К комарам поначалу относятся легкомысленно, ведь их можно прибить одним движением ладони. В психологическом плане мелкие раздражения по своему вреду в чем-то схожи с комарами, одно раздражение вы можете и не заметить, но когда их много, они вызывают постоянную душевную боль и досаждают человеку и его окружению. Как же справиться с раздражительностью?
Самый простой и привычный для человека способ решения любых проблем - выпить какую-нибудь таблетку. Индустрия лекарственных препаратов работает хорошо и предлагает целый набор средств: настойка пиона, теанин, глицин, ново-пасит, корварол (не подумайте только, что это мои рекомендации). Но у каждого лекарства есть свои противопоказания, каждое лекарство - дополнительная нагрузка на печень, кроме того все это - дополнительные расходы.
К счастью, активному человеку доступны и другие методы.
Раздражительность зависит от уровня здоровья человека, наполняющей его энергии. "Когда мы полны энергии - мы терпимы. Когда я слаб, раздражение и боль возникают при малейшем воздействии, которое я раньше и не заметил бы. Меня раздражают яркий свет, громкие звуки, активность детей и даже нежность жены", - писал психолог Ю.М. Орлов [1].
Ваш гаджет стал барахлить, цифры на экране поблекли, что надо сделать - ну, конечно же, вставить в зарядку. То же и с человеком. Почувствовали утомление, раздражительность - значит следует подзарядиться. Вначале, может быть просто отдохнуть, а затем вспомнить о том, что повышает внутреннюю энергию, улучшает здоровье. Это прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, спорт, путешествия, здоровый образ жизни.
Можно применить средства психологические, такие как переключение: просмотреть любимый фильм, почитать анекдоты, пообщаться в соцсети, загрузить себя трудным делом, например, починить диван, убраться в доме.
Подойдут и философские методы, ведь разрушительные мысли лучше всего отгоняются мыслями благотворными, да и времени это займет меньше. Речь об этом пойдет чуть позже.
Досада
Более крупное насекомое, живущее в мире психики - досада, в отличие мелких укусов комаров-раздражений, способна причинить нешуточную боль, словно укус слепня.
Испытывая досаду, мы переживаем, когда что-то пошло не так, как надо. Возможно, мы понесли какие-то потери в результате нашей ошибки. При этом нередко возникают навязчивые мысли сопровождающиеся самоосуждениями о том, как надо или не надо было поступать. Мысли повторяются снова и снова, и с каждым циклом повторения они способны усиливать неприятную эмоцию.
Примеров досады множество. Моя последняя чувствительная досада такая: опоздал с приобретением билета на интересное мероприятие. Было ужасно обидно.
Досадовать можно из-за чего угодно: из-за того, что опоздал на работу или пришел туда слишком рано, что попал в пробку, заболел во время отпуска, когда следовало наслаждаться жизнью, или слишком быстро выздоровел и не отдохнул, как следует на больничном, что сказал что-то, не подумав.
Но переживать и винить себя не стоит, ведь все мы не идеальны, мы люди, а не боги. В этом смысле легче людям религиозным, которые изначально признают несовершенную и грешную природу человека.
Страхи и беспокойства
Это - самые крупные зловреды внутреннего мира, подобные осам и пчелам. Кусают они редко, но, летая вокруг нас, пугают возможными бедами и напастями. А мы хотим защититься и часто не знаем, как их отогнать.
Не будем повторяться, решение этой проблемы описано в статье [3] и работе [2] .
Как себе помочь в случае досады и раздражения?
Чтобы предохраниться от досаждающих насекомых, люди намазываются защитными мазями, опрыскивают себя всевозможными средствами. В мире психики (внутреннем мире), чтобы отогнать от себя обитающих там вредоносов, следует применять философские методы. Они не потребуют от вас никаких затрат, у них нет никаких противопоказаний. Единственное условие - у человека должна быть способность к анализу фактов, а также некоторая склонность к размышлениям.
Внутренняя гармония
Существует одна простая истина, которая может успокоить раздраженное сознание, приглушить острое переживание досадных промахов, упущений. РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДОЛЖНА ИНТЕРЕСОВАТЬ ПОГОДА В ЕГО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. Если там штормит, дуют порывистые ветра или небо застилают хмурые тучи - ему плохо, даже если в реальном мире сияет солнце и поют птички, и в его доме полное изобилие.
Например, вы совершили профессиональную ошибку, которую непросто исправить. И вам грозит долгое и нудное ее исправление, вы досадуете и сомневаетесь в своей компетентности, приходят мысли о смене работы. Но это только эмоции, стоит успокоиться и вспомнить, что даже простое спокойствие само по себе - большая ценность. Постарайтесь успокоиться. Вы вскоре почувствуете, что когда на внутреннем озере штиль, вы совсем другой человек, и именно таким вы нужны себе и другим, и вообще все не так уж плохо.
Китайский философ Лао-Цзы писал:
"Представьте себе пруд на равнине. Когда страхи и желания не волнуют поверхность пруда, вода образует совершенное зеркало. В этом зеркале вы можете увидеть отражение Дао. Вы можете видеть Бога, и вы можете видеть творение".
Раздражение и досада нарушают зеркальную поверхность воды, а это мешает созерцать, мыслить, творить, общаться с окружающими и самим собой.
Когда же на внутреннем озере штиль и погода солнечная, в душе будут расцветать прекрасные чувства и состояния: радость, эйфория, любовь, в это время приходят творческие решения, озарения. Об этом так высказался Лао-Цзы:
"Если вы озадачены тем, что видите и слышите, то не прилагайте усилий, чтобы понять вещи. Отойдите на мгновение назад и успокойтесь. Когда человек спокоен, сложные события становятся простыми".
Запомните мысль: "Внутренняя гармония, сама по себе огромная ценность". Пусть она станет вашим надежным щитом.
Щит императора
Немало неприятных событий, таких как разочарования, утраты, досадные ошибки, раздражение по всяким поводам и без поводов, обязательно случаются в жизни каждого человека и приносят ему душевную боль, а иногда и физическую.
На самом деле всё зависит от ваших мыслей и от отношения к происходящему. Философ император Марк Аврелий писал в своей книге "Размышления": "ЕСЛИ КАКАЯ-ЛИБО ВНЕШНЯЯ ВЕЩЬ ПРИЧИНЯЕТ ВАМ ОГОРЧЕНИЕ, ТО ВАС БЕСПОКОИТ НЕ САМА ВЕЩЬ, А ВАШЕ ОГОРЧЕНИЕ. И ВЫ В СИЛАХ ЕГО УСТРАНИТЬ".
То же самое утверждал Монтень: "Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает".
Итак: БОРИТЕСЬ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ И МЫСЛЯМИ. Это в вашей власти.
Одна эта мысль успокаивает нас, укрепляет, направляет к применению других философских методов. Одним из них и очень действенным является известный с античных времен принцип:
Стоическое разграничение
В жизни любого человека происходит множество событий от него не зависящих. Например, вы сделали ставку на выигрыш любимой команды, а она проиграла, и деньги потеряны. Вы хотели попасть в театр на разрекламированную премьеру, а билеты кончились. Вы купили компьютер, а через месяц он сломался. Что делать? Многие расстроятся, станут досадовать, сетовать: "Надо было сделать иначе, надо было сделать ставку на другую команду". Все знают, что "надо было", когда событие уже произошло. Назад в прошлое не вернёшься, а сожаления и причитания не исправят ситуацию. Единственное, что вы приобрели - это отрицательный опыт и еще вопрос, воспользуйтесь ли вы им.
Зато есть другой подход. Различайте вещи, которые вы в состоянии контролировать и которые вне вашей власти. Последние примите, как неизбежное, как плохую погоду, как разбушевавшуюся стихию. Разве на плохую погоду можно обижаться? Только глупец на это способен. Пошел дождик - вы раскрываете зонтик и никаких эмоций. Независящие от нас события - это то же самое, та же стихия, с которой сталкивается человек.
Многие философы высказывали эту мысль. Философ-стоик Эпиктет говорил: "Существует только один путь к счастью - для этого следует перестать беспокоиться о вещах, которые не подчинены нашей воле... Одна из вещей, которая "не в нашей власти" - это везение".
Генри Форд сказал примерно то же самое: "Когда я не могу управлять событиями, я предоставляю им самим управлять собой".
Допустим, вы застряли в пробке и досадуйте, что опоздали. Тогда спросите себя, а зависело ли это от меня? Конечно же, нет - это случайность. В таком случае, независящее от нас событие схоже с проявлением стихии. А можно ли бороться со стихией? Нет. Разумно лишь приспосабливаться к ней. И в нашем случае, разумнее всего смириться с опозданием, больше не думать о нем, переключиться на что-нибудь другое, посмеяться над своей ситуацией.
Итак: НЕ БОРИТЕСЬ С ПЛОХОЙ ПОГОДОЙ, ЛУЧШЕ РАСКРОЙТЕ ЗОНТИК.
Ну а если произошедшее полностью зависело от вас? Например, вы перепутали время вылета самолета, и он улетел без вас. Что делать, целыми днями попрекать себя и перемалывать в уме свою ошибку? В этом случае лучше вспомнить о методе:
Не плачь о прошлом
В своей жизни мы только и делаем, что совершаем всевозможные ошибки - маленькие и большие, пустяковые и роковые и в любом случае переживаем о том, что не вернешь, переживаем порой мучительно. Например, купили акции определенной компании, а они вскоре упали в цене, и мы переживаем, что-где то не рассчитали, поступили опрометчиво, под влиянием эмоций.
Но переживания абсолютно бессмысленны, они ничего не дают, кроме подавленного настроения, раздражения, снижения самооценки, упадка душевных сил.
"СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДИН СПОСОБ В ЭТОМ МИРЕ ИЗВЛЕКАТЬ ПОЛЬЗУ ИЗ ПРОШЛОГО - ОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СПОКОЙНОМ АНАЛИЗЕ НАШИХ ПРОШЛЫХ ОШИБОК, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯТЬ ИХ В БУДУЩЕМ, а затем следует полностью забыть о них", - утверждал Дейл Карнеги. В своей книге [2] он рассказал о таком поучительном опыте:
"Как-то утром наш класс строем вошел в научную лабораторию, где нас ждал учитель мистер Брэндуайн. На краю его стола на видном месте стояла бутылка с молоком. Мы заняли свои места, и с удивлением уставились на бутылку, не понимая, какое отношение она имела к уроку гигиены. Вдруг мистер Брэндуайн встал и швырнул бутылку с молоком в раковину. Бутылка разбилась, и молоко вылилось. А он крикнул: "Не плачьте из-за разлитого молока! Потерянного не воротишь!" Затем он велел всем нам подойти к раковине и посмотреть на осколки разбитой бутылки.
"Смотрите внимательнее, - сказал он, - я хочу, чтобы вы запомнили этот урок на всю жизнь. Молоко уже вылилось, его уже нет - вы видите, что оно стекло в опускное отверстие; никакие переживания и сетования в мире не могут вернуть обратно хоть каплю этого молока. Будь мы предусмотрительнее и осторожнее, мы могли бы спасти молоко. Но теперь уже слишком поздно - все, что нам остается делать - списать его со счета, забыть об этом и заниматься другими делами".
Еще лучше, если у вас хватит сил посмеяться над своей неудачей:
"- Что же это ты так! упустил прекрасную возможность получить должность бухгалтера в банке! - заявил тесть зятю, делая особое ударение на слове "банк".
- Вечно считать чужие деньги, это все равно, что быть евнухом в гареме: видеть вокруг много прекрасных женщин и не иметь возможности наслаждаться, - ответил молодой человек".
Итак, ВЫ СОВЕРШИЛИ ОШИБКУ, сделали неверную ставку - ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ НЕВЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, А ЗАТЕМ ЗАБУДЬТЕ О ПРОШЛОМ.
Если же ничто не помогает, рассуждения вроде бы верные в теории, на деле неэффективны; навязчивые мысли не исчезают, пережевывание досадных прошлых ошибок продолжается. Или как при лечении зуба, обезболивающий эффект оказывается временным, и зуб начинает ныть с большей силой. В этом случае попробуйте замечательный метод, придуманный все тем же императором и именуемый:
Взгляд с высоты
Чувство досады особенно живуче у людей с развитым воображением. Именно таким людям больше всего подходит данный метод, изложенный стоиком Марком Аврелием:
"Мир находится в непрерывном изменении. То, что кажется нам "большим" и "важным" сегодня, благодаря непрерывной смене времени в будущем окажется ничтожным и малым, когда мы оглянемся назад". Вот почему, когда вы сталкиваетесь с различными проблемами, особенно трудноразрешимыми, вы должны смотреть на них отстранённо, без эмоций.
Но невозможно наблюдать за текущими проблемами с точки зрения не наступившего будущего. Марк Аврелий предложил такой прием: вместо локального взгляда на мир, создающего узкую картину реальности, посмотреть на нашу жизнь с более высокой точки зрения - например, Вселенной. Так мы увидим, насколько мы маленькие и незначительные в общей картине мироздания, и проблемы и переживания наши тоже маленькие.
Пусть ваше воображение придет вам на помощь: поднимитесь на гору, взлетите на самолете под облака, отправьтесь на зимовку в Антарктиду, отправьтесь в опасное путешествие, где каждый день вам придется не переживать о прошлой ошибке и досадовать, не раздражаться по пустякам, а бороться за саму жизнь. И вот оттуда мысленным взором посмотрите на ваши неприятности, ваши проблемы. Уверяю вас, они покажутся вам меньше и незначительнее.
Образец стойкости и разумного взгляда на трагические события жизни дает нам философ Анаксагор. Ему, обвиненному в "безбожии" грозила смертная казнь. Анаксагору пришлось бежать из Афин. Некто ему посетовал: "Ты лишился общества афинян", намекая на бедственное положение философа. Но Анаксагор по-другому оценивал происходящее, он смотрел на реальность с другой точки зрения. Он спокойно ответил: "Нет, это они лишились моего общества".
Итак: ВЗГЛЯНИТЕ НА ВСЕ ИНЫМ ВЗГЛЯДОМ, КАК БЫ ПОДНЯВШИСЬ МЫСЛЕННО НА ВЫСОКУЮ ГОРУ.
Заключение
Следует сделать одно важное замечание. Простого прочтения материала недостаточно, чтобы извлечь из него настоящую пользу. Человек за свою жизнь поглощает огромное количество информации, но большую часть забывает, она не активна, знания не превращаются в умения. В любом деле одних теоретических знаний недостаточно.
Например, чтобы применить какое-либо оружие, надо научиться им владеть, чтобы применить борцовский прием, следует вначале потренироваться и приобрести навык практического его исполнения. Борец-теоретик просто смешон. То же самое относится к освоению философских и психологических методов.
В этом случае необходима тренировка в мыслительной сфере. Самая простейшая практика заключается в воспоминании событий вашей жизни, к которым могли быть применимы описанные методы и мысленном использовании их. Можно воспользоваться и примерами из реальной жизни и художественной литературы.
Литература
1. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
2. Дейл Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. М. "Прогресс", 1989 г.