Смульский Иосиф Иосифович : другие произведения.

О Вере И Святынях Народа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как влияет религия на нашу жизнь? Чем кроме знаний должны мы руководствоваться в жизни? Нужны ли нам святыни?

О ВЕРЕ И СВЯТЫНЯХ НАРОДА

На вопросы ведущего радиоканала "Слово"
Егора Кержакова (г. Новосибирск) отвечает И.И.Смульский (Июль 2004 г.)
(Интервью, прозвучавшее в эфире в начале 2007 г.)

Вед. XXI век и III тысячелетие начались со всевозможных бурных событий в жизни планеты Земля и в жизни человечества. В частности, террористические акты, религиозные войны и многие другие события, масштабные, касаются фактически всех, кто живет сейчас на Земле. Тем более, если заглянуть в будущее, то можно предположить, что эти процессы могут привести к непоправимым последствиям, если они будут продолжаться. Естественно, это волнует всех наших радиослушателей и тех, кто имеет отношение к науке. Но ученые тоже люди, и вот один из них - наш постоянный автор, доктор физико-математических наук из Тюмени, главный научный сотрудник Института криосферы Земли Сибирского отделения Российской Академии наук Иосиф Иосифович Смульский. Он неоднократно выступал на волнах радио "Слово", но все предыдущие выступления были связаны напрямую с наукой, о науке, а сейчас он как гражданин, как человек, как житель планеты Земля, которого волнует то, что происходит сегодня не только в России, но и за ее пределами. Сегодня мы с ним поговорим на тему не совсем научную. Хотя, когда за любую другую тему, не связанную с исследовательской деятельностью, берется человек, который наукой занимается много десятилетий, он все равно научный подход будет использовать. Я думаю, и в данном нашем разговоре, он его применит. Речь пойдет о вере, о религии, о святынях народа и о проблемах, которые в этой связи в последнее время возникают как у нас в стране, так и за рубежом. Иосиф Иосифович, несколько неожиданно было Ваше предложение. Хотя мне оно показалось привлекательным, и я думаю, этот разговор будет полезен нашим радиослушателям. Поэтому, может быть, Вы сразу объясните причину, почему Вы решили сегодня на эту тему поговорить и поделиться с нашими радиослушателями?

См. Когда я слышу по радио передачи различных религиозных программ, слышу то, как там освещают окружающий мир, у меня просто вызывает глубокое возмущение. Современный человек изучил многие составляющие окружающего мира. Он знает всю поверхность Земли: из чего она состоит. Знает состав окружающей его среды: воздуха, воды, почвы. Он изучил строение Земли. Он изучил все окружающее. Разделил его на живую и неживую природу. Изучил, из чего состоит живой мир, как он развивался, как он возник, как менялась неживая природа в течение миллионов и миллиардов лет. Он понял, что такое небо, что такое звезды, что такое Солнце, что такое Луна. Человек узнал, что Солнце это огромнейшее тело, превосходящее размерами Землю в 109 раз. Человек установил, что вокруг Солнца движутся планеты. Мы теперь знаем, что таких планет, подобных солнечным, бесчисленное множество. Каждая звезда, в принципе, окружена такими планетами. Мы знаем также, что существует еще больший мир, чем солнечный, где каждая звезда среди других звезд, как песчинка в пустыне. Этот мир мы называем галактикой. Есть еще больший уровень мира, где сами галактики представляются песчинками и образуют метагалактики. Человек познал, из чего состоит вещество, и выявил самые мелкие частицы этого вещества. И тут нам в христианской религии провозглашают, что 6000 лет назад было слово, и это слово было Бог, и в течение нескольких дней весь этот мир был создан. Такие нелепые сказки преподносятся современному человечеству. И как быть обществу, как готовить свое молодое поколение? Все знания, которые получило человечество, должно этому поколению передать и научить этим знаниям. И наряду с этим сейчас в нашей стране молодому поколению вдалбливается совсем противоположная картина мира, совсем другие представления. Как этой отдельной личности затем руководствоваться, поступать и действовать в мире. Воспитание человека, воспитание его мышления - это все равно, что создание каких-то программ и внесение их в компьютер. И представьте себе, что в одной программе Вы определяете все действия, которые должен выполнять компьютер, чтоб решить какую-либо задачу. И в то же время вводите другую программу, где определяете действия совершенно ошибочные, ложные, абсурдные. Этот компьютер сможет работать? И мы удивляемся современному молодому человеку. В его голову вводят совершенно ложные, логически противоречивые представления о мире, полностью фантастические. При этом хотят, чтобы этот человек логично руководствовался в окружающем мире. Это является задачей для психологов: какие могут быть действия личности? Либо она эти ложные представления внутренне отсеивает, либо она должна реальный мир от себя оттолкнуть и руководствоваться мифическим, либо произойдет смешение и где-то ей надо включать определенные механизмы, чтобы в каких-то случаях пользоваться реальными знаниями, а в каких-то религиозными. У многих произойдет слом психики и они просто не смогут выполнять никаких реальных задач, реальных действий по ориентации в окружающем мире.

Вед. То есть, налицо, сегодня существуют противоречия, и человечество с этим столкнулось, как никогда. Пожалуй, остро стоит эта проблема религиозных представлений о мире и реальных знаний о нем. Это Вас взволновало, и поэтому именно эту тему Вы избрали сегодня для разговора.

См. Да, я преподаю в высшей школе, и я вижу, насколько у современного подрастающего поколения нарушена логика, психика, понимание. Начинаешь рассказывать известные вещи, и тут же они задают вопрос: а может быть это все не так, может все определяется божественными установлениями?

Вед. То есть, если я Вас правильно понял, религия сегодня как никогда вредна для современного мира, да?

См. Да, я говорю, что она вредна и для самой личности, для ее формирования, для ориентации и для жизни ее в окружающем мире. Но может быть еще другой вред, который мы все видим. Это то, что государство или отдельные группы людей в нем, находясь под идеологией каких-либо религий, охвачены фанатическими идеями превосходства одной религиозной догмы над другой. Они вступают друг с другом в непримиримый конфликт. Они готовы друг друга уничтожить самыми жестокими методами, привлекая даже не божественные, а рукотворные средства вооружения, даже атомное оружие. Вот мы смотрим телевизор, совершил в Израиле какой-то смертник террористический акт. Израильтяне хоронят своего погибшего, один из них во весь экран говорит: "Они дети дьявола, а мы дети бога". Разве при таком понимании могут примириться эти два народа?

Вед. А те в свою очередь считают наоборот.

См. Да. А у мусульман любой неправомерный заслуживает смерти. А взять индуистскую религию, которая считается человеколюбивой, которая даже для животных не представляет вреда. Они даже мясо, яйца не едят, не пьют молоко. А какая у них жестокая вражда с мусульманами. Так и в других религиях, даже взять христианскую религию. Различные ее направления враждуют, например, католическая и православная церковь. В нынешнее время мы видим, как эти 20 последних лет происходит подогрев религиозных настроений правителями, вознесение религиозных отправлений на государственный уровень. Это привело к резким конфронтациям в мире. Сейчас религиозные противоречия стали основой террористической деятельности. И все эти представления ложны. Мы знаем, что каждая религия имеет свою тысячелетнюю историю, мусульманская одна из самых молодых - 1500 лет, христианская - 2000 лет, а буддийская, индийская или еврейская имеют более глубокие корни. И все эти религии кем они создавались? На наших глазах создаются новые религии. Вот Виссарион, бывший милиционер, он свою веру создал: где-то в Саянах несколько тысяч верующих людей живут. В 90-ые годы возникали новые секты, которые провозглашали конец света к концу XX века. Что это за люди? Наряду с тем, что у нас существует образованное общество, люди, например ученые, которые получают знания обо всех сторонах мира. Есть суеверные люди, которые не имеют этих знаний. Они то и создают религии. Точно так же и древности были ученые, которые наблюдали движение Солнца, Луны, фиксировали, определяли периоды этих движений, составляли календари. Ученый из Дагестана Магомед Исрапилович Исрапилов недавно выпустил книгу "Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене", в которой прослеживает эти календари на 60-70 тысяч лет. В то время люди могли определять солнечные и лунные затмения по движению тени. Положение тени они отмечали в виде лунок. По движению тени на определенной лунке, они определяли, когда будет солнечное, а когда лунное затмение. То есть в те времена были грамотные люди, которые знали, как многое происходит в мире. Но наряду с этими людьми существовали люди, которые этими знаниями не обладали. Они объясняли мир действиями каких-то существ. Эти представления неграмотных далеких наших предков заложены в религии. И сейчас давят на нас, и мы должны ими руководствоваться. Разве это не абсурд?

Вед. Иосиф Иосифович, Вам трудно возразить, но вопрос будет такой, от противного, как говориться. Вы сами сказали, что религии существуют сотни, тысячи лет и человечество если не смирилось, то, по крайней мере считается с ними. И раз они так долго живут, то, наверное, кроме минусов есть и плюсы. Я думаю, об этом Вы скажете сегодня, чтобы не получилось так, чтобы на нас обиделись многие верующие.

См. Да, скажу. Что дает религия современному человеку, если она существует, сохраняется в течение многих тысячелетий. Каждый человек рождается и живет в этом мире. Какие-то поворотные события с каждым из нас происходят. Человек переходит из детского возраста во взрослый - это одно из важных событий для личности. Затем он обретает семью: находит человека противоположного себе пола, который становится ему второй половиной, с которым протекает вся его жизнь. Затем у него рождаются дети, и после него остается его потомство. Затем человек уходит из жизни. Эти пять важнейших событий, как сейчас говорят: знаковых событий, важны для человека. Общество как-то их должно отметить, чтобы каждую личность нацелить на совершение этого естественного хода вещей. Поэтому, эти знаковые события в жизни каждого человека, должны быть освящены.
   Должны быть какие-то святыни в обществе людей, благодаря которым люди, которые не знают что такое хорошо, а что такое плохо, выполняли естественный ход вещей. Если это не будет выполняться, тогда многие, не зная, что нужно делать, что освящено, что существует такое, чего нельзя преступить и нарушить, будут действовать так, что в обществе наступит хаос. Поэтому если живет народ, должны быть у него определенные правила и святыни, которыми он должен руководствоваться в жизни.

Вед. Как раз это вопрос я хотел задать. Что такое святыни, в частности русского народа? И освещенные правила поведения? Это есть в любой религии, видимо, это хорошо, это плюс. Может быть, на каком-то примере Вы проиллюстрируете и покажете положительную сторону любой религии, в частности православной?

См. О конкретной религии я не могу сказать, потому что я человек не верующий и все правила религий досконально не знаю. Если бы я начал о каких-то религиозных традициях говорить, я бы мог сказать что-то не то. Но давайте поговорим о том, что нужно современному человеку, чтобы шла рационально, правильно, разумно его жизнь, чтоб разумно шла жизнь общества, в котором он живет, чтобы разумно шла жизнь всего человечества.

Вед. Святыни есть, они нужны. Какие они нужны именно сегодня? Наверняка с течением времени происходят какие-то изменения в представлениях о мире: новые знания, новый взгляд на мир и новые мироощущения. Поэтому на Ваш взгляд, какие нужны святыни сегодня нам людям?

См. Одному человеку невозможно сейчас сказать, что я составлю список святынь из ста пунктов, и вот эти святыни должны бать освящены. Я не могу так сказать. Может быть, если бы кто-то над этим работал несколько десятков лет, проанализировал бы все святыни, которые существовали за время всего человечества, может быть, он мог бы список святынь выдвинуть. Вот известный деятель Ликург в Древней Спарте установил те законы, благодаря которым Спарта известна. Но чтобы создать эти законы, он несколько десятков лет путешествовал по всем странам и изучал государственное и общественное устройство. Затем, вернувшись в Спарту, предложил народу эти законы, но сам не стал во главе государства, не стал царем. Эти законы были приняты, во главе государства были два царя, но они не имели безусловной власти. Таким образом, в результате изучения всего человеческого опыта Ликург создал правила поведения. И, естественно, эти правила были святынями, которые все свято соблюдали.
   Обратимся к нашему обществу. Какие у нас есть важные события в жизни. Это рождение ребенка, т.е. наше рождение. Мы должны его отметить. Далее наступление совершеннолетия, тоже должны отметить. Затем брак, тоже надо отметить. Затем уход человека из жизни. Мы живем в обществе, и мы должны помнить наших предков, какие они совершили деяния. Взять поле Куликово. Там произошло поворотное сражение, в результате которого мы, славянский народ, избавились от монгольского ига. Конечно, мы должны чтить и свято беречь память тех, кто избавил наш народ от рабства. И таких святынь в истории любого народа найдется достаточно много и их необходимо помнить и беречь. А если у нас будет противоречивое воспитание: с одной стороны религиозные сказки об окружающем мире, с другой стороны реальные знания, которые совсем с этим не совпадают. И представьте себе молодого человека. Ему говорят: это памятники на кладбище, они освящены со стороны религии. А с другой стороны, религия преподносит явные нелепости о мире. Человеку приходится игнорировать эти нелепости, а многие начинают пренебрегать и религиозными святынями. Естественно, возникают вандалы, которые крушат памятники на кладбище, которые наших героев: Зою Космодемьянскую, Александра Матросова и молодогвардейцев, поливают потоками грязи в эфире или в газетах, или оскверняют их памятники.
   Конечно, должны быть святыни, и наше общество должно вырабатывать и определять их сообща, а не под управлением какой-то личности. Для такой личности святыней является его памятник, его семья, его вещи, а он уйдет, и другой правитель скажет, что это не святыни, и люди разбросают их и растопчут ногами. Святыни народа должны быть определены лучшими его представителями, которые не являются правителями, а которые заслужили уважение всех людей благодаря своей деятельности во время своей жизни.

Вед. Я думаю, мы не только прояснили ситуацию, но и может быть даже немножко, если не запутали, то усложнили. Поэтому подытожим наш разговор, хотелось бы, чтобы Вы к каким-то выводам пришли. Завершая наш разговор, что Вы хотели бы сказать нашим слушателям?

См. Человечество за всю свою историю очень много узнало о мире, и нет здесь ничего неестественного и нереального, есть много неизвестного. И со временем мы это выясняем и узнаем. Как, например щели в кольцах Сатурна. Много лет ученые бились над тем, чем обусловлены эти щели. Пролетели американские аппараты вблизи Сатурна, и мы узнали, что в одной из щелей движется очень большое тело. Оно растолкало соседние тела, вот и образовалась щель. И таких загадок и вопросов в мире много. Со временем мы на них находим ответы. Поэтому миром людей управляют не боги, а люди, вооруженные знаниями. Жизнь человеческого общества определяется теми правилами, которые люди устанавливают. Поэтому необходимо эти правила совершенствовать, создавать новые, а не руководствоваться теми представлениями, которые создали древние неграмотные и суеверные люди. Нужно учитывать реальности нашей современной жизни. И именно живущие сейчас люди должны создавать законы, которыми определялась бы их деятельность, их жизнь на Земле.

Вед. Спасибо Иосиф Иосифович. Я думаю, эта тема заинтересовала многих, и если кто захочет продолжить разговор, могут это сделать, обратившись к нам. А Вас я благодарю от имени наших радиослушателей за то, что Вы подняли эту острую, актуальную тему. Напомню, что собеседником моим был доктор физико-математических наук из Тюмени главный научный сотрудник Института криосферы Земли Сибирского отделения Российской Академии наук Иосиф Иосифович Смульский.

Информация о звуковых файлах интервью с И.И. Смульским по Радио "Слово" доступна по адресу: http://www.ikz.ru/~smulski/Papers/LsIntrv2.pdf.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"