Тема конкурса "Философи Я" позволяет мне сказать несколько слов о себе.
Для чего мне конкурсы? И конкурсные обзоры?
Поэзию воспринимаю в качестве одного из способов познания мира, тех его сторон, которые не вписываются в формулы и законы. Конкурс - выставка, фестиваль, игра. Игра, в которой для меня призом будет обнаружение стихотворений, в которых:
- увижу неожиданные, необычные образы, раскрывающие новые стороны известного,
- обнаружу свежую мысль,
- окажется: "И я, и я так думаю, это же про меня, только мне не удавалось найти нужных слов" (что-то такое сказано у Макса Фрая про книги, которые больше всего нравятся читателям, точную цитату не нашла),
- найдется загадка, такая, чтоб разгадывать было интересно и познавательно.
Или просто стихотворение "ляжет на душу", иррационально.
Не имею филологического образования, не намереваюсь в коротких заметках о прочитанном вдаваться в тонкости теории стихосложения (не знаток), не предполагаю, что критические замечания, высказанные по адресу стихотворений, должны послужить для их правки (иной раз править- только портить, и менять что-либо в тексте - исключительное право автора). Но все-таки, надеюсь, что взгяд на текст со стороны может представлять для авторов некоторый интерес, послужить предметом обсуждения или принести некоторую пользу в будущем.
На этот раз поставила на самую дальнюю полку любимую мной книгу Карнеги и стану говорить о стихотворениях без словесных кружев, как умею. Давайте не забудем, что ИМХО - это всего лишь ИМХО, и никто не застрахован от того, чтобы нечаянно не принять пение флейты за скрип телеги.
И еще: когда читаю стихотворения, не интересуюсь личностью автора. Вижу только текст. Для ИМХо не имеет значения, молод автор или стар, новичок ли он или заслуженный долгожитель Самиздата.
по ссылке - продолжение кратких комментариев к конкурсным стихотворениям:
гифок еще не было, и пространством стихотворения оставалась плоскость. Сегодняшние возможности визуализации намного шире. Если бы меня спросили, в чем основное новшество в искусстве конца двадцатого века, я бы сказала, что это компьютерные игры (сочетание сюжета, текста, визуального ряда, музыки) и продукты веб-дизайна. Желание что-то сделать с текстом, вывести его за пределы чисто словесного восприятия, нарастает. Вот и на Самиздате (с его довольно невеликими возможностями визуализации) уже есть конкурс, где представлена стихографика. Жутьке самой хочется простые рифмушки окрасивить, добавив к ним оформление (сама не умею, Лана делает).
И летит утка. Завораживающе летит, хоть и совсем просто все сделано. Но надо бы перестать завораживаться, и все-таки текст прочитать.
'Осень. Она не извне.
Не в ветре, дождях и лужах.
Она не придет снаружи.
Осень.
Она во мне.'
И тут оказывается, что текст-то - совсем даже и не скучный.
Нужна ли утица? Наверное, да. Придает аромат иронии. Без нее можно было бы решить, что это очередной осенний плач. 'Летять утки, и два гуууся...'
Ах, как ощущается дыхание юности. Лето только-только началось, хочется идти по улицам, подставлять лицо ветру и даже не мечтать, а просто впитывать сегодняшнее. И вдруг в эту нежную, лиричную ткань стихотворения влезает тяжеловесное:
'Ещё не узнать, где та грань, где со злом
Сойдётся добро, с неизбежным ударом.'
По сюжету оправдано, но как же хрупко волшебство...
Забавное стихотворение, влегкую использующее расхожие образы поэтической философианы: тут и 'нарисованный мир', т.е. мир иллюзий, и возможность для лирического героя устроиться воробышком, и 'в удовольствиях беспробудно' (противопоставление удовольствий труду души и тела - одна из традиционнейших тем поэзии), да еще и 'кичиться успехами' - тоже из числа 'фраз-знаков'.
И вдруг:
Наши прихоти - это мелочи. (кто б спорил), но если лирический герой так считает, что почему вторая фраза:
'Жить, чтоб вырасти - просто нЕзачем.'?
Получается, на протяжении всего стихотворения лирический герой иронизировал над обывательской философией, над житьем ради своих прихотей, успехов и удовольствий, а в последних строках отрицает духовный рот? А какой еще рост может быть столь абстрактно поименован? 'Жить, чтоб вырасти'! Это ж благороднейший лозунг, вырасти над собой, вырасти духовно.
Жизнь -театр. Теперь уж и не найти сразу, кто первым пустил в оборот этот образ.
Даже у Хайяма есть про кукольный театр: 'Мы послушные куклы в руках у творца'
Но в стихотворении есть неожиданный отттенок: обычно про 'жизнь-тетр' говорят с отрицательным настроем, дескать. Все вокруг -лицемерие и лицедейство. А тут лирический герой настроен романтически-снисходительно. Что и не удивительно. Ведь ему довелось быть 'рыцарем, принцем, поэтом'. Завидная участь. Стихотворение непритязательное и милое. Девушкам должно понравиться.
'Пусть короб страданий начислен' - не могу понять метафоры 'начислен короб'. 'начислена зарплата', 'начислен штраф'. 'Пусть' - опасное слово, почти наравне с 'уж'. Сама им злоупотребляю, потому что легко с его помощью ритм править.
'Мы наш, мы новый мир построим', 'Десять дней, которые потрясли мир'.
Сейчас скажу пару слов не в тему: об Октябрьской революции много спорят. Но если бы ее не было, может быть, современный технический прогресс, и достойная жизнь для трудящихся во многих странах так и не появились бы.
Про прогнивший забор звучит странно: а что, где-то такой забор сгодится за защиту?
Сюжет понравился. Некоторые строки просто афористичны:
'И уже не катиться во тьму, а катить этот мир.' (сизифов труд?)
'бросались под ноги идеям живыми людьми'
'Потрясти этот мир и тем самым спасти этот мир.'
'Стать уродливой куклой, гореть на победных парадах,
Лечь на рельсы истории всеми своими костьми...' - о да, это ведь про нашу совсем недавнюю историю.
Стихотворение легко читается. Некая маршеобразность. И это хорошо, потому что если о серьезных вещах слишком серьезно - будет не поэзия и публицистика.
'Из себя давлю слова по капле, (кто-то раба из себя выдавливает, а кто-то слова. Просто жуть. А может, не надо давить? Пусть текут свободно)
С души кровавые срывая лоскуты. 9господи, что это с душой? Почему она в кровавых лоскутах? Поранилась, бедная, о рении жизни. Может, не надо срывать, а перевязать с целебной мазью)
мТо льётся тушь на мятые листы (гмм... не могу сообразить, где теперь применяют тушь. Разве что художники ее используют. Но почему листы мятые? Это какое-то новое слово в графике)
То вдруг замру, подняв перо, как цапля.' ( как это интересно, цапля поднимает перо?)
'Речей не слышу, хоть слова просты.
Глаза забиты корабельной паклей.' ( боже мой, как теперь сложно пишут, почему бы не сказать 'забиты уши корабельной паклей' - было бы, хотя бы, логично, лирический герой не слышит речей, потому что уши забиты паклей)
Вызывает уважение жизненная позиция лирической героини, которая призывает прощаться с любовью, сдерживая проявления избыточных отрицательных эмоций. Что рыдать, если любовь ушла, не лучше ли посвятить себя новым надеждам.
Но изложено небрежно, рифмы неинтересные, читается так тяжко, будто воз в гору везешь.
От стихотворения остается ощущение 'странички из дневника', просто записи о пережитых чувствах, как пришло - так и записано. От этого небрежность. Начинается рссказ от первого лица, затем переход ко второму (поначалу кажется, что лирическая героиня обращается к 'сопротивлению', но потом оказывается, что 'ты сидишь',выходит, 'ты' уже не сопротивление, а сама героиня.
Если бы Печорин сочинял стихи, наверное, что-то такое и явилось бы из-под пера его. А что, все старые цели уже достигнуты? Везет же лирической героине.
'Мне надоело клянчить благосклонность,
Разменивая чувства на кровать,
Изображая тишь да благодать,
Плетя интриги, маскируя подлость.' нет, ей все-таки не очень везло... Чем приходилось заниматься... От такой жизни и вправду постигнет разочарование.
'Прекрасное осталось не у дел,
Но при делах безвкусица и пошлость.' - такое чувство, что каждое второе стихотворение на литсайтах, где повествуется о проблемах сегодняшнего дня, не обходится без этой сентенции. Хотя, в сонетах Шекспира тоже можно отыскать нечто похожее.
Что тут сказать. Скажу лишь: не всякое сочинение в рифму является стихотворением. Даже если лирический герой полон праведного гнева по отношению к бандитам и олигархам.
'Проплывающие мимо акулы хвастаются белым набитым пузом.
их главарь (несомненно) бьется мордой тупой в стекло.
что это? Рим- пилигрим, беспардонный Берлин или разиня- Тулуза?'
Интересное стихотворение, чем-то напомнило мне Оскара Боэция, его стиль:
http://zhurnal.lib.ru/b/boecij_o/dnoneba.shtml
Акулы мирового империализма. Акулы пера. В самом ли деле акулы плавуют стаями? Но если да, у них должен быть именно главарь. Рим-пилигримм и созвучно и понятно, беспардонный Берлин - тоже какое-то созвучие есть, и намек на немецкую жесткость, а почему Тулуза- разиня? Наверное, чисто из-за звукоряда.
Вот ведь. Такое простое, но настроение зимнего холодного одинокого вечера - есть, когда страшно от своих мыслей, и огни с улицы не успокаивают, а тревожат еще больше, словно глаза хищников в пещерные времена
Молитва. Не понятно только, к кому обращенная. Может быть, ко князю Тьмы? Грязь ему пригодится.
'Променяли на похоть крылья,
Не ценя еще доступ в рай.
Не учли, что до тверди мили,
И упали в порочный край.'
Аллегория простая, многократно использованная в поэзии. Не вижу, чтобы автор внес что-то новое. Не понятно вот что: если герои стихотворения имели крылья, значит, они летели. А если до тверди мили - то, учитывая единицу измерения расстояния, речь идет о плавании. Повезло им. Могли бы и разбиться. Интересно, кто им дал похоть взамен крыльев? Не иначе, как дьявол.
Грустное женственное стихотворение. И алые паруса, и сожженные мосты, и 'не вернусь' - все атрибуты 'прощальной жинской лирики' присутствуют. Должно нравится романтическим девушкам.
Мне бы это стихотворение прочитать лет тому назад двадцать... Сколько было бы восторга. И по поводу этакой лихой описательности (вспоминается Гоголь, 'Кровавый бандурист'), и по поводу размышлений о природе человеческой, рождаемых этим текстом. Сегодня - уже не то. Физиология прочно заняла место в стихотворениях, можно еще и пострашнее отыскать, а современные СМИ, стаскивающие с человека не только исподнее, но и кожу, уже не вызывают отклика, а лишь раздражают.
Вот что понравилось:
'Вина человека в том,
что он не верит в прогресс.'
Всегда найдут, за что 'привлечь' нестандарт, за веру, за неверие, за красный цвет, за белый, да хоть за зеленый. Нынче уж и радуга в некоторых отдельно взятых местах под запрет попала.
Лирический герой несказанно крут: сумел послужить и Богу и диаволу. Чего не скажешь о стихотворении. Рифмы столь бледны, что лучше бы их и вовсе не было.
'Провести всю жизнь в движеньи
И, разрываясь между верой и сомненьем' - и банально, и неблагозвучно.
Конечно, метафору можно попробовать угадать: человек самодостаточный, которому неважно, что о нем думают другие. Но описание уж очень скучное. А что, коротконосым птицам нельзя на айсберг?
Стихотворение - одна сплошная ирония, как это часто случается у этого автора.
И конечно, трудно не вспомнить стихогенераторы, широко расплодившиеся сегодня на просторах интернета.
'Светили звёзды. Словно гвозди,
Вбивали свет свой в щели век.' - красиво сказано, но не правдиво. Солнце могло бы, а звездам не хватит мощности.
А мне понравилось. Может быть, потому, что не так уж много на конкурсе оптимистического, а может быть, потому, что вспомнился фильм 'Иисус Христос-суперзвезда', где в финале распятого снимают с креста, и он вместе со всеми идет к автобусу (актеры уезжают со съемочной площадки).
Где-то встретилась фраза: Солдаты! Ваше дело не умереть за Родину, а сделать так, чтобы за свою родину умер ваш враг.
Как по маслу читается. Легко, даже мотивчик какой-то известный. Ирония прекрасна.
И в то же время - очень и очень жизненно. И в то же время разбросаны в нем, как камешки на дне воды текучей, постмодернинки
'праздник каждый день', 'огонь, вода, трубящая медь',
' дурака найди, а потом валяй',
'чтоб колоть орехи, нужна печать'
И в финале серьезная фраза:
'научись отказывать к сорока,
остальное время учись молчать.'
А ведь действительно, умение говорить 'нет' нелегко дается, но оно необходимо для человека самостоятельного. А ведь действительно, 'учись молчать' - неоднозначно. Это и трусливое 'молчание перед сильными', и 'мудрое' молчание тогда, когда слово-не воробей, когда не надо спешить с ним.
Вспомнился анекдот: мы научили ребенка говорить, а как теперь научить его молчать7
Хорошее стихотворение.
Кладбища кусок.' - не поняла, как это от жизни должен остаться кусок кладбища? И почему осталось, а не остался?
Почему-то не хочется разбираться в этом стихотворении. Очень уж неблагозвучное.
И еще одна милая шуточка. Лирический герой, лукавит, однако, прикидываясь, что хочет быть 'как все'. Ничего подобного. Он хочет быть круче: всем конфетку, а ему - шоколадочку. Ходить шеренгами по ниточкам!