Точки зрения на фильма Д.Кэмерона разделились полярно. Одна часть зрителей характеризует его не иначе как интеллектуальный провал Голливуда (о технологических и коммерческих неудачах речь, слава Богу, не идет), вторая готова отнести фильм к категории эпохальных событий - прежде всего, в силу масштабности, детальности и красоте визуального ряда. Крайности, как известно, смыкаются, и в двух противоположных точках зрения присутствует положение, разделяемое обеими сторонами (только первая часть зрителей указывает на него как ключевой недостаток, а вторая полагает, что его можно понять и простить): слабость идейного наполнения "Аватара".
Именно это и хочется рассмотреть подробно, определить, имеем ли мы дело с научно-фантастическим произведением, либо с боевиком, триллером, модернизированным вестерном, обряженным в фантастические одежды. Главное отличие между первой и всеми остальными категориями и заключается, на мой взгляд, в наличии идейного стержня, ценностного посыла. Если таковой выходит на цивилизационный уровень (касается всего человеческого общества, его нынешнего состояния и перспективы развития) - можно говорить о научной фантастике даже в тех случаях, когда проблема рассматривается в узких рамках. Если же автором ничего не изучается, а герои произведения (фильма или текста) старательно выпутываются из сконструированной им ситуации, двигая сюжет - мы имеем дело с жанровой литературой (теми самыми детективами, триллерами, ужастиками, авантюрами и боевиками).
Итак, причины и задачи определены, осталось хотя бы схематично представить область исследования.
Место действия:
Планета Пандора - спутник газового гиганта Полифемуса в системе Альфы Центавра-А в нескольких световых годах от Солнца.
Время действия:
Ориентировочно конец XXI - начало XXII века.
Обстановка:
Планета Пандора обитаема разумными гуманоидами, имеет пониженную гравитацию, ядовитую для землян атмосферу, чрезвычайно разнообразную флору и фауну. Кроме того, на ней обнаружен уникальный минерал унобтаниум, обладающий антигравитационными свойствами. Этот минерал (стоимость на Земле 20 млн. долларов за килограмм) и есть цель гигантской корпорации, финансирующей экспедиции и освоение Пандоры.
Сюжет:
Парализованный Джейк Салли, в прошлом морской пехотинец, вынужден подписать контракт на участие в программе "Аватар" вместо своего погибшего по нелепой случайности брата-близнеца. После пяти лет полета в состоянии анабиоза, он вместе с группой солдат пополнения и специалистов прибывает а колонию на Пандоре.
Его задачей является дистанционное управление аватаром - существом, искусственно созданным из комбинации генов человека и пандорских аборигенов. По счастливой случайности, в образе аватара он знакомится с местной жительницей и обретает доверие вождей ближайшего племени. Параллельно искусству выживания в мире Пандоры, которому его обучает Нейтири (та самая представительница племени На'ви, что спасла его от смерти), Джейк соглашается исполнять роль разведчика, отведенную ему полковником Куоритчем.
Обстановка ухудшается с каждым днем: от колонии землян требуется увеличение добычи унобтаниума, а самое богатое месторождение находится в районе священного дерева На'ви. Попытки уговорить туземцев уступить им территории "по-доброму" заканчиваются ничем. Причину объясняет сам Джейк Салли в своем дневнике: "...дрянное пиво, джинсы или жвачка? Нам просто нечего предложить им..." Поэтому руководством колонии (подчеркнуто не отягощенным избыточным интеллектом) принимается решение о проведении ограниченной силовой акции.
Главному герою удается организовать объединение военных сил разных племен и скоординировать их действия. После первого успеха силы землян на Пандоре терпят сокрушительное поражение и выдворяются с планеты. Почти все друзья Джейка, причастные к программе "Аватар" гибнут, сражаясь на стороне туземцев, однако сам он остается жив и решается на метаморфозу - окончательное переселение сознания из искалеченного тела в тело аватара, отказываясь от физической принадлежности к Человечеству.
Определение идеи фильма:
Сразу оговорюсь, что предположения, высказанные многочисленными авторами рецензий и отзывов на фильм "Аватар", и заключающиеся в буквальном цитировании отдельных фраз героя ("Нам нечего им предложить...", "Я полюбил этот лес...", "Земляне вернулись на свою умирающую планету") и трактовке их в пользу экологической направленности фильма не выдерживают никакой критики. Эти мысли вложены в уста Джейка Салли и отражают изменение ЕГО мировоззрения: причастность к Человечеству с разделением его слабостей ("НАМ нечего..."), обращение к собственной индивидуальности ("...Сначала это был просто приказ, но потом Я полюбил этот лес...") и - после многих трагических событий - отказ от земного происхождения, как ныне отказываются от гражданства в знак протеста ("ЗЕМЛЯНЕ вернулись...").
Ровно поэтому представляется абсолютно неверной и трактовки иных авторов рецензий, политизирующих фильм Кэмерона, приписывающих ему антиамериканский, антиимпериалистический характер всего лишь на том основании, что отрицательный герой, полковник Куоритч, участвовал в военных операциях в Венесуэле и Нигерии (не иначе, США захватывала источники нефти!), коммандос набирались из американских морпехов, да и имена у персонажей англоязычные. (Можно представить себе положение режиссера, вздумай он назначить злодеем русского или китайца, индийца или араба. То-то воплей пришлось бы ему выслушать!)
Идея, замысел Кэмерона, его обращение фильмом к мировому зрителю заключается, на мой взгляд, в указании если не целей, то направления движения всей земной цивилизации, а также преград, стоящих на этом нелегком пути.
Направление - вверх, в космос, где ждут чудеса и тайны (не даром Кэмерон с такой любовью и тщательность вырисовывал мир Пандоры, за основу взяв, не иначе как обитателей океана: рыбу-молота, медуз, морских коньков, актинии и кораллы), и вперед - в науку, позволившую в будущем создавать межзвездные корабли и аватаров.
Основной преградой на пути режиссер видит несовершенное устройство человеческого общества, подавляющего личность (два положительных героя, Джейк Салли и вертолетчица отказались выполнять преступные приказы), неверную систему ценностей (обладать вместо постигать, стремление к власти вместо тяги к развитию), ошибочные стереотипы поведения (натиск вместо терпения, сила вместо примера и убеждения).
Мы ДОЛЖНЫ туда идти, - говорит Кэмерон своим фильмом, - ибо будущее достигается движением. Но мы сегодняшние НЕ ГОТОВЫ достичь цели и прикоснуться к Чуду. Наши помыслы не чисты, а взгляд и на чужих планетах видит лишь Землю. Наше прикосновение способно лишь разрушить Чудо, не дав постичь Тайну.
В этом пункте Кэмерон достиг, на мой взгляд, философских высот Станислава Лема. Ведь именно великий поляк впервые высказал мысль, что "космос - не увеличенная до размеров Галактики Земля", что мерки и стереотипы, приемы и правила поведения, оправдывающиеся на родной планете, должны пересматриваться по мере удаления от нее. Кэмерон об этой негибкости, зашоренности землян говорит устами матери Нейтири, цахик (ведуньи племени): "Мы пытались учить небесных людей. Это трудно - наполнить чашу, которая полна!"
Вообще, поразительна привычка понимать что-либо, осмысливать исключительно через упрощение. Отрицательный персонаж Кэмерона приравнивает аборигенов Пандоры к обезьянам, живущих на деревьях - идеологически накачанные рецензенты тут же видят второй смысл: пренебрежение Запада культурами Востока, Юга и Севера, провозглашение (пусть и осужденное режиссером) приоритета белой расы над всеми остальными. В фильме показываются бульдозеры, вырывающие с корнем деревья - разглядывается антитеза капиталистического прогресса райской родоплеменной идиллии. Так и хочется воскликнуть: так сделайте же второй шаг, коль хватило ума на первый, скажите "Б" после "А"! Взгляните вокруг себя! К примеру, увидьте просеку через Химкинский лес, вырубку парка "Лосиный остров", планируемый каскад ГЭС на Ангаре и Енисее, где сейчас почти нечего освещать и отапливать, зато можно будет озаботиться проблемой строительства нового алюминиевого завода и переброской электроэнергии на тысячи километров...
Полковник Куоритч не получал с Земли приказа начать "контртеррористическую операцию" - он согласовал ее с неумным менеджером под свою ответственность. Но мало ли в России примеров "зачисток", насильственных выселений, отбора земель и предприятий? О конфликтах вокруг Сочинской олимпиаде вы слышали? А об ОМОНовских "выдавливаниях" и "рассеиваниях"? Вы о чем, господа, все те же старые песни? "Фильм "Аватар" -- приговор жестокому американскому экспансионизму. Но помимо этого -- это еще и философский ориентир для нашей деградирующей цивилизации" (см. http://www.pravaya.ru/comments/17812) ? Ау, проснитесь! Весь современный мир, вся земная цивилизация - за исключением малого числа стран и народов, часть которых уже поумнела, а другая часть еще не создали себе полноценных государств - все поражено одним недугом. И диагноз звучит как "присвоение права определять интересы общества исходя из собственного о них представления". Возьмите любую культуру (западную или восточную), любой государственный строй или режим правления, чуть поскребите их - и вы увидите одно и то же: "Этого требуют национальные интересы... революционная необходимость... постановление органов местной власти... Иисус заповедовал нам... такова воля Аллаха". Муравейник с ускоряющейся специализацией, и кругозором его граждан, ограниченным порогом собственной кухни.
Вот почему я считаю миссию "Аватара" полностью выполненной: он еще раз показал величину и разнообразие мира, его сложность и противоречивость - то самое Чудо, о котором мы забываем в ежедневной своей рутинной занятости. Он показал и Тайну планеты Пандора, где все живое связано в единую симбиотическую цепь, где народ омотикая помнит свое родство с деревьями и цветами, лесными хищниками и крылатыми драконами. Мы, люди, об этом сначала забыли, а потом - поколение за поколением - господствующие религии выжигали из нас древнюю память, до сих пор препятствуя ее возвращению. Сколь угодно можно фантазировать о происхождении человека от всемогущего Бога (назовите его хоть Шивой, хоть Буддой, хоть Саваофом, хоть Аллахом), укорять палеонтологов в неспособности обнаружить переходное звено между древними гоминидами и человеком, но если сходство человеческой ДНК с шимпанзе составляет 96-98%, это о чем-то говорит? Да не стоит даже забираться в тонкости наследственных кислот - достаточно вспомнить устройство животных, птиц и рыб. Сердце, печень, кишечник, мозг. И спросить, есть ли у животных душа - взглянув в глаза собаке или лошади. Мы сделаны из одного с ними материала и ведем происхождение от Большого Взрыва. Туманность Андромеды - наша далекая родственница, кедры - стотриллионоюродные дяди, киты - трехмиллиардноюродные братья. Мы едим пищу, выросшую из праха предков, и уходим в нее же, чтоб питать потомков. Такая простая мысль, впрямую сказанная Кэмероном Громко сказанная! И вновь, похоже, не услышанная...
Требования братьев Стругацких к качеству фантастики - чудо, тайна, достоверность - полностью соблюдены Джеймсом Кэмероном в фильме "Аватар". Вот оно - Чудо за дверью будущего, а вот и сама зеркальная дверь: посмотри на себя, Человек! Готов ли ты шагнуть за порог, созрел ли, разобрался ли с собственными проблемами, чтоб заняться чужими? Конечно, Вселенная не храм, а мастерская. Но ты, Человек, всегда останешься в лучшем случае подмастерьем, ибо Мастер - сама Природа. Если не считаешь, что чаша знаний твоих полна, если готов учиться и перенимать навыки - шагай смело. Но в случае равнения себя с царем природы, набивания рук на стирании с лица земли городов и сотворения пустынь - останься здесь, сейчас, и продолжи выстругивать табуреты внутреннего сгорания и дверные косяки на микросхемах. Авось, уютней устроишься в своем каменном жилище, где проще всего выжить тараканам и крысам.
И выбор каждого зрителя: остановиться ли у зеркала, уверяя себя, что видит он не собственную внешность, а кого-то совсем далекого и почти незнакомого, или признаться в несовершенстве и отправиться доучивать пропущенные и неусвоенные уроки. Или шагнуть за дверь. Самое интересное, что вторые есть и их уже достаточно много.