|
|
||
Чем воплощение Христа отличается от воплощений языческих божеств? Заметка составлена по материалам лекций профессора МДА А.И.Осипова |
По материалам лекций профессора МДА А.И. Осипова.
Противники и критики христианства находят некоторые сходства между Боговоплощением Сына Божия и воплощениями языческих богов и героев. Но, при внимательном рассмотрении обнаруживается, что сходства эти кажущиеся. Мотивы и обстоятельства воплощений совершенно различны.
Например, Пресвятая Богородица, в отличие от языческих дев и жен, отличалась духом целомудрия и кротости, тогда как родившая Геркулеса Венера была богиней чувственной любви и разврата. Мифические сказания о девах, рождающих спасителей, оказываются противоречивы. В одних мифах матерью Адониса была дева Мирра, в других мифах отцом Адониса был сирийский царь, живший как с женой со своей дочерью. В одних сказаниях богиня Гера называется вдовой, в других - девой. Аполлон родился, по одним сказаниям, от девы, по другим - от Зевса и Латаны. Древние источники утверждают, что Будда родился от царя Соббоданны и его жены Махи-Майи, а поздние мифы утверждают, что Будда родился от девы.
В язычестве боги многократно воплощаются или превращаются в различных тварей или в неживые предметы: так, Зевс превращался в сатира, быка, орла, золотой дождь, Юпитер - в дракона, Кибела - в дерево. Все эти воплощения и превращения были как бы временным принятием божествами неких масок, а не подлинным воплощением. Эпикур говорил, что "боги не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными". О том, что языческие боги воплощаются призрачно, а не действительно, говорят ведийские тексты об аватарах (воплощениях): характеризуя воплощения Вишну, они сравнивают его с актером, который надевает маску и меняет костюм. Кришна - высшее воплощение Вишну, воплощался не только в Раму, но и в вепря и в рыбу, причем он имел современные друг другу воплощения, соперничающие друг с другом.
Идея о перевоплощениях личности напрямую связана с языческим учением об аватарах богов. Но основания у этой идеи весьма шаткие или их нет вообще. Во-первых, нет достоверных фактов перевоплощений. Те случаи "воспоминаний" прошлой жизни, которые иногда приводятся, могут быть внушением, самовнушением, телепатическим воздействием, психическими заболеваниями, беснованиями, проявлениями генетической памяти (когда воспроизводятся впечатления и переживания предков). Во-вторых, хотя последователи учения о перевоплощениях и признают Библию за Божие откровение, в самом Библии нет ни слова о перевоплощениях. Наоборот, апостол Павел однозначно утверждает, что человеку прийдется однажды умереть, а потом суд. В-третьих, ни один христианский святой, даже признаваемый теософами великим мистиком, не говорит о перевоплощении. И в-четвертых, учение о перевоплощениях было осуждено на Пятом Вселенском Соборе. Великая опасность и вред учения о перевоплощениях состоит в том, что оно искушает человека откладывать свое духовное совершенствование на будущие воплощения, обесценивая значение единственной, данной нам земной жизни.
Языческие фантазии о воплощениях богов - это выражение религиозного инстинкта ожидания настоящего Боговоплощения, пришествия на землю Богочеловека.
Что же утверждает христианство? Оно учит, что Бог Слово единожды воплотился в человека, причем воплотился действительно, а не призрачно, став Богочеловеком. Халкидонский догмат, провозглашенный на Четвертом Вселенском Соборе, утверждает следующее:
- воплотился Сын Божий, второе Лицо Единосущной Троицы;
- Христос не был аватарой другого божества;
- Сын Божий родился безмужно, от Девы и Святого Духа;
- Сын Божий воплотился однажды и действительно, Его воплощение не было маской или сменой костюма;
- Христос родился, жил, страдал, умер, воскрес и вознесся к Отцу;
- Божественная и человеческая природы во Христе соединены в одном Лице Бога Сына: неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно); всего этого совершенно не знает языческая мифология;
- воплощение Сына Божия добровольно и не случайно; добровольны и не случайны Его страдания и смерть, а не так как, например, у Адониса, Аттиса или Озириса;
- Бог Слово воплотился не для каких-либо земных целей, а ради любви к человеку, чтобы восстановить его от грехопадения, чтобы человек мог обожиться - стать богом по благодати;
- Христос показал пример чистоты от всякой страсти, в отличие от языческих божеств (по одному из сказаний у Кришны было 8 жен и 16 тысяч наложниц, от которых он имел 180 тыс. сыновей);
- в отличие от языческих богов - Адониса, Аттиса или Озириса, умирающих и воскресающих ежегодно (что является символикой смены времен года), Христос воскрес единожды;
- Боговоплощение является источником всеобщего Воскресения человечества, чего не знает язычество.
Итак, христианское вероучение утверждает, что Боговоплощение - это уникальное событие в мировой истории. Ничего общего с воплощениями языческих богов это событие не имеет.