Чем могут быть нам полезны истории из чьей-то жизни, ведь произошли давно и при специфических обстоятельствах?
Стоя рядом с больным - заражаешься его болезнью, стоя рядом с сильным - заражаешься его силой, наблюдая ловкого - становишься ловчее, а наблюдая поступки умного, становишься умнее.
Иметь в памяти примеры чьих-то хитроумных, удачных, эффективных слов и действий - это больше, чем загрузить в память компьютера полезные программы. Образцы удачного поведения умных людей могут быть перепрограммированы под себя нашим ловким программистом - мозгом и с пользой использованы в жизни.
Прочтя поучительную историю, вы на крупицу расширили свой ум. Множество их можно почерпнуть из жизнеописания легендарного Эзопа. Приведем истории, в которых главный герой демонстрирует острый взгляд на природу вещей, умение делать тонкие различия в трактовке общих понятий и знание механизмов управления человеческими эмоциями [3]:
Из жизнеописания Эзопа
Объяснил избирательность природы
"- Добрый господин, - говорит огородник [обращаясь к хозяину Эзопа Ксанфу], - ты очень даже можешь мне помочь. Мучит меня один вопрос и не дает мне покоя ни днем, ни ночью, все я думаю и гадаю вот о чем: сажаю я мои растения в землю, окапываю их, поливаю их, ухаживаю за ними, как могу, - и все-таки сорные растения вылезают из земли быстрее, чем мои. Почему так?
[У Ксанфа не нашлось достойного ответа, и он дал слово своему рабу Эзопу]
- Слушай же внимательно. Это так же, как женщина, которая второй раз выходит замуж, причем у нее уже есть дети от первого мужа, а у ее мужа - от первой жены: первым она мать, вторым - мачеха. А это большая разница. Которых детей она сама родила, тех она любовно выкармливает, а которые рождены от чужих мук, тех она завистливо ненавидит и рада отнять у них пищу, чтобы дать своим. И все оттого, что своих она любит, как кровных, а мужниных ненавидит, как чужих. Вот так же, говорю я, и земля для тех, кого сама родит, будет матерью, а для тех, кого ты в нее сеешь, - мачехой; поэтому она и кормит их так, чтобы лучше росли ее родные питомцы, чем тобою посаженные приемыши.
Огородник это выслушал и говорит:
- Ты меня избавил от великой заботы. Бери эти овощи в подарок, а если тебе еще что-нибудь понадобится, можешь заходить сюда, как в собственный огород".
Вернул хозяину сбежавшую жену
"Прошло несколько дней, а жена Ксанфа все упрямилась и упрямилась. Ксанф подсылает к ней приятелей - уломать ее вернуться, а она не идет. Видит Эзоп, что от такой беды хозяин совсем приуныл, подходит и говорит:
- Не горюй, хозяин! Завтра я устрою так, что она сама к тебе прибежит!
Взял он денег, пошел на рынок, накупил кур, гусей и прочей снеди и пошел со всем этим восвояси, словно невзначай, мимо того дома, где жила Ксанфова жена. Тут он повстречал кого-то из челяди ее родителей и спрашивает:
- Слушай, братец, у вас тут не продают ли гусей, кур и что там еще подается на свадьбе?
Тот бегом к Ксанфовой жене и обо всем ей докладывает. Только она это услышала, как бросилась со всех ног к философу и кричит на него:
- Ксанф, пока я жива, не бывать в этом доме другим женщинам!"
Как выпить море
Тут один из учеников видит, как Ксанф разошелся, и говорит:
- Скажи, учитель: человек все может сделать?
- Кто там еще говорит про человека? - шумит Ксанф. - Человек - на все руки мастер и все может сделать.
А ученик хочет его загнать в тупик и спрашивает:
- А может человек море выпить?
- Почем зря! - отвечает Ксанф. - Да хоть я возьму и выпью.
- А если не выпьешь, - спрашивает ученик, - что тогда?
Ксанф с похмелья уже себя не помнит и говорит:
- Бьюсь об заклад на все, что у меня есть! Не выпью - пусть я нищим буду!
Побились об заклад, а для верности сняли кольца с пальцев. А Эзоп стоял у Ксанфа в ногах: потянул он его за щиколотку и говорит:
- Ты с ума сошел, хозяин? Что ты делаешь? Да как же ты собираешься море выпить?
- Молчать, выродок! - отвечает Ксанф. И сам не понимает, о чем заклад держит.
На следующее утро Ксанф встал и хотел умыться. Кличет:
- Эзоп!
- В чем дело, хозяин? - откликнулся Эзоп.
- Полей мне на руки, - говорит Ксанф.
Эзоп берет ковш и поливает. И вот, умывая лицо, Ксанф заметил, что кольца на пальце нет.
- Эзоп, - спрашивает, - где мое кольцо?
- Понятия не имею, - отвечает Эзоп.
- Вот тебе раз! - вздыхает Ксанф.
- А тебе, хозяин, - говорит Эзоп, - не мешало бы потихоньку собрать да припрятать, что можно, из твоего добра, потому что теперь уж оно не твое.
- Что ты говоришь? - не понимает Ксанф.
- А то, - говорит Эзоп, - что вчера за выпивкой ты побился об заклад на все, что у тебя есть, будто выпьешь море, и дал кольцо в залог своего имущества.
- Да как же это я выпью море? - спрашивает Ксанф.
Эзоп говорит:
- Я стоял у тебя в ногах и говорил: "Не надо, хозяин! что ты делаешь! это же невозможно!" А ты меня не слушал.
Тут Ксанф как рухнет прямо в ноги Эзопу.
- Эзоп! - стонет, - умоляю, постарайся, ты же умница, придумай мне какой-нибудь способ выиграть или отделаться от этого спора.
- Выиграть, - говорит Эзоп, - никак нельзя, а вот отделаться - это я устрою.
- Как же? - спрашивает Ксанф. - Объясни мне.
Эзоп объясняет:
- Вот придет к тебе судья с другим спорщиком и прикажет выпить море. Ты не отказывайся: что пьяным говорил, то и трезвым повтори. Пусть поставят стол, пусть рабы встанут вокруг: это произведет впечатление. Ведь весь народ сбежится к берегу посмотреть, как это ты выпьешь море. Когда уже будет полно народу, тогда ты наберешь чашу морской воды, поставишь ее перед судьей и спросишь: "Так какие у нас условия?" Он ответит: "Чтобы выпить море". Ты спросишь: "И все?" Он ответит: "Все". Тогда ты обратишься к свидетелям и скажешь: "Дорогие мои граждане, в море много впадает рек, и полноводных и многоводных, а я поклялся выпить только море, а не реки, что в него впадают. Пусть мой противник затворит все реки, и тогда я выпью море!" Невозможно затворить все реки в мире, невозможно и выпить море, - вот так, нет на нет, ты и разделаешься с этим спором.
Изумился Ксанф такой хитрой выдумке и воспрянул духом.
Вот приходит к его воротам второй спорщик с самыми именитыми гражданами и вызывает Ксанфа:
- Или выпей море, или отдавай мне все твое добро.
Эзоп ему говорит:
- Это ты отсчитывай свое добро, а море, считай что, уже наполовину выпито.
- Ого, Эзоп, - смеется ученик, - теперь ты мой раб, а не Ксанфа!
- Не болтай чепухи, - говорит Эзоп, - отдавай лучше свое добро моему хозяину.
И приказывает он вынести ложе, поставить на берегу моря, принести стол, расставить чаши; весь народ сбежался поглазеть. Вот выходит Ксанф, устраивается за столом, Эзоп становится рядом, набирает в чаши морской воды и подает хозяину.
- Провались я на месте, - говорит ученик, - никак он и впрямь хочет выпить море?
Вот Ксанф уже подносит чашу к губам, но вдруг останавливается и говорит:
- А судья где?
Судья выходит. Ксанф его спрашивает:
- Так какие у нас условия?
- Чтобы выпить море, - говорит ученик.
- И все? - спрашивает Ксанф.
- Все, - говорит судья.
Ксанф поворачивается к народу и говорит:
- Дорогие мои граждане, вам известно, что в море много впадает рек, и полноводных, и многоводных. А я поклялся об заклад, что выпью только море, а не реки. Так пускай же мой противник затворит все реки, чтобы мне не пришлось пить их вместе с морем!
Вот так философ и выиграл спор. Народ во славу Ксанфа поднял громкий крик, а ученик повалился Ксанфу в ноги и говорит:
- Ах, учитель, ты великий человек! Ты победил, признаю это, признаю! А теперь, умоляю, возьмем свои слова обратно!"
Из жизни А.С. Пушкина [2]
Образец смекалки, удачного использования жизненных обстоятельств показал наш великий А.С. Пушкин:
"Однажды юный Александр захотел прогуляться в Петербург вместе со своим другом Кюхлей - так называли одноклассники Вильгельма Кюхельбекера. Правила строго запрещали подобные самовольные отлучки - но кого из подростков и когда останавливали какие-то там запреты? Молодые люди отлично знали, что при побеге за ними последует неумолимый и строгий гувернер по имени Иван Трико - именно он накануне подчеркнул всю недопустимость отлучки из лицея.
Удрав, беглецы должны были пересечь пропускной пункт столицы. Там Пушкин представился Александром Однако - и это не вызвало у жандарма никаких вопросов. Мало ли, в самом деле, фамилий на свете. Студент был записан в специальный талмуд и отпущен. Следом регистрацию прошел Кюхельбекер, который представился Василием Двако. Служитель порядка несколько недоверчиво посмотрел на юношу, но тоже пропустил его. Зато когда появился персонаж с настоящим именем Иван Трико, терпение жандарма лопнуло - и незадачливый гувернер был задержан для установления его личности на целые сутки".
Истории о Ходже Насреддине, где он смеётся над судьбой и бросает ей вызов [1]
"Однажды, Ходжа неосторожно похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, Эмир повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время. Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
- И зачем ты обманул Эмира, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
- Успокойся жена, - ответил Насреддин, - и получше спрячь деньги. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо ишак издохнет, либо Эмир...
Однажды Ходжа потерял своего ишака. Потратив весь день на поиски, раздосадованный Ходжа дал торжественную клятву Аллаху, что если "этот проклятый ишак" и найдется, то он сразу же продаст его за 1 таньга. И тут он увидел своего ишака.
На следующий день на базаре все увидели Ходжу, который стоял со своим ишаком и кошкой. На вопрос, что он тут делает, Насреддин отвечал, что продает своего ишака за 1 таньга и кошку за 100, но - только вместе...
Эмир заказал Молле сделать надпись на перстне, которая поддерживала бы его в несчастье и сдерживала бы в радости.
На следующий день Молла пришел к Эмиру и молча протянут тому перстень с надписью: "И это пройдет"...
Однажды Эмир решил заставить всех жителей Бухары говорить только правду. Для этого перед городскими воротами поставили виселицу. Всех входящих опрашивал начальник стражи. Если человек, по его мнению, говорил правду, то его пропускали. В противном случае - вешали.
Перед воротами собралась большая толпа. Никто не решался даже подойти близко. Насреддин же смело на правился к начальнику стражи.
- Зачем ты идешь в город? - строго спросили его.
- Я иду, чтобы меня повесили на этой виселице, - ответил Насреддин.
- Ты лжешь!- воскликнул начальник стражи.
- Тогда повесьте меня.
- Но если мы повесим тебя, то твои слова станут правдой.
- То-то и оно, - улыбнулся Ходжа, - все зависит от точки зрения...
Однажды, на базаре Ходжа увидел как толстый чайханщик тряс какого-то нищего бродягу, требуя у него платы за обед.
- Но я же только понюхал твой плов! - оправдывался бродяга.
- Но запах тоже стоит денег! - отвечал ему толстяк.
- Подожди, отпусти его - я заплачу тебе за все, - с этими словами Ходжа Насреддин подошел к чайханщику. Тот отпустил беднягу. Ходжа вынул из кармана несколько монет и потряс их над ухом чайханщика.
- Что это? - изумился тот.
- Кто продает запах обеда, тот получает звон монет, - невозмутимо ответил Ходжа..."
Притчи о Будде[5]
Достойный ответ на агрессию
"Один из учеников спросил Будду:
- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
- Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
- Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
- Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.
Ядовитая змея
Некогда Будда путешествовал по стране царя Прасенджиты и обнаружил в земле сокрытый клад, в котором было полно драгоценностей. Будда спросил Ананду:
- Видишь ли ты, что это ядовитая змея?
Ананда ответил:
- Вижу.
А в это время некто, следовавший за Буддой, услышав эти слова, решил подойти и посмотреть. Увидел, что это сокровища, и пренебрег словами Будды, сочтя их пустым звуком: ведь на самом деле это драгоценности, а он называет их ядовитой змеей! И тогда этот человек тайно созвал домочадцев и забрал сокровища.
Семья его разбогатела, но вскоре нашелся человек, сказавший царю, что добытый клад не передан властям. Царь велел схватить нашедшего. Тот клялся, что все уже отдал, но царь никак не верил этому.
Бедняга испытал яды всех страданий, но так ничего и не сказал. Царь разгневался и хотел наказать семь колен его рода. Когда его повезли на казнь, царь послал слугу разведать, что тот будет говорить по дороге. Осужденный сказал:
- Будда говорил верно, это действительно ядовитая змея".
Омар Хайям отвечает на оскорбления [4]
"Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:
- Ты безбожник! Ты - пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Хайям лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма:
- Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:
- Идем со мной.
Щеголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал:
- Примерь, это тебе под стать.
Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:
- Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! - и бросил халат обратно.
- Вот видишь, - сказал Хайям, - ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.
Обижаться на оскорбления - примерять лохмотья, которые нам швыряют".
Налоги на воздух и находчивость ученых [2]
"Однажды парижане Александр Гумбольдт вместе с Жозефом Гей-Люссаком занимались очень увлекательным делом - исследовали свойства и возможности газа. Для экспериментов им были необходимы стеклянные пробирки, которые пришлось заказать из Германии. Налог на ввоз в страну хрупкого инвентаря грозил пробить непоправимую брешь в бюджете и без того небогатых ученых - и тогда они пошли на хитрость.
Итак, во Францию было решено ввозить не пробирки - а воздух из Германии. О чем явственно сообщали этикетки, заботливо наклеенные на стеклянные трубочки с пробками. К ценным пробиркам прилагалось полное описание - где конкретно, кем и когда был собран чистейший немецкий воздух. Таможенники, разумеется, читать умели - а еще они знали, что воздух никаким налогом облагать не следует, поэтому пробирки были спокойно и, главное, бесплатно пропущены прямиком до пункта назначения - то есть до лаборатории остроумных исследователей".
Первая леди США и нахальство Монро [2]
"Актриса Мэрилин Монро очень хотела как можно скорее узаконить свои отношения с одним из братьев Кеннеди - и однажды прямиком сообщила об этом Жаклин Кеннеди по телефону. Первая леди сумела погасить свой понятный гнев и бесстрастно велела сейчас же актрисе записывать все, что она скажет. Последовало перечисление важных протокольных мероприятий на ближайшие несколько дней и вопросы, говорит ли Монро по-испански, французски и знакома ли она с особенностями живописи испанского Возрождения. Разумеется, актриса не знала ни языков, ни истории искусств. Ответ Жаклин был неумолим: "Если вы желаете занять мое место - потрудитесь выучить языки и узнайте все о живописи вот к этому же понедельнику. А зачем вам необходимы эти навыки - поинтересуйтесь, милая девушка, у моего мужа - мистера Президента". И дала отбой".
О пользе образованности [4]
"В юридическом институте на лекции преподаватель предложил студентом разобраться с жалобой одной старушки на своего соседа по саду. Суть жалобы заключалась в том, что рядом с забором, разделяющим садовые участки, у соседа растёт яблоня.
Некоторые её ветки свисают через забор на территорию старушки, которая жалуется на то, что когда созревшие яблоки падают, то прибивают тюльпаны, которые она выращивает как раз возле этого забора.
Среди студентов началась дискуссия. Одни утверждали, что поскольку яблоня принадлежит соседу, то он отвечает за яблоки, растущие на ней, и виноват в ущербе, причинённом старушке в виде помятых тюльпанов. В этом случае сосед должен возместить ей ущерб и сделать так, чтобы яблоки с его яблони не падали больше на соседский участок. Другие считали, что если яблоки висят над территорией, принадлежащей старушке, то они уже принадлежат ей. Она может их сама срывать и сама заботиться о том, чтобы они не портили клумбу. В этом случае сосед ей ничего не должен, а она сама должна решить свою проблему.
Спор длился долго, но к единому мнению студенты так и не пришли. Тогда они обратились к преподавателю с вопросом: "Как же правильно?".
Преподаватель посмотрел внимательно на аудиторию и сказал:
- Ваша общая ошибка в том, что вы приняли первоначальную жалобу старушки, как нечто незыблемое, как факт. А в вашей работе нужно всё подвергать сомнению. Неужели вы не знаете, что яблоки созревают осенью, а тюльпаны выращивают весной?!"
Вывод
Приведенные здесь истории - это примеры победы ума над грубой силой, интеллекта над стихией, сознания над материей, это примеры возвышения человека.
Знакомясь с поучительными историями о том, как разум помог в жизни, на самом деле вы пополняете свой арсенал ментального оружия. И хотя иногда оно тяжеловесно и его нелегко извлечь из ножен, но может оказаться незаменимо в вашей жизни.
Литература
1. 100 историй о Ходже Насреддине. https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&t=1608238&ysclid=lvpb0siv7i563254695
2. 9 известных людей, которые нашли оригинальный и гениальный способ решения проблемы. Рамблер: https://news.rambler.ru/other/42296108/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
3. Жизнеописание Эзопа. Книга о Ксанфе-философе и Эзопе, его рабе, или похождения Эзопа. https://facetia.ru/node/1326