Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Успенский пост и три Спаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О православных праздниках в августе месяце. И об успенском посте

Успенский пост

(14-27 августа - нов. стиль, 1-14 - стар. стиль)

и три праздника Спаса

14 августа начинается Успенский пост- самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Заканчивается он 27 августа. Успенский пост - единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.

Согласно преданию, Пресвятая Богородица узнала от архангела о времени своего перехода из этого мира. Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души - вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и, подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желают хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте. В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа - как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

После Вознесения Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно Она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах. Она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников. Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: "Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо."

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Св. апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний". Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году. О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV - XV вв.): "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".

Праздник Успения,к которому готовит нас Успенский пост - один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово "успение" означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?", говорит: "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Фил 1: 21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице..." - напоминает церковное песнопение. Успение - один из самых любимых на Руси праздников. Со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси. В Киеве - Великая церковь (ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры), а также Десятинная церковь были посвящены Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV в., также был освящен во имя Успения Богородицы.

Начинается Успенский пост с праздника 14 августа (нов. стиль) - "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня". Выражение "происхождение древ Креста" обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста". В Русской Православной Церкви и в Украинской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1" (по стар. стилю). В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и в честь победы греческого императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - Медовый Спас). Итак, "Медовый Спас" - это сугубо народное название указанного праздника. На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года. По обычаю, на "Медовый Спас" в храмах освящали мед из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня мед начинали подавать к столу. Хозяйки пекли на "Медовый Спас" медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком. Медом и выпечкой угощали родных и близких, а также нищих. "Медовый Спас" отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по нов. стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Отсюда еще одно народное название праздника "Маковый Спас". Но к памяти семи мучеников Маккавеев, которая также отмечается в этот день, название "Маковый Спас" не имеет отношения (здесь просто случай созвучных слов). А еще в народе верили, что на "Медовый Спас" заканчивается лето и начинается осень.

"Яблочный Спас" - народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. Речь идет о праздновании 19 августа (по нов. стилю) праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина. В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с этого дня крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.

Третий "Спас" (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, 29 августа по нов. стилю) на Руси называли по-разному: "Спас на полотне", а также "Холщовый", "Хлебный", "Ореховый". Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая. "Хлебным Спасом" называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: "Третий Спас - хлеба припас" или "Коль хорош третий Спас, будет зимой квас". "Спасом на полотне" этот праздник называли из-за того куска ткани, на котором отпечатался лик Иисуса Христа, а во-вторых, вследствие того, что в деревенском быту данный праздник отмечался торгом полотнами, холстами. Нужно отметить, что Нерукотворный Образ Спасителя появился при следующих обстоятельствах: во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью - проказой, из-за которой снаружи он был покрыт страшными язвами, а внутри чувствовал расслабление всего тела. До Авгаря дошел слух об Иисусе и о великих чудесах, совершаемых Им. Авгарь возымел сильное желание увидеть Христа и получить от Него исцеление. Однако, не имея возможности самому идти в Иудею, он послал Господу Иисусу умилительное письмо, в котором он написал следующее:

"До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачества и лекарств Ты исцеляешь болезни, - слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных врачуешь словом и воскрешаешь мертвых. Слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, чтобы Ты потрудился прийти ко мне и исцелить мою неизлечимую болезнь, от которой я страдаю уже много лет. Дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется все нужное". С этим письмом Авгарь одновременно послал в Палестину одного искусного живописца, поручив ему изобразить на иконе лицо Господне. Так велика была любовь Авгаря ко Христу, возникшая от веры в Него, что он хотел хотя бы видеть Его изображение. По промыслу Божию живописец, как ни старался, не мог изобразить лик Христа, но Сам Господь умыл Свое лицо водой и вытер полотенцем, на котором отпечаталось чудесное изображение Божественного лика.

Затем Господь отослал это изображение Авгарю вместе с ответным посланием, в котором Он написал: "Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо ты наследуешь жизнь вечную! Ты пишешь, чтобы Я пришел к тебе, но Мне нужно совершить то, ради чего Я послан, и затем возвратиться к пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который совершенно исцелит тебя от твоей болезни". Это и совершилось после вознесения Господня, когда в Эдессу пришел с проповедью о Христе святой апостол Фаддей и крестил Авгаря, который вышел из святой купели совершенно чистый и здоровый душой и телом. Исцелившись от проказы, Авгарь написал на Нерукотворном Образе: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", украсил его и установил над городскими воротами. В 944 году, при нашествии турок, Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены из Эдессы в Константинополь.

Нужно помнить, что пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

И закончим наш материал проповедью блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), посвященной празднику Успения Пресвятой Богородицы.

- Кожне Богородичне свято - це велика радiсть, радiсть перш за все вiд того, що свiт має цю святiшу Особу. Радiсть вiд того, що через Божу Матiр наша рiдна земля, така близька i грiшна, вiдгукнулася на поклик небес, i небо зiйшло на землю. Радiсть вiд того, що вустами Божої Матерi людство вiдповiло Богу послухом, вiрою i вiдданiстю, i Господь став Людиною. Кожне свято Божої Матерi - це радiсть про Господа, радiсть i в тому, що у нас є Скоропослушниця i Подателька радостi.

З радiстю i торжеством, а разом з тим, зi здивуванням, сьогоднi ми молитовно переживаємо свято Успiння Пресвятої Богоматерi. О, дивне чудо! У гробi лежить Та, Яка дала Джерелу життя Христу Свою плоть. Пренепорочна Дiва не могла уникнути смертi. Такий закон Божий i така правда! Вона, чиста i нескверна Голубиця, Чеснiша херувимiв i Славнiйша серафимiв, Вона дала свiту Христа, але не уникла людської долi. Вона нинi закiнчила земне життя, померла. Але ми вiримо, що Вона не залишила свiту i пiсля Успiння Свого; Вона i нинi жива, бо Її до життя повернув "во утробу Вселивийся приснодевственную". Цю вiру Церква виражає в своїх пiснеспiвах, називаючи гроб Богоматерi лiствицею до небес.
Скiльки людських думок, скiльки теорiй i сподiвань розбивалися вщент перед фактом смертi. Вiра наша вчить, що смертi немає, а є успiння, яке приводить людину вiд одного виду життя - тимчасового - до iншого - вiчного. У свiтлi такого вчення багато речей у життi набувають iншого значення. Саме життя отримує новий змiст. По-новому сприймаються радощi та печалi, на якi таке багате життя кожної людини.

Божа Матiр була земною людиною. Їй були вiдомi житейськi переживання. Вона уражалася серцем бiля Хреста Свого Сина, страждала Його стражданнями. Вона покiрно несла Свiй Богоматернiй Хрест, пила чашу страждань, зберiгши до кiнця днiв Своїх слухнянiсть i вiдданiсть волi Божiй. Як радiсно i знаменно, що бiля гробу Її ми не тiльки вчимося всьому святому, вiчному i спасительному, але i отримуємо материнське благословення Пречистої Богородицi та Прiснодiви Марiї. В Нiй ми знайшли лiствицю до неба, звязок iз небом.

Преклоняючись перед Її святим гробом, навчаючись вiд Неї вищого божественного вiдання i християнських чеснот, будемо молити, щоб Вона не розлучалася з нами. Вона обiцяла апостолам, а через них i нам, перебувати з нами до кiнця вiку. На честь цiєї обiцянки святi апостоли пiсля Успiння Пречистої Божої Матерi, пiд час переломлення хлiбу, залишали за столом мiсце для Неї, Благословенної, з твердою вiрою в Її невидиму присутнiсть. Вiримо i ми, що Вона з нами, а через Неї з нами i Син Її - Господь наш Iiсус Христос, Який слухає Її молитви i нашi прохання, благословляє, карає, врачує i прощає. Мати Божа! Молитвами Твоїми позбав нас вiд усякого зла i врятуй вiд смертi душi нашi.

Источники:

1. Всё об Успенском посте в 2016 году. http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-2/.

2. 14-28 августа 2016: Успенский пост. http://foma.ru/14-28-avgusta-2013-uspenskij-post.html.

3. 14-27 августа - Успенский пост. http://www.patriarchia.ru/db/text/132194.html.

4. Три Спаса. http://www.holy-transfiguration.org/ru/transfig_saviours_ru.html.

5. Блаженнiший Митрополит Володимир.Успiння Пресвятої Богородицi. http://archiv.orthodox.org.ua/page-1294.html.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"