Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Загадки исчезнувших цивилизаций. Стоунхендж. Культура мегалита

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О чем говорят древние мегалитические комплексы? Кто их создавал и для чего? Неужели Стоунхендж и подобные ему строения имели астрономическое значение? А может быть, их строители надеялись на вечную жизнь после смерти?

ЗАГАДКИ ИСЧЕЗНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. СТОУНХЕНДЖ. КУЛЬТУРА МЕГАЛИТА

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

В последний период существования первобытного мира (в эпоху неолита), отделяющий этот мир от древней цивилизации, государственности, письменности, обнаруживает себя странная культура, оставившая мегалиты - большие камни. Эти памятники найдены в Англии, Франции, Дании, Испании, Средиземноморье, Северном Кавказе, Абхазии, Сирии, Египте, Месопотамии, на берегах Индийского океана, в Индонезии, на островах Тихого океана. Возникновение этой культуры относят к моменту 6-5 тыс. лет до Р.Х. Мегалиты могут быть разнообразными: отдельные вертикальные поставленные камни высотой до 20 метров (менгиры); камни, поставленные кругами; дольмены - гигантские каменные глыбы по 10-20 тонн, сложенные в виде дома. Дольмены - это гробницы, они ранее были засыпаны землей, земля со временем была снесена, смыта процессами эрозии, и ныне от них остался лишь каменный каркас. Сюда приносили кремированные останки умерших. Существуют сомнения в назначении мегалитических каменных кругов. Некоторые ученые считают, что они обозначали границы примитивных культовых сооружений, мест коллективных собраний или астрономических обсерваторий (например, Стоунхендж). Но и астрономические обсерватории также считают связанными с религиозными церемониями.

Мегалиты ставили люди разных народов и культур. Это похоже на проявление некоей великой религии, охватившей все народы.

 []

Дольмен Мане Керионед (Карнак, ок. 3 тыс. лет до Р.Х.).

Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

По оценкам современных ученых, на постройку, например, Стоунхенджа при тогдашней технологии было потрачено 30 млн. человеко-часов. Столь же трудоемки были галерейные гробницы Ирландии. При этом на постройку небольшой гробницы, обслуживающей несколько семейных хуторов (так жили люди того века) должно быть затрачено не менее 10 тыс. человеко-часов. И это при условиях, когда при суровой природе людям надо было трудиться от зари до зари, чтобы пропитаться. Получается, что древний человек тратил огромные силы и время на строительство могильных сооружений, а сам при этом жил и ютился в скромных хижинах, от которых ныне почти ничего не осталось. Как это непохоже на современного человека, изредка посещающего кладбище!... Т.е. люди культуры мегалита тратили огромные силы на памятники усопшим. Зачем? Объяснение может быть таким: люди фактически тратили силы на преодоление смерти, на обеспечение будущего телесного воскресения из мертвых. Человек чувствовал, что только такой самозабвенной отдачей сил религиозному делу можно искупить вину перед Богом и надеяться на воскресение из мертвых. Кроме того, вполне возможно, что монументы рассматривались, как местопребывание душ мертвых, обеспечивающее их вечную загробную жизнь. Очень вероятно, что монументами пользовались и живые: мегалит был центром особой культовой площадки для церемониальных танцев, жертвоприношений и пр.

Символика позднейшего могильного кургана, могильного холма находит свои истоки именно в древней культуре мегалита. Вокруг кургана делалась система рвов и насыпей, и только через узкий проход была возможность зайти в гробницу. Все вместе это образовывало фигуру полной, беременной женщины с животом-курганом. Это прояснила контрастная аэрофотосъемка. Т.е. захоронение - это беременное чрево земли. Из этой земли ждут рождения в новую жизнь - воскрешения мертвых. Менгир, поставленный на вершину кургана, указывает на небо, связывая с ним умершего. Выход из кургана не только по форме имитировал детородные органы женщины, но еще и был ориентирован на точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря), что означает рост солнца - победу над тьмой, зимой и смертью.

Некоторые исследователи отрицают существование "единой мегалитической религии", поскольку, по их мнению, элементы "мегалитических" верований наблюдаются во многих религиозных учениях и обычаях, как примитивных, так и развитых. Но в пользу "единой мегалитической религии" говорит то соображение, что во всех подобных верованиях особым образом оценивается сакральность монолитов - как связь с загробным существованием, и как ожидание воскресения из мертвых.

 []

Ряды монолитов в западной части комплекса в Менеке

(Карнак, ок. 3 тыс. лет до Р.Х.).

Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

Думается, что не обосновано мнение некоторых ученых, предполагающих астрономическое назначение таких мегалитических комплексов, ибо не стал бы древний человек тратить столько сил на простое указание точки зимнего солнцестояния. Древние люди так ожидали воскресения мертвых и устремления их из чрева земли к солнцу, к свету, к небу, к Богу, давшему жизнь. Так люди хотели показать Божеству, что они не ищут земного, но ищут небесного.

КАРНАК

Самый большой мегалитический памятник находится в Карнаке - деревне на южном побережье Бретани во Франции. Главные мегалитические постройки в Карнаке объединяют в три группы: Менек, Кармарио и Керлескан. В Менеке насчитывают 1099 менгиров, выстроенных в 11 рядов общей длиной более 900 м, в Кармарио насчитывают 1029 менгиров в 10 рядов общей длиной более 900 м и в Керлескане насчитывают 594 менгира в 13 рядов длиной более 810 м. Кроме них есть более мелкие и хуже сохранившиеся постройки: Пти-Менек, Керзеро и Сент-Барб. Существуют еще отдельно стоящие камни по всей округе. Средний вес камней составляет примерно одну-две тонны, но многие камни значительно тяжелее. Нужно понимать - то, что мы видим сегодня, являет собой лишь останки того, что в свое время представляло впечатляющее зрелище. Ведь многие из монолитов за прошедшее время были использованы как строительные материалы.

Одной из давних загадок для исследователей являются способы, с помощью которых менгиры Карнака перемещали и ставили на место. Однако, сравнительно недавно группа из 200 человек убедительно продемонстрировала, как можно перемещать блок весом более 30 т. При этом использовались предполагаемые орудия человека эпохи неолита: прочные веревки и качественное дерево для изготовления салазок, катков и рычагов. Используя наклонные плоскости, можно установить даже самые массивные менгиры.

 []

Менгиры в Морбиане (Карнак, ок. 3 тыс. лет до Р.Х.).

Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

Некоторые каменные блоки украшены примитивными рисунками. Ученые считают, что камни добывались относительно недалеко от сооружений - в той же области. Предполагается, что сооружение этих каменных комплексов происходило в течение нескольких десятилетий, в периоды больших религиозных собраний. Работой руководили опытные мастера и жрецы.

Существуют различные гипотезы о назначении мегалитических построек. Например, еще в 19 веке считалось, что мегалитические комплексы Карнака кельтского или друидского происхождения, и связаны с культом предков. Известна и экстравагантная гипотеза, что это были места для посадки космических кораблей. Некоторые ученые приписывают памятнику в Карнаке астрономическое назначение. Но большинство исследователей считает, что главным назначением мегалитических построек было религиозное. Постройка памятника в Карнаке происходила в период в 3000-2500 лет до Р.Х.

СТОУНХЕНДЖ

Знаменитый Стоунхендж расположен в нескольких милях от Солсбери в английском графстве Уилтшир. Это мегалитический комплекс каменных сооружений, относящихся ко времени между неолитом и бронзовым веком. В Стоунхендже лишь часть комплекса находится в прежнем вертикальном положении. Эта часть состоит из гигантских кромлехов - монолитов, выстроенных кругами. Сюда же входят несколько отдельно стоящих камней.

 []

Стоунхендж (ок. 1800 г. до Р.Х.).

Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

Стоунхендж всегда производил на людей завораживающее впечатление, а то и наводил страх. Исследователей беспокоила загадка его происхождения и предназначения. Все известные версии до сих пор не развеяли сомнения. Порой выдвигались фантастические гипотезы.

Кое-что из истории открытия памятника. Считается, что впервые Стоунхендж упоминается примерно в 1136 г Гальфридом Монмутским в написанной им истории королей Британии. Согласно этому автору, в древности знаменитый комплекс построили великаны в Ирландии, после чего волшебник Мерлин (из легенды о короле Артуре) перенес его при помощи магических сил в нынешнее место. В истории Гальфрида сказано также, что камни чудодейственные и обладают свойством исцелять многие болезни. И до нынешнего времени есть некоторые группы людей, поклоняющиеся Стоунхенджу и верящие в то, что он имеет силу исцеления. Магическое притяжение Стоунхенджа не нравилось Западной Церкви, но она была принуждена мириться с этим. Более того, в 601 г. папа Григорий Великий постановил освятить этот храм древних бриттов.

 []

Стоунхендж

Взято с сайта: http://www.vladtopalov.ru/forum/lofiversion/index.php/t18360-1000.html

В этом поступке папы есть своя логика. Если Стоунхендж - древний храм Богу или богам, то пусть нынешнее поколение видит, что в языческие храмы теперь пришел истинный Бог. А может быть папа догадывался, что Стоунхендж - великая гробница, свидетельствующая о сохранении веры древними людьми в Божию силу, в то, что Он может воскресить мертвых и обеспечить им вечную жизнь?

Нужно сказать, что после открытия Стоунхенджа постепенно все более и более утверждалась теория о том, что он играл роль древнего храма. Правда, было не ясно: кто были люди, построившие его. Согласно наиболее распространенным версиям, комплекс имеет римское происхождение, или строителями памятника были захватчики из Скандинавии, или же Стоунхендж был создан друидами. В 1771 г. исследователь Джон Смит, на основании астрономических наблюдений, выдвинул версию, что комплекс использовали в качестве календаря. Позже, в середине XIX в. была выдвинута версия, что Стоунхендж построили греческие завоеватели. Но уже в конце XIX в. сооружение Стоунхенджа было приписано древним местным народам. Этой версии ныне придерживается большинство ученых. В XX в. была проведена радиоуглеродная датировка мегалитического комплекса, показавшая, что монолиты были воздвигнуты за 400-500 лет до микенских памятников.

 []

Стоунхендж.

Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

В середине XX в. Р.Дж.С. Аткинсон показал, что памятник строился в несколько этапов, как сейчас принято считать, в четыре этапа. Первый этап (вторая половина 3-го тысячелетия до Р.Х.): был вырыт круглый ров шириной в 90 м с земляной насыпью по обеим сторонам, при этом вход в священный круг обозначали два крупных камня. Второй этап (проходивший несколько позже): по внутреннему краю земляной насыпи были вырыты 56 ям, причем находки костей могут предположительно указывать, что это было место кремации. Третий этап (конец 3-го и начало 2-го тысячелетий до Р.Х.): были выстроены в два ряда в форме подковы 80 блоков из голубого камня вулканического происхождения. Камни были привезены из копей на расстоянии сотни миль. Четвертый этап (предположительно XVI-XV вв. до Р.Х.): блоки из голубого камня были удалены. Вместо них поставили 30 больших монолитов из местного песчаника, причем монолиты были поставлены в круг и объединены большими поперечными камнями-балками. Внутри первого круга был воздвигнут второй круг из 40 блоков голубого камня. В центре второго круга были поставлены 5 огромных 6-метровых трилитов (два монолита, накрытые третьим) в форме подковы. Внутри этой подковы была сооружена еще одна подкова из голубых блоков. Центральное место в Стоунхендже занимал один плоский каменный блок - алтарный камень-жертвенник.

До сих пор некоторые ученые предполагают, что Стоунхендж имел астрономическое предназначение. Так в XX в. астроном Фред Хойл считал, что комплекс воздвигнут для предсказания затмений. Но эта версия должна считаться маловероятной. Главное назначение Стоунхенджа - религиозное, а астрономическое назначение было подчинено религиозной цели, как уже говорилось.

 []

Стоунхендж.

Взято из книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

* * *

Итак, было сказано, что мегалитические комплексы имели религиозное назначение и связаны с захоронениями усопших. Астрономическая ориентация комплексов была подчинена религиозной цели - воскресению мертвых, вечной жизни после смерти. Такой напряженной религиозной жизнью жили люди культуры мегалита. Но не все. Разные народы проявляли разное усердие: одни строили огромные памятники, другие хоронили умерших простенько, а некоторые ставили менгирчики в 20 см величиной, имитируя ими гигантские мегалиты.

По мнению ряда исследователей, культура мегалита угасла в Западной Европе в целом примерно за 2 тыс. лет до Р.Х., и Европа снова стала дикой. Люди не выдержали колоссального напряжения сил, отдачи себя Богу, но поступили проще - предпочли удобный мир духов. Еще в период существования культуры мегалита порой встречались случаи соседского расположения одних племен, строящих мегалиты, и других, не тратящих силы на достижение небесных целей: эти племена, эти ценности разделяла какая-нибудь река.

1 А.Б.Зубов. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. - 142 с.

2 Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.

3 Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий, 1975. http://readr.ru/mircha-eliade-istoriya-veri-i-religioznih-idey-tom-1-ot-kamennogo-veka-do-elevsinskih-misteriy.html

Февраль 2011 г. - июнь 2012 г.


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"