Смотрицкий Евгений Юрьевич : другие произведения.

Синергетика И Культура

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Е.Ю. Смотрицкий

СИНЕРГЕТИКА И КУЛЬТУРА

Днепропетровский областной институт последипломного образования педагогических работников

   Синергетика в настоящее время являет собой пример интеллектуальной моды, преподносимая в виде "научного откровения". Но синергетика как мировоззрение достаточно тривиальна и не нова. Идеи развития, темпоральности, иерархической организации, структурного подобия уходят корнями еще к досократикам (Парменид, Гераклит и др.). Другое дело, синергетика как научный метод. Она действительно объясняет многие конкретные явления, ранее остававшиеся либо без внимания, либо без объяснения. Она предлагает механизмы обновления-разруше­ния, подходы к новому научному пониманию причинности, устойчивости и развития. И в этом ее несомненная ценность. Научная и техническая культура продолжают оказывать решающее влияние на европейскую цивилизацию, на стиль мышления, поэтому трудно устоять перед соблаз­ном распространения модной естественнонаучной теории на мир гума­нитарной культуры, на культуру в целом. Так было со времен Ньютона. Так пока остается и сегодня: нормы и ценности естествознания переносятся на мир культуры. Но все больше и больше осознается специфика гума­нитарного знания по сравнению с естественнонаучным, специфика мира культуры по сравнению с миром природы.
   Синергетика многое дает и для понимания мира культуры: закономер­ностей исторического процесса, сложности формирования личности (пе­дагогический и психологический аспекты), закономерностей взаимодействия природы и общества. Но у синергетики есть свои принципиальные ограничения: она вырастает из неравновесной термодинамики, теории катастроф и физической кинетики, а поэтому остается физикалистской теорией. Редукция мира культуры к физическим понятиям и структурам не просто недопустима, но и неконструктивна. Разве синергетическое объяснение сложности исторического процесса, непредсказуемости исторических последствий, сложности революционных, переходных эпох снимают с человека ответственность за происходящее, позволяют ему уйти от вечной проблемы морального выбора? Разве, понимая безысход­ность многих жизненных и исторических ситуаций, мы можем относиться к ним беспристрастно, без эмоций и безучастно? Синергетика культуре и человеку не помощник. Мир ценностей культуры несводим к миру неживой природы, даже с помощью синергетики.
   Там, где есть код, нет синергетики. Социокод, биокод или теокод предполагают не самоорганизацию через случайность, а самоорганизацию через необходимость. В этом случае действует не случайная поливариантность, а целесообразность, телеологичность. Парадокс состоит лишь в том, что синергетика как бы предполагает код, но он уже находится на метафизическом, а следовательно, и вне-научном уровне. По современным представлениям, которые формируются именно в русле синергетической парадигмы, хаос есть предпосылка порядка, а порядок есть крайне неустойчивое состояние, краткий миг между становлением и разрушением (конечно, в относительном масштабе времени), балансирование "на гребне волны". Порядок есть тонкая "прослойка" между двумя слоями хаоса.
   ДНК - матрица живого, Учитель - матрица культуры. Телеологичность, сознательное целеполагание исключают стохастическую самоорганиза­цию. "Свеча зажигается от свечи". Но это лишь "внутри" системы, на "физическом" уровне, когда систему можно рассматривать как целое, наблюдая извне. Столкновение кода развития, то есть детерминированности и телеологичности, с внутренними и внешними противоречиями порож­дает стохастичность и развитие по принципу самоорганизации "безликих", стохастических систем, которые в узловых точках (точках бифуркации) обретают "лицо", показывая свою "подчиненность" высшему порядку (теокоду). То есть, взаимодействие телеологически детерминированных систем порождает между собой самоорганизацию по синергетическому типу, хотя сами эти системы самоорганизуются телеологически, по заданному извне коду. Пример - общество. Каждый человек целесообразно организует свою жизнь, а взаимодействие множества людей приводит к непредсказуемым ситуациям. Каждая культура развива­ется целесообразно по своим внутренним законам, сообразно своим ценностям, а в результате - непредсказуемый ход истории.
   Согласно синергетике, развивающиеся системы проходят точки бифур­кации. Для систем различной природы характерен свой масштаб времени и временное расстояние между точками бифуркации. Если попытаться перенести этот взгляд на мораль, то получается, что Человек постоянно находится в точке бифуркации, в состоянии морального выбора.
  
  

Международная конференция
Система
гуманитаризации образования в республике Беларусь:
концептуальные основы, модели, уровни, управление. -
Минск, БГУ, 1996.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"