхности овощей, фруктов, в йогурте, кефире, ряженке. Простым мытьем под холодной водой дрожжи не уничтожаются.
Хлеб - это ценнейший продукт. А люди болеют потому, что ухудшилось состояние окружающей среды, неправильный образ жизни.
Хлеб действительно может быть вреден для одной сотой доли от всего населения, заболевание целиакия. Есть такие люди, которые не переносят пшеничные белки - глютен (он для них - аллерген). Это единственная категория людей, которые должны потреблять безглютеновые продукты, например, из гречихи.
Но дрожжи тут совершенно ни при чем.
Просто удивительно, как современные информационные системы помогают распространяться слухам, по невежеству равных средневековым заблуждениям.
Почему внезапно начались такие нападки на дрожжевой хлеб? По мнению Матвеевой, авторы антихлебных статей не вникли в суть дела в погоне за сенсационностью. Но главная причина, по ее мнению, в том, что некоторые производители начали "раскручивать" новые, нетрадиционные для нашего народа бренды: вафельный хлеб, взорванные хлопья.
И дрожжи, и хлеб из дрожжевого теста - прекрасный продукт, природный, полезный, тысячелетиями используемый людьми.
17.03.2013
Санкт-Петербург
А.Моральный С точностью до наоборот, или Яйцо как тотем смерти 10k "Эссе" Проза
Времена на дворе стояли древние, дохристианские. Сказочно-диковатые, но, в общем и целом, по сравнению с нынешними -- вполне наивные.
Жил-был в те годы Кащей.
Заметьте, не знакомый нам с допубертатного периода злобный Кощей Бессмертный, жутковатый желчный старикашка, готовый по первому своему дурному помыслу сжить со света кого угодно, а просто Кащей. Рядовой славянский бог далеко не самого высшего ранга. Один из многих себе по значимости подобных.
Нельзя сказать, что был он особо среди людей почитаем, как старшие его товарищи Род, Перун или Велес. Вряд ли все подряд молились ему в горе и в радости, вряд ли резали из могучих дерев идолов его образа, вряд ли называли в честь Кащея своих чад. Вряд ли, но не бесспорно. Русь-матушка с младых веков своих неожиданными выходками всему миру известна.
Трудился бог Кащей, как сейчас бы сказали, на ниве сортировки душ в Нави -- это их, наших далеких предков, подземное царство так называлось, жил без солнечного света поблизости от работы, да и женат был на тамошней хозяйке и, прямо скажем, не первой вселенской красавице -- госпоже-богине Маре Морене, особе жестокосердной и своенравной. Слыл в своей епархии вторым после супруги нумером, как сказали б сейчас -- подкаблучником. Пережитки, понимаешь, матриархата.
Никакого молока за вредность при таких-то тяготах и лишениях Кащей естественно не получал, пил одну лишь сырую воду, в те времена химикалиями и органическими нечистотами ещё не заражённую. Этим скромным яством и довольствовался. Какая уж тут легендарная скаредность противного Кощея Бессмертного, по-пушкински чахнущего над златом?
Между тем, работка у нашего бога была не приведи каждому. Мара Морена, дама, склонная к абсолюту, в Навь тащила загубленные души без разбору -- и грешников, и праведников. Мол, чем больше, тем лучше. Подземного пекла на всех хватит. Это, конечно же, без сомнения. Хватит. Но где справедливость? Где правда? Да и стимула вести себя по-человечески у ещё живых в таком бы случае не осталось. Мол, если после смерти душу все равно в топку, на кой ляд нужна эволюция? Да здравствует повсеместное оскотинивание!
И вот тут-то нам становится ясен весь положительный набор личностных качеств нашего персонажа. Сидел Кащей на сортировке практически без перекуров, разбирал души. Грешников -- в Навь, этих, и правда, в топку. Огонь, если не спалит, обязательно очистит. Всем известно. Но праведников -- в Правь.
Ничего не напоминает? Цепочка: правь-праведник-правда. Правь -- это их, славян древних, Рай небесный, наша отечественная Валгалла, если угодно. Все блага для героя войны и труда. В смысле, не "кино, вино и домино" (вариант -- "пыво, бабы, папыросы"), а настоящий "ол инклюзив" -- Бора-Бора, средиземноморский круиз и Диснейленд в одном месте, если можно так выразиться. А начальником в этом заведении -- самый уважаемый бог, Перун. Это он, великий Громовержец, с живыми строг и требователен, а со своими вполне себе мил и прекраснодушен...
Вот вам и определяющая роль Кащея в славянской мифологии. Неплохо, правда?
Не даром говорится, что сказка -- ложь. Но и про намёки человеку думающему объяснять не надо.
Давайте-ка рассмотрим одну из глав такого "народного творчества" в свете открывшихся нам фактов, обстоятельств и домыслов. Итак, сия небезынтересная работа коллективного христианского разума называется "Марья Моревна".
Тем, кто запамятовал, напомню содержание сказки. Кратко.
Итак. Иван-царевич после смерти родителей остается жить с тремя своими (?) сестрами. В течение трёх лет он всех их выдает замуж, а сам со случившейся по поводу одиночества меланхолии отправляется неведомо куда искать неведомо что. Хорош царевич, да?! Ладно, не станем акцентировать на государственном долге, суть в другом. Короче, по прошествии какого-то времени, выходит наш Иван на поле недавней битвы. Трупы -- горами, вороны -- тучами, а посреди всего этого дурно пахнущего безобразия стоит великолепный шатёр, в котором возлежит на подушках и перинах симпатичная дама с персиком в одной руке и бокалом вина в другой. Ну, Иван-царевич -- это вам не Иван-дурак. Понял всё правильно. Результат: сытая и весёлая жизнь с чудесной женщиной в её же роскошных хоромах в течение целого года. Иван, естественно, развеялся. Тоска прошла. Своё скучное царство как-то совсем позабылось. А чё нам, кабанам?! Здеся круче. Да вот только Марья Моревна персиками в бордо уже по горло сыта. Говорит сожителю, мол, так и так, прости, Ваня, останешься на хозяйстве, а я тут новое войско собрала, схожу в поход. Да, чуть не забыла, в чулан не заглядывай, там темно и холодно, и вообще ничего интересного. Ушла. Иван, естественно, сразу в чулан. Глаза к темноте привыкли, смотрит, тощий дядька к стене цепями толстыми прикован. Ох, парень, плохо мне, говорит мужичок. За двенадцать лет, что я тут заперт, никто и воды не принес. Мож, хучь ты сжалишься? Иван и сжалился. А дядька меж тем воду пьёт и пьёт, двенадцать вёдер осилил, должно быть по количеству лет заточения. Царевич аж вспотел, пока столько воды натаскал. Дядька ж тем временем от воды почувствовал себя значительно лучше, надулся, грудь (?) расправил и цепи словно ниточки порвал. Подошел к наивному отпрыску царской фамилии, похлопал его по плечу, назвался Кощеем Бессмертным и рванул по своим делам. А напоследок сказал, что Марьи Моревны теперь ему не видать как своих ушей. Иван, конечно же, обиделся. Пошел к зятьям своим за подмогой, чтоб те посодействовали ему Кощея найти и порешить. Зятья помогли. Достали яйцо со смертью Кощеевой, коня приличного царевич сам нашел. В общем, победил Иван Кощея, умертвил с помощью яйца, труп сжёг, а пепел по ветру развеял. Марью Моревну обнял, и отправились они вместе к ней во дворец. Тут и сказочке конец.
Вот такая история. И всё бы ничего в современной христианской традиции. Зло побеждено, добро торжествует, из реально несправедливо пострадавших только прежнее государство Ивана-царевича, о котором все почему-то забыли. Да и Бог с ним, нового царя найдут. Или республику организуют. Чай, не все ж там идиоты...
Но это, ребята, ложь. И не просто безобидная выдумка с моралью, которой, в принципе, и является любая сказка, а откровенная лажа.
Если разобрать по косточкам вышеприведенную историйку в свете древнеславянской мифологии, то что ж получается? Иван-царевич (имя, кстати, библейское, звание тоже не исконно-русское), выдав сестер замуж, затосковал. С чего бы? Сёстрам ведь личную жизнь устроил, а не гарем распустил! Впрочем, не это главное. Дальше. Пошёл с тоски смерть искать. Что, что, что? Нет, всё правильно. Смерть искать пошёл. И нашёл. Марью Моревну. Или... Мару Морену. Помните, где отыскал? В шатре на поле брани, среди гор мертвецов. А та в компании с вином лишь и персиками на шелковых перинах! Даже без телохранителя! Во, самообладание, да?! Дальше. Отправился вместе со Смертью в её чертоги, где целый год развлекался. А Мара Морена тем временем новую рать собирала. Надо ж душами Навь пополнять, черти без работы спиваются! А Кащей, сдерживающий фактор алчной Смерти, тем временем в чулане без воды (а вовсе не над златом) чахнет. Помните, он же только воду и пьёт? И вот тут-то мы подходим к первому и последнему правильному поступку Иван-царевича. Сжалился парень, напоил пленника водой. И тот, оказавшись вполне ему благодарным, тут же даёт бесценную награду -- бессмертие. Помните? "Не встретишь ты теперь Марью Моревну никогда, сколь не ищи"...
Есть ещё вопросы?
Грустно становится и обидно, что даже сказки наши "народные", написаны какими-то прохиндеями от религии. Неужели настолько сильно и пугающе было в славянах язычество, безмерно уважение обычаев собственных предков, что древних богов их, по-своему великих или малозначительных, совсем не обязательно -- злых или добрых, великодушных или с подлецой, -- но решено было каким-то "высшим" замыслом выжечь из людской памяти, вытравить из сердца, оболгать, оклеветать, надсмеяться?
Страшно, ребята. Ведь даже греки и римляне, будучи сейчас не менее ревностными христианами, чем мы, русские, чтят Зевса (Юпитера), Меркурия (Гермеса) и прочих, прочих, прочих. Чтят как память ушедших времен, как несколько наивные, но всё ж идеалы своих предков. Во всяком случае, мраморных Аполлонов и Венер по сей день сберегают в музеях и на площадях, восхищаясь искусным резцами древних мастеров, а не топят в Тибре, как поступили десять веков назад с нашими Перунами и Велесами, отдав их холодным водам Днепра и Волхова (да и волхвы -- жрецы того же Велеса, если кто не знает).
Кащей, бог пусть мелкий, но свой и, что немаловажно, справедливый, делящий людей на касты праведников и грешников (простите, запамятовал, а что делает у врат Рая Апостол Пётр?), забыт. На его месте жалко рисуется немощная и скаредная сказочная тварь, крадущая женщин и прячущая собственную смерть на ветвях потаённого дуба (уточняю: дуб -- символа Перуна) в многослойной упаковке, сердце которой - Яйцо, древнейший символ жизни, её колыбель.
Мы же, забывчивые, но гордые за принадлежность к великой нации, говорим всем и каждому, что ходим под Богом. Вот только не часто уточняем, под каким.
А славянские сказы, кстати, назывались, кощунами. И с такими "народными" сказками они общего ничего не имеют... Вспомните-ка, что у нас сейчас понимают под термином "кощунство"?
Афанасьева О. Трагедия Спитака. 25 лет спустя 16k "Эссе" История, События
"Спитак" в переводе с армянского - "белый". Спитакское землетрясение (арм. Սպիտակի երկրաշարժ) также известное как Ленинаканское землетрясение (арм. Լենինականի երկրաշարժ) случилось в полдень 7 декабря 1988 года.
До 1988 года Армении уже приходилось сталкиваться с несколькими мощнейшими землетрясениями. Что касается последнего, то его эпицентр находился приблизительно в том же месте, что и у двух предыдущих, произошедших в 1899 и 1940 годах.
Вследствие землетрясения образовался 37-ми километровый разлом в земной коре. Он возник на месте тектонического разлома, уже существовавшего на этом месте ранее. Это говорило о том, что в этой местности сильные землетрясения уже были. В Армении подобные бедствия в 1679, 1827, 1840, 1926, 1931 годах уже случались, схема сейсмоактивности на планете в приложении.
1 декабря шесть сейсмических станций Армении зафиксировали толчок силой 3,5 балла по шкале Рихтера, но в такой сейсмически активной зоне его сочли вполне обычным. Однако пять дней спустя, после серии подземных толчков той же мощности, уровень подземных вод в Ноемберян поднялся на 2 м. Это было одним из признаков приближающегося мощного
землетрясения.
7 декабря в 11 часов 41 минуту по московскому времени на северо-западе Армянской ССР было зарегистрировано длившееся несколько секунд землетрясение силой 7,2 балла по шкале Рихтера. Этого времени было достаточно, чтобы разрушить город Спитак. И хотя толчок был не особенно сильным, последствия оказались чудовищными. Самыми неустойчивыми зданиями в Спитаке и других разрушенных городах, таких как Гимри и Ванадзор, - оказались школы. Когда они обрушились, их обломками были раздавлены тысячи детей. В Гюмри и Спитаке более 95% строений сравнялось с землей. Качество строительства вызывало ужас. По понятным причинам, наибольшему разрушению подверглись здания, имевшие несколько этажей, включая и больницы. После того как районная больница превратилась в руины, оказание первой помощи стало невозможным из-за гибели сотен врачей. Под развалинами осталось и медицинское оборудование. Город погрузился в хаос.
Представитель ЦК Компартии Армении, прибывший в Спитак в первые же часы трагедии, сообщил: "За три дня извлекли из-под руин более 1700 живых, а свыше 2000 человек, вынутых из развалин, уже не вернуть. В рабочей силе недостатка нет: постоянно прибывают добровольцы со всех концов республики и страны. Но еще не хватает техники, особенно мощных подъемных кранов..."
Разрушений стало больше, когда за основным толчком последовала череда последующих, менее мощных. В общем числе без жилья остались более 2 млн жителей Армении. Сорок процентов промышленного потенциала Армении было выведено из строя.
Строили и тогда, и сейчас в основном с расчетом на 7 баллов, которое определяется такими признаками: значительное повреждение зданий; трещины в штукатурке и отламывание отдельных кусков, тонкие трещины в стенах, повреждение дымовых труб; трещины в сырых грунтах. А 9 балльных (признаки: обвалы в некоторых зданиях, обрушение стен, перегородок, кровли, обвалы, осыпи и оползни в горах) сооружений очень мало. Сыграло роль и то, что устойчивость зданий падает с каждым годом, тем более в сейсмических районах, где потихоньку все время трясет. Установлено, что грунты под Спитаком такого строения, что во многих районах города произошел резонанс, наложение амплитуд первого и последующих толчков.
Тем, кому удалось выжить, предстояло выстоять в условиях невероятно холодной зимы: в тот год температура в Армении могла опускаться ниже 35 С. Местное правительство, оказавшись не в состоянии действовать, возложило проведение операций по спасению жителей на иностранные неправительственные организации и советское правительство.
Пострадало 40% территории Армении. Полностью или в значительной части были разрушены 21 город и райцентр, 324 села. В первые дни удалось извлечь из-под завалов около 40 тыс. человек, спасти жизнь 15254 наших сограждан. Из зоны бедствия было эвакуировано 110 тыс. человек - детей, женщин, стариков. Всего погибло 25 тысяч человек. Людей хоронили почти пол года. 514 тысяч человек остались без крова, в восстановлении участвовали 111 стран. В рамках доставки помощи разбились югославский и советский самолёты.
В Ленинакане было стерто более 80% жилых зданий - это второй по величине город Армении с числом жителей около 250 тысяч человек. Больше половины построек разрушило в Кировакане. В общем числе количество затронутых городов и селений - 400, из которых 58 разрушены практически полностью.
Свидетельства очевидцев
Олег ГЕРЧИКОВ
Спитак стёрт с лица земли. Вместо многоэтажек груды строительного мусора. Кое -где поверх обломков лежат красные тряпки с нарисованными на них белыми буквами. Это коммунистические лозунги на развалинах социалистического города. В некоторых местах еще работают спасатели и добровольцы. Люди ищут родных и надеются найти живых. Вертолёты с гуманитаркой садятся на сохранившемся стадионе Спитака.
У въезда в город сидит маленький мальчик с большими остановившимися глазами. Он молча протягивает прохожим листок бумаги, на котором написаны имена и фамилия его родителей. Никто не знает, где они.
На пути в Ленинакан (ныне Гюмри) встретился с Икарусом, в котором ехал пресовмина СССР Николай Рыжков. Кортежа из машин сопровождения не заметил.
В Ленинакане рухнуло много новых зданий, многие стоят с трещинами, старые одоно- и двухэтажные дома большей частью сохранились. Картины разрушенных городов и сёл ужасны. Удары подземной стихии не поддаются логическому объяснению. Вот несколько одинаковых домов у шоссе. Один разрушен, следующий цел, за ним снова разрушенный, вплотную к нему - целый. Будто черт из преисподней беспорядочно тыкал пальцами.
В разрушенных домах покинутых людьми, рыщут мародёры. При мне поймали одного, едва не затоптали насмерть. Еле военные отбили. Самое страшное, что грабят не только дома, но и мёртвых.
В Ереване появилось много псевдожертв землетрясения, выбивающих деньги во всевозможных инстанциях.
На моих глазах из-под развалин извлекли молодую женщину. Куда больше спасатели достают мёртвых.
На улицах города прямо на асфальте стоят пустые гробы и фургоны с хлебом. Это главное, что сейчас нужно мёртвым и живым.
Сергей ОСИПОВ
В 1988 г. в городе погибли 4 тысячи человек - каждый третий житель. Версий того, почему было так много жертв, уже 20 лет назад было немало. Одни говорили, что сдетониролвали артиллерийские склады Советской Армии, постоянно пополняемые в те годы для возможной войны с Турцией. Другие настаивали на том, что это руководство СССР неудачно испытало тектоническое оружие. Третьи же утверждали, что всё, увы, куда проще и трагичнее - виноваты строители, своровавшие слишком много цемента.
От старого Спитака ныне осталось всего 3 дома, переживших катастрофу 1988 г. Один - полукруглый дом на перекрёстке улиц Шаумяна и Торусяна. Еще два сохранились на шоссе Ереван - Ванадзор. И все три, как постоянно подчёркивают местные старожилы, были построены Строительным управлением, которым руководил один человек - Левон Габриэльян. К счастью, он до сих пор жив и здоров, уважаемый в Спитаке человек.
Весь центр нового, нынешнего Спитака - школа, дворец культуры, торговый комплекс - выстроен из розового туфа, столь любимого армянскими строителями. Сейчас это один из красивейших городов страны, в котором много воздуха и открытых пространств. На кладбище, наоборот, чувствуется некоторая скученность. На стеллах из чёрного и красного гранита (сразу видно, производились большой серией) - одна дата смерти... Многие лежат тут как и жили - целыми семьями. А семьи в Армении традиционно большие...
Живых сейчас в городе - 15 тысяч человек. Почти все живут в новых домах, различающихся цветом крыш. Красные - у микрорайона, построенного швейцарцами. Зелёные - в центральной части города, возведённой на деньги американского миллиардера армянского происхождения Кирка Кркоряна. Другие дома строили итальянские, эстонские, узбекские строители...
Каждый год 7 декабря на кладбище, в которое плавно переходит город, собираются выжившие, родственники, спасатели. Часто приезжает Николай Рыжков, которому в городе жители поставили прижизненный памятник.
На холме кладбища, где похоронены жертвы землетрясения, построена церковь из металла.
Фаград Апуджанян в те дни - заместитель председателя спитакского райисполкома, ныне - редактор независимой газеты "Лусардзак":
В тот день я с коллегами поехал по азербайджанским сёлам в округе, чтобы решить вопрос о документах для тех, кто захотел переехать в Азербайджан. Взяли с собой чистые бланки, документы... В дороге тряхнуло, но на открытой местности поди определи силу толчка. Вообще-то у нас постоянно эти толчки бывают. Регион такой сейсмоопасный. Вернулись в город - а города нет...
Первое, что поразило после масштаба разрушений - тишина. Говорят, что тишина бывает мёртвой. Так вот, та тишина была мёртвой в самом прямом и буквальном смысле.
На руинах встретил председателя горисполкома Григоряна. Вместе поехали в горком партии. Он тоже был разрушен, в своём кабинете погиб 3-й секретарь.
На площади было много людей, все опасались новых толчков.
В моей семье по счастью никто не пострадал, но друзей погибло много. Дом, в котором я жил, был почти полностью разрушен.
Николай РЫЖКОВ, председатель Совета министров СССР в 1985-1991 гг.:
В Армению я вылетел в ночь с 7 на 8 декабря и к утру был на месте. Конечно, ещё в Москве мне доложили о жертвах и разрушениях, но в глубине души была надежда - может, всё окажется не так тяжело и ужасно. Когда же оказался на месте, от надежды ничего не осталось. Я увидел страшное зрелище, практически полностью разрушенный город. Целые дома сохранились лишь кое-где на окраинах. Здания лежали буквально пластом. Под завалами - много живых людей. Они кричали, отчаянно звали на помощь... Помню, наш автобус остановился у развалин универмага. Видимо, во время землетрясения там было много народу - мы услышали женские, детские крики... Народ вокруг был очень возбужден: где же краны, где спасательные вертолеты? Конечно, какую-то технику успели подогнать из ближайших районов. Но ведь не прошло ещё и суток после трагедии.
Пришлось немедленно организовывать всё, вплоть до производства гробов. В печати тогда вышла известная фотография, на которой целая улица уставлена штабелями гробов. Люди могли приходить и брать их бесплатно... Выживших старались накормить, напоить.
Горе Армении всколыхнуло всю страну. Откликнулись практически все регионы, миллионы простых людей. Телерепортажи из Армении нельзя было смотреть без слёз.
Армения сегодня
В 2005 году, через семнадцать лет после катастрофы, 9000 семей продолжали жить в сборных сооружениях, которые едва ли можно назвать домами: они больше напоминали контейнеры, в которых нет даже элементарных удобств.
Численность населения в 2010г. составляла 3 млн.чел. Переписи населения отмечают сокращение численности населения страны и весьма однородный национальный состав; Армения - единственная страна бывшего СССР с практически моноэтничным населением (97,9 % которого составляют армяне).
Кроме жилищной проблемы на территории Спитака продолжает оставаться еще одна - безработица. Землетрясение еще больше усугубило страшную нищету.
Уровень преступности растет на 7-8% ежегодно, почти все тяжелые преступления (98,2 %) в Армении совершаются лишь в столице.
Отсутствие признаков улучшения заставляет жителей Армении в поиске лучшей жизни эмигрировать в Европу.
В стране за последние несколько десятков лет под воздействием эрозии и оползней выведено из сельскохозяйственного оборота 140 тыс. га пашни и 300 тыс. га сенокосов и пастбищ; из подлежащих рекультивации 114 тыс. га эродированных земель восстановлено около 3,5 %. Доля территории, покрытой лесами, сократилась с 11,2 до 8-9 % .
Около 98 % валового сельскохозяйственного продукта производится частными хозяйствами и торговыми организациями.
Районов, пригодных для земледелия, мало. В основном используются долины Аракса. Выращиваются хлопок, виноград, миндаль, оливки, зерновые, овощи. Пастбища и сенокосы занимают около 28 % всей территории.
Армянская АЭС, построенная в 1970-е годы, была закрыта после землетрясения, хотя сама она не пострадала. Один из двух реакторов АЭС возобновил работу в 1995 году, но на правительство Армении оказывается международное давление с целью добиться его остановки из опасений по поводу безопасности реакторов. АЭС обеспечивает 40 % энергопотребления страны. В энергетическом секторе Армения сохраняет сильную зависимость от российской помощи. Многие энергетические объекты на территории Армении находятся в российской собственности или под российским управлением. В частности, в 2002 году энергораспределительные сети были приватизированы и в 2005 году перешли в собственность РАО ЕЭС.
Товарооборот с Россией составляет около 20 % внешней торговли республики. В Армении транслируются три российских телеканала "Первый канал", "РТР-Планета" и "Культура", а также межгосударственная телерадиокомпания "МИР" и издаются на русском языке газеты. Интернет достаточно широко распространён по всей стране и доступен практически в любом её городе.
В настоящее время продолжается третья кредитная программа Всемирного Банка для Армении. Офисы семейных врачей оснащены современным оборудованием и кадрами.
В 2005 году США выделили 7 миллионов долларов на модернизацию системы связи Вооружённых Сил Армении.
В 2009 году Армения испытала резкий экономический спад, ВВП снизился более чем на 14 %, несмотря на крупные кредиты от международных организаций. Основными причинами кризиса стали резкое сокращение строительного сектора и снижение денежных поступлений от рабочих, уехавших на заработки за рубеж.
В 2010 началось некоторое оживление экономики, однако в 2011 году одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире журнал Forbes дала Армении 2 место после Мадагаскара в рейтинге худших экономик мира.