Интернум философия не ограничивается формированием мировоззрения человека, формулированием общих истин. Она имеет немалый арсенал средств, позволяющий решать практические проблемы и гармонизировать внутренний мир человека. Но существует ли этот самый внутренний мир? Ведь он вроде и не ощущается вовсе. Границы его прозрачны и невидимы, как широкие хорошо вымытые окна комнаты.
Представим себе здорового человека, что идет ясным летним днем по берегу речки, вдыхает аромат трав, любуется живописными видами. Чувствует ли он в этот момент свое тело? Да нет, он его совершенно не ощущает. Но вдруг налетели тучи, и подул холодный ветер. Если человек предусмотрительный, то у него с собой куртка или теплая кофта, он ее наденет и продолжит свой путь, почти не замечая изменения погоды. А если закрапал дождь, то он раскроет зонтик и снова ему будет достаточно комфортно идти.
Точно так же обстоят дела с душевной сферой человека (внутренним миром). Она не проявляется, если человеку хорошо, на душе спокойно и царит гармония. Никакого внутреннего мира тогда не существует, он не ощущается. Когда человек здоров и полон энергии, то и небольших раздражителей, таких как толчок в спину в транспорте или чьи-то критические высказывания в свой адрес, он не заметит. Но настоящий стресс, такой как ссора с другом, грубый прилюдный выговор начальника почувствует каждый. В голове закрутятся горькие мысли, а обычные удовольствия жизни станут не в радость. Израненная, уязвленная душа может заболеть нестерпимо, так, что человек может предпочесть такой боли сильную физическую боль. Как же защититься от грозы во внутреннем мире? Как бы было хорошо иметь в запасе некий "психический зонтик", спасающий болезненного мысленного града. Между тем такой "зонтик" есть, и различные его разновидности предлагает интернум философия.
Евангелический маяк
В путешествиях по суше необходим компас, а по морю - маяк, чтобы не сбиться с пути. При путешествиях по духовным мирам, при оценках всевозможных истин, предлагаемых нам, при выборе верных действий в трудной ситуации еще более нужен такой маяк.
Иисус Христос наставлял: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки". (Мф. 7:12)
Дополнил Евангелический маяк русский философ Соловьев:
"Существуют два правила альтруизма отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще: эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай".
Стоическое разграничение
Главная стоическая истина стоит на страже нашего внутреннего мира от всевозможных внешних воздействий. Она как колючая изгородь защищает наш внутренний сад, его нежные посевы, от внешних стихий. Она звучит так: "Различай события от нас зависящие и не зависящие, нам неподвластные. Последние принимай, как неизбежное, а далее делай все от тебя зависящее, чтобы исправить ситуацию". Мысль эту высказывали многие, но одним из первых был философ-стоик Эпиктет.
В жизни любого человека происходит множество событий от него не зависящих. Например, вы сделали ставку на выигрыш любимой команды, а она проиграла и деньги потеряны. Вы хотели попасть в театр на разрекламированную премьеру, а билеты кончились. Вы купили компьютер, а через месяц он сломался. Что делать? Многие расстроятся, станут сетовать: "Надо было сделать иначе, надо было сделать ставку на другую команду". Все знают, что "надо было", когда событие уже произошло. Назад в прошлое не вернёшься, а сожаления и причитания не исправят ситуацию. Единственное, что вы приобрели - это отрицательный опыт и еще вопрос, воспользуйтесь ли вы им.
Зато есть другой подход. Различайте вещи, которые вы в состоянии контролировать и которые вне вашей власти. Последние примите, как неизбежное, как плохую погоду, как разбушевавшуюся стихию. Разве на плохую погоду можно обижаться? Только глупец на это способен. Пошел дождик - вы раскрываете зонтик и никаких эмоций. Независящие от нас события - это то же самое, та же стихия, с которой сталкивается человек.
Генри Форд сказал примерно то же самое: "Когда я не могу управлять событиями, я предоставляю им самим управлять собой".
Стоическое разграничение - универсальное защитное средство, призванное охранять незримые границы мира психики.
Запомните - первый вопрос, на который должен ответить человек, когда произошло нежелательное событие: зависело ли это от меня? А если нет, отнеситесь к происходящему, как к неподвластной вам стихии. Эта мысль начнет строить вокруг сада вашей души крепкую изгородь.
Дополнительные средства, позволяющие произвести стоическое разграничение и способствовать душевному покою приводятся ниже:
Философская вакцинация: примите худшее
В жизни каждого человека может настать период, когда ему угрожают всевозможные беды и потери. Предположим, человеку предстоит сложная хирургическая операция, он во власти переживаний. Еще ничего не случилось, но душевные силы уже парализованы беспокойствами и страхами и человек похож на кролика, обездвиженного гипнотическим взглядом змеи. В этом случае подходит совет, работающий в самых тяжелых ситуациях, его давали многие философы: Прими худшее, примирись с ним мысленно. Только одно это принятие худшего дает очень много: оно выводит человека из ступора, высвобождает психические силы, порождает мысленную активность, заставляет его бороться за себя. Если же беда действительно произойдет, человек воспримет ее легче, так как уже готов. Хорошо об этом написал Дейл Карнеги:
"Если у вас возникают ситуации, связанные с беспокойством, применяйте магическую формулу Уиллиса X. Кэрриэра:
1. Спросите себя: "Что является самым худшим из того, что может произойти?"
2. Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.
3. Затем спокойно продумайте, как изменить ситуацию.
Итак: вам грозят неприятности, вы в опасности. Произведите философскую вакцинацию: Примите худшее.
Не пытайся изменить природу людей
Часто люди сетуют, что жена, муж, взрослые дети, друзья, сослуживцы не такие, какими должны бы быть и поступают не так, поступают нехорошо, несправедливо. Они пытаются их перевоспитать, но эти попытки, как правило, заканчиваются неудачно. От этого происходит множество обид и конфликтов. Перевоспитать взрослого человека практически невозможно, он поступает в соответствии со своими внутренними побуждениями. Воспитать, себя, своих маленьких детей и то необычайно трудно. Гораздо лучше понимать и принимать природу человека, понимать, что все происходит так, как и должно происходить.
Линкольн считал, что ни одного человека не следует ни хвалить, ни порицать за то, что он сделал или не сделал, потому что "все мы так или иначе подвержены влиянию условий, обстоятельств окружающей среды, образования, усвоенных привычек и наследственных черт. Именно эти факторы формируют человека и делают его таким, какой он есть и каким он останется навсегда".
Итак, если вы недовольны действиями других людей, не переживайте, не обижайтесь, не пытайтесь их переделать, а примите их такими, какие они есть по своей природе.
Меньше думай о чужом мнении
Наша психика отделена от окружающего нас материального мира, и реальные события влияют на нее лишь по большей части опосредовано, так вспышку на солнце почувствуют лишь самые метеочувствительные люди. Мысли других людей мы не в силах прочитать, а воздействовать на нас они могут лишь косвенно, это другая неизвестная планета. Тем не менее, многие склонны учитывать мнения людей, действительные или воображаемые и руководствоваться ими. А чужие критические слова могут вызвать бурю эмоций, подобную шторму в семь баллов на море.
Великие люди, мыслители, философы по-другому относились к чужим мнениям. В этом случае будут полезны универсальные образцы высказываний выдающихся людей, пришедшие к нам из глубины веков:
"Когда Леонтиху, сыну Аристона, сказали, что сыновья Демарата говорят о нем дурно, он воскликнул: "Клянусь богами, ничего удивительного: ни один из них ничего хорошего не способен сказать".
"Однажды Сократу сказали: "Разве тебя не оскорбляют ругательства этого человека?" На что он ответил: "Нет, ибо все это не приложимо ко мне".
"Получив раз удар ногой, Сократ хладнокровно отнесся к этому и удивил обидчика словами: "Разве я пошел бы жаловаться на лягнувшего меня осла?"
"Диогену сказали: "Многие смеются над тобой". Он ответил: "А над ними смеются ослы, но так как им нет дела до ослов, так и мне нет дела до них".
"Когда Диогену сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: "Заочно пусть он хоть бьет меня".
Известные философы не одобряли человеческую склонность зависеть от чужого мнения.
Шопенгауэр писал следующее:
"Чужое же сознание существует для нас не непосредственно, а лишь косвенно, - поскольку им определяется поведение других по отношению к нам".
"Ничто не способствует нашему счастью, строящемуся в большей части на спокойствии и удовлетворенности духа, более чем ограничение внимания к чужим мнениям - до предписываемого благоразумием предела, составляющего, быть может, 1/50 настоящей его силы; надо вырвать из тела терзающий нас шип".
Дейл Карнеги полностью соглашался с ним:
"Теперь я понимаю, что люди не думают ни о вас, ни обо мне, и их совершенно не волнует, что о нас с вами говорят. Они заняты только собой, они думают только о себе перед завтраком, после завтрака и все время до десяти минут после полуночи. Их в тысячу раз больше обеспокоит собственная небольшая головная боль, чем известие о вашей или о моей смерти".
Итак, если хочешь жить своей собственной жизнью и поступать рассудительно, и руководствоваться собственным, а не чужим умом - меньше думай о чужом мнении.
Китайское успокоение
Существует одна простая истина, которая может успокоить разбушевавшейся страсти, бурные эмоции уберечь от опрометчивых поступков. Разумного человека, прежде всего, должна интересовать погода в его внутреннем мире. Если там штормит, дуют порывистые ветра или небо застилают хмурые тучи - ему плохо, даже если в реальном мире сияет солнце и поют птички, и в его доме полное изобилие.
Например, вы обиделись на жену, сильно обиделись. И весь мир кажется вам расколотым, и бессмыслена жизнь, когда потерян идеал. Но это только эмоции, стоит успокоиться и вспомнить, что даже простое спокойствие само по себе - большая ценность. Постарайтесь успокоиться. Вы вскоре почувствуете, что когда на внутреннем озере штиль, вы совсем другой человек, и именно таким вы нужны себе и другим, и вообще все не так уж плохо. Об этом писал философ Лао-Цзы:
"Если вы озадачены тем, что видите и слышите, то не прилагайте усилий, чтобы понять вещи. Отойдите на мгновение назад и успокойтесь. Когда человек спокоен, сложные события становятся простыми".
Запомните мысль: "Внутренняя гармония, сама по себе огромная ценность". Пусть она станет вашим надежным щитом.
Дополнительные философские средства, позволяющие обрести внутреннюю гармонию и избавиться от беспокойства, приводятся ниже:
Что говорит статистика
Если обычный человек узнает о грозящих опасностях, болезнях, стихийных бедствиях, терактах, то страх и всевозможные беспокойства поражают его в самое сердце. "Женщину убила сосулька, упавшая с крыши дома, - услышали вы по телевизору, и теперь вам боязно проходить рядом с многоэтажными домами. Есть пословица: "У страха глаза велики", и обычному человеку становится страшно, причем много от чего. Но не философу. Он знает о замечательном принципе: "Не беспокоиться о статистически маловероятном".
Чтобы избавиться от страхов и беспокойств изучите факты и их статистические оценки. С цифрами можно ознакомиться в статистических справочниках из библиотеки, данных интернета и периодической печати. Если ничего найти не удается, обратитесь к своему жизненному опыту. Вспомните, много ли ваших знакомых, сослуживцев, знакомых знакомых пострадало от упавшего льда. И тогда окажется, что таких случаев крайне мало или вообще нет, вы поймете, что страхи напрасны, маловероятным можно и нужно пренебречь.
Итак, чтобы одолеть привычку беспокоиться из-за каких-то произошедших событий, соберите статистику. Если вероятность события мала - забудьте свои страхи.
Неравный обмен
В жизни перед человеком не раз стоит выбор, когда с одной стороны предлагаются существенные материальные выгоды, например, высокая зарплата, в обмен на сущую малость - ненормированный рабочий день, и определенный контроль со стороны начальства. Но что значит для вас это предложение на самом деле?
После непродолжительного размышления можно сказать - это существенное ограничение свободы, когда человек в полной мере не располагает свободным временем и должен по требованию начальства в любое время находиться на работе, или явиться в среди ночи по вызову. Отсутствие досуга, возможности располагать свободным временем - немалая потеря. Контроль со стороны начальства, каким бы малым он не был - источник стрессов, разрушение внутренней гармонии. И обмен получается неравным.
"Крайне глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть вовне, т. е. жертвовать покоем, досугом и независимостью, - целиком или в большей части - ради блеска, чина, роскоши, почета или чести", - писал Шопенгауэр.
Итак, вам сулят немалые материальные выгоды, не соглашайтесь сразу, пока не будут ясны все детали того, что от вас требуется взамен. Опасайтесь того, чтобы не получился "неравный обмен".
Качели благополучия
Остановимся на счастье. Для любого человека существует некий равновесный, доступный на данный момент уровень удовлетворенности жизнью, который условно назовем счастьем. Но не стоит сломя голову бросаться на поиски чего-то большего.
В настоящее время предложена психологическая теория, согласно которой существует "Гедонистическая беговая дорожка" - тенденция людей держаться на относительно стабильном уровне счастья, а также быстро возвращаться к этому уровню после серьезных позитивных или негативных событий или изменений в жизни. Напомним, что гедонизм - это философская концепция, в которой удовольствие и избегание боли, считается определяющим фактором человеческого поведения.
Согласно теории гедонистической беговой дорожки, уровень счастья при приобретении или потере каких-либо благ изменяется ненадолго, а затем возвращается к исходному показателю.
Например, вы купили автомашину, о которой давно мечтали. Вы рады, счастливы, но через какое-то время радость почему-то исчезает, и вы возвращаетесь к тому состоянию, которое было до покупки. Или у вас случилось какое-то несчастье, допустим, вас лишили долгожданной премии, которая может спасти расстроенные финансы. Вы будете опечалены, подавлены, но спустя какой-то промежуток времени, ваше настроение опять-таки вернётся к исходному состоянию.
Из этой теории также выходит, что чем больше человек получает удовольствий, тем выше его запросы и ожидания, человек вынужден опять добиваться чего-то ради сиюминутной радости - он увеличивает темп на своей "гедонистической беговой дорожке". Получается, что уровень счастья не меняется, но для его поддержания требуется затрачивать всё больше и больше усилий.
Основным результатом роста доходов оказывается рост потребностей, новые потребности, новый уровень жизни становятся привычными. На первый взгляд это замечательно - человек стал жить лучше. Но само по себе удовлетворение потребностей не приносит полноценного счастья, рост потребностей делает уязвимым, порабощает человека, поскольку при потере или снижение дохода привычные потребности не удовлетворяются и человек страдает.
Почитаем Артура Шопенгауэра и удивимся, как близки его взгляды к тому, что изложено выше. Он писал:
"Лишь только минует первая боль после потери богатства и вообще состояния, наше настроение делается приблизительно таким же, каким было раньше, - то это оттого, что как только судьба уменьшила один фактор - состояние, мы сами тотчас же сокращаем другой - наши потребности. При постигшем несчастии эта операция чрезвычайно болезненна; зато, как только она совершена, боль начинает стихать и, в конце концов, пропадает - рана зарубцовывается. Наоборот, при счастливом событии, пресс, сокращающий наши потребности, приподнимается и они начинают расти; - в этом заключается радость. Но длится она лишь до тех пор, пока не закончится этот процесс; мы привыкаем к увеличенному масштабу наших потребностей и становимся равнодушными к соответствующему ему состоянию".
Более подробно данная тема освещена в работе [1].
Подытоживая все сказанное, приходим к такому выводу: Здоровая психика обычного человека способна приспособиться ко многому, и вытащить из пучины отчаянья. Но та же самая психика не даст обычному человеку слишком долго летать в облаках счастья. Помните о незримых "качелях счастья".
Щит императора
Неприятные события, такие как разочарования, утраты, поражения, потери, травмы, болезни обязательно случаются в жизни каждого человека и приносят ему душевную боль, а иногда и физическую. Но одно и то же событие может совершенно по-разному восприниматься различными людьми. Всё зависит от мыслей и от отношения к происходящему. Например, один человек, провалившийся на экзамене по вождению, очень огорчится и отбросит идею получить права, другой же решит повторить попытку и станет заниматься с удвоенной силой.
Одно и то же событие может по-разному восприниматься одним и тем же человеком в разные периоды жизни. Например, молодого человека бросила невеста, вначале он был в полном отчаянии, но через несколько лет взгляд изменился и он понял, что случившееся может быть и к лучшему, у невесты был дурной характер и они все равно бы не поладили.
Почему так случается?
На самом деле всё зависит от ваших мыслей и от отношения к происходящему. Философ император Марк Аврелий писал в своей книге "Размышления": "Если какая-либо внешняя вещь причиняет вам огорчение, то вас беспокоит не сама вещь, а ваше огорчение. И вы в силах его устранить".
То же самое утверждал Монтень: "Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает".
Итак: Боритесь с отрицательными эмоциями и мыслями.
Но как устранить огорчение, погасить эмоцию, изменить отношение к событиям? Общее рассуждение, безусловно, понижает силу душевных страданий особенно человеку обладающему логикой и здравым смыслом, но одного его бывает недостаточно. На этот случай рекомендуется применять более специфические средства, перечисленные ниже:
Взгляд с высоты
Иногда жизненные проблемы ставят человека в тупик, вызывают уныние и чувство безнадежности. Например, вас бросила невеста, предал любимый ученик, издатель отверг рукопись романа, над которым вы долго работали. В этом случае на помощь приходит философский принцип, изложенный стоиком Марком Аврелием:
"Мир находится в непрерывном изменении. То, что кажется нам "большим" и "важным" сегодня, благодаря непрерывной смене времени в будущем окажется ничтожным и малым, когда мы оглянемся назад". Вот почему, когда вы сталкиваетесь с различными проблемами, особенно трудноразрешимыми, вы должны смотреть на них отстранённо, без эмоций.
Но невозможно наблюдать за текущими проблемами с точки зрения не наступившего будущего. Марк Аврелий предложил такой прием: вместо локального взгляда на мир, создающего узкую картину реальности, посмотреть на нашу жизнь с более высокой точки зрения - например, Вселенной. Так мы увидим, насколько мы маленькие и незначительные в общей картине мироздания, и проблемы и переживания наши тоже маленькие.
Пусть ваше воображение придет вам на помощь: поднимитесь на гору, взлетите на самолете под облака, отправьтесь на зимовку в Антарктиду, отправьтесь в опасное путешествие, где каждый день вам придется бороться не за привлекательный имидж или повышенный оклад, а за саму жизнь. И вот оттуда мысленным взором посмотрите на ваши неприятности, ваши проблемы. Уверяю вас, они покажутся вам меньше и незначительнее.
Образец стойкости и разумного взгляда на трагические события жизни дает нам философ Анаксагор. Ему, обвиненному в "безбожие" грозила смертная казнь. Анаксагору пришлось бежать из Афин. Некто ему посетовал: "Ты лишился общества афинян", намекая на бедственное положение философа. Но Анаксагор по-другому оценивал происходящее, он смотрел на реальность с другой точки зрения. Он спокойно ответил: "Нет, это они лишились моего общества".
Итак: Взгляните на все иным взглядом, как бы поднявшись мысленно на высокую гору.
Не худшее из зол
Нет ничего абсолютного в человеческом мире - ни абсолютной красоты, ни абсолютного уродства, ни абсолютной радости, ни абсолютной беды. В то же время человеческий разум все познает в сравнении. На этот построен философский метод относительного успокоения души - "не худшее из зол". На любое бедствие и огорчение можно привести еще худшее. И от осознания этого на душе становится чуточку легче. Например, начальник сделал вам выговор за что-то, но это гораздо лучше, чем если бы он вас уволил.
Полезно заранее представлять возможные беды и неприятности, которые могут с вами случиться и находить утешение методом "не худшее из зол". Такой практикой постепенно воспитывается философский взгляд на жизнь. Данным методом также можно пользоваться в диалогах с различными недоброжелателями:
"Когда кто-то бранил Клеомена (царя Спарты), говоря: "Ты, Клеомен, роскошествуешь". Он отвечал: "Это все-таки лучше, чем быть ненасытным. Вот ты, например, имея достаточно, все-таки жадничаешь".
Итак: вам плохо, случилась какая-то неприятность: поймите, что могло быть еще хуже и реальность еще "не худшее из зол".
Не плачь о прошлом
В своей жизни мы только и делаем, что совершаем всевозможные ошибки - маленькие и большие, пустяковые и роковые и в любом случае переживаем о том, что не вернешь, переживаем порой мучительно. Например, купили акции определенной компании, а они вскоре упали в цене, и мы переживаем, что где то не рассчитали, поступили опрометчиво, под влиянием эмоций.
Но переживания абсолютно бессмысленны, они ничего не дают, кроме подавленного настроения, снижения самооценки, упадка душевных сил.
"Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого - он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них", - утверждал Дейл Карнеги. В своей книге [2] он рассказал о таком поучительном опыте:
"Как-то утром наш класс строем вошел в научную лабораторию, где нас ждал учитель мистер Брэндуайн, На краю его стола на видном месте стояла бутылка с молоком. Мы заняли свои места, и с удивлением уставились на бутылку, не понимая, какое отношение она имела к уроку гигиены. Вдруг мистер Брэндуайн встал и швырнул бутылку с молоком в раковину. Бутылка разбилась, и молоко вылилось. А он крикнул: "Не плачьте из-за разлитого молока! Потерянного не воротишь!" Затем он велел всем нам подойти к раковине и посмотреть на осколки разбитой бутылки.
"Смотрите внимательнее, - сказал он, - я хочу, чтобы вы запомнили этот урок на всю жизнь. Молоко уже вылилось, его уже нет - вы видите, что оно стекло в опускное отверстие; никакие переживания и сетования в мире не могут вернуть обратно хоть каплю этого молока. Будь мы предусмотрительнее и осторожнее, мы могли бы спасти молоко. Но теперь уже слишком поздно - все, что нам остается делать - списать его со счета, забыть об этом и заниматься другими делами".
Еще лучше, если у вас хватит сил посмеяться над своей неудачей:
"- Что же это ты так! упустил прекрасную возможность получить должность бухгалтера в банке! - заявил тесть зятю, делая особое ударение на слове "банк".
- Вечно считать чужие деньги, это все равно, что быть евнухом в гареме: видеть вокруг много прекрасных женщин и не иметь возможности наслаждаться, - ответил молодой человек".
Итак, вы совершили ошибку, сделали неверную ставку - проанализируйте неверные действия, а затем забудьте о прошлом.
Польза критики
Многие, как огня, бояться критики и всеми силами стараются ее избежать. Им кажется, что критика порочит человека, унижает в глазах других людей. Но она же чаше всего бывает полезной, активизирует мыслительный процесс, и помогает искать выход из сложной жизненной ситуации. Критика позволяет встряхнуться, выйти из благодушного и ленивого состояния души, настроиться на действия.
"Мало у кого хватает мудрости предпочесть обманчивой похвале благотворную критику", - писал Ларошфуко.
"Помните, что несправедливая критика часто является замаскированным комплиментом. Не забывайте, что никто никогда не бьет мертвую собаку", - замечал Карнеги.
Итак, вас критикуют, а вы можете ответить: "А я люблю критику, она делает меня лучше".
Ловушка сравнения
Явно или неявно общество устанавливает для своих членов довольно высокие жизненные стандарты, и поскольку это общество - прежде всего общество потребителей, стандарты эти по большей части связаны с потреблением, материальной стороной жизни. Они направляют нас делать карьеру, любыми путями добывать деньги, движимость и недвижимость, богатство в любой его форме, власть, известность, популярность, славу, чины, звания, должности, высокие оклады. Человек постоянно сравнивает себя с общественными стандартами, со своими друзьями, соседями, одноклассниками, коллегами по работе и в зависимости от результатов этого сравнения считает себя, успешным и достойным уважения, или неудачником, лузером, заслуживающим лишь насмешки.
Но представители самых различных философских и религиозных школ не поддерживали такой подход. Например, философ-стоик Сенека так наставлял нас: "Будем наслаждаться тем, что имеем, не вдаваясь в сравнения; никогда не будет счастлив тот, кто досадует на более счастливого". И это подтверждает сама жизнь. Люди, попавшие в ловушку сравнения похожи на мышей, попавших в мышеловку: они лишь способны трепыхаться в сетях сожалений, самоуничтожений, чувства вины.
Также следует вспомнить, что все люди разные, имеют разные гены, разных родителей, воспитание, образование, способности, разное имущественное положение - поэтому любые сравнения будут неправомерны.
Совсем не сравнивать себя с другими людьми невозможно, но смягчить и сгладить отрицательные переживания вполне по силам человеку способному рассуждать.
Итак, вас укоряют примером человека, добившегося каких либо благ, вспомните о ловушке сравнения.
Польза яда
С вами случилась неприятность, беда, неудача. Вы в растерянности и огорчении. Но философия учит: Хорошее скрыто в плохом. Старайтесь увидеть положительную черту каждого события.
"Великая сила - умение извлекать пользу из самого зла", - учил стоик Эпиктет.
"Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад", - предлагает Карнеги, и далее пишет следующее:
"Два человека смотрели сквозь тюремную решетку. Один видел грязь, другой видел звезды.
Решите найти что-то положительное в своей ситуации. Предположим, что мы настолько пали духом, что потеряли всякую надежду превратить когда-нибудь наши лимоны в лимонад, - тогда я назову вам две причины, почему все-таки мы должны пытаться это сделать, - две причины, по которым у нас есть все возможности достичь желаемого и ничего не потерять.
Причина первая: у нас есть вероятность добиться успеха.
Причина вторая: даже если мы не преуспели, сама по себе наша попытка обратить наш минус в плюс заставляет нас смотреть вперед, а не оглядываться назад, вытесняет наши отрицательные мысли положительными; это высвободит нашу творческую энергию, и мы окажемся настолько занятыми, что у нас не будет ни времени, ни склонности горевать о том, что прошло и никогда не вернется".
Итак, "Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад".
Цените то, чем владеете
Здоровье - высшая материальная ценность, без него любые блага не в радость, и полноценное счастье невозможно. Это понимают все, и желают здоровья всем, всегда, по любым поводам.
"Вы бы продали свои два глаза за миллиард долларов?" - такой шокирующий вопрос задает Карнеги своим читателям. Ответ казалось, очевиден, здоровье, ваше тело - это то, без чего вы не сможете существовать.
Но понимают ли люди это по-настоящему? А если понимают, то почему некоторые разменивают его на деньги, устраиваясь на вредную и опасную работу?
В своей книге [2] Карнеги приводит следующий рассказ Гарольда Эбботта, своего хорошего знакомого:
"Я шел как человек, убитый горем. Я потерял веру в жизнь и способность бороться. Вдруг я увидел человека без обеих ног. Он сидел на небольшой деревянной тележке, к которой были прикреплены колеса от роликов. Он продвигался вперед с помощью деревянных брусков в каждой руке. Я встретил его сразу после того, как он пересек улицу и старался приподняться на несколько дюймов над краем тротуара, чтобы взобраться на него. Когда он слегка наклонил свою маленькую деревянную тележку, наши глаза неожиданно встретились. Он приветствовал меня радостной улыбкой. "Доброе утро, сэр. Какое чудесное утро, не правда ли?" - весело сказал он. Глядя на него, я понял, каким богатством я владею. У меня две ноги. Я могу ходить. Мне было стыдно, что я посмел жалеть себя".
"Мы редко думает о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет",- сказал Шопенгауэр.
Огромная ценность - то, чем мы владеем. Огромная ценность - это наши близкие, настоящие друзья, все те люди, которые нас любят. Ничто их не заменит, их не купишь за все деньги мира. Это не все понимают, иначе не случались бы истории, когда неожиданно разбогатевший мужчина бросает свою жену, с которой прожил всю жизнь. Бросает только потому, что теперь может позволить себе жениться девушке, которая годится ему в дочери. Да, она выходит за него замуж, потому что искренне любит, только не его, а его деньги. К каким последствиям приведет такой брак можно только догадываться.
Итак, Огромная ценность - то, чем мы уже владеем.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Андрей Соколов. Качели благополучия, Проза.ру.
2. Дейл Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. М. "Прогресс", 1989 г.