О том, как появился на свет уфимский журнальчик "Сутолока"
В марте 1996 года, после многолетнего перерыва, я вновь начала писать. Пошла проза, которая мне не давалась в детстве и в юности. Я написала свой первый рассказ "Вербное воскресение" и затем ещё несколько коротких рассказов и прозаических миниатюр.
А осенью, в октябре, ко мне вернулись стихи.
Рассказ "Вербное воскресение" и некоторые стихи я посылала в "Вечёрку", Но они не были опубликованы.
Мои первые стихи "Сутолока" и "Вы не забудете меня. ." опубликовал Владимир Денисов в "Истоках". Рассказ "Вербное воскресение" тоже был опубликован в "Истоках", а через несколько лет в альманахе "Петрополь", N10, 2006г. С.-Петербург.( председатель редсовета Андрей Битов, издатель Николай Якимчук).
Позже, когда я уже была в числе авторов "Литальманаха" газеты "Вечерняя Уфа", Касымов сказал, что рассказ был "слишком горячо написан" и поэтому они не решились его публиковать. Из моей прозы в "Литальманахе " был опубликован всего один рассказ "Обычная история". Я считалась поэтом, и поэтому газета регулярно публиковала мои стихи.
Имя "Александр Касымов" я впервые прочитала в стенгазете "Тропинка", которая издавалась одноимённым литобъединением в БГУ, и почему-то запомнила. Позднее оно мне часто встречалось на страницах разных газетах.
Мне казалось, что это человек со сложным характером. Я его представляла невысоким, плотным. А он оказался худым и долговязым, очень ранимым. Александр Гайсович, как ёжик, прятал свою чуткую ранимую душу в иголки.
Из повести "Квадратик кварца"
"В Университете имелось литературное объединение "Тропинка", но я не решалась туда обратиться, хотя в 10-м классе, когда я посылала свои стихи в местную молодёжную газету "Ленинец", поэт Мадриль Гафуров меня приглашал в литературное объединение "Метафора", которое работало при "Ленинце". А "Метафора" по уровню была, конечно же, выше студенческой "Тропинки".
"Тропинка" выпускала стенгазету с одноимённым названием и вывешивала на видном месте. Как только поднимешься по лестнице на свой факультет, так и упираешься взглядом в газету.
В этой стенгазете я прочитала и почему-то запомнила имя автора одного стихотворения, Александра Касымова. Стих был про то, как он ходил с девушкой в кино и они смотрели детектив.
Я остро позавидовала ему: печатают! И с горечью подумала о том, что меня никто никогда наверное не напечатает. . .
Я не могла заглянуть в будущее и не знала, что именно Александр Касымов через много лет будет вести Литобъединение при газете "Вечерняя Уфа" и будет меня регулярно печатать в "Литальманахе" и в своём журнальчике "Сутолока"."
Через много лет, после своей первой публикации в "Истоках", я решила отнести стихи в "Вечернюю Уфу".
Из Дневника
4 февраля 1997г.
Вчера было тепло, температура спала, и я поехала в редакцию "Вечерней Уфы".
Чувствовала, что надо туда съездить и не ошиблась.
Зашла к Докучаевой, она внимательно на меня посмотрела и сказала, что авторами занимается Касымов. Но его сегодня нет, он будет завтра.
На следующий день, когда я поднялась по лестнице на третий этаж, где располагалась "Вечёрка", дверь в комнату, расположенную прямо напротив лестницы была широко распахнута. Ко мне спиной за печатной машинкой сидел худощавый мужчина в сером разношенном свитере. Он обернулся и холодно спросил: "Вы ко мне?".
Предложил сесть. Я вынула из сумки свои тетрадки. В то время я стихи писала от руки на листках в косую линеечку. Компьютеров ещё ни у кого не было.
Он раскрыл тетрадь и как закричит радостно : "Смирнова!. . .". Мне было очень лестно, что он узнал меня по почерку. Он помнил всё: моё имя, домашний адрес.
Александр Гайсович попросил меня принести все написанные мной стихи. Стихов было немного - одна общая тетрадь в красной обложке.
И вот, в конце марта в "Вечерней Уфе" было опубликовано три моих стихотворения.
До обеда я чувствовала себя именинницей. Вышел "Литальманах" "Вечерней Уфы", а там мои стихи!
А потом настроение пропало. Ведь Касымов напечатал не
то, что я хотела, а то, что хотел он. После обеда я была в редакции.
Он так и сказал: "Напечатал, что хотел". В общем, напечатал три мои небольшие, цветочные, как я их называю, стихотворения.
Меня поздравил с публикацией, сказал: "Вот, и состоялся ваш дебют. Работу с вами продолжим - все рукописи остаются у меня".
В общем-то, я счастлива, конечно.
Ещё он добавил: "Вы мне нравитесь больше всех". И при этом у него был очень серьёзный вид. Но я ему не поверила.
***
В 90-е годы прошлого века в Уфе не было русскоязычного литературного журнала. Печататься русским авторам было негде. Издавалась газета "Истоки" мизерным тиражом, которая изредка публиковала художественную прозу и стихи. И в "Вечерней Уфе" раз в месяц выходил "Литальманах".
Опубликоваться в "Вечерней Уфе" было престижно. Газету выписывала почти каждая уфимская семья, она была популярна. Если опубликуешься в "Вечёрке", значит, тебя прочитает весь город! Тираж газеты в то время составлял 56 000 экз.
Идея создания литературного журнала витала в воздухе, но пока этого журнала не было.
Как-то, летним днём 1997 года, мне позвонил Касымов и сообщил, что составил первый номер литературного журнальчика, который решил издавать. Назвал он его "Сутолока". Пригласил меня в редакцию, посмотреть. Первые три номера издавались без обложки, на скрепке, обёрнутые калькой. А последующие - тоненькой книжкой, при технической поддержке газеты "Вечерняя Уфа". В сентябре 1997года прошла Презентация журнала. Вот, как я её описываю в своём дневнике:
Из Дневника
19 сентября 1997г.
Были художники, журналисты, авторы нашего "Литальманаха", Александр .Филиппов с Денисовым из газеты "Истоки", Роберт Паль - председатель русскоязычной секции Баш.СП. Приходила Докучаева, первый заместитель главного редактора газеты "Вечерняя Уфа".
Денисов со мной поздоровался, я сухо ему ответила. Он встал рядом с моим стулом и так и простоял весь вечер. Мест свободных не было.
Р.Паль сказал, что журнал - хорошее дело, но его возмущает название. Почему "Сутолока"? Это помойка! Её никто не знает, как и ваш журнал.
Денисов в этом месте злорадно хмыкнул. Но после Роберта Паля выступил Александр Филиппов: " Газета наша бедная, как и мы сами. Но всё-таки,
небольшую сумму денег на издание вашего журнала мы с Денисовым собрали ". И передал деньги Касымову. Мне это было очень приятно!
После выступления Денисов подошёл к Касымову, что-то говорил. И они даже обнялись.
По поводу названия, Касымов сказал: "Сутолока не всегда была такая. Я жил неподалёку. Мы в детстве катались с её склонов. Склоны реки были в зарослях орешника".
Я всегда думала, что Касымов тоже жил неподалёку от Сутолоки. Но спросить его об этом не решалась, не было подходящего момента. А Денисов и Паль наверное подумали, что название журнала связано с моим первым стихотворением, опубликованным в "Истоках".
Филиппов принёс новый номер своей газеты и раздал всем присутствующим.
Много говорили о поэте Банникове, о прозе Игоря Максимова.
Роберт Васильевич Паль сказал, что хотели издать книгу Игоря Максимова, но в "Китапе" - долгая история. А других денег не нашли. Придётся ждать, когда Белорецкий металлургический комбинат встанет на ноги и сможет выделить деньги на издание этой книги.
А Максимову уже 77 лет!
В "Новой галерее" проходит выставка акварели Ильдуса Валитова. Мне очень понравились его работы. Среди них есть и мечеть. Жаль, что я не прочитала свой стих о мечети. Я слишком волновалась и решила много не читать.
Кстати, Паль ему сказал, чтобы он не слишком давил на своих авторов, считался с их индивидуальностью.
***
Последний номер "Сутолоки" вышел в 1999году.
И в том же году начал издаваться толстый литературный журнал на русском языке "Бельские просторы".