Аннотация: Попытка понять, откуда, из каких мифов взялся персонаж "Хоро".
Небольшая Хорография.
Здравствуйте. Разрешите представиться: Генерал. (ну, тот, что сведения собирал)
Не самый обыкновенный, но и не так, чтобы уникальный. Обитаю в разных местах. Строю, понимаете, всякую разность, в основном летающую или железную. То есть, к смоляным фигуркам отношения не имею никакого. Но вот однажды... наткнулся на неё. Главным калибром и аккурат под броневой пояс. Дальше впору было цитировать известную сказку Леонида Филатова:
"Третий день - ей-ей, не вру!-
Саблю в руки не беру,
И мечтательность такая,
Что, того гляди, помру.
А намедни был грешок -
Чуть не выдумал стишок.
Доктора перепужались,
Говорят - любовный шок."
От себя добавлю чуть:
Редко так чего хочу,
Только с этою волчицей
Я б себя услал к врачу.
Правда, где ж такого взять,
Чтоб "хочу" поотключать...
Ну, связался с мастерицей,
Попросил создать опять.
Получил сие создание,
Кинофильм посмотрел,
Но один вопрос в сознании
Основательно засел:
Ведь у этих узкоглазых,
Вроде, оборотней нет
Положительных. Не сразу
Я полез искать ответ.
Значит, требуется вот что:
Если автор написал,
Значит образ схожий точно
Где-нибудь существовал,
Не бывает, чтоб из пальца
Абсолютно новый тип.
Но опять же... Где ж скитальца
Мне следы искать идти?
Подумал и действовать решил по старинке, то есть через библиотеку. Честное слово, оно показалось мне несколько разумнее ковыряний в интернете на тему, в которой я мало отличался от ноля.
Что у меня было. А была некая сущность, которая имела предположительно 4 формы:
1. девушка с прелестными ушками и хвостом,
2. волк массой тонны три - три с половиной (с поправкой на увеличение плотности костных тканей),
3. волк стандартных размеров,
4. нечто, могущее укрываться в пшенице как в неодушевленном предмете.
Две формы в кинофильме показаны, ещё об двух упоминается. Так же неоднократно упоминается, что родина этой сущности где-то довольно далеко, предположительно в северных заснеженных хвойных лесах, условно именуемых Йойсом.
Версия 1. Оборотень
Первое что логично пришло на ум, это перечитать энциклопедию мифов мира раздел "Япония" в поисках всего волчьего и оборотничьего.
Результат отрицательный, по внешним признакам ближайший персонаж это лиса-оборотень Китсунэ. Запомнил, но в описании, данном в энциклопедической статье, сходства с Хоро не наблюдалось.
Позже, изучая иллюстрированный справочник "Всё о Нэцке" почитал про Китсунэ поподробнее. Кое-что имеется, например двоякость натуры, Китсуне может быть "то добродушным весельчаком, то злобным мстительным духом". Не могу уверенно сказать, что это коррелирует со смыслом, вкладываемым в понятие "цундере", но минимальное сходство есть.
Продолжительность жизни Китсунэ велика, но конечна. Это можно записать в сходства.
Образ лисы минимально пересекается с урожаями, но только посредством бога Инари, которому по преданию служило семейство серебристых лисиц.
Маловато. Но ладно бы, если только маловато, Хоро ведь не лиса. А во всех текстах о женщине-лисе упоминания про волков не встречались.
Плюс имеется, так назову, "дефект массы ". Не наблюдается в образе Китсуне ничего, напоминающее формы 2 и 4. Да и с сельским хозяйством не густо. Покровительствовать клану - упоминалось. Но очень непостоянные эти создания были.
Версия 2. Демон
Демон это то, что называется "Ёкай". Строго говоря, Китсуне - частный случай Ёкай. Цитируя книгу, Ёкай это "антропоморфные создания, наделённые мистическими свойствами, чаще всего связаны с определённой средой обитания, стихией или местностью".
Руководствуясь этой цитатой, просмотрел расширенный список типовых персонажей. Выяснилось, что это именно то, что в западной мифологии охватывается термином "демон" и имеет мало отношения к сложной сущности, которой является Хоро. Демоны скорее однорежимны и больше похожи на системные службы этого мира, а не на гуляющих по дорогам пользователей.
Отдельно стоит рассмотреть оками, "волчий" подвид демона. Если обратиться к википедии, то: "В отличие от волка из европейских мифов и сказок, который был отрицательным персонажем: коварным, злобным и кровожадным чудовищем, оками в японских "волчьих легендах" выступает защитником лесов и гор, помощником нуждающихся людей, он загодя предупреждает жителей селений о грядущих природных катастрофах, хранит поля от вытаптывания кабанами и оленями, служит защитником путников в горных лесах. Как правило, способностями оборотня, в отличие от кицунэ и тануки, не обладает".
Некоторые товарищи классифицируют Хоро именно так. Это было бы верно в случае, если бы сущность имела четко выраженную основную форму. Но поскольку форм много и доминирующей формы не наблюдается, утверждение "Хоро это оками" сложно считать истинным. Ну, или как минимум - законченным суждением. Опять же, "дефект массы". И в прямом смысле тоже.
Версия 3. Сэннин (древний мудрец)
Версия обусловлена, в основном, тем, что сущность имеет надматериальный характер, возможно, в своей невещественной форме имеет больше возможностей, чем прямо озвучено. Других "за" не обнаружено. С оговоркой - в Японии.
Версия 3А. Древняя ведьма
Ещё можно озвучить вариант, что перед нами древняя ведьма. Настолько древняя, что связь с первоначальной материальной оболочкой уже утратила, и может формировать нужную по своему усмотрению. Это уже не мифы Японии, а скорее мифы юга Руси, это у нас самые древние и мудрые ведьмы могли изолироваться от общества и жить таким вот полубожеством. Жить долго, но конечно. И, что особенно стоит учесть в рамках сюжета кинофильма и манги - могли возвращаться поближе к грешной земле, просто потому что "устала всё время одна".
Версия 4. Откуда не ждали
Далее цитирую:
Волк - одно из наиболее мифологизированных животных. Волк был связан с плодородием и жреческим сословием. ... вероятно, для древних земледельцев волки были очень полезны весной когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесных чащах было множество рогатой мелочи, причинявшей огромный вред посевам. Волки же на открытом пространстве нив ... легко ловили эту живность. Возможно, это была одна из причин, по которым волк в народном представлении стал ассоциироваться с плодородием. ...В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили "Волчица пробежала" "По хлебам проходит волк". В некоторых местах считали даже, что волк прячется в последнем снопе хлеба, и даже сам такой сноп изредка называли "Ржаным волком". ... Покровителем волков, вероятно, была богиня плодородия Лада, (аналогичная греческой богине Лето, оборачивающейся в мифах волчицей). ... Как существо сверхъестественное, причастное к миру богов и духов, волк в народных поверьях нередко наделяется даром всевидения, а в сказках обычно предстаёт если не всеведующим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем.
Источник - "Краткая энциклопедия славянской мифологии". Полез я туда с целью найти персонаж аналогичный, и никак не ожидал найти персонаж более подходящий и комплексный.
Потому как, добавлю без цитат, на Руси оборотни не считались за такую злую силу, какой предстают в европейском фольклоре. Волхвы так вообще считали необходимыми навыками обернуться волком, медведем, а то и кем пернатым. Финисты, там, разные соколы ясные, опять жеж...
А ещё я как-то читал, что и князья не гнушались, и был один, о котором сказывали, мол, волком обернулся и перед боем ходил в разведку, правда, вспомнить не могу, где читал.
Стоит ещё отметить, что "дефект массы" для волхвов не существует априори, медведь это уже в 2-3 раза больше мудрого старца. Финист кстати тоже, всяко более 5 кг.
Что имеем в итоге. Если подходить с исключительно японским аршином, то придётся признать, что ближе всего Хоро находится к оками, хотя и являет собой очень необычный и нетипичный экземпляр демона. Это объяснить довольно просто, любой носитель культуры постарается сделать то, что попытался сделать я - впихнуть новую сущность в известные ему мифологические категории. И иногда это будет не вписыванием шара в куб, а запихиванием куба в шар меньшего диаметра. Ушки и хвост всё равно будут снаружи.
А кто же она и откуда... ну я закончу так. Йойс следует искать примерно там, где были самые дальние северо-восточные поселения славянских племён с развитым хлебным хозяйством. Понимаю, это вообще могла и Греция быть... если бы не заснеженные леса. В Греции много чего есть, но вот с лесами и снегом напряженка.