Даймар Сонни : другие произведения.

С.Н.П. - секта?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    В настоящей работе, в духе постмодернизма использована статья А. Дворкина, зав. кафедрой сектоведения ПСТБИ. Все желающие могут помочь мне в сборе фактического материала.
    Спасибо.

  
  Из ленты обсуждения.
  
  Тоталитарная секта вербуемому:
  "Здравствуй, автор! Я называю вас так, ибо верю, что если вы читаете этот текст, то достойны носить этот высокий титул."
  Хищная Птица авторам:
  "У меня есть для вас потрясающая новость - Бог вас любит!"
  
  П.С. Тьфу ты, черт! Все наоборот. Копировал цитаты и перепутал.
  
  
  
 []
  
  В течение последнего года на СИ мне неоднократно доводилось дискутировать или наблюдать со стороны за дискуссиями апологетов конкурса СНП и наблюдать их поведение.
  
  Некоторые особенности членов этой общины - такие, как явное ощущение себя элитой (интуитивисты не только способные к некоему запредельному творчеству сами, но легко определяющие уровень интуитивизма в творчестве других авторов) разработанный и неукоснительно соблюдаемый внутригрупповой ритуал поведения на конкурсах СНП (карнавальные игры ряженых), очевидное пренебрежение (от игнорирования до весьма грубого отношения) к не входящим в общину авторам, которые пытаются разобраться в лжеучении ХП (Хищной Птицы).
  
  Из этих дискуссий я вынес то, что апологеты СНП не воспринимают никакой критической информации о своей общине, не допускают даже теоретической возможности того, что их глава (Хищная Птица) может ошибаться, чрезвычайно агрессивно настроены по отношению к своим оппонентам, проявляют элементарную полемическую нечестность и в высшей степени безответственно относятся к собственным словам и утверждениям (например, первоначально "выдав" в пылу полемики некую информацию, которая, как оказывалось затем, являлась по отношению к ним компрометирующей, они тотчас же с легкостью отрекались от своих слов). Более того, при малейшей возможности выступающие за свободу творчества апологеты СНП уничтожали реплики своих оппонентов, блокировали их, добиваясь таким способом полного единодушия в открытых ими дискуссиях.
  
  С одной стороны, с подобными же весьма пугающими особенностями поведения сталкивается любой исследователь тоталитарных сект. Но, с другой стороны, на основании одних этих особенностей, тем более подмеченных в данном случае субъективным наблюдателем, было бы некорректно делать вывод о том, что вся община ХП является сектой. Однако уверенность в том, что в этой общине, безусловно, присутствует целый ряд весьма настораживающих характеристик, присущих именно тоталитарным сектам, - после знакомства с некоторыми произвольно взятыми опубликованными материалами этой общины - резко возрастает.
  
  Заранее хотелось бы отметить, что разбирать и анализировать тексты ХП и все ленты обсуждений весьма сложно, - их характерной чертой является феноменальная двусмысленность и противоречивость, использование новых весьма туманных терминов, трактуемых исходя из интересов ХП; благодаря этому у ХП всегда оказывается припасена отговорка, что здесь у неё имелось в виду нечто совсем другое. Именно поэтому и возникает необходимость рассматривать каждое из её высказываний и выражений в контексте всего учения и практики возглавляемой ей общины.
  
  Здесь же стоит отметить, любой текст, исходящий от лидера общины, в глазах её последователей абсолютен и никаким изменениям или исправлениям не подлежит. Отношение к каждому слову гуру, как к сакральной истине и отсутствие по отношению к её высказываниям даже малейшего критического чувства - характерная черта тоталитарных сект. При этом такая невразумительность в свою очередь является одной из обязательных характерных черт, используемых в тоталитарных сектах культовых текстов.
  
  Здесь вполне можно упомянуть следующую цитату одного исследователя "Вся эта вязкая, многословная, беспомощная и бессвязная "темна вода во облацех" имеет лишь одну цель - путем употребления знакомых словосочетаний контролировать сознание читающего: она создает некий мнимо глубокомысленный туман, который лишь оттеняет те главные положения вероучения секты, которые читатель непременно должен заметить и усвоить".
  
  Другая характерная особенность текстов, используемых в тоталитарных сектах, - это вопиющая противоречивость, бросающаяся в глаза стороннему наблюдателю и совершенно не замечаемая членами сект.
  
  В материалах общины всегда отмечается ее миссионерский характер; подчеркивается здесь и то, что она - чуть ли не единственная во всей мировой литературе - серьезно и новаторски относится к творческому процессу.
  
  Большое место в практике общины занимают обзоры, игры ряженых и Волшебная школа. Такая полная загруженность членов - весьма характерная черта тоталитарных сект: чем более человек загружен, тем меньше у него времени остановиться и задуматься о том, что с ним происходит. Как отмечает известный психолог, специалист по тоталитарным сектам Стивен Хассан, контролирование сознания состоит из четырех компонентов: контролирование поведения, контролирование мыслей, контролирование эмоций и контролирование информации. Массированная, всеобъемлющая и занимающая все время система обучения, безусловно, способствует контролированию информации, поступающей к человеку: из-за постоянной загруженности у него просто нет времени читать что-либо, кроме того, что предлагается ему руководством. Даже самым занятым людям настойчиво предлагается поступить в Волшебную школу.
  
  Другая характерная черта тоталитарных сект - контроль над мышлением их членов. Согласно Стивену Хассану, при контроле над мышлением осуществляется: такая плотная индоктринация членов, что учение группы подменяет их собственное мышление, они начинают говорить на новом внутригрупповом языке и используют систему "мыслестопа", которая играет роль внутреннего цензора. Человек, желающий стать полноправным членом группы, должен научиться манипулировать своим собственным мыслительным процессом. <...> Деструктивный культ обычно использует набор "загруженных терминов" или выражений - конструктивизм, интуитивизм и т.д. Так как язык предоставляет нам символы, с помощью которых мы мыслим, то, научившись манипулировать некоторыми словами, можно контролировать мышление <членов секты>. Многие группы примитивизируют сложные ситуации, приклеивают к ним ярлык и таким образом редуцируют их до внутрисектантских штампов. Этот ярлык - словесное выражение "загруженного языка" - управляет мышлением человека в любой ситуации.
  
  В системе ХП также имеется свой специфический язык, включающий в себя множество "загруженных терминов", обозначающих совсем не те понятия, что усваиваются этим словам в нашем повседневном употреблении. Апологеты рассуждают о постмодернизме, сюрреализме, интуитивизме, конструкторстве, потоке сознания и т.п., которые на самом деле не имеют отношения к реалиям.
  
  Поощряется ярко выраженное эмоциональное, восторженное отношение как друг к другу, так и ко всему, что люди получают в группе. Слова ХП воспринимаются как истина в последней инстанции: эти слова нужно анализировать, над ними нужно долго размышлять и, соответственно, претворять в жизнь. За длительный период существования в рамках общины адепт привыкает к такому положению дел. Чем больше он втягивается в общинную жизнь, тем меньше у него остается как "внешних" знакомых, так и времени на какие-либо другие дела и занятия. Соответственно, резкое прекращение общинной жизни неизбежно вызывает ощущение пустоты и неприкаянности. Обрыв такого общения и необходимость принимать решения самому может вызвать тяжелое стрессовое состояние.
  
  А что же постмодернизм? - "...вам, скорее всего, кто-нибудь будет подсовывать или рекомендовать какие-то книжки и статеечки. Это тоже может быть искушением. Потому что вам нужно начинать с главного. А что для вас главное? Прежде всего - писание ХП - все, что вы не успели прочесть из него. Не беритесь ни за какие иные книги, пока не прочтете полностью писание ХП". Но при этом любой член общины, совершенно искренне будет утверждать, что он знает все о постмодернизме и бороться с ним, хотя ХП предлагает им все тот же самый постмодернизм в новой упаковке. Но им нужен внешний враг. Сплоченность рядов не только проявление общинности, но и страх сделать свой собственный шаг.
  
  Более того, община постоянно противопоставляет себя иным группам, представляющим современную литературу, иным авторам, кто не относится к их кругу. Все остальные находятся в плену у постмодернисткого мировоззрения. Напомним, что черно-белое видение мира и духовный элитизм, выражающийся в ощущении своей группы "единственной", "интуитивисткой", "неконструкторской", "истинной" и проч., - типичные признаки тоталитарного сектантства.
  
  
  ...
  ...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"