Содружество Кромешников : другие произведения.

Статьи: 2. О готах, готике, готических соборах... и готах again

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор - Татьяна Мудрая.


О ГОТАХ, ГОТИКЕ, ГОТИЧЕСКИХ СОБОРАХ ... И ГОТАХ AGAIN

Архикультурологическая справка

         Готы старинные
        
         Исконные готы были германским племенем, которое довольно быстро разделилось на остготов, живших в низовьях Днепра, и вестготов (тоже в низовьях, но уже Днестра). Епископ Вульфила, то бишь "Волчонок" обратил их в арианство.
         Ближайшие соседи славян, от них в наш язык попало слово "хлеб". Жестоко бились с римлянами, хотя время от времени объединялись с ними, чтобы разбить кого-то третьего. Гунна Аттилу, например. Гот Аларих взял Рим, ограбил, но в отличие от нормальных завоевателей, города не жег и людей не притеснял, так что римские девственницы, увы, почти все так и остались в этом статусе. Зато те готы, что подмяли под себя будущую Испанию, так там в конце концов наблудили, что простой народ почти с облегчением пошёл под руку мусульман. Так получился Кордовский Халифат. Из Италии готов коварно вышиб византиец Велизарий, которого потом еще более коварным образом ослепили. Готы, как "осси", так и "весси", были религиозно терпимы, самый их великий вождь Теодорих поощрял науки и искусства и был похоронен в великолепной гробнице, воспетой поэтом Блоком: "...далёко стало море и розы оцепили вал" - помните? Последний вождь италийских готов, Тотила, пытался устоять против коварных византийцев, для чего освободил рабов и усилил ими свое войско, одержал несколько блестящих побед, но всё-таки был разбит. Правда, религиозная терпимость терпимость испанских готов доходила до того, что они создавали почти мусульманские гаремы из жен и дочерей своих подданных.
         Готы долго оставались символом непреклонной силы и чуть вульгарного, но благородства. И также воплощали Средневековье в глазах последующих поколений: определение "готический", то есть грубый, топорный, в эпоху Ренессанса прилагалось ко всему искусству тех времён. Особенно к соборам потрясающей красоты, могучим монастырям и замкам, таинственным сырым криптам (подземным складам и захоронениям), а также иным архитектурным и культурным достижениям, предваряющим Ренессанс. Казалось, на всём этом был поставлен крест...
        
         Второе возрождение готики
        
         Однако вскоре - века через два-три - низвергнутое мировоззрение не замедлило взять реванш в форме так называемого "готического романа", невероятно популярного в последней трети XVIII века. Как считают многие литературоведы, этот вид литературной романтики основан на приятном (!!!) ощущении ужаса, который возбуждают в читателе семейные проклятия и привидения, башни, склепы, пошатнувшиеся кресты на могилах и роковые красавицы вкупе с красавцами.
         Готический роман отличается следующим.
         1. Сюжет строится вокруг тайны - например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Раскрытие тайны откладывается до самого финала.
         2. Повествование разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героев.
         3. Большинство готических романов имеет местом действия древнюю, заброшенную и всё же насквозь пропитанную величием руину с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими повсюду крысами (вариант - слугами-соглядатаями). Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверзнувшиеся склепы.
         4. Центральный персонаж - девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. Что, скорее всего, объясняется туго затянутым корсетом. Являет собой набор типичных женских добродетелей.
         5. Герой номер два - злодей. По мере развития жанра он решительно вытесняет героиню из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета. Но в качестве партнёра героине почему-то не годится.
         Перечень готических романов, доживших до нашего времени, весьма объёмен. От вас не требуется вкусить от всего меню, однако автор статьи прочёл примерно три четверти нижеуказанного и от того не сдох. Так что вперёд!
        
         Жанр в чистом виде:
        
         Хорэс Уолпол. Замок Отранто (1764)
         Клара Рив. Старый английский барон (1777). Кажется, не переведено, да и пускай его.
         У. Бэкфорд. Ватек (1782)
         Анна Радклиф. Удольфские тайны (1794)
         Её же. Итальянец (1797).
         М.Г.Льюис. Монах (1796). Самый шокирующий и сильный образец жанра.
         Мэри Шелли. Франкенштейн (1818)
         Ч. Мэтьюрин. Мельмот-Скиталец (1820)
        
         Блистательные образцы поздней неканонической готики:
        
         Эдгар Алан По. Падение дома Эшеров (1839)
         Ч. Диккенс. Тайна Эдвина Друда (не закончено)
         Герберт Уэллс. Остров доктора Моро (1896)
         Б. Стокер. Дракула (1897)
         И почти весь Вальтер Скотт (хотя лишь отдельными вкраплениями).
        
         Довольно скоро новоявленную готику стали осмеивать литературные патриархи, в частности, Джейн Остен. Но всё же этот жанр жанр продолжался - не прямо, так косвенно. Лучшие образцы попутных готических эффектов можно найти в "Грозовом перевале" Эмили Бронте, "Маркхейме" и "Докторе Джекиле и мистере Хайде" Р. Стивенсона и "Повороте винта" Г. Джеймса. Ну и, конечно, в "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте. Кто не читал - много потерял.
        
         Для реального употребления. Вот какую таблицу составил знаток готического жанра Монтегю Саммерс для того, чтобы сопоставить идентичные символы готического романа и стандартной классики. Я осмелюсь дополнить её реалиями нашего времени, хотя не поручусь, что верно угадала знаковые функции тех элементов бытия, которые заменяют друг друга в зависимости от культурных предпочтений эпохи.
        

Готика

Классика

Новаторство

        Замок
      Дом или особняк
       Сквот или домик из старых шпал, пропитанных креозотом
      Пещера
      Беседка
      Туристическая палатка
       Стон
      Вздох
      Табуированное словцо, пущенное от всей души
      Великан
      Отец
      Гуру или пахан - по выбору
      Окровавленный кинжал
      Веер из страусовых перьев
      Кухонная табуретка эксклюзивной работы
      Завывания ветра
      Нежный бриз
      Дождичек в четверг
      Рыцарь с мечом
      Джентльмен без бакенбард
      Рокер или метросексуал в офигенном прикиде - по выбору
       Утончённая леди
      Никаких изменений: женщина есть женщина
      Добрая бизнес-вумен или злая доминатрикс - по выбору
         Удар шпагой
      Убийственный взгляд
       Ругань сквозь зубы
         Монах
       Старый слуга
       Домашний любимец, двуногий, четвероногий или шестиногий - по выбору
      Кости, черепа
      Комплименты, сантименты
      Хавчик с ближайшей помойки
      Свеча
      Лампа
      Экран мобильника
      Магическая книга с пятнами крови
      Письмо, орошённое слезами
      Шило, кинутое на мыло
      Таинственный обет
      Тонкий намёк на ухаживание
      Толстый намек на перепихон
      Загадочные голоса, шорохи
      Редко употребляемые слова
      Слишком часто употребляемые слова
      Привидение
      Адвокат или судья
      Длиннокот бледного цвета
      Ведьма
      Старая экономка
      Длиннокот чёрного цвета
      Рана
      Поцелуй
      Рука под чужой юбкой или в кармане не своих шорт
      Полночное убийство
      Свадьба
      Эпизод крепкой мужеско-женской дружбы
        
         Готы современные
        
         Собственно, вы о них и так знаете. Молодёжная - и не только - субкультура, которую больше ругают, чем наоборот. Одна из психологических основ - "пассивный", эстетический протест против господствующих культурных стереотипов. Одежда: стильная и мрачная черно-белость. Музыка: готик-рок, готик-метал, дэт-рок и дарквэйв.
         Литература: острый интерес к вампирской тематике в её возрожденном преобразованном виде. В этом готы идут по стопам классического романтизма.
         Религия: всеядность, толерантность, агностицизм без ярко выраженной склонности к чёрной мессе. У сатанистов явно другая тусовка.
         В гендерном смысле это культура скорее женская, чем мужская: никакого сексизма, отчетливые симпатии к феминизму и антипатии к общепринятым половым табу.
         Женщина подчёркивает свою сексуальность настолько, что большинство мужчин удовлетворяется уже одним разглядыванием объекта своих эротических устремлений. Причём истинная готесса далеко не всегда (или вообще не) будет щеголять в одних кружевных подвязках на голое тело: к изысканному лифу, так напоминающему корсаж XIX века, зачастую присоединяется тёмно-лиловая юбка до пят. Надеюсь, с разрезами. Хотя нет, куда чаще попадаются огромные юбки в складках и, похоже, кринолины.
         Мужчина всем своим видом противопоставлен раскрученному в современной масс-культуре идеалу туповатого мачо: он эмоционален, чувствителен, мрачноват и в то же время потрясающе, изысканно демоничен. Его стиль поведения - насмешка над патриархальными стереотипами и дискредитация традиционных взглядов на мужественность. Это либо андрогин, либо - не менее часто - роковой аристократ байроновского типа, циничный, остроумный денди эпохи Регентства. Только перенесенный в нашу суровую компьютерную эпоху.
         Готы и готессы чётко разделяют любовь и секс, зачастую их тянет к романтизированным отношениям по сути без сексуальной составляющей. В любом случае те роли, которые им приходится играть, направлены на достижение обоюдного комфорта: мужчина-гот в соответствии с неписаными правилами этикета должен уважать личное пространство женщины и не может вторгнуться в него без явного приглашения, женщина может свободно проявлять инициативу при знакомстве, и благодаря этому оба почти не рискуют попасть в неприятную для обоих ситуацию. Также многие готессы используют подчёркнуто сексуальный имидж, не опасаясь при этом подвергнуться агрессии - это позволяет им ощущать свою привлекательность и в тоже время чувствовать себя в безопасности.
         Те, отклонения от гендерной нормы, которые в обычных сообществах порицаются и в то же время распространены куда больше, чем хочется данному коллективу, у готов служат довольно редкой приправой ко вполне обычной спокойной гетеросексуальности.
         Готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, склонных к депрессии и суициду, но в то же время даёт людям с подобной склонностью понимающее общество, облегчает их социализацию и, таким образом, легко может предотвращать покушение на себя. Мрачная и в то же время роскошная музыка позволяет одновременно выплёскивать и изживать собственный негатив. Той же цели служат и наряды, и "боевая раскраска".
         Готы есть самые разные. Иные в восторге от вампиров Энн Райс (понятное дело, я их и сама люблю), иные - от антикварного стиля (бархат, серебро, пышные юбки и веера), иные - от киберпанка (эти похожи на андроидов или самураев). О суперзапорожских чубах, упавших н сторону, белых, как у русской боярыни XVII века, масках вместо лиц и синей татуировке а-ля древний бритт не стоит даже упоминать. Постричь готов под одну гребёнку не удавалось - и не удастся - никому на свете.
        В общем и целом, современные готы, несмотря на сыплющиеся со всех сторон инсинуации, - люди мирные, хотя во многом сошли с бумажных страниц старого, мрачного романа и просятся на виртуальные странички нового. Куда более провоцирует человеческую агрессию и нетерпимость само существование таких странных готов. В этом автор убедился после прочтения массы статей, где эти чёрные овечки буквально анатомируются и раскладываются по полочкам.
         Вот такой круговорот и смешение идей. Всё возвращается туда, откуда пришло. И если наши уважаемые предки испытывали радость и облегчение от красиво поданных злодейств, испытаний и катастроф, то чем мы, Франкенштейн нас побери, хуже?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"