|
|
||
Что означают фрески, обнаруженные в некоторых пещерах, таких как пещеры Альтамира, Лако, Каповая пещера и др.? Не о том ли, что древнего человека тревожила совесть, что в его душе жило религиозное чувство, что он сильно желал приносить жертву Богу, переживая вину перед Ним? Точного ответа пока не знает никто. |
Первобытный мир хранит от нас множество загадок. Давайте перенесемся в глубокое прошлое и поговорим о пещерной живописи. Что это было за время? Это был исторический период от 35 тыс. лет до Р.Х до, может быть, 15-10 тыс. лет до Р.Х. Палеолит. Но иногда пещерные изображения являются более близкими к нам по времени и относятся к неолиту.
Итак, впервые пещерная живопись была обнаружена в 1886 г. случайно одним испанским дворянином, даже точнее, его маленькой дочкой, когда они расчистили вход в неизвестную пещеру и вошли под ее своды с фонарем. Это была пещера Альтамира. В ней отец с дочкой увидели изображения быков, лошадей, мамонтов. Через несколько лет научный мир установил доисторическое происхождение пещерной живописи.
Скачущая лошадь. Пещера Лако (ок. 17-16 тыс. лет до Р.Х.)
Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.
К настоящему моменту уже известно много примеров пещерной живописи. В Европе, Африке, Азии, Австралии, Америке... Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). В бывшем СССР известна доисторическими рисунками Каповая пещера на Южном Урале. Особенностью пещерной живописи является та, что рисунки, как правило, расположены в самых глухих углах пещеры, в непроглядной тьме, причем некоторые рисунки бывают замурованы камнями. Явно это не искусство ради искусства или для удовлетворения эстетических вкусов.
Многие ученые посчитали это проявлением первобытной охотничьей магии, ведь на фресках много животных и изображений, как их поражают копья и стрелы. Но дело в том, что там встречается намного больше животных, которых никто не убивает. Далее. Там встречаются странные фантастические звери, несуществующие в природе или полуживотные-полулюди. И еще. На создание одной фрески, по оценкам ученых, уходило примерно полгода, такова ее тщательность и сложность: сначала изображение высекалось насечкой, затем минеральные красители (уголь, охра) растирались на органических жирах, крови и мозге животных. Краски наносились во много слоев, после высыхания предыдущих слоев. Потому и высоко их качество и сохранность, чего не скажешь, например, о средневековой живописи. Если бы это была охотничья магия, то человек давно бы умер с голоду. Охотничья магия современных дикарей известна: изображения делаются накануне охоты на открытых местах и после охоты уничтожаются, а совсем не так, как в этом случае: в дальних углах пещер, кропотливым методом и потом замуровывались. Наиболее правдоподобное предположение, что это религиозный ритуал, особо значимый для древнего человека, отсюда такая тщательность работы и меры по сохранности изображений. Вероятно, здесь символически изображен иной мир, куда человек должен вернуться, где изобилие пищи и жизни, и где вечно приносилась жертва. Идея жертвы для человечества была известна издревле. И древние люди не поклонялись тотемным животным (тотемизм), как многие исследователи думают, а скорее всего, эти животные предназначались в жертву Богу или богам. Мощные животные - мамонт, пещерный медведь - не нужны были в пищу группе охотников в 10-12 человек, поскольку хранить столько мяса древние люди не могли, и не было смысла так рисковать жизнью, охотясь на опасных зверей. Тем более, что на тушу убитого сразу соберется множество хищников. Найдены бивни мамонтов и их кости в древних захоронениях (верхний палеолит); найдены особые медвежьи пещеры, где еще неандертальцы хранили кости медведей, особенно их черепа. Это больше похоже на священнодействия, а не на обычную охоту. Мощные животные - это достойная жертва мощному Божеству или мощным богам, а не пища для них. Т.е. у древнего человека была сильная вера и сильное желание приносить жертву Богу или богам, было чувство собственной ущербности перед Богом, вины перед Ним. Все эти соображения органически связаны с древним преданием о Едином Боге, перед Которым человечество согрешило, и Который установил жертву за грех, как прообраз будущей жертвы Спасителя. Ведь хотя большинство людей отпали от истинного Бога, религиозное чувство жило в их душах, тревожило их совесть.
Олень демонстрирует свои рога. Пещера Лако
Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.
Другие такие знаменитые пещеры - пещеры Лако. И здесь тоже помог случай. Вообще в академической науке археологии самые громкие открытия были сделаны случайно или почти случайно. Пещеры Лако во Франции были открыты четверыми молодыми людьми из Монтиньяка близ Лако. Сначала 8 сентября 1940 г. юноши, прогуливаясь по лесу, наткнулись на глубокую расщелину, которую они бегло осмотрели. Но уже 13 сентября друзья вернулись к расселине, спустились туда и попали в огромную естественную нишу, которую осветили масляной лампой. Тогда они обнаружили, что главная пещера была помещением длиной около 30 м. В конце ее находился узкий коридор. Здесь они впервые обнаружили несколько разноцветных рисунков на стенах: странных животных различных размеров, довольно умело изображенных на стенах. Они сразу поняли, что нашли, ибо совсем недавно в Дордони были обнаружены другие пещеры с аналогичными настенными росписями, о чем обществу было широко известно. Так были найдены пещеры, где обитали доисторические люди эпохи палеолита. Юноши еще несколько раз приходили сюда и обнаруживали все новые открытия. Так, в самом низу молодые люди обнаружили то, что потом назвали "колодец" - крутую, сырую и холодную расщелину. Там было изображение раненого бизона, атакующего человека, стоящего с раскинутыми руками, в то время как справа от них уходил носорог. Один из юношей, Марсель Равида, убедил директора школы Леона Лаваля посетить пещеры, показав ему наброски обнаруженных рисунков. Лаваль быстро осознал всю ценность открытия и вышел на связь с аббатом Анри Брейлем, одним из главных специалистов по пещерной живописи. Аббат, осмотрев пещеры, сообщил о них в академических кругах. Тогда было объявлено о находке "Сикстинской капеллы доисторических времен".
Поскольку через 4 года был снят о пещерах фильм, а после Второй мировой войны пещеры стало посещать все больше и больше туристов, то это привело к негативным последствиям для живописи, в том числе распространению плесени на стенах пещер. В результате пещеры были закрыты для публики в 1963 г., и с тех пор они постоянно закрыты, так что посетители могут теперь видеть их точное воспроизведение, искусственно созданное неподалеку от них и расписанное по возможности точно, как сами пещеры. Аналогичным образом поступили с пещерами Альтамира в Испании.
Загадочный рисунок с бизоном. Пещера Лако
Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.
Пещеры Лако знамениты благодаря высокому качеству рисунков. Общая площадь пещер составляет примерно 100 кв. м. Рисунки выполнены единообразно. Возможно, они сделаны одной группой художников. Среди рисунков: группа животных - бизон; лошади; олени; крупный рогатый скот; каменный козел; кошачьи животные; носороги; северный олень. Рисунки сделаны минеральными красителями: углем и охрой и очень реалистичны.
С потрясающим мастерством переданы реальные цвета звериных шкур. Пещера Лако
Взято с книги: Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.
Во всех пещерах рядом с фигурами животных изображены абстрактные знаки: линии, квадраты и прямоугольники. Значение этих знаков до настоящего времени остается невыясненным. Многие даже атеистические исследователи полагают, что пещеры были древним культовым центром.
Таковы загадки пещерной живописи. Таковы материальные свидетельства напряженной духовной жизни древних людей, свидетельства древней религии. Любопытно отметить, что хронологически первые серьезные произведения искусства - пещерные фрески - не имеют самостоятельного эстетического значения, а служат религии. Т.е. в древности искусство играло второстепенную роль по сравнению с религией в культурной деятельности человечества, в его миросозерцании.
А наиболее древние по эволюционистским датировкам проявления религии относятся еще к неандертальцам - начиная с 250 тыс. лет до Р.Х. У этой деградировавшей ветви человечества, видимо, сохранилось предание о Едином Боге и вечной жизни после смерти. Это предание и эта надежда на вечную жизнь могли быть позаимствованы у основной ветви человечества. Ныне многие исследователи, даже атеистически настроенные, согласны с мыслью, что у неандертальцев были погребальные обряды и примитивные религиозные представления. Но это тема отдельного разговора...
1 А.Б.Зубов. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. - 142 с.
2 Великолепие исчезнувших цивилизаций. Под общей ред. Ф.Бурбона и Валерии М. де Фабианис, М.: БММ АО, 2001. - 352 с.
3 Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий, 1975. http://readr.ru/mircha-eliade-istoriya-veri-i-religioznih-idey-tom-1-ot-kamennogo-veka-do-elevsinskih-misteriy.html
Февраль 2011 г. - июнь 2012 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"