2. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЫСОЦКОГО
- советская экономика - сельское хозяйство
- промышленность
- деньги
- советский социум:
- "не уводите меня из весны"
-"друзья мои, жаль, что не боевые от моря, от станка
и от сохи":
- от сохи
- от станка
о людях в погонах
- о врачах и учителях
-об артистах
- национальный вопрос
- о негативных явлениях в жизни советского социума
3. СОВЕТСКАЯ ЛЕТОПИСЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЫСОЦКОГО
- о гражданской войне
- сталинский период
- Великая Отечественная
- послевоенный период
- СССР и мир
4. ЗАСТОЙ. "НЕ ДУШЕВНО, А ДУХОВНО Я БОЛЬНОЙ"
- генезис
- песни беспокойство
- о болезнях духа: безумии; пьянстве; тоске; страхе смерти; об убийстве животных
5. ГОРИЗОНТ
- кодекс чести Высоцкого
- дружба и любовь
- самосовершенствование
- бесконечность
- космос
- Бог
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Ах, генерал! Перед нами стоит только одна проблема... Снова открыть, что есть жизнь духа, единственная, способная удовлетворить человека. Сейчас под угрозой само наше существование. Но когда оно будет спасено, тогда встанет основная проблема нашего времени. Встанет вопрос о смысле человека, и никакого ответа на этот вопрос не предвидится, и у меня такое чувство, что нас ждут самые черные времена в истории...
Экзюпери.
Тот, кто хочет вернуть Советский Союз, не имеет разума, а кто не сожалеет о нем, у того нет сердца. В этой ёмкой формуле вся драма, или даже трагедия, которую пережил советский народ с развалом государства. Каждый советский человек мог бы наполнить эту формулу своим неповторимым содержанием. И Советский Союз был разным во времени, проявлениях, в рекордах и антирекордах, на разных частях его необъятной территории. В этом многообразии кроется тайна его жизни, промелькнувшей ярким метеоритом на небосклоне истории. Здесь же таится и главная проблема: как найти Истину в этом безбрежном океане? Как сохранить, не утратив даже крупицы, те великие достижения, которые советский народ оплатил небывалыми жертвами, и которые так не часто встречаются в истории человеческой.
Уже выросло поколение людей, родившихся после развала Советского Союза. За ним придут другие поколения - законные наследники этих достижений. Несмотря на несметное число исторических источников, живых свидетелей, и еще ощутимом влиянии духа СССР на тех, кто родился уже после его гибели, умышленная и неосознанная фальсификация истории создаёт полный хаос в представлениях о столь недалеком прошлом. Кто-то испытывает неутешную тоску по советской родине, кто-то сознает неизбежность гибели СССР, но оплакивает его, а кто-то торжествует. Но кто-то ненавидит и создает чёрные мифы, которые должны сформировать у будущих поколений ненависть к ней. И это удаётся - изуродованные, далекие от правды исторические стереотипы уже впечатываются в сознании молодых.
В мифах этих до неузнаваемости искажена советская действительность. Трудно найти правду о той стране и в художественных произведениях социалистического реализма, и в научных исследованиях советских времен. Будущему исследователю и искателю истины о советском прошлом лучше всего опереться в поиске правды на поэтическое творчество Владимира Высоцкого. Он для современников был своеобразным детектором лжи, бесстрашно присягал: "Ни единою буквой не лгу". Так и было, как говорил:
Но знаю я, что лживо, а что свято -
Я понял это все-таки давно
Мой путь один, всего один, ребята -
Мне выбора, по счастью, не дано...(Мой черный человек)
Он был духовным водителем, в котором так нуждается народ в час напряженного поиска новых путей. И сейчас остается им. Зная об особой роли своей страны, называл ее "великой и сказочной":
Я стою, как перед вечною загадкою, Пред великою да сказочной страною - Перед солоно - да горько-кисло-сладкою, Голубою, родниковою, ржаною...
Словно семь заветных струн
зазвенели в свой черед - Это птица Гамаюн надежду подает! (Купола)
В известном смысле он и сам был той вещей птицей, которая читала сокровенные письмена прошлого и будущего своего народа. Соединяя это прошлое и будущее, он видел испытания, предстоящие народу: "Лес стеной впереди, не пускает стена, кони прядут ушами, назад подают, где просвет, где прогал, не видать ни рожна, колют иглы меня, до костей достают". Мир, где "дождь, как яд с ветвей, не добром пропах" (Погоня), где "свет лампад погас, воздух вылился", предвидел поэт в близящемся будущем. И к Высоцкому приложимы слова Александра Блока: "Но вещей правдою звучат уста, запекшиеся кровью", и ему вещая птица Гамаюн "надежду подает" (Купола).
Когда гласность открыла шлюзы культуре, ранее закрытой для общества, наивные советские граждане полагали, что теперь они получат Высоцкого во всей полноте его гениальности. Тогда один из читателей "Огонька", рупора перестройки, написал о нём: "Он всю жизнь спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о нашем времени. И успел". Этот читатель сочинил такие стихи:
Носил он совесть слишком близко к сердцу
Как свой осколок носит ветеран.
Правду о феномене советского эксперимента и его невероятного завершения трудно отыскать в "воспаленном и суженном сознании" людей, живущих сегодня. Поэзия Высоцкого, который был и совестью народа, и уникальным летописцем, и составителем энциклопедии советской жизни, остаётся самым истинным, живым, все более интересным по мере удаления во времени источником. "Я стою, как перед вечною загадкою пред великою и сказочной страною" (Купола). Встанем и мы рядом с поэтом, попробуем всмотреться в туман, где светится загадочный лик родины, освещенный чудесным лучом ясновидящего его сердца. Он знал, что было, знал суть настоящего, знал даже то, что будет. Но самое главное - он знал, как должно быть - "чтобы чаще Господь замечал"!
Будучи зеркальным отражением духа своего народа, Высоцкий и сам был загадкой, познавая которую, народ, возможно, познает и собственную сущность. И не потому, что Высоцкий мастер высокой поэзии. В сумасшедшей спешке своей жизни он в поэтическом творчестве вольно или невольно соответствовал методу, сформулированному И. Бабелем: "Рассказу надлежит быть точным, как военное донесение или банковский счет". Точность и искренность - главные достоинства его поэтического мастерства.
Народ в его творчестве узнал свои мысли и чувства. В зеркальной глади бездонного колодца, что вобрал истоки, увидел собственный лик. Творчество Высоцкого народно, былинно. Он постиг, казалось бы, непостижимые иррациональные глубины души народа, вместил грубоватую простоту народной речи, очистив её кистью добросовестного художника, лаконичную точность народной мысли, тепло и простоту русского сердца. Все это усилено энергетикой его поэзии, музыкой и актерским мастерством.
Его интуиция порождена и подтверждена вековым опытом народа. Богатство его ассоциаций связалось в пёстрый яркий букет жизни. Он сплачивал людей, стоящих на самых различных ступеньках человеческой иерархии при жизни. Способно его творчество к такому эффекту и сейчас.
Но нет такого вечера памяти, телепередачи, фильма, в которых информация об алкоголизме, женщинах, деньгах не набрасывала свой пошлый уродливый покров на все уверения участников таких программ в любви к нему, его памяти и его поэзии. И обливают посмертно грязью так утончённо, с такими стенаниями сокрушаясь о его горькой судьбе, сладострастно перебирая все его пороки - лишь бы не проснулся интерес к глубинным пластам его творчества. Именно эти глубины пригодятся народу, когда он очнётся, когда придет время "отбирать наши пяди и крохи" (Мы вращаем Землю). Нет, не его " отчаяньем сорванный голос" (Памятник), а это приторное славословие усиливают "современные средства науки". Ах, почему он так рано ушел из жизни, кто же налил ему тот роковой стакан водки?
"Неужели таким я вам нужен после смерти?!" (Памятник) Нет, конечно, не таким. А идущим впереди и зовущим к свету и жизни поводырем слепых и глухих, ведь не зря же говорил: "Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу". (Мне судьба...)
Яркая энциклопедия неоднозначной, драматичной и трагической, но жизнеутверждающей, такой многокрасочной советской летописи в творчестве Высоцкого принадлежит народу, создавшему "великую и сказочную страну", и будущим его поколениям. Тина забвения начинает затягивать подлинные шедевры, словно сокровища в трюме тонущего корабля. Но возможно судьба народа будет отражением и судьбы творчества поэта. Угаснет народ - и улетят в бесконечное пространство сокровища мысли и сердца поэта. Воспрянет народ - и могучий магнит народного сердца притянет столь необходимое принадлежащее ему богатство. Потому и обещал: "Я приду по ваши души" (Упрямо я стремлюсь на дно).
Сказано, что люди в наше время превратились в испорченные аппараты, не способные принимать усиливающийся поток энергий, несущихся к Земле. Их совсем не интересует, что они жители Вселенной. Как конденсаторы и трансформаторы этих энергий, они перестали работать и сняли с себя ответственность перед Вселенной. Да и перед Землей. Совсем не много сердец на планете, которые принимают давление этих энергий. А ведь оно должно распределяться на всех живущих. "Солнечные натуры несут на себе упор огненной энергии и должны отвечать за миллионы трутней" (Сердце,463). Высоцкий, конечно же, один из этих солнечных. Он знал, что беда у порога уже тогда. Что нужно спешно "чинить" испорченные аппараты. Нормальному человеку, желающему сохранить саму жизнь - свою и своих близких, спастись от стихийных бедствий, аварий, техногенных катастроф, эпидемий и смертельных болезней, войн, а также обрести радость Бытия, все более редкую гостью на нашей планете, нужно понять, что история человечества, на самом деле "история болезни" его духа. "Живет больное все бодрей, все злей и бесполезней - и наслаждается своей историей болезни" (История болезни). Изо всех сил поэт пытается предупредить: "И горлом кровь, и не уймешь - залью хоть всю Россию!" И с каким отчаянием понимает, что усыпят, придушат - не достучаться: "И крик - на стол его, под нож! Наркоз! Анастезию!" И все же надежда никогда не покидает Высоцкого, как и вера в людей: "Я сам кричу себе - трави! И напрягаю грудь. В твоей запекшейся крови увязнет кто-нибудь!" (История болезни) "Увязнут", конечно же, увязнут многие.
Можно сказать - чтобы спастись, достаточно соблюдать заповеди Божьи. Но люди давно относятся к ним, как к чему-то важному, но не имеющему никакого отношения к их жизни. И это знал поэт: "Мы на Земле забыли десять заповедей рваных" (Вы мне не поверите). Образованным можно сказать: даже куры Пелевина - Затворник и Шестипалый, знали, что делать (Пелевин В. Повести и рассказы. Желтая стрела. М., Эксмо, 2009). Предчувствуя гибель, они тренировали свои крылья, атрофированные за ненадобностью. Чтобы возродить их изначальную функцию, они привязывали к ним тяжелые гайки, тренируя для полета ввысь, к Свету. Так они вырвались из тюрьмы, где их перерабатывали в мясо, а они думали, что эта фабрика - их сытный, теплый дом.
Крылья человека - его дух. У него два основополагающих крыла - мысль и чувства. Их тоже нужно постоянно тренировать. Но "базар" выхолостил его, заменив творчество мысли "своим образом и подобием", бесконечным счетом денег. При этом "умы людей сужаются, возвышенные мысли становятся чем-то презренным, незначительным, а героический дух полностью сходит на нет" (Кара-Мурза С.Г. Утерянный разум, с. 611). Ну а если он упорно цепляется за жизнь, его зальют, "закатают в асфальт" верные служители мамоны. Их ловкие руки подхватывают новорожденных. И цепкие лапы уже никогда не выпустят пришедший из глубин Вселенной огонек духа, пока не превратят в угасшую головню. "Спасайте щенков!" (Окончание охоты на волков), - предупреждал Высоцкий. Можно добавить - особенно Затворников и Шестипалых, растящих себе "крылья". За ними будет особая охота.
Кому-то все же удастся вырасти в "тишине задумчивости", сохранить огонь своего духа, вырастить себе могучие крылья. Эти немногие обретут власть, которую дает любовь и самопожертвование. Самоотречение даст им право рвать в кровь цепи, приковавшие человека к миру плоти. Вопреки инертной массе они сделают другой выбор сами и поведут ее за собой. Хотя "выбор небогатый перед нами" (Песня Солодова), но он есть. Всегда.
Во все времена "рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне" (Галатам, 4, 29). Дети рабы плоти, которые никогда не будут "наследниками вместе с сыном свободной", и сейчас господа мира. Удивлялся Апостол две тысячи лет назад: "Получив познание от Бога, для чего возвращаться опять к немощным и бедным вещественным началам и снова поработить себя им?" (К галатам, там же). Возьмите же это "познание от Бога". Но незыблемо остается "невежество - самое отупляющее из всех психических наркотиков" (Блаватская Е.П. Тайные знания), с. 80). И по-прежнему стоят дети рабы плоти на коленях и просят: дай, дай. Возьмите знание и станьте детьми свободной. Станете и наследниками духовного опыта человечества. В этой сокровищнице и слово нашего поэта.
Разумеется, слушать или читать произведения Высоцкого, подразумевая развлечение, отдых, релаксацию, даже не стоит пытаться. Понять его творчество, значит усилить напряжение своих дум и чувств до его уровня. Подключаясь к его "динамо-машине", кому-то удастся зажечь в себе пламя высоких и чистых чувств, найти в его творчестве неисчерпаемый источник любви, веры в себя и людей. И "радости, которая есть особая мудрость". Потянет магнит его сердца, ибо "к горячему сердцу спешат обогреться и бегут от холода омертвления - так во всем Бытии...".
Для этих будущих он так хотел жить, вопреки всем преградам: "Я голой грудью рву натянутый канат, я жив - снимите черные повязки!" (Горизонт). Зная силу своего творчества и веря в великую судьбу своего народа, он страстно стремился пробиться в его будущее:
Накренился я гол, безобразен.
Но, и падая, вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой.
И когда уже грохнулся наземь.
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я: "Похоже, живой!" (Памятник)
Люди, несущие на себе тягость Земли, подобны символу гиганта Атласа. Таких колонн Мира очень мало. Люди должны беречь их, как громоотводы. Но в лучшем случае они смеются. Мало этих громоотводов. Идут они вперед на ощупь, ибо чуют поступь эволюции человечества сердцем. А в спины им несутся стрелы ненависти, насмешек, клеветы и злобы. "Масса народная инертна и легко поддается лжи" (Аум, 202). Это так. Но идут вперед эти гиганты, зная: "Очень нужен я там - в темноте" (Темнота). Чтобы дать надежду: "...Ничего - распогодится". Так эволюция все же совершается, вопреки инерции бесчисленной массы человеческой.
Глава 1. ЗВОНАРЬ
"я вам расскажу про то, что будет"
"Вам такие приоткрою дали..." Вне сомнений Высоцкий предсказал многие события и явления, свидетелями которых мы стали уже после его смерти. Напрасно современники подозревали, что он шифрует свои стихи из соображений цензуры. Он был не подцензурен - цензура и его творчество функционировали, как бы в разных плоскостях, не пересекаясь. Но, как все провидцы, говорил иносказательно, намеками - всегда лучше недосказать для тех, кто способен мыслить и чувствовать. Тем же, кто пытался добиться от него расшифровки непонятого, отвечал просто: "Эзоп во мне не воскресал. В кармане фиги нет - не суетитесь. А что имел в виду, то и сказал" (Я все вопросы освещу сполна).
В творчестве Высоцкого, кроме остроумного, подчас гротескного анализа советской действительности, поражающего точностью зарисовок психологических типов и житейских ситуаций, философских размышлений, было что-то непонятное современникам. "Как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто нужно отнестись к качеству дальнозоркости духа..." (Листы сада Мории, Y, 3). Эта духовная дальнозоркость была присуща Высоцкому.
В советские времена при жизни Высоцкого провидцы могли существовать лишь как персонажи научной фантастики, герои мифов и сказок, чуждых, а значит, вредных коммунистической идеологии, религиозных учений. В обществе не допускалась мысль о том, что "близится время, когда треножник пифий будет предоставлен каждому чуткому духу", что "это соответствует новой эре и близко к народной психологии, своего рода демократизация признаков аристократизма" (Озарение,III, 3). Хотя в СССР и допускалось строго научное предвидение. То есть элементарная мысль о том, что будущее есть неизбежное следствие прошлого, не отрицалась. Трансцендентальная же дальнозоркость некоторых людей находилась за рамками материалистической науки, которая на тот момент уперлась в некий предел. А за ним необъятное поле метафизики, к познанию которой даже не пытались приступать. Все, отнесенное к этому полю, было признано несуществующим. Потому не достойным для научного исследования. И сейчас неспособность к допущению есть показатель ограниченности человеческой. Нет никакой метафизики, есть косность мышления и омертвление чувств - не знаю, не вижу, значит, этого нет. В то время как есть только физика, которую надо изучать. Но начать нужно, все же, с допущения. Особенно того, что невидимо.
Высоцкий никогда не претендовал на роль "ясновидца" не потому, разумеется, что "ясновидцев, впрочем, как и очевидцев во все века сжигали люди на кострах" (Кассандра). Видя много горестного в этой перспективе, не лукавил и ничего не скрывал. Но некоторые его пророчества подобны пророчествам пифий, изреченными ими в трансе, катренам Нострадамуса, или притчам самого Христа. Для тех, "которые еще слепы и глухи, не имея понимания и осеяния яркими видениями созерцательной души" (Безант А. Эзотерическое христианство, с. 58). Но и им предлагает поэт: "Ты к знакомым мелодиям ухо готовь, и смотри понимающим оком" (Баллада о времени). Предлагает постичь хотя бы в таких простых житейских аллегориях:
Граждане! Зачем толкаетесь,
На скандал и ссору нарываетесь?-
Сесть хотите? Дальняя дорога?..
Я вам уступлю, ради Бога! (Разговор в трамвае)
Вместите друг друга в своем сердце, уступите ближнему "ради Бога", если он уже изнемогает в дальней дороге. Ведь все мы путники на одной долгой-долгой дороге, "билеты отрываем", платя по своим счетам. Трудно и "тесно", но все же надо продвигаться вперед, для того и "едем". А вы не согласны? Горько, но факт - "каши с вами, видимо не сваришь":
Граждане, даже пьяные!
Все мы - пассажиры постоянные,
Все живем, билеты отрываем,
Все по жизни едем трамваем...
Тесно вам? И зря ругаетесь -
Почему вперед не продвигаетесь?
Каши с вами, видимо, не сваришь...
Никакой я вам не товарищ!
Много претензий у нас друг к другу, но все же, давайте попробуем разбудить человека, который даже во сне "поёт матерщину". Надо будить сознание попутчиков, если сами уже бодрствуете:
Ноги все уже прокопытили,
Вон уже дыра в кулак на кителе.
Разбудите этого мужчину -
Он во сне поет матерщину.
Так и проехали очередной круг жизни - не поняли, что "штраф" нужно отдать добровольно и осознано, тогда "еще покатайтесь":
Граждане! Жизнь кончается -
Третий круг сойти не получается!
С вас, товарищ, штраф - рассчитайтесь!
Нет? Тогда еще покатайтесь!"
Соотечественники Высоцкого за "железным занавесом" находились как бы в "детском месте" - трудно, тесно, темно, но Высоцкий шутит: "Девять месяцев - это не лет. Первый срок отбывал я в утробе, ничего там хорошего нет" (Баллада о детстве). При всем дискомфорте эта "утроба" прикрывала от всех мировых катаклизмов - советские граждане не пытались, да и не могли вообразить, какие испытания им предстоят при выходе из этой утробы. Высоцкий и мог, и пытался. И видел нечто недоброе, страшное:
Головой тряхнул,
Чтоб слетела блажь,
И вокруг взглянул -
И присвистнул аж (Погоня):
Его, видящего панцирь, закрывший планету от Света, который человечество соорудило над ней своими страшными вожделениями, деяниями и помышлениями, "колют иглы", "до костей достают". Он тот самый звонарь, который видит уже сложенное человечеством будущее. "Стал от ужаса седым звонарь" (Набат), он пытается сообщить людям - "корабль кренится наш" (Еще не вечер). И здесь самое трудное и важное - понять собственную ответственность за судьбу мира, как тяжкую ношу: "Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь!" (Парус) "Mea culpa"! - прежде всего я сам сознаю свою вину, а не призываю кого-то.
Много и давно сказано о недоверии современников к ясновидцам, потому - "пророков нет в отечестве своем". Люди попросту не могут поверить в реальность исторических, бытовых и психологических построений будущего. И язык современников не располагает средствами для отражения тех деталей жизни, которые родятся только в будущем. Недоверие - в лучшем случае, в худшем - ярость и злоба. И когда "безумная Кассандра кричала: ясно вижу павшей Трои прах", толпа учинила привычную расправу, ведь "сбылись все предсказания на славу":
И в ночь, когда из чрева лошади на Трою Спустилась смерть, как и положено, крылата, Над избиваемой безумною толпою Кто-то крикнул: "Это ведьма виновата!" (Кассандра)
Действительно, современники всегда "умели всех дальновидцев лишь побивать камнями". Провидцам, чтобы "видеть дальше и вернее, нужно посмотреть поверх голов". Для этого они "вытягивают шеи и встают на кончики носков". Это делает их очень уязвимыми: "Теперь ты темная лошадка, даже если видел свет вдали - поза неустойчива и шатка, и открыта шея для петли" (Баллада о короткой шее).
К счастью для Высоцкого, современники не видели никакого предвидения в его произведениях. Даже не задумывались, что "совершенно невежественно отрицать пророчества". К счастью - ибо иначе "черный человек в костюме сером" стёр бы его в порошок еще раньше. Даже когда он почти прямо говорил о грядущих бедствиях, предпочитали расценивать его слова, как метафоры, шифрующие настоящее. "Долго Троя в положении осадном оставалась неприступною твердыней". В годы глубокого духовного застоя, когда, казалось, ничто и никогда не изменится в этой стране, никому и в голову не могло прийти, что "неприступная твердыня" Трои - не что иное, как образ столь же "неприступной" твердыни СССР. У "неприступной твердыни" оказалась весьма уязвимая ахиллесова пята - ее идеология. В тот момент, когда эта идеология окончательно превратилась в обезображенный ложью и лицемерием анахронизм, в пяту и вонзилась ядовитая смертельная стрела иной идеологии. Все знали, что советская идеология стала несовместима с жизнью, но только, пожалуй, один Высоцкий искал ей замещение. Словно ослепло советское общество, которое теоретически знало, что жизнь это борьба, прежде всего, идей.
Сегодня, когда многое сбылось, можно понять, что же наша Кассандра предвидела уже тогда, о чем предупреждала, что хотела предотвратить. Высоцкий понимал, как никто, что над страной нависла смертельная опасность.
"Я вам расскажу про то, что будет" это, конечно, не астрологический прогноз, а осмысление связи прошлого и будущего, которое при определенных усилиях мысли, позволяет предвидеть неизбежное в рамках той системы Бытия, которая мыслителями определена как спираль: "Вам такие приоткрою дали - пусть меня историки осудят за непонимание спирали" (Я вам расскажу про то, что будет).
Дальнозорко всматриваясь в будущее, он словно видит бесконечное сплетение нитей, связывающих его с прошлым и ... бесконечные круги бытия, как неизменный символ жизни. Скользя по кругу, человечество собирает крупицы ценного опыта, но переходя на следующий виток спирали, сбрасывает балласт ненужной, изжитой шелухи, оставляя её в прошлом. У близорукого человека складывается впечатление, что ничто не ново под луной, вращается человечество по замкнутому кругу - "ничье безумье или вдохновенье круговращенье это не прервет" (Мосты сгорели). Противоестественно - если "развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез" (У профессиональных игроков). "Не любит хаос построений", потому отрицает спираль. Если "не по спирали, а "вкривь и вкось", это и есть катастрофа хаоса. Это нагромождение изжитой шелухи, погружение в которую грозит очередной гибелью человечеству. Не принимает Высоцкий и логику плоской спирали, потому "пусть меня историки осудят за непонимание спирали". Если получается "вкривь и вкось", значит, человечество должно выйти на другое измерение спирали, вытянув её в пространство. Для этого ему нужно сделать мысленное усилие, отдав невидимому предпочтение. Тому невидимому движению, которым трепещет сама жизнь. "Как же человечество нарушает космическую пульсацию своим видимым направлением к эволюции, а не истинным продвижением! Космическая пульсация творит, как напряженная спираль, а человечество творит, как плоская спираль... " (Беспредельность, 44) Поистине, "тот, кто сковал человеческое сознание трехмерностью, был настоящим тюремщиком" (Мир Огненный, 1, 109)
Вырваться за пределы "трёхмерной тюрьмы" оно сможет только силой своего духа, напрягая мышление и сохраняя чистоту сердца. Высоцкий достаточно часто употребляет тот же параметр психической энергии, что и физики. Это напряжение. "Не напрягаюсь, не стремлюсь, а как-то так...", говорит герой песни "конченого человека". И "смелый человек" в своем очень страшном сне осознаёт - беда в том, что: "И мышцы не напряг, не попытался сжать кулак, потому что кто не напрягается, тот никогда не просыпается" (Страшный сон смелого человека). Напряженная энергия пронзает все пространство. Она суть сама жизнь во всем ее единстве, разнообразии и бесконечности. И сам человек есть напряженная энергетическая субстанция, хочет ли он этого, знает он об этом, или нет. Хуже, что не желает знать. И если напряжение его мыслей и чувств падает до нуля, он живой мертвец - "конченый человек". Даже если "живет и хорошеет".
Человечество упорно хочет оставаться сиротой в бесконечном пространстве Вселенной. Таким себе неблагополучным беспризорником, который стремится жить по своим законам, делать, что ему нравится, думая, что это и есть свобода. А то, что это ведет к преступлениям, за которые придется отвечать по Законам, установленным в "семье", болезням и гибели, не понимает. Как и то, что ему дана единственная свобода - свобода выбора выполнять эти Законы или нет. "Человек - часть космических энергий, часть стихий, часть Разума, часть сознания высшей материи...Космос ждет ту трансмутацию, которая преображает дух" (Беспредельность, 155). Он не может себя выделить, как величину самостоятельную, из космического процесса, т.к. действие магнита непрестанно устремляет его к беспредельной мировой жизни. (Беспредельность, 208) С древности человечество знало о своей связи с космосом, о силе космического магнита, и в форме религии сообщалось с ним.
Но балласт материального, нагроможденного в плотном мире, изуродовал шкалу ценностей в сознании человечества настолько, что и религия утратила это свое назначение. Нарушено равновесие, столь необходимое для продвижения на более высокий виток спирали. Но "Семья", Ее невидимая опека, защита и любовь к нему, тупо Ее отрицающему, существует. "Мы так ликуем, когда Наши близкие сами испускают лучи... Мы посылаем свет тому, кто утверждает луч Наш, и говорим: "Он отражает истину" (Беспредельность, 155). Потому - "не буду скользить, словно пыль по лучу" (Мне судьба). "Люди ужаснулись бы, увидев, сколько из посланных лучей они не приняли" (Беспредельность, 518). Очень мало этих "атлантов", принимающих "луч" и удерживающих равновесие в неистовом напряжении духа. "На вертящемся гладком и скользком кругу равновесье держу, изгибаясь в дугу" (Мне судьба). Дух, обладающий силой "действующего образа", живет в нечеловеческом напряжении мысли и чувств. Знает все риски - "чуть правее наклон, упадет, пропадет, чуть левее наклон - все равно не спастись" (Канатоходец). Незримо и это, потому "люди не знают, на каких колоннах и на каких пружинах зиждется равновесие". Но разрушители чуют, откуда идет психическая энергия, и снаряды их летают около избранных. А эти избранные, зная о своем предназначении, не для себя живут, и - "счастливы висеть на острие ножа" (Кто кончил жизнь трагически).
"Толпа идет по замкнутому кругу, и круг велик и сбит ориентир" (Мосты сгорели). Горечь понимания того, что человечество бессмысленно снует по замкнутому кругу, так велика, что не думая о рисках, эти избранные устремляются к поиску ориентиров. Они, собственно, для этого пришли в жизнь. "Толпа" даже не замечает, что бесцельно снует по кругу, повторяя ошибки, страдания и заблуждения ушедших поколений. Она думает, что идет вперед, по пути прогресса. Это ли бесконечный путь вперед?
Конечно, снова и снова "все вернулось на круг". Такая иллюзия порой настолько неистребима, что: "Могут спросить: к чему возвращаться, если можно двигаться только вперед? Но это мнимое возвращение, эволюция не возвращается, но лишь проходит над бывшими этапами"(Братство 2, 332). Мнимо и ощущение движения по прямой, настолько "круг велик".Трудно понять, совершился ли оборот спирали. Это тот самый круг, о котором Высоцкий сказал: "Распятый над кругом висел!" (Райские яблоки). В распятии приняли участие не только мучители две тысячи лет назад. Распинаем и сегодня, потому с таким трудом одолеваем свой круг. И будем распинать до тех пор, пока каждый, по крайне мере называющий себя христианином, не поймет смысл жертвы Христа.
Когда говорят, что Христос страдает за "человеков", заменяя своей силой их слабость, это недостойно ни Христа, ни самих "человеков". Спаситель сошел до уровня человеков, чтобы стать с ними, своими братьями, одним целым, не заменяя их собой, а поднимая до своих божественных высот. "Сын человеческий" - не устает повторять Он о себе. "Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, и гвозди ему в лоб, чтоб ни о чем не думал" (Кто кончил жизнь трагически). Изначально и по сей день. И все же лучшие сыны человеческие, как и Он, "ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души". И думают, думают о смысле Его великой жертвы. Даже в той стране, где было отказано Христу в существовании. "Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?" (От Луки, 18, 8), - весь труд Его жизни, не даром ли? Мир пришел спасти, и не спас? Вот рана в сердце Его, источающая кровь" (Мережковский Д. Иисус Неизвестный., с. 307). Потому и " жаль распятого Христа", что кругом через тысячи лет после распятия одно "насилье и бессилье" (Я не люблю).
Трудно поверить людям, что ключ ко всем тайнам - в любви. "Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам". Так просто и так естественно - "любите друг друга". Не только из этических соображений дана эта заповедь. Она научна. "Люди не понимают великого значения любви, этого вселенского магнита..." (Братство 3, 606) "Каждый должен следить за запасом своей психической энергии", хотя бы из соображений здоровья, ибо все болезни от ее дефицита. Тогда можно заметить - искра чувства любви способна воспламенить энергию... В то время, как ее антипод в высшем своем проявлении - ненависть - попросту выбивает человека из процесса эволюции. Перечеркнуть то, что накапливалось в течение миллионов лет - страшная судьба.
Родина сильных чувств "нагружение и нагнетение". Человек почти мертв, когда в нем погасли чувства и молчит сердце - "конченый человек":
Истома ящерицей ползает в костях, И сердце с трезвой головой не на ножах, И не захватывает дух на скоростях, Не холодеет кровь на виражах...
И не прихватывает горло от любви, И нервы больше не в натяжку, - хочешь - рви, - Повисли нервы, как веревки от белья, И не волнует, кто кого, - он или я...
Любая нежность душу не разбередит, И не внушит никто, и не разубедит. А так как чужды всякой всячины мозги, То ни предчувствия не жмут, ни сапоги...
Не физическим отдыхом возобновляется энергия, а сильным чувством . Ведь энергия суть стихия, и смысл человека - гармонизировать ее. В стране Высоцкого научный материализм уже ответил на все вопросы, а над разгадками тайн человека бьются в понимании обывателя только умалишенные. Тайный сокровенный смысл связи человека с Вселенной, тот загадочный Бермудский треугольник, который "будет выпит, будь он параллелепипед, будь он круг, ядрёна вошь!" (Письмо пациентов Канатчиковой дачи). Так - то в форме абстракций, то шутки - Высоцкий снова и снова возвращался к проблеме круга и спирали. Он будто знал, что "вернее сказать о движении спиральном", то есть устремленном. Здесь-то и кроется главное - а куда устремиться. Вектор, стрела мысли - только она определяет направление устремления, а стало быть, и смысл динамики движения. Без этого вектора мысли движение - не более чем хаос, суета, мнимое движение. "Диссонанс, который лишь раздробляет и раздражает накопленное. На пути к ритму и гармонии поймем, где граница между устремлением и суетой"(Аум, 494)
Высоцкий недоумевает, почему "ничьё безумье или вдохновенье круговращенье это не прервёт" (Мосты сгорели). Ведь, не разорвав этот порочный круг, нельзя взойти на более высокую ступень развития, следующий виток спирали - "третий круг сойти не получается"!
Не плоская спираль плотских утех и пышных технократических успехов, а устремленная ввысь спираль духа человеческого - подлинный ориентир движения. "Искатели не должны приникать ухом к Земле...Нужно обратить взгляд на духовную высь, и лучу легче искать поднятые головы" (Община, 28). Но это и есть "безумье" с точки зрения обывателя - коня, смиренно шествующего по кругу с головой, опущенной к земле в поисках корма и думающего, что он идет вперед. "Вдохновенье" не предмет его дум. Он не подозревает, что "крылья плоти вниз влекут, в могилу". Что, вопреки очевидному, "груз тяжких дум" способен "наверх тянуть" (Мой Гамлет). Лишь догадывается, познав, что отрыв от Земли, даже физический, это такое напряжение чувств, упоение и радость, которые не могут дать никакие земные блага. Когда "вихрем чувств пожар души задуло, и я не смел или забыл дышать" (Поэма о космонавте). И медленно идет к пониманию, что "все движение - спираль к великому утончению" (Мир Огненный, 3, 44). В этом и смысл, и радость, и красота бытия.
Ведь только тогда начнет человек свое шествие по пути "к великому утончению", то есть преображению, когда приняв в сердце Христа, возьмет на себя ответственность за то, что и он причастен к "терновому венцу", до сих пор терзающему Спасителя. И от него зависит, когда будет завершен тот круг, над которым "Распятый висел" (Райские яблоки). Тот самый, который собрал в себе весь Свет, "наполнился отречением от самости и земной собственности" (Мир Огненный, 1, 589)
"Груз тяжких дум" на самом деле открывает возможности, недоступные упитанной плоти. В том числе и способности прозрения и счастье видеть незримое, как у Пушкина - "узрел я неба содроганье и горний ангелов полёт". Высоцкому, как и многим поэтам, это было дано.
Не все пророчества сбываются, ибо если будущее закладывается в лучшем из всех возможных вариантов, то люди, бывает, и эти построения разрушают в своем безумии. Но, как сказал Апостол, "кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещевание и утешение" (1-е к коринфянам). Ведь так просто: "Когда даны предупреждения, легче различать события". Именно так следует понять слова Высоцкого, как "увещевание":
И тогда не орды чингиз-ханов,
И не сабель звон, не конский топот,
Миллиарды выпитых стаканов
Эту землю грешную затопят. (Я вам расскажу про то...)
Именно, даже не войны, а поиск плотского наслаждения и добровольное безумие человечества, утопившего в жажде удовольствий свое основное достояние - способность мыслить, могут погубить планету. Подтверждает эту мысль мудрость вечного Учения: "Землетрясения, извержения, бури, обмеления, нарушение климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства - каких ещё признаков грозного времени ждёт человечество? Не нужны пророки, самый ничтожный писец скажет, что никогда не собиралось столько страшных предвестников разложения Земли. Но глухо ухо и затемнены глаза..." (Иерархия, 117). Войны, предательства и духовное одичание знак нашей эпохи. Для кого предупреждения?
Бей же, звонарь, разбуди полусонных,
Предупреди беззаботных влюбленных,
Что хорошо будет в мире сожженном
Лишь мертвецам и еще нерожденным!
"Нет, звонарь не болен! Видно с колоколен, как печатает шаги судьба!" (Набат) "Во всех Заветах указывалось это время... Нельзя уже думать, что нечто изменит течение созданного людьми потока. Уже на дальних мирах ужасаются неизбежности огненной, но Земля продолжает окутываться темным покровом..." (Сердце, 405). Люди же и не приступают к мысли о происходящем, тем более о будущем, которое неизбежно, ибо они его уже сложили.
О "драконе рухляди"
Как народ-творец вдруг превратился в прилежного торговца, всю свою творческую энергию направив на счет денег, прямо или опосредованно? Возможно, никогда не слышал: "Жизнь превратилась в торговлю.... Знаете великие символы об изгнании торгашей из Храма, но разве сама Земля не Храм?" (Мир Огненный, 1, 83) Возможно, никогда не задумывались, что во всей истории Христа один раз только Он, учивший любить врагов своих, поднял руку на человека: "Все оглянулись на Него с удивлением и страхом: ... кто это? (Матфея, 21, 10) И наступила вдруг тишина. Низко наклонившись, он что-то искал на земле. Здесь, на скотном дворе, где постоянно привязывали и отвязывали скот, легко было найти то, чего Он искал: двух крепких, пеньковых веревок. Скоро нашел их и, свив в узлы крепко-накрепко, сделал бич. И сказал: не написано ли - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? Вы же сделали его вертепом разбойников.(Марка, 11, 17) И поднял бич - "и начал выгонять продающих и покупающих; и столы менял и скамьи торгующих голубями опрокинул, и выгнал всех из храма; так же и овец и волов; и серебро менял рассыпал (Иоанна, 2, 15)... Если бы Он разрушил или сжег храм до тла, то и это, вероятно, казалось бы Ганаану меньшим злодейством" (Мережковский Д., Иисус Неизвестный, с. 458).
Возможно не только тем, что нарушил Закон Израиля и Рима, а в первую голову изгнанием торговцев из храма подписал себе Спаситель смертный приговор. Храм - Дом Божий - единственное, что способно держать в узде страсть алчности. Он не из жизни изгонял торговлю, а из храма, то есть отводил ей подобающее место в жизни. Не ошибался в том, что алчность есть то зло, которое, пронзив века, утвердит на планете свою власть. Ибо нарушает взаимоотношение начал, тот "наилучший порядок в отношении души и тела, чтоб низшее не насиловало высшего". (Добротолюбие. Св. Феодор Студит, т. 4, с. 238) Потому "лабазники врут про ошибки Христа" (Мне судьба).
Последуем совету поэта, чтобы понять, как начиналась в России революция. Из сострадания к братьям своим, осознав, что значит "душу твою отдашь голодному и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет, как полдень" (Исайя, 58, 10), что "мое" и твое" - смерть, а "мое-твое - жизнь" (Мережковский Д., там же, с. 356):
С налета не вини, повремени
Есть у людей на все свои причины .
Действительно, понять сущность СССР, так яростно отказавшегося от идеи капиталистического накопления, и его такую стремительную гибель, которая привела к реанимации торгашества, можно, лишь выстроив цепочку причинно-следственных связей. Она возможно и приведет к пониманию того, что Россия вынашивала идею социализма, т. е. уничтожения частной собственности, не меньше столетия. А в 1917 году разрешилась от её бремени социалистической революцией. Именно тогда "Судьба и Время пересели на коней, а там в галоп под пули в лоб, и мир ударило в озноб от этого галопа" (Пожары).
Не суть важно, почему в XIX веке идея социализма, древняя как мир, вновь овладела умами человечества. Любопытно бросить для сравнения беглый взгляд на векторы устремлений господствующих классов в ведущих европейских странах в XIX веке. Новое дворянство Англии, к примеру, без колебаний расставшись с узкоклассовым снобизмом, ринулось к обогащению за счет роста производства и захвата колоний - а здесь и паровая машина подоспела.
Драма французского дворянства проявилась в его расколе на две части, одна из которых безмятежно наслаждалась синекурой, роскошью и развлечениями, а другая разрушала казавшиеся нерушимыми сваи стабильности феодального мироустройства. Революционный взрыв, случившийся от столкновения этих двух частей, потряс весь мир и задал импульс движения всему XIX веку. Он породил революционные традиции, основные принципы западноевропейской демократии, знаменитый "французский утопический социализм".
Раздробленная Германия прозябала в ожидании своего "железного канцлера", что не мешало её образованному классу давать миру великих мыслителей и музыкантов. Успела дать до "объединения железом и кровью", ибо инерция "железа и крови" привела великий народ к развязыванию невиданных в истории войн. И оскудел казавшийся неисчерпаемым рог изобилия гениальности.
На задворки Европы была отброшена Испания, ибо энергия ее дворянства ушла на ограбление Нового света. Закон Мироздания нельзя обмануть, то самое "звездное небо над нами" лишает своей благодати, если нарушается соответствие с "нравственным законом внутри нас". Отцвело и итальянское возрождение, а лучшие представители просвещенных классов Италии, истратив последние силы на объединение страны, самоустранились, и отдали ее молоху капитализма.
"Господа! Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой". Для Европы социализм остался безумной утопией и "человечества сном золотым": там он произрастал из сознания справедливости и предчувствия неизбежности "правды святой". Раскрыта тайна прибавочной стоимости и первоначального накопления капитала, брошено в лицо буржуазии, к её вящему ужасу, обвинение - "частная собственность есть кража".
В иррациональной России же социализм взращен чувством сострадания. Даже циничный Верховенский-младший в "Бесах" констатирует: "Социализм у нас распространяется преимущественно из сентиментальности" (с. 375). Начиная с Радищева, которого Бердяев назвал первым интеллигентом в России, вектор деятельности лучшей части её просвещенного класса неуклонно нацелен на жертву во имя страждущего народа. "Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем: то, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух". Этой гневной тирадой дворянин Радищев задал российской интеллигентной молодежи цель и смысл её существования. Радищев, которого разгневанная Екатерина назвала "бунтовщиком, хуже Пугачева", отправился в Сибирь, проложив туда дорогу тысячам других героев разных поколений, добровольно принявших крест мученичества во имя народа. Дворянская аристократия, офицеры, призванные быть опорой престола, в крестьянах видят братьев по оружию, с которыми они плечом к плечу отстояли Отечество в 1812 году, что усиливает её чувство безмерной вины перед ним. Вот многозначительный штрих, о котором упоминает Натан Эйдельман, - Сергей Муравьев-Апостол, получивший именную шпагу "За храбрость" в Отечественной войне, настолько остро чувствует эту вину, что теряет сознание, когда в его присутствии "проводят сквозь строй" солдата (Н. Эйдельман. Апостол Сергей).
Декабристы пошли на виселицу и в Сибирь. Герцен выехал в Европу, откуда бил в свой колокол, "зовя живых" в России. На его зов откликнулись тысячи молодых людей - представителей интеллигенции, которых можно так назвать только в русском смысле этого слова, т.е. людей, видевших смысл жизни в жертве. Их становилось все больше, несмотря на развязанные против них репрессии - стекались ручейки крови в полнокровную реку: "Пожары над страной всё выше, жарче, веселей! Их отблески плясали в два притопа, три прихлопа" (Пожары).
Высоцкий хорошо знал, а точнее, чувствовал свой народ, его латентную мощь, неуёмную силу. Он чуял сердцем тот трепет и ритм, которым "Россия раскачивала мировой ковчег" на волнах своих не поддающихся контролю и измерению эмоций, огнедышащих порывов чувств. Он знал, что она непредсказуема, что эти порывы не укладываются порой в разумные рамки:
Увёртливы поводья, словно угри,
И спутаны и волосы, и мысли на бегу.
И ветер дул, и расплетал нам кудри,
И расправлял извилины в мозгу... (Пожары)
"Наибольшая возможность героических деяний, иррациональная приподнятость настроения, экзальтированность, опьянение борьбой, создающая атмосферу некоторого героического авантюризма - всё это есть родная стихия героизма"(Вехи. Интеллигенция в России, с. 60), - так понимает импульс борьбы российских революционеров русский философ С.Н. Булгаков. Мыслящие русские люди и не думали отрицать героизм революционной молодежи, им в голову не приходило обвинять их в своекорыстном стремлении к власти. Мечта российского интеллигента, считают они, быть спасителем человечества или, по крайней мере, русского народа. "Он делает исторический прыжок в своём воображении и, мало интересуясь перепрыгнутым путем, вперяет свой взор в светлую точку на краю исторического горизонта" (Там же, с. 57).
Ни бегство от огня, ни страх погони - ни при чём,
А Время подскакало, и Фортуна улыбалась,
И сабли седоков скрестились с солнечным лучом,
Седок - поэт, а конь - пегас.
Пожар померк, потом погас, а скачка разгоралась... (Пожары)
Россия не попадала в такт "колебания ритмов революционной борьбы" на планете. Она создавала собственный ритм этой борьбы, заставляя мир подчиняться ему. "И мир ударило в озноб от этого галопа". Ставя перед собой эсхатологическую задачу построения справедливого мироустройства, она устремлялась ввысь, к Свету, потому "сабли седоков скрестились с солнечным лучом". Она задала импульс историческому пути не только страны, но всего мира своей хмельной, упоительной скачкой. Действительно, "еще не видел мир подобного аллюра". Когда воля человеческая становится субъектом, тождественным таким вселенским факторам, как Судьба и Время, тогда "ни бегство от огня, ни страх погони ни при чем". Уже нет страха у народа, поставленного событиями на край пропасти. Не дрогнув, он смотрит в лицо Истории - "Время подскакало и Фортуна улыбалась". Фортуна "улыбнулась" России страшным оскалом первой мировой войны, и народ ее помчался навстречу своей судьбе, ускоряя Время - "впервые скачет время напрямую, не по кругу". И дух человеческий тогда в полете своем видит все таким, каким оно есть истинно - "легко скакать: врага видать, и друга тоже - благодать, Судьба летит по лугу".
Но когда "пожар померк, потом погас", пришло со всей неотвратимостью следствие - "обещанное завтра будет горьким и хмельным". Скачка продолжалась, но в ней уже угас огонь сердца. Пришло прагматичное осознание неизбежности насилия: "Помешанная на крови слепая пуля-дура прозрела, поумнела вдруг и чаще била в цель". И даже когда "уже не догоняли нас и отставали пули", горечь похмелья все больше отравляла жизнь, построенную на крови: "Пел ветер все печальнее и глуше, навылет Время ранено, досталось и Судьбе. Ветра и кони и тела и души убитых выносили на себе".
Свою книгу о российских революционерах Ю. Трифонов назвал "Нетерпение". Те, кто так неистово стремился к идеалу социализма, заставили "Судьбу и Время пересесть на коней" и в нетерпении прыгнуть в социализм, отвергая всем своим существом капитализм.
Скрестив свои сабли с солнечным лучом, седоки-романтики "с неизменной готовностью на жертвы" (Вехи, с. 49) верили, что они отражают настроения народа. И, видимо, были недалеко от истины. По мнению Бердяева "русские люди из народного трудового слоя, даже когда ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды..." (Бердяев Н. Русская идея, с. 296) Т.е. в социализме они видели Божью Правду справедливости. Действительно, социализм в России в XIX веке можно лишь условно называть утопическим. Бердяев, один из самых проницательных философов России, изгнанный из страны, как известно, большевиками, оставил беспристрастный и глубокий анализ социалистической революции и социалистического опыта в России. Ему принадлежит признание того, что "в России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, не соответствующей русским традициям и господствующим в России революционным идеям. В России революция могла быть только социалистической" (Русская идея, с. 293). Русские - максималисты, и именно то, что представляется утопией на Западе, в России наиболее реалистично, - утверждает он. Кроме того, и теоретики и практики революционной борьбы в России исходили из уже существующих в народной жизни основ социализма. Герцен считал, что "артель и сельская община, раздел прибытка и раздел полей, мирская сходка, соединение сёл в волости, управляющие сами собой - всё это краеугольные камни, на которых созиждется храмина нашего будущего свободно-общинного быта" (Герцен А.И. Былое и думы, с. 450).
А идеолог "хождения в народ" Ткачев П.Н. для того, чтобы подтолкнуть общину на путь коммунистического развития и приготовить почву для коммунизма, предлагает "внести новые элементы в исторически сложившийся строй народной общины, которые вывели бы её из устойчивого равновесия" (Утопический социализм в России. С.386). Торопили, торопили историю русские революционеры, "посылали свое ускорение, забывая судьбу загнанного коня!" (Братство 1, 154)
Волей этих людей, за которыми шла самоотверженная, жаждущая подвига молодежь, смещено действие законов истории и времени. Не жажда власти в ходе дворцовых переворотов, как утверждают нынешние историки, исходя из собственных принципов, а устремление к мировой справедливости - вот что двигало их бескомпромиссной борьбой. Социализм становится для них "надисторической конечной целью, до которой надо совершить исторический прыжок актом интеллигентского героизма. Отсюда недостаток чувства исторической действительности и геометрическая прямолинейность суждений и оценок" (Утопический социализм в России, с. 386), - пишет С. Трубецкой. Не ошибались великие русские мыслители в определении целей российских революционеров, но в оценках "исторической действительности", которую они своей волей утвердили, все же, ошиблись. Историческая действительность состоялась и на протяжении семидесяти лет подтверждала принципы российских социалистов, опрокинув суждения об их утопичности. Действительно российские революционеры сумели утвердить в жизни принципы, о которых мечтали. Это и труд на общую пользу; и то, что общинник берёт от общества лишь необходимое для личного существования и развития; и "признание безнравственности аффекта жадности богатства", безнравственности обогащения, монополии; и отрицание конкуренции, и требование материального обеспечения для всех...". Словом, все, что в Нагорной проповеди - Царство Небесное несовместимо с жаждой материального обогащения. Не свойственна человеческой природе страсть сребролюбия. Она "извне навязывается душе". Но если "однажды внушена в сердце, то бывает более всех гибельна и труднее всех изгоняема, ибо становится корнем всех зол (1 Тим. 6, 10) Ибо "служит источником возбуждения всех страстей" (Добротолюбие, Св. Иоанн Кассиан 5, 67). Затаенная в глубинах русской души жажда легкости полета тоже заставляют ее относиться к материальному богатству, как к путам на крыльях духа, ибо: "Многостяжательный опутан попечением и, и как пес, привязан цепью" (Там же, Нил Синайский, 6, 1-8, 9). Импульсы такого рода мироощущения народного стучало в сознание российской интеллигенции, а не наоборот - ею навязывалось народу, как это происходит сейчас в форме манипуляции сознания.
Не забудем, что речь о якобы утопии, изложенной в документах народнического, суть российского, движения. А не о принципах реально пришедших к власти большевиков, которые они пытались воплотить в жизнь в течение ряда десятилетий. Эта утопия была отвергнута большевиками, которые предпочли европейский, марксистский вариант.
Нетерпеливый прыжок в социализм для России был преждевременным, поэтому в основу его было положено такое чудовищное насилие. Наступил момент, когда российские социалисты перестали жалеть не только свою, но и кровь других людей, чтобы пригласить народ "на пир жизни". "Бесовщина" вторгается в казавшуюся святой самоотверженную деятельность молодых революционеров. "Социалист... любит уже не живых людей, а лишь свою идею - именно идею всечеловеческого счастья. Жертвуя ради этой идеи самим собой, он не колеблется приносить ей в жертву и других людей" (Вехи. Интеллигенция в России,с. 168). "Голос крови твоего брата вопиёт ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей" (Бытие). Много жертв и самопожертвования, кровь, пролитая обязательно вернется бумерангом. Но нельзя загнать историю в рамки тех рационалистических схем, где духу народному места нет.
И если прыжок на вершину социализма для России оказался преждевременным, то отступление к капитализму в XXI веке напоминает сюрреалистическое скольжение на свалку истории. "Время подскакало и Фортуна улыбалась". Зловещей оказалась та улыбка Судьбы и ее тайный замысел. Ибо было это Время мировой войны, которая поставила Россию перед жестким выбором. Принять социализм, как мать недоношенное дитя, или вернуться бесплодной к капитализму, который вверг ее в погибель войны и революции. В то время, когда этот пожилой пенсионер уже перестал работать, деградировал, впал в старческий маразм, но не утратил ни ханжеского лицемерия, ни алчности, ни подлости, которые были присущи ему во времена более продуктивной юности.
Не нужно быть ортодоксальным марксистом, чтобы сегодня увидеть гниль разлагающегося естества этого отжившего своё время старца. Недалеко время, когда планета не выдержит разврата потребительского общества. Все более очевидно, что идеал частной собственности неуклонно ведет человечество к саморазрушению.
Взобравшись на плечи гиганта, можно вспомнить провозглашенный им принцип: "от каждого по способностям, каждому по потребностям", известный советскому поколению не столько по его "Критике Готской программы", сколько по печально известной Программе КПСС, принятой ХХII съездом. Уж как впоследствии потешились и над волюнтаризмом товарища Хрущева и над собственной наивностью. А зря! Составители программных документов пытались серьезно осмыслить вопрос о том, по каким потребностям - каждому. Ибо даже в Европе самые утонченные мыслители понимали безнравственность идеи потребительства. " Марксизм видит в человеке производителя и потребителя, и основная его проблема сводится к потреблению. Как на образцовых фермах", - говорит Экзюпери. (Письмо к генералу Х)
Сокровенный смысл советской истории проясняется только сейчас - это была попытка утверждения приоритета идейного, в известном смысле духовного над материальным, попытка низшее подчинить высшему. Речь шла не о том, что хорошо быть бедным, но идейным и одухотворенным, а о том, что высокоразвитому, мыслящему, культурному, словом, духовному, человеку из мира материальных вещей нужно не так уж много. "Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ? Мне, чтоб были друзья, да жена чтобы пала на гроб!" (Райские яблоки) В эпоху Высоцкого не так уж и диковинна была такая шкала человеческих ценностей. Но важно то, что он утверждал её, ибо видел, как исподволь складывается иная шкала ценностей, предопределенная установленным ориентиром - "каждому по потребностям".
Составители программы партии понимали, что её выполнение возможно только в обществе, состоящем из высокоразвитых индивидов. И Маркс это понимал, и российские социалисты-утописты это понимали, но лучше всего понимают это "отцы" общества потребления, служители господина Гонта - главного персонажа гениальной книги С. Кинга "Магазин нужных вещей". Главное для этих последних - не дать понять бывшим гражданам социалистического государства, что общество высокоразвитых индивидов, на пути к которому они остановились в полушаге перед тем, как свернуть к пропасти, диаметрально противоположно обществу потребления, ибо высокоразвитому индивиду "барахолка" не интересна, и "дракону рухляди" он неподвластен.
"Еще не видел свет подобного аллюра" - история нынешней цивилизации действительно не знала уничтожения частной собственности на территории планеты в одну её шестую часть. (Странно, по меньшей мере, когда не невежественные недоумки, а вполне образованные люди ставят в один ряд Октябрьскую социалистическую революцию, уничтожившую частную собственность, и пошлые "цветные" перевороты, суть бандитский "дерибан" наворованного).
Для Высоцкого, как, впрочем, и множества советских людей, не была откровением та мысль, что реки крови пролиты не ради справедливого, равного распределения материальных благ, а ради освобождения духа человеческого от плоти собственности:
А ветер дул, с костей сдувая мясо
И радуя прохладою скелет... (Пожары)
Человечество из чувства самосохранения неизбежно подойдет к осознанию идеи социализма, как единственно возможному пути выживания - не в XIX веке, его естественное, законное время. Оно только приближается. И как же мистически вовремя и ловко эта идея была скомпрометирована в массовом сознании! Как ловко и своевременно раздавлен и унижен народ, представители которого в нетерпении искали "светлую точку на горизонте", скрещивая свои сабли с солнечным лучом, готовые на любые жертвы во имя идеи, носившей для них эсхатологический характер! Мы далеко ушли от их жертв, но по-прежнему над этой землей колышется кровоточащий вопрос: неужели напрасно?