Теодор Роззак Ревизия Утопии: Упражнение в культурной археологии
Теодор Роззак «Ревизия Утопии: Упражнение в культурной археологии».
Очень познавательный текст, где знаменитый профессор проводит «краткую» экскурсию по музеям «коммунального движения». Соб-но, история утопической философии шестидесятых годов зачастую представляется всеобщим «разгильдяйством» или же необоснованным влечением молодых «детей цветов» к построению коммун, совместному проживанию в кампусах.
Роззак показывает весьма сложную связь между философией, экономической
политикой США 50-х годов и «коммунальными» экспериментами… По-моему,
очень интересный текст. Может быть, чуть-чуть «перегруженный»…
BY THE AUTHOR OF THE MAKING OF A COUNTER CULTURE
THEODORE ROSZAK
Что есть способности? Почему возникают таланты художника, изобретателя,
бизнесмена? Нуждается ли человечество в духовности, телесной красоте,
разуме?
Маркс и Энгельс не имели времени искать ответы на столь непонятные
вопросы. В полемическом пылу они раскритиковали даже идейно близких
утопических социалистов, представив их шутами, отвлекающими пролетариат
от насущных вопросов революции.
В силу исторического контраста юные радикалы и марксисты 1960-х годов
горели желанием открывать новые возможности и осуществлять социальные
эксперименты. Последние зачастую приобретали формы общин, творческих
коллективов, религиозных ашрамов. Некоторые коммуны существовали в
городе, многие основывались в сельской местности.
Искания молодежи 60-х часто подвергались осмеянию интеллигентами,
академическими учеными и «левыми» прежних формаций. «Новых левых»
объявили мечтателями и пустозвонами. Справедливости ради заметим,
революционные проекты множились, но долговечностью и фундаментальностью
не отличались. Впрочем, критики игнорировали философские достижения,
ибо утопизм возбуждает воображение, а развитая фантазия - наилучшее
лекарство от политической болезни, которую хорошо видел Пол Гудмен.
Пожалуй, практический идеализм 60-х годов спасал общество от сухого и
мертвого политического консерватизма с изрядной долей эгоистического
практицизма. А консерваторы, захватившие власть, даже сегодня
уговаривают нас, будто мы бессильны перед «железными законами рынка».
…Свет выключили, эпоха дерзаний закончилась?
Всегда существовали люди, не признающие жизнь в стиле урбанистического
индустриализма: они мечтали вернуться к корням земли, скромно трудиться
среди друзей и доброжелательных соседей. Философия хиппи казалась
словом, зарезервированным для поколения «boomers», выбором их
молодости.
…Вспомните идеализированных автором фильма «Easy Rider» персонажей. Два
путника посещают общество в глуши, где весь смысл жизни сводится к
общественным работам, культивированию земли. Много свободного времени и
никакой рабочей этики. Сегодня я подозреваю, - они подражали Иисусу,
когда основывали небольшие коммуны в надежде защитить своих детей от
разлагающего коммерческого духа времени. Если в обществе присутствует
выбор – это признак социального здоровья. В ином случае мы с
уверенностью найдем все признаки тоталитарного управления.
Приблизительно десять лет - в течение 1970-х годов - я отслеживал
утопические эксперименты. Я получал большое количество корреспонденции,
читал статьи в прессе, бюллетени, которые выпускали коммунары, делал
часто случайные визиты в те места, куда меня приглашали.
Внимательно изучая доступный материал, я могу сказать: существовали
идеалисты, фантазирующие над сухой теорией, было много любителей
повалять дурака. Например, некий полусумасшедший «утопист» того времени
собирался основать детскую коммуну в сельской глуши, чтобы провести
«психологический» эксперимент: он надеялся путем наркотизации
малолетних коммунаров превратить их в «высшие существа».
Иная группа, окрестившая себя «Уничтожителями Города» (Drop City),
горела желанием создать Нью-Мехико – утопическую страну-город, с
куполами и всевозможными «эмблемами счастья», сделанными из частей
собранных на свалках автомобилей.
Десятилетний период исканий рая на Земле породил массу сообществ.
Исследователь и энтузиаст Тимоти Миллер (Timothy Miller), изучая общины
шестидесятых, приводит статистику: несколько сот коммун сохраняется в
той или иной форме. Некоторые мини-утопии смогли выстоять и даже в
дальнейшем активно развиваются: «Twin Oaks» в Вирджинии, «Stephen
Gaskin’s Farm» в Теннеси, коммьюнити, названное «Rocinante».
...Возможно, причина гибели коммун банальна – враждебная общественная
среда. Или же тревожное беспокойство, присущее нетерпеливым молодым
коммунарам, не позволяло продолжить начинание. Труден путь в Катманду.
Зачастую коммунары жили впроголодь, без удобств. Известны случаи,
подобные судьбе коммуны «Синанон» в северной Калифорнии, когда в
поселениях проводились попытки излечения от наркотической зависимости
(и наоборот), пусть сомнительными методами. Бывало, коммуны
распадались, если кончались наркотики, по другим причинам: кто-то искал
в общинах любовь, кто-то пытался подзаработать на беззаботном всеобщем
альтруизме. Группы быстро уменьшались в численности до двух-трех пар
единомышленников, затем оставался лишь один сердитый парень, все еще
привычно выпускающий революционные манифесты на ручном мимеографе.
Утописты такие же люди, как и мы с вами.
Известный нам Тимоти Миллер, организатор проекта "общины 60-х годов",
замечает: даже если коммуна мгновенно распадается, ее опыт положительно
оценивается участниками социального эксперимента.
В своих опросах Миллер обнаружил, что для многих людей коммунальное
существование оказалось чрезвычайно важным этапом жизненного пути.
Коммунары получали позитивный настрой; не многие из них впоследствии
начали трудиться в сферах бизнеса. Но участники движения достигали
успехов в преподавании, работе в социальных сферах, может быть,
продолжали творческую карьеру, увлеклись живописью, музыкой, занялись
фермерством.
Несомненно, рассматривая «коммунальною эру» в США... мы найдем смешные
эпизоды, достойные пера сатирика. Когда вы молоды и у вас нет ясных
убеждений, вы готовы слушать любого проповедника или харизматического
лидера, пусть взгляды оных нелепы. Искушение проходит с возрастом, опыт
остается.
Родители коммунаров часто огорчались из-за легкомыслия детей: коммунары
страдали своего рода экзистенциальной гиперактивностью, дорожной
болезнью. Орегон... Гавайи... Патагония... Коста Рика – маршруты в
поисках Утопии непредсказуемы.
Все искали выходы из «культуры потребления», сопротивлялись мышиной
возне в погоне за карьерным ростом и богатством. Надежды связывали с
поисками простых способов существования, своего рода «естественного
быта», вроде того, что рисует Калленбах (Ernst Callenbach) в
«Ecotopia». Были иллюзии, будто кустарные методы производства
облагородят мир; упования на теоретические изыскания Шумахера (E. F.
Schumacher), разумеется, вычитанные из книг типа известного
произведения «Маленькое и красивое». Удивительно, но «руссоизм» вновь
воскрес в стране – защитнице современной рыночной экономики и апологете
индустриализации. Недовольство эпохой остается здоровым, несмотря на
то, что многие тенденции так и не воплотились в жизнь из-за недостатка
компетенции. Однако красивые жесты утопистов достойны одобрения.
Когда я рассматриваю сейчас хроники утопических будней, иногда жалею,
что выбрал безопасный и уютный кабинет университетского профессора, а
не судьбу коммунара-сельчанина. Это лишь преходящая эмоции, легкая
грусть. Молодые экспериментаторы-утописты оказались смелее меня. У них
было многое, и они внесли свой вклад в обогащение человечества. Затем
они оставили свой утопический мир, вернувшись к духовным метаниям
городских будней, отчуждения, депрессий и карьеры... и наша цивилизация
погрузилась в хаос беспросветной коррупции, политических скандалов и
имперских амбиций.
Идеализм не всегда плох. Я напомню заключительные сцены фильма Джеймса
Хилтона «Потерянные горизонты» - классическая утопия 1930-х годов.
Главный герой картины уезжает, его печаль очевидна, ибо он знает, что
ничего лучшего не ожидает его в жизни. Фактически все, что предстоит
познать ему – наш нелепый мир 1938, 1939, 1940 годов...
Коммунальные идеи 60-х годов потерпели неудачу, но эти хрупкие и юные
ростки социального эксперимента принесли плоды. Люди вновь постигли
основное назначение Утопии: стремление к коллективному существованию,
где востребованы и могут быть достигнуты индивидуация, взаимное
самоуважение. Утопия, правильно понятая, служит благородному делу