Кто о чём, а Славская, как всегда, мимо верлибров не может пройти...
Поделюсь впечатлениями о верлибрах нашего конкурса этого года, о тех, что прошли через 2 сита - преноминацию и жюрейство-преноминацию (1 тур). О работах 2 тура.
В этот раз тоже сделаю свою обычную оговорку: рассматриваю тексты внутри конкурсной номинации, при оценке вне номинации, возможно, расклад получился бы иной.
Как пример, стих Олли. В нём не видится удачным ритм, настраивающий на прибаутки вроде "Василия Тёркина", тем более, ритм очевиден и не сбиваем. Среди ярко выраженных верлибров сейчас весело (о ритме) выпрыгивает из моего восприятия. А так-то... Если кто знает историю написания Павлом Снежкиным "Похороните меня за плинтусом", вот он вспоминается при прочтении этого стихо. Отказ от анализа в пользу детской памяти. Этим стих мне понравился.
Олли
Ностальгия
Осень.
Листья облетают в старом парке возле дома.
Вспоминая их, я вижу вновь себя,
десятилетним.
Как бежал я утром ранним
прямиком на ту поляну,
где стоял силок на зайца,
что отец под вечер ставил.
Как рыдал я на коленях стоя,
под кустом бузинным,
прижимаясь носом к тельцу,
не успевшему остынуть...
А потом, неделю мама
от меня не отходила,
говорила, что бывают в жизни
худшие потери...
Эх, потери...
Не поверишь,
на чужбине-
Ворожине...
Год за годом листья кружат,
тихо падая на землю.
Защитит их мать-береза от суровой непогоды...
Ну а я, живу в сомненьях,
что сильнее - ветер? солнце?
По ночам не сплю,
терзаясь и томясь одним желаньем:
хоть глазком!
Шепчу устало:
"Жизнь игра, ничто не вечно..."
А забывшись, попадаю в дом родной,
что в старом парке...
Хочу назвать верлибры, которые понравились больше других (кроме здесь названных симпатичными показались еще несколько).
Начну с двух сложных для моего читательского восприятия. Но с какого-то раза прочтений они притёрлись к моим чувствам-мыслям.
Владимир Рыжков
что искать доказательства счастья...
... что искать доказательства счастья, если здорова,
если есть чем кормить своих мужиков,
если муж акварели развесил на стенах, -
спиногрызы в отпаде: "Мам, белая ночь!
Спать не бу-дееем!.."
На струне си вселенной (в миру - литболталке)
чудик грузит:
как мою - не ко времени, ишь!- благодать
сменять на вздор его сомнений?
шустрый...
Научился б простому сначала - рожать.
Остальное - полной авоськой:
1) у каждой звезды есть дружок-светлячок
2) подорожник искуснее всех гиппократов (знаю-знаю: это бегемоты!)
3) третьим глазом, пока не зарос родничок, фоткайте мир ваш волшебный
4) брат побил? Незадача: пирог вот поспел - приз тому, кто маму в футбол обыграет. Все продули... И командой - слабо? Ох, негодники: женщину не пожалели.
Лопайте, чемпионы, думайте, дурашки...
- Мам, на кусочек!
На полответа дотумкали. Есть ещё время...
Бумага закончилась. Картинки-стишата пока подождут: ремонтируем кухню,
и вновь пропадаешь без доказательств,
не тратясь их собиранием,
ну, разве, орду к Мойдодыру загонишь,
забрав карандаш обслюнявленный,
не утерпев и подправив штришок...
И не зная, какого рода "Экспромт-фантазия",
где хроматические иероглифы Тота -
изогнутоклювые ибисы клонятся
к мареву ирисов, гладить их луковки,
втягивая запах распаренных ласточек и мурча
"мой касатик"...
Чваков Димыч
как гвозди вбиты, верлибр
какие гвозди вбиты
между строчек
глаза фонарные, сигнальные огни и кораблей, и самолётов...
их сплав горит в ночном чертоге!
поэтому поэтам всё чудится, мол, звёзды здесь
повысыпали в небе,
чуть свет дневной померк...
мне
дух восставшей ночи вторит,
покамест вбит хотя б один,
подобный прочим,
но в процессе главный -
гвоздь!
и вдруг - пою...
и запретить
начало песни -
всё то ж,
что запретить восход!
я здесь один:
менялам в храме
не хватило места...
словам продажных
кто теперь поверит?
и всё же жаль -
развенчан
среди обид несчётных
мой идеальный мир...
но это не беда
я сталь гвоздей на олово
меняю
ох, не для красного
словца...
в руках
неспешного ОТЦА...
готов и оловом послушно таять -
пока живу!
...и мысль вторичная, и образ вздыбленного для прямостоящего/сидящего сомнителен. Но особая эмоциональная передача (весьма ощутимая в отсутствии надрыва) перетянула этот стих в мой список.
замашиненная площадь - хороший кивок на представленную персону. "хронически испакощенная" - в жилу персоне.
Пращур
Памятник
Кем я был?
Спорить готов - мало кто помнит.
Вы, проходя мимо,
Уголком глаза примечаете
Фигуру хронически испакощенную
Среди площади замашиненной -
Моей однофамилицы -
Где я в невыносимом шуме
Безуспешно пытаюсь размять
Зачугуневшие мышцы.
Какой же бездушный сумасброд
Рискнул поставить меня
Нести бесконечную вахту
Бессловесно и недвижимо?
Словно на эшафот,
Подняли на постамент и -
Предали вечной пытке.
Среди площади замашиненной
Дыбой высится гранита надолб.
Я - на дыбе.
Да просто очень симпатично и трогательно!
Александровна Любовь
лампу на окно
Я поставлю на окно лампу.
Простую, без абажура.
Для припозднившегося прохожего,
пересчитывающего мелочь -
хватит ли на такси?
Для мальчишки из дома напротив,
у которого лёгкая температура
и книжка про драконов на подоконнике.
Для той, плачущей, что потерялась в лабиринте города,
Первый раз узнав, что предательство
бьёт больно.
Для загулявших друзей,
пытающихся натянуть струну в темноте
и путающих колки.
Я поставлю на окно лампу.
Простую, без абажура.
У меня больше нет ничего - голые стены и паутина в душе.
Лампу на окно.
Для какой-нибудь, быть может, Марины,
которой не спится -
пусть помолится и за меня.
Ну так просто о самоочищении или смирении, мазохизме или мудрости, да еще с вариативным финалом... Прониклась!
Карсы Бек
Кофе
Белая фарфоровая чашка
с налитым в нее черным кофе
Многие любят
добавлять сливки и сахар
Возможно так вкуснее
но я пью черный
Я буду жить
пока не выпью весь кофе
и чашка снова не станет белой
или пока не разобью ее
Теперь два, которые при поверхностном взгляде можно принять и за описательства, и за красивости. Ан нет!
Первое - настроенчески-жизненное.
Второму большой респект за виртуозность - в таком объёме не перейти в стихотворение в прозе или прозу в столбик, удержать и верлибровую ость и внимание читателя; очень!