Смотрицкий Евгений Юрьевич : другие произведения.

Философская публицистика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В книге "Философская публицистика" собраны мои статьи в этом жанре за 15 лет.


Книгу можно заказать по адресу: www.lulu.com

   ЕВГЕНИЙ СМОТРИЦКИЙ

ФИЛОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

 []

0x01 graphic

  
   No 2013 - Евгений Смотрицкий
   All rights reserved. No part of this publication may be reproduced or transmitted in any form or by any means electronic or mechanical, including photocopy, recording, or any information storage and retrieval system, without permission in writing from both the copyright owner and the publisher.
   Requests for permission to make copies of any part of this work should be e-mailed to: altaspera@gmail.com
  
  

В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.

  
  

Published in Canada by Altaspera Publishing & Literary Agency Inc.

  
  
   Об авторе.
   Смотрицкий Евгений Юрьевич (1959 г.р.). Окончил химический факультет Днепропетровского университета (1981). Работал химиком, затем окончил аспирантуру в Центре исследований научно-технического потенциала и истории науки АН Украины. В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии в Киеве. С 1992 по 2002 гг. на преподавательской работе в вузах Днепропетровска. С 2002 г. живет в Германии. Занимается философией, публицистикой, переводит с английского, немецкого, украинского философские и публицистические тексты. Редактор на общественных началах культурологического журнала www.RELGA.ru .
   О книге.
   В книге представлены эссе и философская публицистика за 15 лет. Они затрагивают как актуальные социально-политические темы, так и вечные вопросы: мораль, политика, экология, образование, глобализация, ГМО, эвтаназия, беженцы, эмиграция, семья и брак, любовь и отношения между полами.

Светлой памяти

Натальи Васильевны Головач,

Учителя и Человека

  
  
  

СОДЕРЖАНИЕ

  
  
  
  
  
  
  
  
  

В ЗАЩИТУ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

  
   На пороге нового тысячелетия человечество переживает тотальный кризис. В конечном счете, это кризис человека, ибо общество состоит из людей. Главный симптом этого кризиса - утрата смыслов, потеря ценностей духа и рост зла в мире. Именно злое начало выступает на первое место в современном человеке. Добродетель стала беспомощной. Апология зла, кажется, окончательно скомпрометировала принцип Добра и с этим невыносимым положением надо что-то делать. Самое страшное - происходит самоотчуждение человечности от человека, то есть его расчеловечивание, о чем постоянно напоминают в своих работах Николай Бердяев, Эрих Фромм, Альберт Швейцер и другие выдающиеся мыслители ХХ века. Опасность угрожает отовсюду: со стороны политики, ложной мистики, "массовой культуры", науки и технической гонки.
   Современная мировая культура есть культура научно-техническая, а ведь ни наука, ни техника не интересуются человеческими ценностями; наоборот, создавая "вторую природу", т.е. цивилизацию, - они нивелируют человеческую личность и участвуют в создании "массового общества", где индивидуальному, неповторимому, духовно-высокому не остается места. Техногенная цивилизация порождает ложные, отчужденные формы сознания, в особенности сциентизм и редукционизм, сводящий все сложное к примитивно простому. Редукционизм в любой форме есть тяжкий крест абстрактно-гуманистической цивилизации, которая превратила культуру в социального аутсайдера, выдвинув на первое место идеал "экономического человека", рыночных амбиций, искусственной среды.
   Иссушение духовных исканий и ценностей до роботизированного, т.е. "искусственного интеллекта" - это плачевный результат безмерных притязаний "эвклидового ума" (Достоевский), стремящегося смоделировать человеческий дух на технической основе, на путях формализации и алгоритмизации живой человеческой субъективности. В этом плане европейская научно-техническая цивилизация - прямая наследница ментального переворота эпохи европейского гуманизма и его проекции в Просвещение. Они разрушили средневековые, т.е. религиозные представления о человеке как божьем творении и воздвигли престол человека-творца, призванного к "фаустовскому" активизму. Этот исторический "штурм и натиск" на теологическую картину мира и человека сыграл коллосальную роль в обожествлении человеческого потенциала, отрицательные последствия которого стали зримыми уже в ХIХ, но особенно в ХХ столетии. Камни технической цивилизации и редукционистской методологии были заложены тогда, но расплата за это "зодчество" наступила через три столетия. Победы техники куплены страшной ценой - гибелью биосферы и деградацией личности. Человечество живет сейчас как в кратере вулкана, но он же заговорит когда-нибудь... И не взирая на грозящую катастрофу, не столь уж отдаленный Апокалипсис, вульгарные вожаки и циничные интеллектуалы, реализуя свою "волю к власти", искусно манипулируют общественным сознанием, используя технику информационных процессов для утверждения социального господства и экономической прибыли. ХХ век пережил почти все формы катастрофизма и если существуют надежды на лучшие времена, то они должны быть подкреплены реальной деятельностью по внедрению положительных ценностей, подлинной культуры и высоких идеалов, блокирующих власть торжествующего хама.
   Тема сборника эссе и статей - Человек, его судьба и поиски путей выхода из той кризисной ситуации, в которой оказалось современное человечество и которая кратко изложена мной в предыдущем тексте. Автор ничуть не сгущает краски; скорее наоборот. Те спасительные пути, которые видятся ему, могут показаться утопическими, но кто предложил реальные?! Вот яркий пример - проекты "Римского клуба", два десятка которых дружно отвергнуты мировым сообществом, в том числе и программа "нулевого роста". В сборнике своих эссе и статей Смотрицкий Е.Ю. как раз реалистичнее в своих предложениях, а именно: никакие мелкие штукатурные работы на фасаде современного социума не спасут! Корень зла - в бездуховности и его эскалации в глобальном масштабе. Современная индустриальная революция с ее товарным фетишизмом, потребительским отношением к природе и к самому человеку - эта вещная цивилизация должна сойти со сцены истории. Иных путей нет! Она является наследницей эпохи Возрождения, ибо с тех пор, т.е. 300-400 лет (а это блестяще показано в работе Ф. Броделя) неуклонно двигалась по пути абсолютизации технической мощи и материальных ценностей. Все глобальные проблемы современности - это плата за технологическое могущество человечества. Иерархия ценностей оказалась опрокинутой. Рыночная экономика оказалась несовместимой ни с сохранением природы, ни с духовным развитием человека, впрочем как и командно-административная система тоже. В том и другом случае целью является материальное потребление и сверхпотребление. Без ментальной революции, без утверждения примата духовных ценностей над материальными любые проекты по блокированию движения в пропасть обречены на провал. И в этом пункте автор абсолютно прав. Нельзя делать вид, что проблемы конца истории нет, а тем более вуалировать тупики очередной шумихой. Таковой, кстати, является, концепция "устойчивого развития", на деле не содержащая никаких действенных мер по стабилизации социума. Невольно вкрадывается мысль: или это сознательное лицемерие, или откровенная маниловщина, крайне опасная по своим последствиям.
   Человек способен выжить лишь в моральном, т.е. единственно человеческом облике, а это возможно лишь в том случае, если носитель Разума исходит из ценностей и ориентиров, выходящих за рамки скоротечной жизни субъекта и ощущает себя исполнителем высших, надличностных идеалов и целей. На языке философии это называется трансцендированием, а на языке религии - верой в личное бессмертие. Без религии не может быть морали. И в этом автор также прав. Наука в нравственном отношении нейтральна, т.е. имморальна; неужели это неясно? У неё иные функции и задачи, совершенно далекие от сугубо человеческих забот и чаяний.
   В ряде своих эссе Смотрицкий Е.Ю. обосновывает выстраданную ХХ веком мысль, а именно: отступление гуманитарной культуры перед сциентистской мстит за себя, ибо усиливает роботизацию человека и релятивизацию ценностей. Гуманитарный, нравственный вектор в культуре не может выжить в мире, в котором "Бог мёртв", поскольку в нем атрофируется духовное измерение бытия и самого человека, а стало быть неизбежно усиливается самодовлеющая телесность в таких формах как техницизм, вещизм, безудержный гедонизм, всеразъедающий скепсис и нигилизм. Ситуация не то что тяжелая, а безисходно жуткая; ведь новые поколения социализируются в этом бездуховном плюрализме, и никто не знает толком, как и с помощью каких механизмов воскресить Бога в культуре.
   Сборник Е.Ю. Смотрицкого - вызов нашему бездуховному времени, которое провоцирует на забвение подлинно человеческих ценностей и отказ от всяких Абсолютов. Импонирует глубоко личностная позиция по всем затронутым проблемам. Автор не скрывается за спину авторитетов, выражает свою и только свою позицию. Предельная искренность, граничащая подчас с исповедальностью, подкупает и вызывает доверие к автору. Истину, убеждения, мировоззрение ведь нельзя одолжить, их надо выстрадать личным опытом жизни и в данном случае доверие рождено страстным поиском смысла жизни, ответов на "проклятые вопросы". И здесь автор сборника не допускает никакой фальши, позы и рисовки, не подделывается под моду и не потакает плоским вкусам публики. Его позиция: хотите - верьте, хотите - отвергайте, но конформизм исключается.
   В статьях и эссе трудно не заметить дар полемиста, хорошо владеющего средствами иронии и сарказма. Оценки порой хлесткие, но общий стиль исключает какую бы то ни было вульгарность. В этом проявляется уважение автора к будущему читателю. Сборник читается легко, хотя прорблемное поле его легким не назовешь. Чувствуется, что жанр философской эссеистики и публицистики автору близок и на нем он свободно говорит о самых сложных вопросах. Хочется верить, что такая книга не будет пылиться на полках, найдет дорогу к читателю, а возможно и пробудит у кого-то желание сеять разумное, доброе, вечное. Ибо написана она мыслителем и мастером слова.
  

В.И. Шубин

  
  
  

СКАЗКА

(вместо авторского предисловия)

  -- Дедушка, а ты был маленьким?
  -- Был, свистулечка, был.
  -- А когда это было?
   Это было в эпоху турецкого мыла, когда американские сигареты бесперебойным потоком лились с местных табачных фабрик, а сборщики податей не знали, что такое дефицит государственного бюджета и ни в чем себе не отказывали. Когда импортные соки залили прилавки магазинов, а заморские окорочка перелетели к нам на "круглогодичную зимовку" и постоянно набивали себе цену, вытеснив с насиженных мест нашу "синюю птицу". Когда уличные торговые ряды превзошли по протяженности все дороги с так называемым покрытием в так называемом государстве, когда скорость сокращения населения превышала рост количества иномарок, что свидетельствует о том, что цена иномарки выше "цены" "пересiчного громадянина". Это было в период тампаксов и прокладок, с фантастическим аппетитом поглощающих женские нечистоты, когда мы любили грех больше, чем себя самого, когда невиданные (невидимые) пирамиды возводились без труда и усилий, на голом энтузиазме дураков по одному мановению эфирно-неуловимых "прорабов", когда нарушая все законы сохранения народ жил явно не на одну зарплату, а у некоторых - все было, и им за это ничего не было, когда демос и дерьмо-с-с-с стали трудно различимыми синонимами, когда за демократию не жалели чужих средств для своей победы. Это было в эру "Загляни пiд кришечку", когда только отчаянная реклама могла заставить умирающую нацию в унисон жевать дорогостоящую резину, когда "Магги"ческие кубики от Галины Бланки стали любимыми солеными сладостями отчаявшихся домохозяек, когда бананы стали обычным товаром местного крестьянина, никогда не видевшего как они растут, когда самой престижной стала профессия "бухгалтер со стажем работы не менее...", а изгоями общества стали учителя, не требующие и не принимающие подношений, когда изгои стали учителями...
   Это было в эпоху правления звезд "Юкон и Авиас, Балу и других", когда все продается, но не все покупаются, когда за одного купленного двух голодных дают, когда "компьютер с английским" стали сиамскими близнецами, когда "офис и фирма" -- хорошая ширма, когда шоу-бизнес и масс-культура "под патронатом" умножали бескультурье масс, когда шантаж - был единственным источником трудовых доходов, когда народ мечтал о волшебной палочке, а ею владела только королева по кличке Наташа.
   Это было...
  
   Р.S. Спи спокойно, малыш. Сказка продолжается. Мы родились и делаем ее былью. Спи. Ночь темна и беспросветна.
  

Газета "Бизнес и политика",

Днепропетровск,N 18, 1999 г.

Книгу можно заказать по адресу: http://www.lulu.com/shop/yevgeny-smotrytskyy/filosofskaia-publicistika/paperback/product-21060734.html


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"