Солодовникова Елена : другие произведения.

Алексей Слаповский "Большая книга перемен"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иногда прочитанное заставляет высказаться, потому что иначе всё время будешь думать и думать об этом. Значит, зацепило? Не факт.


     Прочитав последнюю главу и закрыв книгу, я в сердцах захотела выругаться, но ругаться я не умею и потому сказала всего лишь: "Чушь собачья!" - да и то не вслух. Относилось ли это к последней главе или ко всей книге, твердо сказать не могу. Последняя глава мне показалась очень подходящей под это определение, но из-за такой главы это может автоматически распространиться и на всю книгу.
     Но будем по порядку. До последней главы тоже дело дойдет... или не дойдет.
     Мы имеем трех друзей, которые в школе любили одну девочку. Вы еще не читали такого сюжета? Из книги в книгу кочует фабула, как двое-трое-пятеро друзей любят в детстве одну девочку, а потом через много лет это аукается им тем или иным образом. История не нова; в литературе, говорят, всего-то с десяток сюжетов. Вот и здесь им всю книгу это аукается. Девочка была красива и умна, хотя и отличница. Она сходу их всех расшифровывала не по-детски и откидывала как ненужный мусор, они были ей неинтересны и не нужны. Она почему-то была уродиной - уродиной в том смысле, что ей ничего в жизни не хотелось, вот просто ничего, атрофия желаний. И в связи с этим не очень понятно, зачем автор сделал ее отличницей. Отличница хочет по крайней мере получать пятерки; не сами же собой они у нее получаются? После школы она как-то где-то жила невзирая на свое уродство и наконец вернулась в свой родной Сарынск с тяжелой болезнью и дочерью Дашей, которая внешне как две капли воды похожа на мать. Это неспроста, и весь Сарынск по разным причинам крутится вокруг этой Даши, включая трех школьных друзей.
     А в Сарынске процветает семейство Костяковых, которое фактически владеет этим городом. В "лихие девяностые" они пробрались наверх, не гнушаясь ничем, а сейчас им сам черт не брат - всё схвачено, всё под контролем. Один из Костяковых, средний брат Леонид, исчез при туманных обстоятельствах. Вроде бы он утонул, но тела не нашли, и это дает право автору на детективную струю в повествовании, которая, конечно же, сильно заинтриговывает, цепляет на крючки. Крючки хорошо видны, но всё равно же цепляешься, куда ты денешься? Леонид был не то что остальные братья, он был у них, злодеев, бельмом на глазу. А вдобавок влюбился в жену старшего брата Павла, та тоже в него влюбилась. В общем, треугольник, но не простой, а с детективным уклоном. Потом жена Павла погибла в автомобильной катастрофе. Нынче люди действительно нередко погибают в автомобильных катастрофах. Это не то, что доавтомобильные времена, когда придумать, почему умерла чья-то жена, было, наверно, гораздо труднее.
     Вдовец Павел, который на тридцать лет старше Даши, влюбляется в нее и предлагает выйти замуж. Даша соглашается; ее мотивы худо-бедно описаны, их можно принять, а можно и не принять. Но это ее дело, хочет - и пусть выходит, даже и совсем без мотивов. Но на свадьбе ее нечаянно, хотя и не случайно, убивают, и это, собственно говоря, конец книги. Автор, наверно, не мог решить, кому же ее отдать, вот и убил - не доставайся же ты никому. Да и кому там ее, в самом деле, отдавать? Нет там достойных ее мужчин. Они только и могут, что вожделеть ее. Красавиц всегда все вожделеют, если вы не знали, такое у них особое свойство.
     После смерти Даши там что-то еще происходит, но всё равно уже конец. И что же у нас остается в сухом остатке после прочтения книги? Какой она дала моральный выхлоп? Не зря же мы ее читали, не ради убивания времени, надеялись на что-то. Ну, может быть, на это потянет сентенция, выраженная пословицей "не родись красивой, а родись счастливой"? Не густо. Ради чего эта история рассказана? Разве что ради того, чтобы кто-то мог глубокомысленно сказать: "Надо же, как бывает!"
     Нет, книга, конечно, не сводится к истории Даши и трех школьных друзей. Тут много разных слоев и течений. К примеру, если захотите, можете отметить слой "хозяева жизни и их холопы". Или "упадок интеллигенции в нашей современности". Это можно даже усилить и сформулировать как "исчезновение интеллигенции как таковой под бременем современных обстоятельств". Ну и что? Что дальше?
     Дальше скажем под впечатлением от прочитанного: "Как же всё-таки у нас всё хреново!" - и пойдем слушать новости по радио, где эта хреновость и без того преподносится нам ежедневно в хороших дозах.
     
     Что касается последней главы, то она проливает окончательный свет на личность Леонида. Тому, кто книгу еще не прочитал и хочет вполне насладиться детективной нитью сюжета, дальше лучше не читать, потому что я сейчас раскрою все секреты.
     Леонид нам преподносился в книге как антипод остальных братьев, то есть почти положительный герой, но не всё так просто на просторах современных романов с детективной струей. Он, конечно, не утонул, о чем проницательный читатель осторожно догадывался. В какой-то момент объясняется, что братья вынудили его уехать и объявили утонувшим. По правде говоря, как-то не очень понятно, к чему было городить этот странный огород? Люди имеют свойство уезжать - взял бы да и уехал как все люди. Правда, тогда детективная струя романа иссохла бы вконец, так что никакого выбора тут у автора не было.
     Но всей этой закрученности автору показалось мало, и поэтому в последней главе с Леонидом происходит еще один финт - он раскрывается как брат своих братьев, такой же, как они - не лучше и не хуже. Все они там одинаковы, клейма некуда ставить. И уехать с инсценировкой гибели он предложил сам, чтобы разрубить все узлы, завязавшиеся по его же вине, так что напрасно из-за него на остальных братьев весь роман косо смотрели некоторые действующие лица. И никаких вам в романе положительных и даже слегка положительных героев! Не положено! Даже и намека не положено, не мечтайте. Жизнь у нас хреновая, что это вы вдруг о хороших людях размечтались?
     Да ладно, мы уж согласны не на хороших или положительных, этой отрыжке соцреализма, а просто на счастливых - пусть иногда, мгновениями, от любви или еще по какой причине. Пусть будет один-единственный на всю книгу, но чтобы был временами счастливый. Счастье ведь от количества денег не зависит, это давно известно. Жалко, что ли, автору хоть одного человека сделать счастливым? Видно, жалко. Один человек казался таковым, но и тот на поверку - совершенная свинья в ермолке.
     Такие вот дела. Эта глава лишняя в романе по многим причинам. Она ничего не добавляет, она только портит впечатление от книги. Каким бы оно ни было, после прочтения последней главы может только ухудшиться. Нельзя напрочь разочаровывать читателя, если дал ему какую-то надежду. Автор там пытается что-то дообъяснить необъясненное, но это пустое. Пусть бы лучше оставалось необъясненным. Толика загадочности никогда еще никому не мешала, в том числе и романам с детективной струей.
     
     В аннотации написано, что роман вошел в шорт-лист премии "Большая книга". Если в шорт-листы премий включают такие романы, то что происходит за пределами шорт-листов? Бедная русская литература!

(c) Солодовникова Елена
2011г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"