Соколов Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Советские производственные фильмы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Производственный роман

калькой с которого являются кинофильмы этого жанра, можно сказать, доминирующий жанр советской литературы. Мало того, типичный, и я бы сказал, собственный, свойственный только советской литературе жанр, по всей видимости, имеющий лишь отдаленное сходство в иных литературах.

1) Пружина действия

В основе производственного романа лежит конфликт нового и старого.

2) Персонажи конфликта

Конфликт разворачивается в рамках треугольника, но не классического.

Один угол, или сторона конфликта, положительный герой; другой -- отрицательный; третий -- deus ex machina. Что касается положительного героя, то это типичный, каким его хотела видеть власть, советский человек:

а) добрый, честный, с открытой душой

б) что-то там изобретает, внедряет, создает полезное людям. Он обязательно олицетворяет новое, прогресс

в) он целиком предан производству и где-то там даже пренебрегает личной жизнью

г) у него есть обязательно пунктик -- отрицательное свойство. Пьяница, дебошир, хулиган -- боже упаси. А вот внезапно вспыхнувшая любовь на стороне -- это как раз его родное; кроме того, будучи профессионалом всей душой, он недооценивает политическую составляющую или там пренебрегает общественным.

На этом и ловит его отрицательный герой. Фигура очень любопытная и в отличие от положительного, стационарного с самого момента возникновения в 1920-е гг, претерпевает за годы совлитературы значительную эволюцию

а) сначала это был враг -- открытый, потом скрытый -- вредитель

б) когда врагов повывели, отрицательный герой трансформировался в карьериста, приспособленца, а ближе к концу советского периода и просто в мещанина. То есть этакого законопослушного гражданина, который боже упаси, чтобы нарушал какие-нибудь законы, хороший семьянин, план регулярно выполняет. Но живет исключительно для себя. "Моя хата с краю", "я человек маленький", "начальству виднее" -- такова его позиция

в) также в отрицательные герои попадает человек, некогда заслуженный, но остановившийся в росте, пытающийся прожить старым капиталом или не понимающий нового. В последние годы Советской власти, когда оппозиция хороший-плохой = молодой-старый при шамкающем политбюро стала неудобной, у противника нового стали проклевываться и положительные черты: верность традициям, осторожность, диктуемая не только трусостью или косностью, но и большим жизненным опытом.

Так уж получалось, что в конфликте нового со старым, новое всегда оказывалось в дураках. И тут на сцену появлялась третья сторона -- deus ex machina или попросту парторг. Сказать о нем особенно нечего: он положителен во всех отношениях, но это все как-то за скобками романа, так все его черты не выходят за рамки анкетных данных. Этот парторг в отличие от положительного героя проводит линию партии. Это и помогает ему восстанавливать справедливость, побеждать своим вмешательством добру и наказывать зло. Удивительно, конечно, что представитель партии никогда не был основным героем художественного произведения.

К производственным фильмам также следует отнести фильмы о разных профессиях. В них можно выделить 2 доминирующих мотива

а) мотив гордости человека и именно как человека труда

б) мотив обретения этой гордости; чаще всего это фильмы о рабочем классе

в) как вариант второго мотива -- мотив перевоспитания себя в труде; в этом плане особенно интересны фильмы об интеллигенции. Интеллигенция в советском кино всегда какая-то не такая: зазнаистая, индивидуалистичная, в лучшем случае чего-то непонимающая

Некоторые производственные фильмы

1938 "Комсомольск"

Строительство города на Амуре, то есть реальное событие, превратилось в событие художественное. В фильме много пафоса. Люди спят после изнурительного труда, воздух в кадрах густ, надо поднимать ребят на канал, будильник подносят к уху -- спят, поставят на ноги -- спят, стреляют в потолок: "На канал!" В морозной дымке плывет бревно с воткнутым флажком, гонят бревно баграми, и открывается даль Амура с пробитой во льду полоской воды. В кадрах воспроизведен особый вид жизни -- на людях, в общежитиях, в котловане, на корчевке.

1939 "Большая жизнь"

в фильме муссируется еще новая для советского кино тема рабочего класса, перевоспитания и обретения собственного достоинства, ибо совершивший революцию гегемон достался Советской власти еще тот. Идейным центром фильма становится общественный суд, на котором выступает старейший шахтер. Его речь полна заботы о нравственности, о рабочей гордости и чести, о всенародном значении шахтерского труда. В сознании хулигана и пьяницы шахтера Балуна происходит перелом. Так сказать, несознательных рабочих перевоспитывает ни начальство, ни партком, а собственный же брат рабочий, только сознательный

1941 "Танкер 'Дербент'"

В фильме показано, как человек труда начинает ценить себя. Самооценка и самоуважение важны для каждого. И важно, чтобы самооценка настигла человека в русле дела его жизни. И важно, чтобы самооценка была санкционирована окружением. Соцсоревнование -- это как раз такой институт, который позволяет человеку самоутвердиться в своей значимости именно как человеку труда. На Каспийском флоте два танкера. На одном образцовая и дисциплинированная команда, а на другом "Дербенте" все сплошь опустившиеся люди, пьяницы и хулиганы. Капитан безвольный человек смотрит совершенно равнодушно на творящиеся вокруг него безобразия и преступления. Единственный положительный персонаж картины механик, да и тот неуживчивый на работе, грубый в отношении своей семьи. Но в ходе соцсоревнования все они перековываются. И даже отказываются от победы, чтобы прийти на помощь сопернику, у которого случился пожар.

1946 "Первая перчатка"

Схема советского фильма о спорте такова: молодой человек обладает недюжинным спортивным талантом и благодаря тренеру и коллективу добивается успехов в спорте. После чего благополучно зазнается. Девушка и товарищи возвращают его на путь истины: спортсмен показывает свои результаты не ради славы, а ради народа. По такой схеме построена и "Первая перчатка". Особенностью фильма является то, что главный герой не зазнается. Просто прибыв из зверосовхоза, он предан своей профессии, а спорт считает пустяком, игрушками. В чем и разубеждают его девушка и тренер

1947 "Весна"

об интеллигенции. О столкновении двух творческих людей, режиссера, который не понимает науки, и ученого, далекого от искусства. Режиссер вводит ученую тетку в мир кино. Мир искусства показан убедительно: что это серьезная работа, а не просто "музыка, песни и танцы". А вот наука слишком помпезна, слишком схематична. Единственный раз проглянул настоящий ученый. "Вот сейчас должно получиться", -- сказал академик в ермолке во время решительного эксперимента. "А если не получится", -- спросил режиссер. "Ну тогда будем пробовать снова и снова. Пока не получится".

1948 "Дочь Ферганы"

производственный. Центральный образ фильма напоминал героиню "Члена правительства" -- Александру Соколову. Только ганиевский фильм рассказывает о уже сформировавшейся руководительнице большого хозяйства колхоза. Но в интересных диалогах выясняется, что эта женщина в своем становлении как руководитель колхоза прошла тот же путь, что и Соколова

1950 "Кавалер Золотой звезды"

Воин-фронтовик Сергей Тутаринов, Герой Советского Союза, возвращается после Великой Отечественной войны в родную станицу на Ставрополье, как он сначала считал, ненадолго, но, ознакомившись с жизнью района, остаётся, чтобы восстановить хозяйство, разрушенное во время войны. Сергей предлагает "пятилетний план", включающий строительство электростанции. Председатель райисполкома, старый красный боец, выступает против, но Сергея поддерживают секретари райкома и крайкома, его план обсуждает и одобряет трудовой народ станицы. Сергей получает должность председателя райисполкома, и, проявив способности настоящего руководителя, добивается успеха в работе. Непросто складываются его отношения с девушкой Ириной, с которой он познакомился, возвращаясь в станицу. Здесь интересна трактовка "врага", председателя райисполкома. Впервые этот персонаж не враг в прямом смысле слова, а отставший от жизни, в прошлом заслуженный человек.

1955 "За витриной универмага"

фильм можно рассматривать как государственный заказ на кинопродукцию, формирующую положительный образ работника торговли. Требовалось изобразить не рабочего, не колхозника, не даже молодого ученого, а именно продавца как человека честного, принципиального, идейного и вообще достойного всяческих похвал. А заодно мелодрама: директорА швейной фабрики и универмага, женщина и мужчина, конфликтуют. Но когда последнего обвинили в махинациях, у них оказалась любовь. Интересны типы торговых работников: жулик-бухгалтер, комсомолец-товаровед Анофриев, девочки-припевочки продавщицы. Кстати, в фильме со знанием дела показан механизм возникновения нетрудовых доходов в торговле: пересортица, выброс на рынок продукции из неучтенного сырья. А поскольку такими махинациями грешили тогда сплошь и рядом, и не только хапуги, но и начальники ради выполнения плана, то поймать воров было так же трудно, как легко и посадить любого честного человека.

1956 "Весна на Заречной улице"

Неореалистическая вариация мелодрамы на тему "Барышни и хулигана". В фильме поднимается проблема гордости и достоинства рабочего человека. Молодая учительница получает направление в вечернюю школу, где учатся молодые рабочие комбината и среди них -- сталевар, ударник труда Александр Савченко. Сюжет картины -- история его непростых чувств к молодой учительнице. Кульминацией фильма являются 2 сцены: сначала учительница видит сталевара на заводе, и ей открывается, что за безалаберной и разгильдяйской внешностью последнего обнаруживается профессионал, человек труда.

Эта-та сцена и должна была по идее быть кульминацией фильма. Учительница подходит к Саше Савченко, смотрит ему в глаза, она а его. Любовь. Но вышло несколько иначе. Актер Рвбников настоял, чтобы он сам присутствовал при разливе стали. И вот, когда он пробил летку, и хлынул расеаленный металл, один из рабочих по сценарию толкнул его в бок: вон, мол, девушка к тебе пришла. Артист однако очно просувствовал момент, за что рабочие потом его зауважали. Он только дернул рукой: какая там ещё девушка -- металл пошёл. Здесь не до девушек. Но пафосная сцена все же получилась, хотя и несколько позже. Учительница встречает недавнего героя в разнузданной пьяной компании и бросает ему: "Я видела человека, гордого, сильного. А теперь этот человек стоит и слушает всякие пошлости", как бы раскрывая этому сталевару глаза на самого себя, на достоинство рабочего человека.

Заметим, что в фильме не только интеллигентная учительница перевоспитывает разгильдяя-рабочего, но происходит и обратный процесс: перевоспитание самой интеллигенции. Deus ex machina бросает учительнице, когда она изобиженная на слишком самостоятельных учеников, хочет бросить школу: "То же мне, школьная дама. Ты забываешь, что они не просто класс, они рабочий класс"

1958 "Высота"

производственный, мелодрама личное и общественное. Основной конфликт развивается между передовым инженером и карьеристом и приспособленцем. Побеждает новатор, а жена карьериста, убедившись, какой бяка ее муж, уходит к передовику. Фильм интересен мотивом героизма, который зачастую должен прикрыть головотяпство руководства. Которому, разумеется, временно удается свалить неудачу на применяемые передовые методы монтажа. Хорошо, что все кончается хорошо, но проблема поставлена серьезно. Фильм известен благодаря замечательной игре Рыбникова и Инны Макарова, которые представляют молодой рабочий класс: задорный, раскованный, настроенный на созидательный труд. К сожалению, эта тема раскрыта более интересно, чем основной конфликт и из-за этого оттягивает на себя внимание зрителя

1959 "Ссора в Лукашах"

Герой, молодой и красивый офицер, Кирилл Лавров приезжает в родное село на побывку, да и застревает там на всю оставшуюся жизнь, стал начальником МТС -- машинно-тракторной станции. Разумеется, он вступает во всевозможные конфликты: с невестой, которой вовсе не улыбается всю жизнь провести в родном селе, с председателем колхоза -- тем самым плохим парнем производственного фильма, и с прежним главой МТС. Словом трудностей у молодого механизатора полные штаны. Как и непонимания со стороны близких: как же так успешный офицер вдруг хоронит себя в сельской глуши. Но тот верен своему человеческому и партийному долгу: быть там, где труднее всего. В данном случае в колхозе, где из-за нерадения его предшественника вся механизаторская работа напрочь завалена.

Интересен образ этого горемыки, прежнего руководителя МТС в исполнении Л. Быкова. Родной колхоз послал его в город учиться, он там проваландался три года, увлекся театральной самодеятельностью, ничему не выучился. Вернувшись в родной колхоз, где так нужен специалист по технике, он продолжает отдавать все время театру, и всякая, даже небольшая поломка ставит его в тупик. Образ решен в комическом ключе. Но по сути комического мало. Человека, явно художественных наклонностей, помимо его воли определили в технари, и, как на цепь привязали его к неподходящей ему профессии. Тут если разобраться человеческая драма: человек не волен в своем выборе

1961 "Битва в пути"

типичный производственный фильм. Нехороший парень здесь директор завода, который пытается управлять авторитарными методами, а хороший демократ, опиратель на творческую инициативу рабочих. У плохого парня жизненные ценности, типичные для советского карьериста-производственника: быть на хорошем счету в министерстве, а для этого нужен план любой ценой, чаще ценой штурмовщины в конце квартала или года, а за это потом раздать всем премиальные, занимаясь уравниловкой в зарплате; -- властвовать над всеми, кто его окружает, и считать чужое мнение -- как угрозу его собственному благополучию. Вот только у положительного антагониста-демократа рыльце в пушку на личном фронте: женатый, а влюбляется в молоденькую Фатееву. Особый интерес представляют рассуждения героев о принципах устройства советской и капиталистической экономик, роли партии, местного управления и "менеджмента" на заводе. Но они скорее интересны историку, чем зрителю. Да постсоветский зритель и не поймёт их: слишком далеко и не в том направлении развилась российская действительность.

Конец, как и положено, счастливый. Все ретрограды с руководящих постов изгнаны. На их места пришли новаторы и "настоящие коммунисты". Фатеева тихо уехала. Бахирев изживёт любовную драму в работе. Заводская молодёжь въезжает в новые квартиры.

1961 "Карьера Димы Горина"

Дмитрия Горина ожидает должность заведующего филиалом сберкассы, но однажды он ему волею обстоятельств приходится отправиться в тайгу. Здесь он проникается романтикой большой сибирской стройки, открывает для себя совсем другую жизнь, которая ему по душе, и встречает девушку, о которой мечтал. Фильм пропагандирует очень странную тенденцияю: хвала рукам, что пахнут хлебом или, как в данном фильме, мазутом. А вот бумажная работа -- это нечто второсортное, ненастоящее

1962 "Порожний рейс"

Фильм ставит очень серьезную для социалистического производства проблему: соотношение личной и государственной выгоды. Предполагается, что работая на общество, труженик тем самым работает и на се6я. Чем лучше он работает, чем больше и качественнее выпускает продукции, тем всем нам, и ему в том числе будет лучше. Так и должно быть при социализме. Но советское социалистическое общество было далеко от идеала. И поэтому, проявляя смекалку, расторопность, изобретательность, работник стремился обратить их себе во благо, не очень думая о конечном результате.

"Порожний рейс" как раз об этом. Молодой журналист Шурик Демьяненко пишет очерк о передовом шофере леспромхоза Юматове. Передовик оказывается с гнильцой. Он просто сливает бензин, накручивает на спидометре километры и получает премии и знамена. Такое положение вполне устраивает начальника леспромхоза Папанова. И вот он отправляет Юматова с Шуриком на верную гибель. Но те проявляют мужество и побеждают не только стихию, но и нехорошести своих характеров. Проблема типичная для соцхозяйства. Рядовые работники находят более экономные способы хозяйствования, проявляя и смекалку и опыт. Но используют свои достижения не ради общества, а в корыстных целях

1964 "Хоккеисты"

производственно-спортивный. Фильм стоит особняком в советском кино. Обыкновенно как: талантливый спортсмен добился результата, зазнался, коллектив и девушка его поправляют. Здесь же затронута реальная проблема: смена поколений. Парадигма до 1970-х была полностью на стороне молодых. Молодым везде у нас дорога, а задача старых -- помогать молодым. В "Хоккеистах" же все симпатии авторов на стороне ветеранов. Типа не спешите их списывать, в трудную минуту они еще ого-го, а если на горизонте тупик, кто кроме них спасет казалось бы безнадежно проигранный матч.

1966 "Листопад"

фильм грузинского режиссера Иоселиани. Проблема проста: давать план любой ценой или проявлять рабочую и профессиональную совесть. Т. е. классический конфликт между долгом и совестью, но в советской специфической обертке. Производственная проблема таким образом перерастает в нравственную. Главный герой, молодой технолог, решает ее в духе Дон-Кихота. Он доливает в недозрелое вино требуемый по технологии компонент, хотя и срывает тем самым сроки выполнения плана

1968 "Доживем до понедельника"

Достаточно большое количество производственных фильмов было посвящено проблемам школы. "Доживем до понедельника", пожалуй, лучший из них. В роли консерватора здесь выступает учительница русского языка. Типичная училка, обремененная семьей (в данном фильме как раз страдающая от одиночества), на все махнувшая рука и обучающая молодое поколение по официально заданным стереотипам. А новатором является учитель истории, который как раз нацелен на воспитание мыслящей, всесторонне развитой, культурной личности. По своему типу он напоминает скорее учителя русской дореволюционной гимназии в его лучших образцах. То есть новатор из разряда "новое -- это хорошо забытое старое".

Этот новатор-продолжатель лучших русских педагогических традций в постоянном конфликте с консерватором-училкой; с директором школы, который хотя и его друг, причем настоящий, а не мнимый, постоянно выгораживающий его из беды, однако искренне не понимает, почему он не учит не как положено, а все с какими-то выкрутасами; со школьниками, которые большинство из которых учатся просто потому, что положено учиться, а меньшинство ради будущей карьеры.

Кульминацией становится история с сочинением на вольную тему: "Кем бы я хотел стать". И оказалось, что большинство вовсе не стремится в Павки Корчагины, а имеет самые мещанские представления, то есть высказывают то, что они думают на самом деле. Учительница-консерваторша возмущена, положительный герой на стороне ребят. И хотя победа остается на его стороне, но какая-то она зыбкая, непрочная.

Конечно, и учителей таких, каким является главный герой, в школе не бывает. И сочинений таких ребята не пишут. И не потому что все они уже с младых ногтей лицемеры и знают, что можно, а чего нельзя говорить, хотя и это имело место. А просто потому, что чтобы ответить на вопрос "Кем я хотел стать" искренне, нужно уметь анализировать свои мысли и движения души, что не то что детям, но и большинству людей противопоказано. И все же пусть ситуация в фильме изображена и гипотетическая, она ставит очень актуальный для любой школы вопрос: кого должна воспитывать школа: мыслящую личность или винтика-шпунтика общественного механизма

1973 "Старые стены"

Основной конфликт фильма между директором текстильной фабрики и молодым главным инженером. Она -- директора играет Гурченко -- консерватор, он передовик. Он за внедрение новых методов, более эффективного производства. Но в своём новаторском порыве он не щадит ни личных самолюбий, что ещё полбеды, ни человеческих судеб. Устаревшее оборудование -- заменить, старые цеха -- снести и на их место построить более отвечающие современному производству здания, рабочие -- если они не могут освоить нового, повыгонять. И плевать, что они отдали фабрике всю свою жизнь, здоровье. Директорша же считает, что так с людьми нельзя: в конце концов производство для людей, а не люди для производства. То есть симпатии здесь увы! не на стороне нового и прогрессивного.

А вокруг основного конфликта кипит масса личных проблем. Вот и сама директорша на старости влюбилась в шофёра, а он в неё. Ну и хорошо: мир вам да любовь. Но нет -- она же директор, а он шофёр. Как люди посмотрят. Вот и получается, что пока она бодается с главным инженером, люди живут своей жизнью, и производственные проблемы -- это для них что-то побочное, как для старых ткачих, которым вынь да положи новые квартиры, которые они заслужили своим многолетним стажем

1974 "Премия"

производственный фильм. Бригадир Потапов душой болеет за работу, не может терпеть простоев и беспорядка, утверждая, что все причины сокращения плана -- внутренние, и они могли быть преодолены самим трестом при надлежащей организации труда. Несколько участников заседания, и прежде всего управляющий трестом, поначалу пытаются поставить "бунтовщика" на место. Однако парторг поддерживает выступление Потапова, намереваясь разобраться в ситуации. В конце концов побеждает правильный герой. За решение парткома одобрить бунт рабочих в конце концов голосует и директор.

В фильме интересен не столько сам конфликт, надуманный и пропагандистский, сколько ярко вылепленные артистами типы производственников

1975 "Обретешь в бою"

производственный, по роману В. Попова. Основной конфликт романа противостояние между директором завода, демократом, который топит за то, чтобы всячески поддерживать и развивать инициативу работников и гл инженером-авторитаристом, главный принцип которого "разделяй и властвуй". Гл. инженер становится на какое-то время директором крупного металлургического завода и совершенно разваливает производство. В итоге приходится возвращать старого директора, который и спасает производство. Роман интересен детальным описанием как металлургического производства, так и описанием такой сложной структуры, как современный завод

1976 "Мое дело"

Вот как об этом фильме пишет современная критика.

"Сюжет фильма повествует об одном дне жизни крупного советского предприятия. Директор машиностроительного завода срывает поставку котлов для строящейся ГРЭС. Директор, который привык решать вопросы управления заводом при помощи различных уловок и политических ходов, подписал обязательства в расчёте на финансирование и ресурсы, которые заводу выделят под этот проект. Хороший парень, резонер, разобравшись с ситуацией заявляет, что пришло новое время, когда нужно руководствоваться прежде всего открытостью и рациональностью, а не манёврами и ухищрениями.

В основе фильма лежит реальное событие, наделавшее в свое время немалый шум в печати. К сожалению, авторы и пьесы и фильма не разобрались в ситуации. По жизни директор Таганрожского котельного завода выступал за модернизацию производства. Тогда уже во всем мире строили газоплотные котлы для электростанций, более экономичные и рациональные, чем допотопные чуть ли не дореволюционные их предшественники. И вот директор самоволом пустил на модернизацию деньги, предназначенные на внедрение новой техники. Средств этих явно было недостаточно, но директор полагал, что если он заварганил эту кашу, то её так или иначе придется расхлебывать, и модернизацию волей-неволей доведут до конца.

Если бы авторы вникли в ситуацию, они могли бы увидеть в ней серьёзный конфликт, характерный для социалистического производства: между инициативой новатора и производственной дисциплиной. Здесь палка о двух концах -- и обе стороны конфликта каждая по-своему правы

1978 "Однофамилец"

производственный, наука, человек на своем месте, по роману Каверина. Начальник СМУ Жженов, когда-то талантливый математик стал жертвой интриг в научной среде и плюнув на все, ушел на производство. В конце фильма, подытоживая жизнь, он смотрит на фото себя молодого и понимает, что он сейчас и в молодости однофамильцы в какой-то мере. Он уже не тот, он уже другой. И что бы понять это, ему понадобился этот день, это нежданное возвращение к математике, к старым знакомым. Понять, что он не жалеет ни о чём и то, чем он занимается сейчас, ему по душе. А математика, "уравнение Кузнецова", старые обиды, всё это осталось в прошлом. И он многое для себя прояснил, узнав теперь про всё произошедшее тогда. Может, для других из его прошлого, Кузьмин проиграл, а для себя самого, он -- выиграл.

1978 "След на земле"

производственная драма из серии о маленьком человеке, который "если бы каждый на своем месте" пытается противостоять как браконьерам, так и могущественному химкомбинату.

1979 "Утренний обход"

производственный фильм о врачах. Примыкает к дон-кихотовой теме. Есть в медицине такое понятие -- частный случай. Им обычно пользуются, когда болезнь или больной не подходят под принятую классификацию и нуждаются в индивидуальной диагностике. На такой частный случай и претендуют создатели фильма. Их герой врач Мягков заведующий отделением одной из московский больниц. Он развелся с дочерью медицинского туза, а вместе с ней и с шансами на карьеру. А еще он правдоруб, и как квинтэссенция вяло текущего, хоть и заполненного экстравагантностям сюжета, хамит в конце начальству, что он о нем думает.

1980 "Мы, нижеподписавшиеся"

прохиндей Семенов не стал подписывать пустые листы о сдаче объекта, хотя по драматургической логике фильма порядочный человек их должен был подписать. Семенов пустые листы не подписывал. Так он и "полные" не подписывал! Ибо -- не получил на то "барыжьего" указания!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"