Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Port Huron Statement (1962)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаменитый Port Huron Statement (1962) Манифест «Port Huron Statement» Тома Хайдена от 1962 г. лежит в основе идеологии молодежной партии SDS («Студенты за демократическое общество»), даже более того – сформулировал некоторые основные вопросы для «новых левых» и многих движений шестидесятых. Удивительно, несмотря на известность в США, этот манифест не публиковался в СССР. Хотя на «Port Huron Statement» часто ссылаются, как правило, задним числом в научных библиографиях. Когда читаешь манифест, возникает какое-то ощущение духа шестидесятых: отказ от любых идеологий, борьба с сословными предрассудками, призыв к творчеству, страстная критика всего и всех, также чрезвычайная политическая наивность. Прим. Я сократил перевод до минимально приемлемого, полностью текст весьма внушительный. Надеюсь, даже такой сокращенный вариант даст определенное представление о студенческой и молодежной жизни шестидесятых.

  
  Введение: Актуальные вопросы Поколения.
  Мы - люди этого Поколения, воспитанные зачастую в условиях достаточно
  комфортных, пусть иногда скромных. Мы учимся сегодня в университетах, но чувствуем себя неуютно в том мире, который мы наследуем от родителей.
  Когда мы были детьми, США стали самой богатой и активно действующей
  страной во всем мире. В нашей стране была лишь одна атомная бомба, нас не затронула война, более того, США инициировали создание Организации Объединенных Наций. Мы думали, будто нам предстоит распространять свой позитивный опыт, опыт Запада, на весь мир.
  Свобода и равенство для каждого человека, справедливое правительство,
  счастье для народа - эти американские ценности мы получили от Бога, это
  принципы, руководствуясь которыми мы могли бы жить достойно. Поэтому многие из нас взрослели в чувстве блаженного самоуспокоения.
  Однако в нашу комфортную юность начинали проникать тревожные известия.
  Во-первых, нас сильно ранят свидетельства деградации страны, выраженные в неготовности общества устранять расовую нетерпимость. Поэтому очень многие из нас отказались от «тактики молчания» и активно включились в жизнь.
  Во-вторых, атомная бомба, как символ холодной войны, доминирует над миром: мы и наши друзья, близкие люди, миллионы абстрактных «других» в любой момент могут умереть, и в том числе по нашей общей вине.
  Мы, возможно, намеренно игнорируем или не описываем иные
  социальные проблемы, но эти две опасности представляются достаточно
  важными, мы хотели бы взять именно их для включения в нашу резолюцию.
  Хотя эти и другие проблемы, непосредственно угнетающие или ранящие нашу совесть, стали и нашими собственными личными проблемами, мы начали отчетливо видеть сложный и тревожный парадокс нынешнего существования Америки.
  В Декларации Независимости утверждается, что «все люди созданы равными».
  Однако это пустые слова перед лицом фактов из жизни чернокожего населения на Юге и в крупных городах Севера.
  И часто провозглашаемые правительством мирные намерения, очевидно,
  противоречат существующей ситуации: США вносит все больше экономических и военных инвестиций, создавая статус-кво «холодной войны».
  Мы наблюдали и продолжаем наблюдать другие парадоксы. С ядерной энергией мы способны накормить население всех городов, но доминирующая нация-государство, Америка, по-видимому, скорее готова разрушить больше, нежели уничтожили все войны в истории человечества.
  Хотя у нас отличные технологии, возникают новые социальные институты, люди по-прежнему не имеют работы и страдают от вынужденного безделья. В то время как две трети человечества мучается от голода, наш собственный «верхний класс» живет в условиях изобилия и излишеств.
  Хотя численность населения мира, как ожидается, удвоится через сорок
  лет, народы еще терпят анархию в качестве основного принципа
  международной политики, а бесконтрольная эксплуатация уничтожает
  материальные ресурсы планеты.
  Хотя человечество отчаянно нуждается в революционных преобразованиях, Америка идет по дороге, ведущей к национальному тупику, американские цели ограничены, традиции порушены, нет места осознанным и ясным идеалам.
  Демократическая система в апатии, она построена на манипуляциях и не
  отражает народные стремления.
  Мы видим тени на нашей «славной картине американского благополучия», мы разочарованы, мы наблюдаем явное лицемерие американских идеалов.
  Наш «американский золотой век» на самом деле является концом эпохи.
  Сегодня во всем мире происходят революции, идет восстание против
  колониализма и империализма, укрепляются тоталитарные государства,
  возникают новые угрозы войны, перенаселения, массовых беспорядков,
  создаются сверхтехнологии - эти тенденции должны испытать прочность
  нашей приверженности к демократии и свободе, проявить нашу способность выстоять в потрясениях.
  Наш призыв возник из ощущения, что мы, быть может, последнее поколение в процессе великого человеческого эксперимента с Жизнью.
  Но мы в меньшинстве - подавляющее большинство нашего народа остается равнодушным.
  Наконец, самый выдающийся парадокс - мы говорим о необходимости срочных изменениях, но утверждаем, что не существует реальной альтернативы в настоящее время.
  Несмотря на обнадеживающие заявления политиков и якобы общее мнение, будто Америка идет правильной дорогой, мы понимаем, что многие люди закрыли глаза на будущее, и у нас есть ощущение, что не только не существует альтернативы, но и наблюдается исчерпание Утопий, закрытие новых путей развития.
  Ощущение нарастающих сложностей, чувство пустоты жизни вызывают
  тревожную мысль: в любой момент ситуация выйдет из-под контроля.
  Люди опасаются изменить себя, так как изменения способны разбить
  невидимые стены, сдерживающие хаос. Для большинства американцев тактика крестовых походов кажется подозрительной и угрожающей.
  Тот факт, что каждый человек видит апатию у своих лидеров, закрепляет
  общее нежелание провести необходимые изменения.
  Доминирующие социальные институты очень сложны, потенциальные критики не способны охватить все многообразие жизни общества, а социальные практики укоренились достаточно, чтобы быстро рассеять или полностью отразить энергию протеста и реформации, таким образом ограничивая ожидания.
  У нас в обществе достаточно хорошего, но своей национальной философией «почти совершенного» общества мы, кажется, ослабили само желание вносить в жизнь преобразования.
  Кто-то может заставить нас поверить, будто американцы всего лишь
  довольствуются процветанием, возможно, это лишь видимое довольство на фоне глубокого беспокойства по поводу нашей роли в новом мире.
  Тревожность создала безразличие, неверие в альтернативы.
  Однако поиски подлинно демократической альтернативы, а также
  приверженность к социальным экспериментам в настоящее время являются достойной самоцелью, эти чувства сплачивает нас, мы надеемся - за нами последуют другие люди.
  На таких основах мы предлагаем этот документ, как синтез наших
  убеждений и анализа общества. Это также попытка понять меняющие условия жизни человечества конца ХХ века, найти наши глубокие корни в древних, еще нереализованных человеческих мечтаниях.
  …Создание ясных ценностей - первоначальная задача для возникновения
  альтернативы - это деятельность, которая была ранее обесценена.
  Господствующие в определенных возрастных группах «моральные точки
  зрения», типа идеологий «свободного мира», «народной демократии»,
  отражают реалии слишком плохо, быть может, мы имеем дело с мифами, но не с основополагающими принципами.
  Однако жизнь и учеба в университете не дает нам просветление и знание.
  Наши преподаватели и администраторы жертвуют ради своего имиджа
  прогрессом, изменения в учебных процессах происходят медленнее, нежели развиваются события в мире, академическое общество выросло под сенью молчания, а его навыки используются для гонки вооружений.
  …Следующие вопросы мы, возможно, хотели бы задать обществу. Что
  действительно важно? Способны ли мы жить по-другому, стать лучше?
  Если мы хотим изменить общество, как следует начинать
  изменения? Это не научные «эмпирические» вопросы.
  В отличие от молодежи других стран, мы привыкли к моральному
  руководству старейших. Но сегодня для нас даже либеральные и
  социалистические заклинания прошлого кажутся избыточными.
  …Как уже было сказано, наши либеральные и социалистические
  предшественники страдают от видения без программы, в то время как наше собственное поколение страдает от программы без видения.
  Хаос в теории вытеснил старое идеалистическое мышление. Люди не в
  состоянии понять и восстановить порядок, эти люди осудили идеализм.
  Сомнения заменили надежды - и люди приняли пораженческую точку зрения, назвав ее, однако, «реалистическим взглядом на вещи».
  Отказ от Утопии на самом деле одна из определяющих черт общественной
  жизни сегодня.
  Причины различны. Старые левые идеи были извращены сталинизмом;
  специализация образования делает людей узколобыми и оставляет мало
  места для радикальных мыслей; газовые печи и
  концентрационные лагеря, атомные бомбы, ужасы двадцатого века взорвали и уничтожили надежды.
  Быть идеалистом – это апокалипсис, заблуждение.
  У нас нет формулы, нет догматов и неприкосновенных теорий - наши
  ценности находятся вне дискуссий и предварительных определений. Первая задача любого социального движения заключается в том, чтобы убедить людей искать и создавать теории для ориентации по человеческим
  ценностям. Это сложная, но оправданная задача. Мы знаем: чтобы
  избежать тривиальных решений мы должны проанализировать конкретные
  условия социального порядка. Нам также следует использовать ориентиры
  по основным ценностям. Наши же собственные социальные ценности
  ограниченны ценностями человеческой жизни, миром человеческих
  отношений.
  Мы считаем, что люди обладают бесконечными и драгоценными
  возможностями, свободой и любовью, также многие общечеловеческие мечты еще не сбылись.
  Возможно, доминирующая в политике концепция человека в двадцатом веке звучит следующим образом: люди нуждаются в манипуляторах и не способны руководить своими делами.
  Но мы выступаем против обезличивания человека, двадцатый век научил
  нас, что расплывчатые призывы «улучшить будущее» не могут оправдать
  нанесение увечий обществу и человеку в настоящее время.
  Мы выступаем против доктрины «человеческой некомпетентности», поскольку в основе этой идеологии лежит убежденность, что все люди нуждаются в «компетентном» манипулировании. Мы не видим никаких оснований, почему люди сегодня не могут достойно встретиться со сложными вопросами современности и нести ответственность за новаторства. Если общество создано не для меньшинства, но и для большинства, то все люди должны принимать решения.
  Люди имеют нереализованный потенциал для самостоятельного творчества, для самосознания. Именно этот потенциал мы рассматриваем в качестве важнейшего и к нему мы обращаемся, а не к устремленности некоторых людей к насилию, безумию, захвату властных полномочий.
  …Мы не обожествляем человека - мы просто верим в возможности человека. Человеческие отношения должны быть братскими и честными - как условие выживания в будущем и в качестве наиболее подходящей формы социальных отношений.
  Личные связи между людьми необходимы, прежде всего, чтобы выйти за
  рамки неполных и фрагментарных отношений, которые сегодня связывают людей «функционально»: как коллег по работе, как начальника и наемного сотрудника, как преподавателя и студента, как Америку и Россию.
  Подобные отношения порождают одиночество, отчуждение, изоляцию.
  Эти доминирующие тенденции не могут быть преодолены за счет улучшения управления персоналом или за счет совершенствования методов управления, но их уничтожат только тогда, когда любовь к человеку преодолеет идолопоклоннический культ материальных благ.
  Мы хотели бы заменить силу власти, привилегий или обстоятельств силами любви, мысли, разума и творчества.
  Мы видим идеальную социальную систему в демократии индивидуального
  участия, регулируемую двумя центральными задачами: общество будет
  поощрять независимость людей и предоставлять средства массовой
  информации для принятия важных решений.
  Политическая жизнь будет основана на нескольких принципах, а решение
  основных социальных задач должно иметь широкое общественное обсуждение
  Роль студенчества.
  В последние несколько лет тысячи американских студентов показали, что
  они почувствовали необходимость перемен.
  Студенты приняли активное участие в борьбе против расовой
  несправедливости, против угроз войны, нарушений прав человека и,
  сравнительно меньше, против тактик экономических манипуляций.
  Студентам удалось создать полемических дух в кампусах, создать
  атмосферу общения после застоя периода Маккарти.
  …Очень важно, что некоторые студенты разорвали путы апатии, преодолели внутреннюю отчужденность, которые остаются определяющими характеристиками жизни в американских колледжах.
  …Слишком много внимания уделяется социальному статусу, смотрят на качество воротничка рубашки; также много внимания обращается на ученое звание - заслуги, почести, научный статус.
  Но, как правило, пренебрегается действительный интеллектуальный статус.
  …Апатия порождает апатию. Студенты уделяют две ночи в неделю походу по пивнушкам и несколько ночей девочкам.
  В этих условиях университетская жизнь теряет актуальность для многих
  учащихся. Четыреста тысяч наших одноклассников ежегодно покидают
  колледж.
  В университете «готовят» студента на «гражданство» методами вечных
  репетиций, зачастую путем выхолащивания творческого духа.
  В академической среде существуют правила, как следует организовывать
  учебу и жизнь студентов. Отношение к студентам у преподавателей подобно отношению родителя к ребенку.
  Кроме того, «академический стиль» предполагает радикальное «отделение»
  студентов от самого материала исследования.
  Разумеется, если студент проводит исследование социальной жизни,
  подобная вышеприведенной практика ведет к научному бесплодию,
  выбрасывает студента из реальной жизни, фиксируется в дальнейшем на
  всю жизнь как позиция.
  Специализация «функций» и «знаний», необходимая для понимания нашего
  комплекса технологических и социальных структур, обособила процессы
  изучения и понимания.
  Это приводит к чрезмерно малой роли студента в исследованиях, к отрыву
  студентов от «понимания», выходу за пределы социальной жизни и утрате
  личных предпочтений.
  Наконец, существует громоздкие бюрократические механизмы «науки», внешкольных структур, способствующие возникновению чувств
  «космической сложности» академического мира и внутреннего бессилия у
  студента. И это приводит к прекращению творческого и научного поисков,
  заставляет студентов занимать соглашательскую позицию, еще хуже –
  ставит студента в немую позицию стороннего наблюдателя. Тем самым
  закладываются основы будущей катастрофы.
  Сами механизмы финансирования науки, постоянная опека от административной бюрократии вносит в научную жизнь ментальность бизнесменов и чиновников.
  Огромные фонды и другие частные финансовые вложения определяют научную жизнь колледжей и университетов, проводится политика коммерциализации науки, что не позволяет проводить критические исследования и сокращает инакомыслие.
  Ученые, работающие в социальной или естественной областях, забывают о
  наследии высших учебных заведений. Они развивают «человеческие
  отношения» или участвуют в «моральном производстве» технологий для
  корпораций, или даже предоставляют свои интеллектуальные навыки для
  ускорения гонки вооружений.
  Университет мог бы стать важным поставщиком социальной
  критики, стать инициатором нового стиля в отношениях. Однако
  фактическое интеллектуальное влияние колледжей немного отличимо от любого другого вида коммуникации и напоминают, скажем, телевизор - когда с экранов оного мы наблюдаем рутину событий.
  В процессе обучения студенты становятся несколько более «терпимыми», но в основном не наблюдается смена ценностей или политических ориентаций.
  При поддержке администраторов учреждения, а также преподавателей
  учебных дисциплин, студент учится основам социальной изоляции,
  безоговорочному принятию элитарных правил, его готовят к последующему контролированию со стороны меньшинства.
  Реальная функция системы образования - в отличие от декларируемого
  риторического лозунга «поиска истины» - заключается в том, чтобы
  распространять ключевую информацию и стили, которые помогут студенту жить пусть скромно, но комфортно в «достойном обществе» после обучения…
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"